Научная статья на тему 'Способы мониторинга web-среды'

Способы мониторинга web-среды Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
379
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ WEB-СРЕДЫ / ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ МОНИТОРИНГА / НЕОБХОДИМОСТЬ МОНИТОРИНГА WEB-СРЕДЫ В КРУПНЫХ КОРПОРАЦИЯХ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Руденок Павел Борисович

В данной статье рассматриваются способы мониторинга web-среды, обсуждаются плюсы и минусы существующих на сегодняшний день подходов разработки программных продуктов, а также приводятся аргументы в пользу осуществления web-мониторинга в крупных корпорациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы мониторинга web-среды»

СПОСОБЫ МОНИТОРИНГА WEB-СРЕДЫ Руденок П.Б.

Руденок Павел Борисович - бакалавр, кафедра информационных технологий и систем управления, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматриваются способы мониторинга web-среды, обсуждаются плюсы и минусы существующих на сегодняшний день подходов разработки программных продуктов, а также приводятся аргументы в пользу осуществления web-мониторинга в крупных корпорациях.

Ключевые слова: мониторинг web-среды, подходы к разработке программного обеспечения для мониторинга, необходимость мониторинга web-среды в крупных корпорациях.

УДК 004.031.2

Мониторинг web-среды - это систематическая, циклическая проверка и отслеживание основных показателей работы сервера: время задержки доступа к серверу, доступность web-ресурсов, проверка функционирования баз данных.

Мониторинг web-среды, как правило, производится удаленно и является одним из главных инструментов, благодаря которому обеспечивается долговременная и стабильная работа web-серверов. Результатом работы мониторинга web-среды является своевременное предупреждение администратора сервера либо инженера об обнаруженных неполадках в работе системы. Оповещение владельца сервера производится разными способами: оповещение посредством электронной почты, оповещение через скайп, через SMS, либо через иное средство связи.

Необходимость прогнозирования, оповещения о найденных проблемах во время работы web-сервера в любой(независимо от масштаба) профессиональной корпорации обеспечивает актуальность данной работы. В таком случае, мониторинг web-среды -это комплекс быстрого нахождения проблем в функционировании системы, своевременного оповещения администраторов о возникших неполадках.

Существует некоторое количество программных решений для осуществления мониторинга web-среды: Ichinga, Nagios, Zabbix, System Center Operations Manager. Помимо отдельных программ для мониторинга, существует больше количество web-ресурсов, которое обеспечивает удалённое слежение за пользовательской web-средой. Самые известные из них: host-tracker.com, webopulsar.ru, monitis.com, pingup.ru, uptimerobot.com Основным минусом вышеупомянутых систем является сложность в использовании при web-мониторинге в режиме реального времени, а также их платность.

Существуют специфические виды web-мониторинга, к примеру, от лица конечного пользователя, когда в заданные самим пользователем промежутки времени циклически эмулируются его действия. Обычно это планировщик заданий, который запускает специальный, заранее определённый скрипт-сценарий, а затем рапортующий об успехе выполнения действий или о возникших в процессе ошибках.

Для хранения полученной во время web-мониторинга информации используется база данных под различными СУБД: вся информация об объектах мониторинга представлена как набор конфигурационных единиц. Каждый сервер и каждое сетевое устройство в системе пользователя — это некий объект который хранится в централизованной или распределено базе данных. Такое представление системы позволяет интегрировать систему мониторинга с визуальными представлениями: диаграммами, графиками и текстовым описанием результатов web-мониторинга^, c. 45].

Сама структура web-мониторинга значительно видоизменяется с течением времени. Например, одна из тонкостей возникла при появлении инструментов визуализации: если раньше была необходимость отслеживать состояние только физических серверов, то в настоящее время на каждом из этих физических серверов может находиться некоторое количество виртуальных.

Также системы мониторинга можно настроить на выполнение каких-либо стандартных сервисных действий. Например, очищать корзину пользователя при её заполнении или запустить архивирование для каких-либо файлов, когда дисковое пространство окажется заполненным.

При выборе, планировании, разработке систем мониторинга требуется определиться, какие ресурсы будут подвергаться мониторингу. Также нужно определить критические показатели, которые определят количество и содержательность оповещений при поломке, частоту мониторинга и прочие параметры. Для больших крупных инфраструктур, вроде дата-центров, перед финальным внедрением обычно разворачивают тестовую площадку, которую также называют "песочницей", где можно оценить целесообразность и работоспособность сделанных решений и определить параметры пороговых значений.

Внедрение подобных подходов и решений особенно важно при использовании сервисного подхода к деятельности подразделений информационных систем, когда все процессы пересматриваются с точки зрения предоставляемых корпорацией сервисов.

Каждый бизнес-сервис корпоративной системы по возможности интерпретируется как сервис информационных технологий, задается определенный уровень качества его предоставления. Далее он описывается в системе мониторинга как набор взаимосвязанных компонентов инфраструктуры информационной системы[1, c. 34].

Системы мониторинга должны быть ориентированы на потребителей разного уровня. Для крупных корпораций обычно используется огромное количество разнообразных функций, для маленьких компаний обычно достаточно поверхностного анализа узлов и отправки оповещений системному администратору.

Среди основных функций мониторингов можно выделить следующие:

1. Слежение за объектом мониторинга. Ключевая функция, которая включает в себя периодический сбор- показателей с оборудования, сервисов, и т д.

2. Хранение полученной во время мониторинга информации. Осуществляется сбор информации по основным показателям и критериям каждого объекта мониторинга. Для хранения такой информации используются базы данных.

3. Построение отчётов мониторинга.

4. Визуализация мониторинга. Отчеты могут быть в виде текстового представления (логи мониторинга), либо в виде графиков и диаграмм.

5. Поиск узких мест. На основе аналитических данных мониторинга представляется возможным узнать, какое место инфраструктуры наиболее сильно снижает общие показатели производительности всей системы в целом.

6. Автоматизация сценариев. Функция освобождает администраторов от рутинных задач мониторинга.

Благодаря наличию средств для реализации всех вышеизложенных функций администратору больше не нужно проверять вручную состояние каждой части системы. Проблемы решаются более оперативно, диагностика наблюдаемой системы осуществляется циклично и точно, а благодаря этому можно планировать расширение и дальнейшее усложнение инфраструктуры наблюдаемой системы.

Список литературы

1. Бон Я.В. ИТ Сервис-менеджмент. Вводный курс на основе ITIL. 252 с.

2. CrollA., Power S. Complete Web Monitoring, 2009. 672 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.