Научная статья на тему 'Способы маскировки гендерной идентичности коммуникантов в дискурсе англоязычных чатов'

Способы маскировки гендерной идентичности коммуникантов в дискурсе англоязычных чатов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
381
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / МЕХАНИЗМ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / МАСКИРОВКА ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ЧАТ / ЖЕНСКАЯ РЕЧЬ / WOMEN'S SPEECH / МУЖСКАЯ РЕЧЬ / MEN'S SPEECH / GENDER / MECHANISM OF SELF-PRESENTATION / GENDER IDENTITY MASKING / CHAT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гукосьянц О.Ю.

В представленной статье автор перечисляет механизмы самопрезентации мужчин и женщин в англоязычной чат-коммуникации, предоставляет иерархии выделенных механизмов самопрезентации мужчин и женщин, описывает способы маскировки гендерной идентичности участников англоязычных чатов. На основе проведенного исследования автором делается вывод о том, что, во-первых, при определении гендерной идентичности пользователя сигнальным оказывается проявление менее очевидных механизмов самопрезентации. Во-вторых, критическая конфликтная ситуация в рамках чат-коммуникации, способствующая определенному поведению пользователя, является показательной при определении гендерной идентичности коммуниканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гукосьянц О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME METHODS OF THE COMMUNICANTS’ GENDER IDENTITY MASKING IN THE ENGLISH CHAT-ROOMS

In the given article the author lists some mechanisms of men and women self-presentation in the English chats, shows the hierarchies of these mechanisms, describes some methods of the communicants’ gender identity masking in the English chat-rooms. On the basis of the given research the author concludes that, firstly, an appearance of less obvious self-presentation mechanisms at the determination of communicant’s gender identity is meaningful. Secondly, the critical conflict situation in the chat-communication provoking a certain behavior of the user is indicative at the determination of communicant’s gender identity.

Текст научной работы на тему «Способы маскировки гендерной идентичности коммуникантов в дискурсе англоязычных чатов»

УДК 811.161.1'36

СПОСОБЫ МАСКИРОВКИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КОММУНИКАНТОВ В ДИСКУРСЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ЧАТОВ

О.Ю. Гукосьянц

Публикация выполнена в рамках проекта «Когниолингвистическое и лексикографическое моделирование фрагментов прикладной и фундаментальной научной картины мира (русский и английский языки)» в соответствии с Государственным заданием Министерства образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» на 2014—2016 гг. (руководитель проекта — доктор филологических наук, профессор О.А. Алимурадов)

В представленной статье автор перечисляет механизмы самопрезентации мужчин и женщин в англоязычной чат-коммуникации, предоставляет иерархии выделенных механизмов самопрезентации мужчин и женщин, описывает способы маскировки гендерной идентичности участников англоязычных чатов. На основе проведенного исследования автором делается вывод о том, что, во-первых, при определении гендерной идентичности пользователя сигнальным оказывается проявление менее очевидных механизмов самопрезентации. Во-вторых, критическая конфликтная ситуация в рамках чат-коммуникации, способствующая определенному поведению пользователя, является показательной при определении гендерной идентичности коммуниканта.

Ключевые слова: гендер, механизм самопрезентации, маскировка гендерной идентичности, чат, женская речь, мужская речь.

Анонимность среды Интернет представляет значительный простор для творческой активности и самопрезентации коммуникантов. Наиболее ярким средством гендерной самопрезентации в Интернет-общении является речевое поведение личности. Опосредованность и дистантность данного вида общения позволяют реальной личности замаскироваться под любой виртуальный образ, скрывая истинную гендерную идентичность. (Подробнее о современных гендерных исследованиях см. [Алимурадов, Гусева, 2010; Алимурадов, Каратышова, 2010; Алимурадов, Раздуев, 2011; Гусева, 2008; Ковальчук, 2013; Нордгеймер, Костанова, 2006 и др.]) Определению способов маскировки гендерной идентичности коммуникантов в дискурсе англоязычных чатов посвящена настоящая статья.

Мужчины и женщины, обладая определенным набором гендерных маркеров речи, реализуемых в чат-коммуникации, прибегают к использованию конкретных механизмов самопрезентации [см. также: Сон, 2009; Алимурадов, 2007]. Перечислим выделенные нами механизмы самопрезентации мужчин и женщин с указанием речевых маркеров, реализующих каждый механизм.

