Научная статья на тему 'СПОСОБЫ И ПРИЁМЫ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ'

СПОСОБЫ И ПРИЁМЫ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
273
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ СРЕДА / АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК / СУПЕРГРАФИКА / ЦВЕТ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шенцова О.М., Беседина И.В.

В данной статье рассмотрены способы и приемы колористической организации архитектурной среды, которая способствует узнаванию отдельных архитектурных городских пространств (кварталов, парков, интерьеров жилых и общественных мест). С помощью цвета можно создать уютное архитектурное пространство, которое легко и быстро, при желании, может подвергаться изменению. Актуальность научной работы состоит в выделении ряда возможных способов и приемов колористической организации архитектурной среды, включая использование новых современных технологий: медиапанелей, медиафасадов, архитектурного видео-мэппинга и т.п., световой подсветки фасадов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND TECHNIQUES OF COLORISTIC ORGANIZATION OF THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT

This article discusses the methods and techniques of coloristic organization of the architectural environment, which contributes to the recognition of individual architectural urban spaces (neighborhoods, parks, interiors of residential and public places). You can create a cozy architectural space with the help of color but if you wish, it can be change easily and quickly. The relevance of this scientific work consists in highlighting a number of possible ways and techniques of coloristic organization of the architectural environment, including the use of new modern technologies: media panels, media facades, architectural video mapping, etc., light illumination of facades.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ И ПРИЁМЫ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ»

УДК 7.04.017

СПОСОБЫ И ПРИЁМЫ КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

О.М. Шенцова1), И.В. Беседина2)

1) Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск

2) Астраханский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Астрахань 1) e-mail: shenolga@yandex.ru 2) e-mail: delolira@mail.ru

В данной статье рассмотрены способы и приемы колористической организации архитектурной среды, которая способствует узнаванию отдельных архитектурных городских пространств (кварталов, парков, интерьеров жилых и общественных мест). С помощью цвета можно создать уютное архитектурное пространство, которое легко и быстро, при желании, может подвергаться изменению. Актуальность научной работы состоит в выделении ряда возможных способов и приемов колористической организации архитектурной среды, включая использование новых современных технологий: медиапанелей, медиафасадов, архитектурного видео-мэппинга и т.п., световой подсветки фасадов.

Ключевые слова: колористическая среда, архитектурная среда, архитектурный облик, суперграфика, цвет, общественное пространство.

Способы и приемы колористической организации архитектурной среды могут создать узнаваемость отдельным архитектурным пространствам (кварталам, дворовым участкам, парковым зонам, интерьерам жилых и общественных мест и др.), а также организовать эффективную систему ориентации в определенной пространственной среде, выделить наиболее важные по функциональному назначению зоны и привлечь к ним внимание.

В границах конкретно используемого архитектурного пространства цвет способен влиять на восприятие человека, независимо в какой среде он находится: жилой, общественной, спортивной.

Окружающее человека пространство, будь то природное или искусственно-созданное, имеет свою цветовую палитру. Цвет является одним из средств формообразования и одним из свойств объемно -пространственной формы.

«Среди средств организации качественного общественного пространства цвет является одним из самых бюджетных, быстро создаваемых и изменяемых» [1].

При разработке архитектурных и дизайнерских проектов возможности цвета очень велики. Грамотное цветовое решение делает проект уникальным, не имеющим себе равных. Архитекторам и дизайнерам необходимы знания круга научных проблем по теории цвета и цветовых гармоний. Это способствует обдуманному и рациональному подходу в решении прикладных задач проектирования в части гармонизации цвета той или иной проектной задачи [2; 3; 4].

Чтобы работать с цветом, необходимы и профессиональный интерес, чувство творческого преображения окружающей действительности, способствующие находить решения с высокой степенью индивидуальности, оригинальности и уникальности создаваемых ими проектов путем системного подхода к получению знаний, умений, владений [2, с. 57].

