22
Вестник СамГУ. 2015. № 11 (133)
УДК 81"367.628
Н.В. Кравчук, A.A. Харьковская*
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ МЕЖДОМЕТИЙ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ: СТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ
Структурные аспекты английских междометий систематизируются в статье, посвященной разработке обновленных классификационных критериев для междометий, зарегистрированных в английском образовательном видеодискурсе.
Ключевые слова: английские междометия, структурный анализ, способы образования, словосложение, редупликация.
Наука во второй половине XX века подошла к новому, поворотному этапу своего развития. Наметился поворот к антропоцентризму и изучению языка как важнейшей составляющей человеческой деятельности [1, с. 274]. Одним из основных видов человеческой деятельности является речевая деятельность, поскольку человек, являясь существом социальным, в течение дня многократно обменивается информацией посредством общения. Это общение может быть как официальным, так и неофициальным, однако именно в повседневном неофициальном общении человек имеет потребность и возможность дать волю своим чувствам. Порой для говорящего не столь важна содержательная сторона сообщения, сколько возможность эмоционально разгрузиться. Любая речь, даже чисто информативная, сопровождается эмоциональностью разной степени выраженности. Английский язык предоставляет самые широкие возможности для подобного поведения, обеспечивая коммуникантов устоявшейся системой выражений эмоционально-оценочного отношения. В научной литературе утверждается, что спецификой разговорной речи является именно ее высокая экспрессивность и эмоциональность [5, с. 32]. Традиционно признается, что адекватными языковыми средствами выражения эмоций могут служить междометия.
Несмотря на то, что междометия являются ограниченным по своему составу классом слов, они континуально развиваются на протяжении веков: часть междометий уходит из языка, но на смену им появляются новые [3, с. 326]. Основными источниками происхождения междометий принято считать непроизвольные выкрики или знаменательные слова, которые с течением времени в процессе десемантизации претерпевают категориальное перерождение. В соответствии с этим, по структурному признаку междометные единицы традиционно подразделяются на первичные (непроизводные) и вторичные (производные) междометия.
В результате анализа 30 серий современного обучающего видеокурса «Extr@ English» были зарегистрированы 2498 междометных единиц, среди которых было выявлено 248 их разновидностей. Такое масштабное междометное разнообразие подтверждается активной структурной диверсификацией английских междометий в обследованном материале. Для упорядочения структурной организации проанализированных междометий была разработана классификация, которая в основе своей базируется на морфологических критериях, предложенных Е.А.Чурановым в работе, посвященной описа-
* © Кравчук Н.В., Харьковская A.A., 2015
Кравчук Наталья Валерьевна ([email protected]), Харьковская Антонина Александровна ([email protected]), кафедра английской филологии, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Способы образования междометий в современном английском образовательном контексте: структурные аспекты 23
нию междометной парадигмы [6]. В связи со структурным многообразием междометных единиц, которые были зарегистрированы в нашем материале, в вышеуказанную классификацию были внесены соответствующие изменения. Так, по E.A. Чуранову, все междометия подразделяются на 3 группы: первичные междометия, вторичные или знаменательные междометия и междометные единицы смешанного типа. Поскольку превалирующее большинство междометий в нашем материале составляют первичные междометия, основное внимание в настоящем исследовании фокусируется именно на этой подгруппе английских междометных единиц.
I. Первичные междометия.
Первый и основной блок нашей классификации составляют первичные междометия.
1) Простые первичные междометия.
В первый раздел первого блока входят простые первичные междометия, которые представляют собой одиночные выкрики и вербализацию рефлекторных реакций. В нашем материале они представлены следующими междометиями: Agh, Ah, Ahm, Aha, Alas, Aw, Ay, Bah, Bingo, Boo, Boom, Bravo, Brrr, Cooee, Cuckoo, Eh, Egh, Erm (Em), Er, Euch, Ergh, Grr, Ha, Hmm, Hah, Huh, Hey, Hup, Mm, Mmm, Meow, Mwah, Oh, Ole, Ow, Oy, Oof, Oop, Oops, Oi (Oui), Pah, Phew, Pow, Psst (Sss), Shush, Uh, Uhuh, Ugh, Urgh, Whoa, Whoo, Whoops, Wow, Yuck (Yuk), Yum.