Женскими механизмами самопрезентации являются:

- механизм сокращения дистанции с собеседником, установки дружеского контакта: маркеры -выражения I mean, I think, Sort of, Well, Just, I suppose, You see, You know; конструкции I wonder if, It seems to me, My impression is, I wouldn't mind; герундий; эллиптические конструкции; вежливые слова, извинения, просьбы; манипуляции с графической формой текста;

- механизм избегания конфликта - апеллирование к администратору;

- механизм создания красочного высказывания: маркеры - метафоры, фразеологизмы; средства семантической гиперболизации речи; частично десемантизированные интенсификаторы, способствующие гиперболизации высказывания.

Мужскими механизмами самопрезентации являются:

- механизм выражения агрессии, провокации скандала: маркеры - провокационная апелляция к чужому мнению; инвективы, жаргонизмы;

- механизм облегчения восприятия собственной речи для окружающих: маркеры - текстовая когезия; отсутствие образности высказывания;

- механизм установки дистанции с собеседником: маркеры - риторические вопросы; стяжения.

В условиях отсутствия зрительного контакта говорящий может позволить себе проигрывать любые социальные роли, недоступные в повседневной жизни, создавать новый социальный портрет, не совпадающий с реальной действительностью и основанный порой на подмене коммуникативных ролей, что выражается в определенной направленности речевого поведения.

«Сдвиг гендерной идентичности», проявление маскулинности у женщин и фемининности у мужчин, связано как с социальными, так и с личностными факторами, с возможностью удовлетворить собственный интерес относительно того, каково это быть женщиной / мужчиной, с возможностью получить некоторую интересующую информацию, «запретную» для лица противоположного пола, и определить, комфортно ли тот или иной пользователь чувствует себя в языковой роли мужчины / женщины.

По мнению Т.В. Гомон, «чтобы прийти к выводу о факте имитации речи лица другого пола, нужно установить, какой комплекс классификационных признаков (идентификационных характеристик) женской и

мужской речи является броским, часто встречающимся и легко поддающимся имитации, а каким признакам подражать сложнее, что обусловлено глубинными процессами порождения речи и не может быть спрятано, замаскировано» [Гомон, 1990; цит. по: Кирилина, http://old.strana-oz.ru/?numid=23&article=1038].

Преломляя сказанное к ситуации маскировки гендерной идентичности в чат-коммуникации, укажем, что маскируются, как правило, ярко выраженные механизмы самопрезентации имитируемой гендерной идентичности. При этом сигнальными дешифровщиками оказываются менее очевидные механизмы самопрезентации истинной гендерной идентичности.

Проследим частоту проявления представленных механизмов самопрезентации мужчин и женщин в рамках нашей выборки на характер выявления ярко выраженного, либо непрототипического механизма. В ситуации чат-коммуникации проявление менее очевидных механизмов самопрезентации оказывается сигнальным при определении гендерной идентичности пользователя.

В женской речи в чат-коммуникации наблюдается следующая иерархия механизмов самопрезентации:

I - механизм сокращения дистанции с собеседником, установки дружеского контакта (45 %);

II - механизм избегания конфликта (40 %);

III - механизм создания красочного высказывания (15 %);

Иерархия механизмов самопрезентации мужчин в чатах выглядит следующим образом:

I - механизм установки дистанции с собеседником (47,6 %);

II - механизм выражения агрессии, провокации скандала (38,2 %)

III - механизм облегчения восприятия собственной речи для окружающих (14,2 %).

Исходя из сложившейся ситуации, можно заключить, что менее очевидными механизмами самопрезентации, являющимися основными показателями при определении гендерной идентичности коммуниканта, в женской речи является механизм создания красочного высказывания, в мужской - механизм облегчения восприятия собственной речи для окружающих.

Однако в чате классифицировать механизмы по частоте употребления для определения протипических и менее частотных механизмов самопрезентации мужчин и женщин недостаточно. Наличие у мужчин и женщин двух зеркально противоположных механизмов самопрезентации обусловливает противоречащие друг другу парадигмы речевого поведения в зависимости от сложившейся ситуации общения. В ситуации спокойного неагрессивного общения женщины стремятся расположить к себе собеседника, создать дружескую непринужденную атмосферу, показать желание продолжать общение в рамках чата. В похожей ситуации мужчины, как правило, стремятся доминировать, доказывать собственное превосходство, лидировать в дискуссии, оспаривать мнение собеседника, самоутверждаясь подобным образом. Именно поэтому мужчины чаще женщин являются провокаторами скандалов в рамках чатов, способствуют их развитию, открыто нападают на собеседников. Женщинам подобное свойственно в меньшей степени. Как было отмечено в ходе исследования, женщины скандалы стараются избегать, либо как можно скорее их прекратить, игнорируя грубые высказывания в собственный адрес или обращаясь за помощью к администратору сайта.