Отметим, что в настоящее время новейшие материалы обеспечивают на практике безграничный выбор цветовой палитры качественной отделки как фасадов зданий, так и формирования элементов благоустройства. Вопросы практического применения цвета в организации пространства жилого комплекса, оформления дворовой территории района, детской игровой площадки и других мест остаются востребованными и сегодня. Этому необходимо учить, акцентировать внимание студентов и направлять в нужное решение проектирования данных объектов.

Применение цвета в городской архитектуре базируется на колористической концепции города, его комплексности. Заметим, это направление сегодня является одной из востребованных профессиональных задач для художников, архитекторов и дизайнеров архитектурной среды.

Общественно-городская среда, её колористическая часть призвана «помогать человеку различать здания, районы, ориентироваться в городском пространстве, создавать зрительный комфорт» [5, с. 14].

По установленному правилу, наибольшая массовая доля жилых пространства застраивается, в большинстве своем не в областных городах, по единому типовому проекту.

Поэтому при городской застройке жилая среда приобретает некоторую монотонность и бесцветность, что особенно заметно в застройках советского периода. Соответственно, в современное время возникает потребность в реконструкции советских и типовых застроек, в современном градостроительстве начинают появляться способы и приемы колористической организации этой среды [6; 7; 8; 9], появляются арт-объекты, инсталляции, навигации, малые архитектурные формы, которые помогают быстрой смене маловыразительных и серых участков в ярко выраженные и оригинальные пространственные зоны. Вопросы неорганизованного цветового решения рассматриваются сегодня с помощью колористических карт и схем застройки.

В реальной действительности архитектурные объекты городской застройки становятся идентичными по цветовой схеме, благодаря цветовому координированию и соподчинению элементов городской среды (рекламных конструкций, вывесок, оформления входных зон в здания, малых архитектурных форм).

В городской архитектурной среде выделяются три группы носителей цвета:

1 группа - фасады зданий, земля и природный ландшафт (ландшафтная архитектура);

2 группа - элементы городского дизайна, малые архитектурные формы, городские транспортные средства, реклама, декор и оформление зданий, сооружений.

3 группа - быстро меняется и связана с естественной необходимостью скорой замены: цветочное, праздничное оформление, газоны, контейнерная зелень (цветоносители, меняющие цвет, в зависимости от природных факторов).

Одним из основных приемов колористической организации городской среды, который пользуется повышенным интересом у градостроителей и архитекторов - колористическое выделение и проработка элементов фасадов зданий и сооружений. Идейный подход к проектированию в границах улицы, микрорайона предполагает нахождение знаковых зданий, которые будут ярким ориентиром для визуального восприятия человеком.

Планируя архитектурный образ района и его колористическую среду, желательно сделать акцент на популярном месте, притягивающим

внимание своим необычным внешним видом, нетрадиционной формой, которое впоследствии станет центром композиционного решения данного пространства.

Помимо расположения одного строения в данном месте, имеется в виду существование яркого акцента на фасаде одного здания или группы зданий, выходящих фасадами на одну улицу (рис. 1, а).

Применение такого способа как выявление цветом одного строения на фоне общего стилистического и колористического решения застройки, может активно распространяться на городские улицы и, таким образом, создавать разнообразные цветовые моменты в единой колористической палитре города, несмотря на различные функциональные назначения зданий.

Использование данного приема в архитектуре города поможет видоизменить городскую цветовую среду. Цвет может выступать самостоятельным элементом искусства. Если цвет берет на себя акцент, который ранее принадлежал форме этого объекта, начинают возникать оригинальные здания и сооружения, при взгляде на которые, зритель получает массу ярких и эмоциональных впечатлений как от необычных арт-объектов, невидимых ранее (рис. 1, б).

Обычно это происходит, когда строение окрашивают в яркий, привлекающий внимание цвет.