2) Сложные первичные междометия представляют второй раздел первого блока нашей классификации. Они делятся на три группы в зависимости от способов образования:
Междометия, образованные путем словосложения. В классификации E.A. Чурано-ва в эту группу входят междометные единицы, образованные путем соединения двух простых первичных междометий. В связи с тем, что в нашем материале было зарегистрировано междометие, образованное путем соединения трех основ, в ходе изучения материала выборки, которая базируется на примерах из английского образовательного дискурса, были выделены две подгруппы:
а) междометия, образованные путем соединения двух простых первичньх междометий: Ah-ha, Ah-hah, Ah-huh, Ah-uh, Er-hem, Er-hmm, Eh-hum, Ha-hmm, Hah-huh, Huh-uh, Oh-ha, Oh-ho (O-ho), Oh-hey, Uh-oh, Uh-huh, Whoo-hey. Эти междометия также дополняются междометием с фонетическим варьированием гласного звука: Hah-aah;
б) междометия, образованные путем соединения трех простых первичных междометий: Ah-ha-hmm.
Вместо типа Б. «Редупликация», который присутствует в классификации E.A. Чу-ранова, мы выделили объемную по количеству группу под названием «междометия с повтором». По нашему мнению, для второй группы целесообразно предложить более обобщающее название, поскольку в нашем материале зарегистрированы междометия не только в редуплицированной форме, но и в многократно повторенной. Более того, группа «междометия с повтором», в свою очередь, делится на 2 подгруппы в зависимости от повтора той или иной части междометия. В первой подгруппе под названием «междометия с повтором основы» были выявлены семь различных разделов, что отличается по параметрам от классификации E.A. Чуранова, которая ограничивается примерами междометий с двукратным и реже — с троекратным повтором основы, в то время как в нашем материале имеются четырех-, пяти-, шести- , семи- и даже восьмикратные повторы основы.
II. Междометия с повтором
1) Междометия с повтором основы:
— междометия с двукратным повтором основы (редупликация): Ah-ah, Beep-beep, Dib-dib, Dob-dob, Ha-ha, Hah-hah, Huh-huh, Hey-hey, He-he, Hmm-hmm, Ho-ho,
Mw-mw, Oh-oh, Ow-ow, Shush-shush, Uh-uh, Whoa-whoa. К этой подгруппе мы также отнесли междометия с редуплицированной основой, обладающей фонетическим варьированием: Da-daa, Da-daaa, Ha-haa, Oooh-oh;
— междометия с трехкратным повтором основы: Ah-ah-ah, Eee-eee-eee, Grr-grr-grr, Ha-ha-ha, Hah-hah-hah, He-he-he, Ho-ho-ho, Oh-oh-oh, Pow-pow-pow, Tut-tut-tut, Uh-uh-uh, Whoa-whoa- whoa. К этой подгруппе мы также отнесли междометия с трехкратным повтором основы, обладающей фонетическим варьированием как гласных, так и согласных звуков: Hoo-hooo-hooo, Ooh-ooh-ooohhh;
— междометия с четырехкратным повтором основы: Ah-ah-ah-ah, Cha-cha-chacha, Da-da-da-da, Ha-ha-ha-ha, Ho-ho-ho-ho, Na-na-na-na, Ti-ti-ti-ti;
— междометия с пятикратным повтором основы: Ho-ho-ho-ho-ho;
— междометия с шестикратным повтором основы: Blah-blah-blah-blah-blah-blah, Cluck- cluck- cluck-cluck- cluck- cluck;
— междометия с семикратным повтором основы: Ta-ta-ta-ta-ta-ta-ta;
— междометия с восьмикратным повтором основы: Uh-uh-uh-uh-uh-uh-uh-uh.