Обратимся к примерам и проанализируем, как происходит маскировка гендерной идентичности коммуникантов в чатах.

(1) male35 puts on the brenda baby song l0ver: is not there anything interesting??? male35: depends on what you find interesting, lover, I guess male35: hm, aspect, don't like that one by tupac so much

Aspect: It's a dark tale yeah, but I was demonstrating the lyrics more with that. Tells the story quite well huh? male35: well, he's speculating, it seems

male35: well, he says she can barely sign her name. is that the case? how much do we know about brenda's literacy?

Aspect: Lol. He's calling her dumb, mate.

male35: he's making bigger points about social problems using this individual case ... but I'm not sure he has the details of this case correct.

male35: yeah, thanks for explaining that to me, aspect XD

Aspect: Lol, that's the point of the song man. It's not about brenda, it's the fact that it's a common problem in his society.

male35: I'm uncomfortable with making a song about general problems using a specific person without getting the details of that person's life correctfuck everything about writing this essay male35: there really is a person named brenda, after all.

male35: actually, I sympathize with germans and finns not wanting to pick up the bill for greek tax evasion and italian corruption.

male35: what about you, fant? what country are you in this story, anyway?

Fant: hahaha..lol.. the orange one.. Which is preparing for the big day soon male35: P ..the Netherlands that would be :P

male35: well, things are more or less going well in NL at the moment, aren't they?

male35: wb don't exist Fant: sure they are. male35: nena..sure not latino ? nena..: no male35: sigh

male35: it's just your accent.....

nena..: you really want me to be, dont you? want me to pretend for you?..............lol

male35: want me to be a guy?

nena..:_confused, thought male35 was a guy>...

Lion-Rampant: nena.. : ?

Lion-Rampant: don't take everything literally

nena..: im lost..............so hes male and female?

Lion-Rampant: woman

Lion-Rampant: you're thinking too much about this Lol [www.spinchat.com, дата обращения: 24.04.13] Как видно из примера, герой male35 принимает одновременно участие в нескольких диалогах с разными собеседниками, что, как правило, свойственно именно женщинам. Речь героя содержит следующие гендерные маркеры, характеризующие его как женщину - употребление эллипсиса; выражений I guess, Well, It seems, I'm not sure, Actually; герундия; разделительных вопросов, что способствует смягчению категоричности высказывания, демонстрирует неуверенность говорящего. Кроме того, можем наблюдать использование характерных для мужчин вопросов провокационного характера, инвектив. Герой беседует на разные темы, в том числе на «типично мужскую» тему - о политике. Однако количество мужских маркеров, имеющих целью, на наш взгляд, поставить собеседника в неловкую ситуацию, значительно уступает женским.

Используя для маскировки собственной гендерной идентичности частотный мужской механизм выражения агрессии, провокации скандала, женщина выдает себя наличием в речи чрезмерного количества маркеров женского механизма сокращения дистанции с собеседником, установки дружеского контакта, который реализуется непреднамеренно, показывая тем самым истинную сущность пользователя.

Оба механизма самопрезентации являются прототипическими в рамках представления каждого гендера. Однако употребление в речи нескольких вопросов провокационного характера и одной инвективы не позволяют реализовать мужской механизм в объеме, сопоставимом с объемом реализации женского механизма. Следовательно, представляясь мужчиной, герой проявляет собственную тендерную идентичность, используя анти-прототипичекий механизм.

Можем сделать вывод: пытаясь подражать мужчине, за ником male35 все-таки скрывается девушка. (2) Hikari: These families claim that they are following Islam as well, the_aquarian. And I did not blame anyone. I simply gave u the fact that it mostly happens in Muslim families.

the_aquarian: Hikari: u can read quran their GOD given permission to ladies to choose their hubby.......

the_aquarian: Hikari: u shud read quaran then u will know the real islam

Hikari: You should tell that to the families who force their daughters to marry strangers, the_aquarian, not to me. Hikari: btw, not that it counts much, but here is the definition of 'arranged marriage' from Wiki: An arranged marriage is a practice in which someone other than the couple getting married makes the selection of the persons to be wed. Note that it says that the choice is not made by the couple.

soulful: and u think wikipedia is all true Hikari? i think u should read a better website

Hikari: Read carefully what I said before the definition, soulful. Then you wouldn't have to ask whether I think it is all true.

