Научная статья на тему 'Способы коррекции причин проявления агрессивного поведения у подростков'

Способы коррекции причин проявления агрессивного поведения у подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадыраджиева Альбина Калсыновна

В статье представлен анализ причин проявления агрессии подростков, особенности проявления агрессивного поведения в семье и других социальных средах, а также значимость позиции родителей в проявлении агрессии, место коррекции в снижении агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы коррекции причин проявления агрессивного поведения у подростков»

УДК 378

ПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА

© 2012 Идрисова А.Д., Даитова П.И.

Дагестанский государственный университет

В статье представлены продуктивные технологии, способствующие формированию профессиональной культуры студента, где выделяется личностно-ориентированная технология, состоящая из учебного задания, способа ее решения и рефлексии.

The authors of the article represent the productive technologies that contribute to forming the students’ professional culture, where the personality-oriented technology is singled-out, consisting of academic assignments, method of its solution and reflection.

Ключевые слова: культура личности, технологии обучения, продуктивные технологии, профессиональная культура личности.

Keywords: culture of personality, learning technologies, productive technologies, professional culture of a personality.

Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых специалистах, способных творчески реформировать окружающую действительность, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить национальную культуру. Соответственно, система образования должна обеспечить готовность личности к жизнедеятельности в новых условиях, способность проявлять нравственную стойкость и устойчивость в социальной конкурентной среде.

Современная педагогика, основанная на внешней мотивации деятельности, формировать такую личность не в состоянии, поскольку традиционные образовательные технологии не основаны на внутриличностных факторах мотивации, не учитывают природных потребностей и стремления обучаемого к самовыражению, самоутверждению, самоопределению.

Следовательно, отличительной особенностью личностно-ориентирован-ной технологии формирования профессиональной культуры должно стать усвоение знаний, умений и навыков через продуктивную творческую деятельность. При этом освоение знаний, овладение умениями и навыками осуществляется через формирование потребности самостоятельно находить и принимать решения, учитывая экономические, экологические, этические, эстетические факторы. Кроме того, личностно-ориентированная технология формирования профессиональной культуры будущего специалиста основана на признании студента в качестве центра педагогического воздействия внутренней нравственно-волевой мотивации личности.

Побуждение студента к самосовершенствованию, педагогическое влияние на их внутриличностные характеристики предполагает переход от учебной деятельности с учебной задачей к практической деятельности с реальной жизненной ситуацией, что обеспечивает высокий уровень индивидуализации и дифференциации обучения. Кроме того, взаимодействие педагога и студента как партнеров обеспечивает возможность для полноценного развития последних, предоставляет свободу и самостоятельность в удовлетворении своих интересов и потребностей, направленных на достижение индивидуально-значимых целей.

Таким образом, целью личностно-ориентированной технологии формирования профессиональной культуры будущего специалиста выступает формирование активной,

инициативной, самостоятельной личности, способной к творческой деятельности. При этом теоретической основой личносгао-ориенти-рованной технологии формирования профессиональной культуры будущего учителя, наряду с личностным и деятельностным подходами, выступает идея А. А. Ухтомского о преобладании определенной доминанты, в рамках которой личность, используя приобретенный социальный опыт, основываясь на внутренних потребностях, начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства, управлять действиями, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к деятельности.

Ставка на внутреннюю нравственно-волевую мотивацию обеспечивает формирование личности будущего самосовершенствующегося специалиста, для которого, по мнению А. А. Ухтомского, характерны: устойчивость целей и задач с превращением их в доминанту жизнедеятельности; владение совокупностью умений по удовлетворению потребности; высокий уровень самостоятельности и готовность к включению в деятельность, носящей продуктивный характер; осознанное поведение, направленное на улучшение себя и окружающей действительности и т. д.

Анализ практики показывает, что в традиционной педагогической системе потребность в самореализации, самосовершенствовании недостаточно удовлетворяются, а механизм оценивания тормозит развитие склонностей и способностей студента. Следовательно, система профессионального образования не создает достаточные условия для удовлетворения возможностей и интересов, проявления склонностей и реализации личностного потенциала, раскрытия творческих способностей и т. д.