В некоторых вышеупомянутых пунктах подгруппы «Междометия с повтором» были отмечены случаи повторов основ междометий, включая фонетическое варьирование. Более подробный анализ и многочисленные примеры междометий из указанного выше проанализированного видеокурса содержатся в работе «Коммуникативная роль английских междометий в современных обучающих видеороликах: на материале видеокурса английского языка "EXTR@ ENGLISH"» [2].
Подтип, который в классификации Е.А. Чуранова называется «удвоение конечного слога», переименован в группу «междометия с повтором конечного слога» и включен в состав второй подгруппы, что объясняется тем, что среди зарегистрированных нами междометий были обнаружены такие единицы, которые были образованы путем трехкратного повторения конечного слога. Рассмотрим описанную выше группу языковых единиц, функционирующих в образовательном видеокурсе.
2) Междометия с повтором конечного слога:
— междометия с удвоением конечного слога: Whoo-hoo;
— междометия с трехкратным повтором конечного слога: Whoo-hoo-hoo.
К третьей группе были отнесены междометия, образованные как путем повторения основы, так и при помощи словосложения (в классификации Е.А. Чуранова — «редупликация + словосложение»),. В нашей интерпретации они оформлены в отдельную группу со следующими подтипами:
III. Междометия, образованные при помощи повторения основы и словосложения:
а) междометия, образованные при помощи редупликации основы и словосложения: Ah-hah-hah, Ah-ah-hah, Ah-ha-ha, Ha-ha-hah, Ha-ha-hmm, Ha-ha-hum, Ha-hmm-hmm, Ha-ha-hmmm, Ha-ah-ah, Ha-ha-ha-ah, Oh-ho-ho, Oh-ho-ho-oh, Oh-ow-ow, Oh-wah-wah-ah, Oh-hah-hah;
б) междометия, образованные при помощи трехкратного повтора основы и словосложения: Ah-yum-ah-ah, Hah-ha-ha-ha, Oh-mmm-prrr-prrr-prrr, Coo-goo-goo-goo;
Междометия, образованные при помощи четырехкратного повтора основы и словосложения: Boom-dikka-ding-boom-ding-ding-ding. (В настоящем примере помимо указанного повтора наблюдается также редуплицированная форма основы еще одного компонента словосложения.)
Знаменательные междометия составляют второй, менее насыщенный блок нашей классификации, поскольку в нашем материале было зарегистрировано всего 3 разновидности вторичных междометий. По способу образования они были сгруппированы следующим образом:
I. Адвербиальные междометия: Well;
II. Глагольные междометия: Damn;
Способы образования междометий в современном английском образовательном контексте: структурные аспекты 25
III. Линейные междометия: Come, come.
Междометия смешанного типа составляют третий блок нашей классификации. Вслед за Е.А. Чурановым в этот блок мы включили междометные единицы, состоящие из сочетания первичного и знаменательного междометий.
I. Первичное междометие и слово утверждение: Ah yes;
II. Первичное и адъективное междометия: Oh dear;
III. Первичное и адвербиальное междометия: Oh well;
IV. Первичное и глагольное междометия: Oh slush.
Поскольку первичные междометия вербализованы наиболее разнообразным качественным составом зарегистрированных единиц, то первый блок нашей классификации описан в деталях, а два других- обзорно. Малочисленность междометий второго и третьего блоков объясняется нераспространенным использованием вторичных междометий и междометий смешанного типа в рассмотренной выборке. Однако разнообразная структурная организация первичных междометий послужила основанием для регистрации ряда новых групп. Основным стимулом для образования новых пунктов классификации послужила тенденция к многократному повтору одного и того же междометия и сложения большего количества основ английских междометных единиц с целью усиления эмоциональности высказывания.