Chat-n-Smile: Hikari. Oh please - if you want to succeed in this debate, DONT quote Wiki! It is full of holes and inaccuracies! It is not rated - except my empty-heads. You deserve better. Hikari: Again, read what I prefaced the definition with, Chat-n-Smile.

soulful: Hikari: it goes on to say It should not be confused with the practice of forced marriage, in which one person forces another to marry him or her.

Hikari: Well, to me, if someone else does the chosing and one of the partnes isn't happy with the choice, that's then close to force, soulful [www.spinchat.com, дата обращения: 23.02.12].

В представленном диалоге прослеживается неуверенность в общении коммуниканта Hikari. Вступая в открытый спор с собеседником и пытаясь аргументировать свое мнение (наблюдаем использование ряда гендерных маркеров свойственных мужскому механизму установки дистанции с собеседником -последовательное изложение фактов, употребление однокоренных слов, местоимений), говорящий при этом занимает позицию самозащиты, пытается снять с себя ответственность за сказанное, использует средства, демонстрирующие коммуникативную слабость, не выражает собственное мнение, ссылаясь на определения в Wikipedia, в то время как собеседники высказывают противоположные точки зрения и выражают неодобрение подобных ссылок. Исходя из данных стратегий, можно говорить о женском характере речи коммуниканта Hikari, зарегистрированного в чате как мужчина, но проявляющего женский механизм избегания конфликта. На наш взгляд, желание уйти от конфликта превалирует над логичным последовательным и понятным

изложением фактов и сделанным выводом как следствием перечисленных доказательств. Таким образом, критическая конфликтная ситуация в рамках чат-коммуникации способствующая определенному поведению пользователя является показательной при определении гендерной идентичности коммуниканта.

Как показывает анализ сплошной выборки контекстов чата, мужчина, в отличие от женщины, ответит на провокацию. Женский механизм избегания конфликта не характерен для мужчин при маскировке мужской гендерной идентичности. При этом мужчины в условиях маскировки стремятся продемонстрировать положительный настрой к собеседникам, желание наладить дружеские отношения, употребляют извинения, вежливые слова. И, наоборот, женщины, демонстрирующие мужской механизм выражения агрессии и маскирующие свою гендерную идентичность, едва ли проявят мужской механизм установки дистанции с собеседником.

(3) Lion-Rampant: hi dear friend I'm pretty good nice thank y achaniel: Lion-Rampant: apologies for my ignorance

Lion-Rampant: Oh! U'r kinda gentle hearted guy that says sorry for the smallest things achaniel: Lion-Rampant: remember when we last talked? I'm sure it was the best decision. There is such a thing as going too far. You need to protect yourself

Lion-Rampant: achaniel: i find wisdom in your words. this is a page I did about a year ago for a cyberoptics track, the coding in it isn't great cause I wasn't too far along then, I think you'll like the pics in the frame though :P http://techpirates.noads.biz/dubstep/cyberoptics-pimpin.html

buttons.: achaniel: and Lion-Rampant seem like a couple of women buttons.: achaniel: and Lion-Rampant seem like a couple of women achaniel: We're lesbains!