В личностно-ориентированной технологии формирования профессиональной культуры педагогический процесс направлен на поддержание доминанты и развитие индивидуальных качеств и способностей студента через:

- осознание им цели, задач и возможностей своего развития и саморазвития;

- участие личности в самостоятельной продуктивной деятельности;

- преобладание адекватных стиля и методов внешних воздействий.

При этом решающим фактором формирования доминанты личности является удовлетворение потребностей обучаемых через продуктивные виды деятельности, предоставляющие возможность проявить творческие способности. Как показывает практика, этому способствует включение в учебный процесс индивидуальных и коллективных проектов, проектная деятельность в учебной и внеучебной фазах, использование проблемных и творческих заданий и т. д.

Важным условием включения студентов в продуктивную деятельность мы считаем создание среды, основанной на максимальном удовлетворении интересов личности в учебной и индивидуальной работе. Предоставляя студентам возможность проявить себя в одной из сфер профессиональной деятельности (обучающая, воспитательная, профориентационная, исследовательская и т. д.), большое внимание необходимо уделить развитию аналитических, исследовательских, прогностических и других умений, способностей и готовности студентов самостоятельно получать информацию, осваивать новые знания и способы деятельности.

С этих позиций студент, получая проектное задание, анализирует и обрабатывает информацию, позволяющую реализовать все стадии деятельности. Поиск информации, ее систематизация позволяют находить идеи и выдвигать новые представления, логически их обосновывать и высказывать предположения, догадки, альтернативные объяснения, исследовать, прогнозировать ситуацию и обсуждать их.

Разбитые на малые проектные группы студенты, независимо от уровня знаний, умений и опыта творческой деятельности, участвуют в обсуждении проектов, изучают информационные источники, усваивают навыки работы с большими объемами информации, осваивают механизм научного поиска. «Коллективный проект» выступает в качестве своеобразного тренинга, способствующего развитию групповой мыследеятельности, свободному выражению позиции, взаимоуважению, проявлению здорового честолюбия, стремлению к самосовершенствованию, к преобразованию предметной среды, позволяя запускать механизмы самосовершенствования, способствую-щие формированию доминанты на творчество личности.

По нашим данным, уровень влияния на студента в личносгао-ориентирован-ной технологии формирования профессиональной культуры возрастает до 65-70%, что объясняется наличием среды,

способствующей удовлетворению потребностей в творчестве и корректировке ее по мере нарастания опыта. Творческая среда в личносгао-ориентирован-ной технологии формирования профессиональной культуры будущего специалиста реализуется в следующих видах деятельности:

-учебно-академической, обеспечивающей усвоение теоретических понятий и закономерностей;

- квазиучебной, охватывающей учебные и внеучебные формы организации совместной деятельности с учетом разнообразных потребностей и интересов;

- учебно-профессиональной, основанной на реализации нескольких учебных (групповых, индивидуальных), общегрупповых, общекурсовых проектов.

Творческая дидактическая среда представляет собой совокупность условий, развивающих качества личности (самостоятельность, инициативность и др.), обеспечивающая удовлетворение потребности в самоутверждении, самовыражении, общении и т. д.

В личностно-ориентированной технологии формирования профессиональной культуры важное значение имеет стиль управления, для которой характерна опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения, нацеленность студента на творческую доминанту. С этих позиций в личностно-ориенти-рованной технологии формирования профессиональной культуры преобладает гуманно-демократический стиль взаимодействия, характеризуемый близостью личностных отношений, ожиданием лучших проявлений, соучастием, сотрудничеством и сотворчеством. Отношения со студентами основываются на принципах не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а руководить; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Технология формирования профессиональной культуры выводит личность в позицию субъекта, предоставляя ей возможность осуществить все этапы деятельности от целеполагания до рефлексии с учетом склонностей и способностей.

Примечания

1. Агапова О. Проектносозцлательная модель обучения // Альма-матер. 1994. N2 1. С. 9-13. 2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 190 с. 3. Бонларевская Е. В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования // Педагогика. 1997. N2 4. 4. Взятышев В., Романкова А Социальные технологии в образовании // Высшее образование в России. 1998. N2 1. С. 28-38. 5. Галжиев Г. М. Проектная культура учителя. Махачкала, 2005.302 с. 6. Гузеев В. В. Интегральная образовательная технология. М., 1999.159 с.

Статья поступила в редакцию 30.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.