Обобщая все вышесказанное, отметим, что пополнение старых, изменение или выделение новых групп в рассмотренной классификации свидетельствует об объемном эволюционном потенциале современных английских междометий. Многообразие первичных междометий свидетельствует о том, что они представляют собою вовсе не вымирающую категорию слов, не только уцелевший в языке рудимент из прошлого. Междометия обладают собственной генеративной способностью и продолжают развиваться [4, с. 355]. Таким образом, проведенный анализ показал, что междометия в условиях функционирования в современном английском образовательном видео-дискурсе представляют собой многообразный по способу образования и качественному составу класс языковых единиц, который активно меняется как в структурном, так и в содержательном плане. Систематизация структурных аспектов английских междометий в современном образовательном видео-пространстве подтверждает тезис об объемном эволюционном потенциале анализируемых единиц, с одной стороны, а с другой, — свидетельствует о тенденции к активизации структурных способов образования междометий в контексте современных образовательных схем и технологий по обучению разговорному английскому языку.
Библиографический список
1. Александрова О.В., Менджерицкая Е.О., Харьковская A.A. Филология как составляющая современного гуманитарного знания и компетентностный подход в образовательных программах по зарубежной филологии // Вестник Самарского государственного университета. 2008. С. 273-280.
2. Кравчук Н.В. Коммуникативная роль английских междометий в современных обучающих видеороликах: на материале видеокурса английского языка «EXTR@ ENGLISH» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. С. 97-99.
3. Кравчук Н.В. Эволюция междометной парадигмы в английском драматургическом дискурсе // Эволюция и трансформация дискурсов: языковые, филологические и социокультурные аспекты. Самара: Самарский университет, 2013. С. 325-332.
4. Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи. Л.: Наука, 1978. 386 с.
5. Старостина Ю.С., Харьковская A.A. Динамика негативной оценки в англоязычном драматургическом дискурсе: монография. Прага: Vdecko vydavatelsk centrum «Sociosfra-CZ», 2014. 140 c.
6. Чуранов А.Е. К проблеме классификации междометий английского языка // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург, 2006. С. 172-178.
Источник выборки:
1. Wilson K. Extr@ English. USA, 2003. 30 Episodes. References
1. Aleksandrova O.V., Mendzheritskaya E.O., Kharkovskaya A.A. Philology as Modern Humanitarian Knowledge Constituent and Competence Approach in Education Programs for Foreign Language Studies. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University]. Samara: SamGU, 2008, pp. 273 — 280 [in Russian].
2. Kravchuk N.V. Communicative Role of English Interjections in Contemporary Training Videos: Based on the Material of the English Language Video Course «EXTR@ ENGLISH». Philological Sciences. Issues of Theory and Practice. Tambov, Gramota, 2015, pp. 97—99 [in Russian].
3. Kravchuk N.V. The Evolution of the Paradigm of Interjections in English Drama Discourse. Evolution and Transformation of Discourses: Linguistic, Philological and Sociocultural Aspects. Samara, SamGU, 2013, pp. 325 — 332 [in Russian].
4. Meshchaninov I.I. Parts of the Sentence and Parts of Speech. L., Nauka, 1978, 386 p. [in Russian].
5. Starostina Yu.S., Kharkovskaya A.A. Dynamics of Negative Evaluation in English Dramatic Discourse: monograph. Prague, Vdecko vydavatelsk centrum «Sociosfra-CZ», 2014, 140 p. [in Russian].
6. Churanov A.E. On the Problem of Classification of English Interjections. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Orenburg State University]. Orenburg, 2006, pp. 172-178 [in Russian].
The samples sources
1. Wilson K. Extr@ English. USA, 2003. 30 Episodes [in English].
N.V. Kravchuk, A.A. Kharkovskaya*
MEANS AND WAYS OF FORMATION OF INTERJECTIONS IN MODERN ENGLISH EDUCATIONAL CONTEXT: STRUCTURAL ASPECTS
Structural aspects of English interjections are systematized in the article aimed at working out the renewed classification criteria for the interjections registered in the English educational videodiscourse.
Key words: English interjections, structural analysis, ways of formation, stem-composition, reduplication.
Статья поступила в редакцию 30/VIII/2015. The article received 30/VIII/2015.
* Kravchuk Natalya Valerievna ([email protected]), Kharkovskaya Antonina Alexandrovna ([email protected]), Department of English Philology, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.