Lion-Rampant: we are buttons. sweety pie you want to see my new nail polish?:P achaniel: Lion-Rampant: hmm. like the sound of that [www.spinchat.com, дата обращения: 14.03.12] В данном примере представлен диалог между achaniel и Lion-Rampant. Согласно профилям чатеров, оба являются мужчинами. Однако, наблюдая за их разговором, участник buttons. ассоциирует его с беседой женщин. Анализируя данный текст на наличие гендерных маркеров, отмечаем ряд особенностей, действительно присущих женскому стилю общения, т.е. стилю коммуникативного сотрудничества: использование извинений, так называемый модус вежливости, употребление описаний и эмоционально-маркированных слов, придающих экспрессивность тексту, оценочных прилагательных и прилагательных в превосходной степени, наречий, вводных слов. Речь характеризуется отсутствием сленга, жаргонизмов и инвектив, даже когда buttons. сравнивает данный диалог с типично женским. Кроме того, маникюр - это определенный стереотип женского образа, следовательно, преимущественно женская тема для обсуждения. Создается впечатление, что герои achaniel и Lion-Rampant преднамеренно провоцируют окружающих, прибегая к женскому механизму сокращения дистанции, установки дружеского контакта. При более тщательном анализе высказываний Lion-Rampant замечаем употребление говорящим стяжения kinda, сокращений: y, U'r, cause, pics, являющихся мужскими маркерами гендерной идентичности. Речь героя логична, связна, аргументирована, что соответствует мужскому механизму облегчения восприятия собственной речи, занимающему, по сравнению с лидирующим женским, только III позицию в иерархии механизмов самопрезентации. Следовательно, на основе сопоставления используемых механизмов гендерной самопрезентации можно сделать вывод о том, что Lion-Rampant - все-таки мужчина, лишь провоцирующий окружающих своим поведением.

Гендерную принадлежность achaniel, исходя из данного примера, однозначно определить весьма трудно. Рассмотрим еще один пример высказываний этого героя.

(4) the_aquarian: LA-DE-Freaking-DAO_O: can i date u? achaniel: Hello everyone

achaniel: so whats happening here?

LA-DE-Freaking-DAO_O: bye all

achaniel: LA-DE-Freaking-DAO_O: bye there

the_aquarian: LA-DE-Freaking-DAO_O: dnt go i want to date uuuu

achaniel: LA-DE-Freaking-DAO_O: take care of yourself :)

LA-DE-Freaking-DAO_O: aqua, I'm male

LA-DE-Freaking-DAO_O: you too achaniel

achaniel: LA-DE-Freaking-DAO_O: haha! Well, it happens to me all the time. They mistake me for a girl

LA-DE-Freaking-DAO_O: I know, you are a girl, achaneil

achaniel: LA-DE-Freaking-DAO_O: lol. i'm not bro. you wish!

the_aquarian: achaniel: can i date u? forget LA-DE-Freaking-DAO_O plz?

achaniel: the_aquarian: sorry bro. I'm already taken by someone. And its a girl ;)

LA-DE-Freaking-DAO_O: yes, you are achaneil, every time you open your mouth you sound like a girl....lol the_aquarian: LA-DE-Freaking-DAO_O: plz leave achaniel she is mind the_aquarian: mine

ohshit.its.dragonath: sexy achaniel

achaniel: the_aquarian: nope, i'm not a girl. Just check my profile achaniel: lol

achaniel: damn people. to think a guy would be spared

the_aquarian: LA-DE-Freaking-DAO_O: leave achaniel she is mine [www.spinchat.com, дата обращения: 26.02.12].

Снова герой achaniel, выдавая себя за мужчину, воспринимается окружающими как женщина. Во многом этому способствуют такие маркеры женской речи, как вежливые слова, извинения, вводные (so, well), применение пассивного залога в разговоре о себе I'm already taken, использование «пустого» вопроса whats happening here?, вежливое пожелание take care of yourself участнику чата, с которым вовсе не было общения. Данные факторы демонстрируют проявление коммуникативного сотрудничества, свойственного чаще женщинам. Герой использует женский механизм избегания конфликта, не отстаивает собственную позицию, просто направляет собеседников к изучению собственного профиля - i'm not a girl. Just check my profile. Только в последнем высказывании герой позволяет себе использовать инвектив damn, также в речи используется и сокращение bro. Стремление не развивать спор, нехарактерное для мужчин, выдает женщину, маскирующуюся за мужским профилем. Единственный инвектив и сокращение не достаточны для возможности определения мужской сущности героя, не подтверждают какой-либо мужской механизм самопрезентации. Самопрезентация, таким образом, ведется посредством анти-прототипического женского механизма избегания конфликта. Делаем вывод, что под именем achaniel скрывается девушка.

(5) ***Gul***: gipsy_granny: are you angry at me?:) gipsy_granny: nahhhh ***Gul*** why should I ? ... tell me tell me ***Gul***: gipsy_granny: you might be, coz you haven't greeted me:(

gipsy_granny: ohhh ***Gul*** when I come in I always greet everybody and even the world......didn't u

feel included?

***Gul***: kevinug: have you seen my sweet friend purple?:)

gipsy_granny: Gul ... if u insist on a private greeting I feel honoured to bow towards you.....hello madam

kevinug: she was here today, ***Gul***

kevinug: more than 10 hours ago, ***Gul*** .. she comes around that time ***Gul***: kevinug: thats good, isn't it? kevinug: yes ***Gul***

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

***Gul***: kevinug: good to hear that, unfortunately im not getting a chance to see her:( For many weeks I keep thinking that some person is just trying to be funny and he is not like this originally .. I was so wrong :* ***Gul***: gipsy_granny: madam im not a madam:)

gipsy_granny: ***Gul***: I don't care a lot about female or male......this job do people in dials

***Gul***: gipsy_granny: whatever but please dont change gull's gender:)

gipsy_granny: ***Gul***: ok ok ... u may be what u want to be.....and calm down, I never enter this room with

a knife in my hand [www.spinchat.com, дата обращения: 23.04.14]

Герой ***Gul*** выдает себя в чате за мужчину, ведет себя спокойно, не агрессивно, описывает свои чувства и переживания good to hear that, I was so wrong, дает оценку происходящему thats good, isn't it?, стремится избегать конфликтов, реагируя на «ошибку» собеседницы в определении собственного гендера просьбой - whatever but please don't change gull's gender:). Тем самым герой демонстрирует женский механизм сокращения дистанции, установки дружеского контакта: одновременно наблюдаем участие героя в двух диалогах на различные темы, использование разделительного вопроса, вежливого please, эллиптической конструкции, употребление so как элемента гиперболизации, при этом речь героя не отличается высоким уровнем связности. Подобная манера речевого поведения диссонирует с обозначенным мужским профилем героя. Заключаем, что за именем ***Gul*** скрывается не мужчина, а женщина, маскирующая собственную гендерную идентичность.

(6) mozman98: i need to block some of these IDs

pocket: You can see the name on the list but you cant see them chat no more probably mozman98

mozman98: pocket: I was hoping to avoid having to look at that ID at all.

mozman98: pocket: ~ShehrBano~ seems to have worked in chat though, thanks.

pocket: mozman98: hm?

~ShehrBano~: I work in chat yes.

mozman98: i totally blocked him

mozman98: if i could i would smash his computer

mozman98: but i dont have that option

pocket: temper temper mozman98

pocket: who else did you block mozman98?

mozman98: pocket: i'm all jokes my friend

mozman98: pocket: but the ID does annoy me

mozman98: pocket: he is the only one on spin i have ever blocked pocket: mozman98: wait and see you can decide mozman98: pocket: oh, why

pocket: mozman98: You might want to block Daawa too.

Daawa: mozman98:

Hell0o0o0o0o0o0o0o0o0o0o0o0o0o0o0o0o0o0o0o0o0o00o0oo00o0o0o0o0o0o0o000o0 mozman98: Daawa: No U'r a attention seeker :P Daawa: mozman98: whoa, you don't even know me... mozman98: lets keep it that way Daawa pocket: Daawa: yeah , please mozman98: step back Daawa in my way

mozman98: Daawa: i barely noticed you but you keep getting in my face step away Daawa: mozman98: you are delusional, I'm sorry I tried but you just keep provoking mozman98: Daawa: really?

Daawa: mozman98: why dont we not talk to each other? mozman98: Daawa: omg that's what I mean by step away, step back Daawa: im really trying not to swear mozman98: Daawa: leave me alone bitch

Daawa: mozman98: Daawa is a guy, pocket is a girl :P [www.spinchat.com, дата обращения: 13.06.12] Герой Daawa обозначает в профиле себя как мужчину, кроме того, он объявляет об этом в чате. Однако рассмотрим более подробно его высказывания. В первой же реплике видна склонность Daawa к манипуляции с графической формой текста, свойственная в большей мере женщинам. Герой использует элементы I'm sorry, just, утверждение в форме отрицательного вопроса why don't we not talk to each other?, что характерно именно для женской речи. В целом, механизмом самопрезентации Daawa является ярко выраженный женский механизм избегания конфликта. Отсутствие в речи Daawa каких-либо гендерных маркеров мужской речи и очевидная демонстрация женского механизма подтверждает, что Daawa умышленно маскирует собственную гендерную идентичность, называясь в чате мужчиной.

(7) ~ShehrBano~: BelleTragedy<3: Shehr just Shehr will make me sound like a girl :( ~ShehrBano~<-- Is a fellow

BelleTragedy<3: ~ShehrBano~: sometimes it is better not to see what we can see :)

~ShehrBano~: BelleTragedy<3: I wonder if you really have never heard about people with extraordinary i q

levels

~ShehrBano~: BelleTragedy<3: I am surprised.. BelleTragedy<3: ~ShehrBano~: LOL i have heard. Not as an 8yr old BelleTragedy<3: thats just sad

~ShehrBano~: BelleTragedy<3: There are many examples of 8, 9 and 10 years old kids doing wonders in many

fields.

~ShehrBano~: BelleTragedy<3: Well shame for us :P

~ShehrBano~: BelleTragedy<3: But this girl died at the age of 16, a terrible sad incident kevinug: ~ShehrBano~: some people with high IQs have never been successful in life... ~ShehrBano~: kevinug: Don't know why ..

ZweiterAnfang: I think people with high IQs are unhappy and often mentally ill

BelleTragedy<3: In wouldnt say its anything to be shameful about. I have heard about 13 14 year olds do extraordinary things... but not as young as 8.

~ShehrBano~: ZweiterAnfang: There must be something like that, because too much of a wisdom or intellect can lead one's to a path of sadness, knowing more is a bad thing

kevinug: there was this 7 year old indian girl who had a masters in engineering i think, BelleTragedy<3 kevinug: then there was also the 12 year old chinese boy who had a Ph.D in medicine BelleTragedy<3: ~ShehrBano~: how did she die? (excuse how bluntly that may sound) ~ShehrBano~: BelleTragedy<3: She was in her school, she was an A levels student at that time, she get fainted and after 3 days being hospitalised she died.

~ShehrBano~: BelleTragedy<3: She couldn't make it, and I guess some of her brain nerved were damaged or whatsoever

~ShehrBano~: nerve*

BelleTragedy<3: ~ShehrBano~: what did you mean by shameful. May I politely ask ? ~ShehrBano~: BelleTragedy<3: I said its a shame for us for not being this SMART.. God.. ~ShehrBano~: BelleTragedy<3: I never said anything NEGATIVE about you, read again... You are taking my words personally maybe, while I am just talking about extraordinarily intelligent kids. Thats it. ~ShehrBano~ The most terrible moment, when people don't get what you actually say. ~ShehrBano~ :(

BelleTragedy<3: ~ShehrBano~: lol hey~! chill. I know you werent talking about me. I just wanted to know what you meant

~ShehrBano~: BelleTragedy<3: I was comparing the skills of kids and I said oh thats a shame (coz I completed my graduation when I was 20.. And I will complete my post graduation when I would be 24.. Just about it..

~ShehrBano~: BelleTragedy<3: Hope now you are fine with what of I said.

~ShehrBano~: hoocine: Exactly, when we fail to convey what we wanted to say, or in other words when people fail to understand what we were saying, things start getting worse.

~ShehrBano~: kevinug: In this world, sometimes, we use a sense of humour or wit.. Or jokes.. You know.

~ShehrBano~: Not all said things should be taken in their literal meaning, Mr. kevinug :P

~ShehrBano~: And I know so pretty well that these kids are just less than a remarkable ratio. Enjoy your music..BelleTragedy<3 [www.spinchat.com, дата обращения: 09.11.13]

В представленном примере герой ~ShehrBano~ с самого начала беседы обозначает себя как молодого человека, при этом придерживается механизма создания красочного высказывания. ~ShehrBano~ использует элементы семантической гиперболизации (terrible sad incident, I know so pretty well), герундий, эллипсис, выражения I wonder if, I guess, образное выражение lead one's to a path of sadness, подобно объясняет собственное мнение, чтобы не обидеть и не вызвать негатива у окружающих. Все перечисленное является маркерами женской гендерной идентичности.

При этом такие особенности мужской речи как прямое повелевание - Read again, очевидное недовольство из-за непонимания со стороны собеседника, чем объясняется набор некоторых слов заглавными буквами - I said its a shame for us for not being this SMART.. God.. I never said anything NEGATIVE about you, употребление сокращений kinda, coz, правильное употребление грамматических времен не скрывают истинной женской сущности ~ShehrBano~, маскирующейся в чате за мужским образом. Подражая мужчинам и используя в речи маркеры мужского механизма установки дистанции с собеседником (I позиция в иерархии), ~ShehrBano~ в своей речи обращается к менее очевидному, но сигнальному в данной ситуации женскому механизму создания красочного высказывания (III позиция в иерархии). Сопоставляя иерархию механизмов самопрезентации, заключаем, что за ником ~ShehrBano~ скрывается женщина.

Проведя анализ контекстов англоязычных чатов на предмет определения случаев маскировки гендерной идентичности и выявления истинных гендерных идентичностей пользователей, отметим, что истинная гендерная принадлежность коммуникантов проявляется в чате в нестабильных «критических» ситуациях, как правило, конфликтных, провокационных. Мужчины в подобном случае становятся либо зачинщиками спора, либо его активными участниками; женщины либо пытаются сгладить конфликт, но если и высказываются, то не оскорбляют собеседников и, как правило, вскоре начинают игнорировать задир.

В ситуациях, когда открыто демонстрируется собственное мнение, не совпадающее с мнением остальных участников беседы, используются инвективы с целью оскорбить окружающих, - маркеры женского механизма сокращения дистанции и установки дружеского контакта становятся неуместны. По наличию подобных маркеров за специально созданным мужским «революционным» образом легко угадывается женщина, невольно проявляющая привычные особенности речевого поведения и, возможно, старающаяся украсить собственное высказывание.

Мужчины, маскируясь в чатах за женским образом, чаще используют женский механизм сокращения дистанции с собеседником, установки дружеского контакта, демонстрируя при этом менее частотный мужской механизм облегчения восприятия собственной речи. Однако, если ситуация оборачивается в конфликт, мужчина встречает вызов и отвечает на возможное оскорбление. Появление в «женской» речи сигнального мужского механизма и переключение регистра речи с дружеского на агрессивный обнаруживает истинного мужчину за женским образом.

Следовательно, гендерная идентичность пользователя в чат-коммуникации проявляется, во-первых, при актуализации менее частотного механизма самопрезентации. Во-вторых, истинную гендерную идентичность пользователя можно установить по поведению в конкретной ситуации - женщины стремятся расположить к себе собеседника, предпочитают не участвовать в конфликтах; мужчины же демонстрируют лидерские качества, разжигают скандалы.

In the given article the author lists some mechanisms of men and women self-presentation in the English chats, shows the hierarchies of these mechanisms, describes some methods of the communicants' gender identity masking in the English chat-rooms. On the basis of the given research the author concludes that, firstly, an appearance of less obvious self-presentation mechanisms at the determination of communicant's gender identity is meaningful. Secondly, the critical conflict situation in the chat-communication provoking a certain behavior of the user is indicative at the determination of communicant's gender identity. Key words: gender, mechanism ofself-presentation, gender identity masking, chat, women's speech, men's speech.

Список литературы

1. Алимурадов О.А. Об интенциональной природе динамики концептосферы индивида // Альманах современной науки и образования. 2007. .№3-2. С. 9-12.

2. Алимурадов О.А., Гусева М.А. Структурная и признаковая модели концепта BEAUTY (КРАСОТА), объективируемого в современном англоязычном женском дискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 3. С. 12-19.

3. Алимурадов О.А., Каратышова М.А. Гендерные и когнитивно-прагматические принципы комплиментарного речевого поведения (на материале современного английского языка) // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2010. № 4. С. 101-115.

4. Алимурадов О.А., Раздуев А.В. Термины-эпонимы в русском и английском подъязыках нанотехнологий: структурно-семантический и гендерный аспекты // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011. № 2. С. 157-161.

5. Гусева М.А. Гендерные характеристики вербального выражения комплиментов // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. № 2. С. 111-114.

6. Кирилина А.В., Лингвистические гендерные исследования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=23&article=1038 (дата обращения: 04.04.2012).

7. Ковальчук Л.П. Гендерная интеграция в русском сказочном дискурсе // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2013. № 1. С. 106-110.

8. Нордгеймер Ю.Р., Костанова Н.А. Психофизиологический подход к изучению гендера // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2006. № 2. С. 59-63.

9. Сон Л.П. Лексико-семантические особенности интренет-коммуникации // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 1. С. 194-197.

10. Электронный ресурс: www.spinchat.com (даты обращений: 23.02.2012, 26.02.2012, 14.03.2012, 13.06.2012, 24.04.2013, 09.11.2013, 23.04.2014).

Об авторе

Гукосьянц О.Ю. - аспирант кафедры западноевропейских языков и культур Института переводоведения и многоязычия ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.