а б

Рис. 1. Цветовое выделение знаковой архитектуры и элементов

архитектурной среды; а - ул. Урицкого, г. Астрахань [10]; б - здание историко-краеведческого музея, г. Магнитогорск [11]

Этот стратегический способ выделения и привлечения внимания к объекту чаще всего используется при реконструкции объекта, наделению его новой функцией и с целью оживления, создания акцента в

монотонной окружающей его городской среде. Хорошо продуманное и взвешенное проектное цветовое решение объекта оказывает значительное воздействие на зрительное его восприятие человеком, формирует положительное отношение к увиденному образу как отдельного здания, так и архитектурного комплекса в целом.

Изменение цветового облика здания или сооружения сегодня решается очень быстро, например, с помощью цветового окрашивания фасадными красителями и навесных фасадных систем (наружных облицовочных панелей, керамогранитной плитки, цветного стекла и т. п.) при условии непосредственного гармоничного сочетания с традиционной окраской фасада, стилем самого здания или сооружения, улицы или микрорайона (района), где оно находится.

Следующим приемом служит суперграфика - это художественное оформление графическими изобразительными приёмами архитектурных сооружений и объектов дизайна; также - это способ украшения плоскостей, применяющий графическое изображение, которое находится непосредственно на объемно-пространственном объекте.

Суперграфика также является активным динамическим художественным изображением, которое заставляет пространство двигаться, уходя от привычной статики, преобразует отдельно выделенный фрагмент этого пространства, трансформирует его. Под «суперграфикой» специалистами, в большинстве своем, рассматривается графическое или живописное изображение (произведение), нанесенное на отдельную плоскость (фасад, элемент фасада), самостоятельно существующего объемно-пространственный объект (сооружение, архитектурную форму), которое может быть контрастным или согласованным по отношению к поверхности, объекту [7]. Суперграфика является приемом либо для объединения в целое контрастных по стилю и форме зданий и сооружений, для акцентирования отдельных их элементов, либо наоборот, их композиционного ослабления, разрушения. При помощи цвета можно исправить не совсем правильные пропорции архитектурных объектов, если нет возможности исправить их объёмы.

Графическое изображение на поверхностях архитектурных зданий и сооружений придает им новый оригинальный облик. Тематика и мотивы этих изображений очень многообразны, могут включать в себя начиная от линий, геометрических элементов, шрифтовых надписей и

заканчивая сложными тематическими сюжетными композициями. Данные плоскостные изображения можно сочетать и с другими декоративными техниками: декоративной росписью, с мозаикой, с рельефной скульптурой. Эти изображения могут нести как просто эстетическую нагрузку, так и включать в себя рекламу и пропаганду. Также суперграфика может служить фоном для знаков визуальной информации.

Выделяют два направления архитектурной суперграфики:

Абстрактная суперграфика - ее основу составляют оптические иллюзии, которые присущи стилевому течению оп-арту и композиционные изображения, не несущие в себе никакой смысловой нагрузки.

Сюжетная суперграфика - в своей основе базируется на традициях монументальной живописи (настенные росписи, панно) и художественно-стилевого течения поп-арта, который приобрел свою популярность в середине прошлого века и до сих пор не сдает свои позиции (рис. 2, 3).

Рис. 2. Суперграфика на фасадах зданий Магнитогорска (ул. Советская, 121, ул. Зеленый лог, 33/3) [фото Шенцовой О.М.]

Рис. 3. Суперграфика на фасадах зданий Астрахани (ул. Советской Милиции, 22 и ул. Адмиралтейская, 41) [12]

В связи с появлением новых современных технологических систем (проекционных и светодиодных) в организации городской среды стали появляться многочисленные медиапанели и медиафасады, лазерные и световые технологии, видеопроецирование и пр., которые являются еще одним приемом колористической организации городской среды.

Медиафасады, представляющие собой экраны огромного размера с графическими, фото- и видеоизображениями, постоянно динамическая смена которых позволяет создавать свето-графические изображения, которые могут быть как зависимыми, так и автономными от архитектурной и предметной формы. Динамичность таких изображений обусловлена меняющимися во времени и пространстве абстрактными или сюжетными изображениями, которые подчиняются определенной проектной концепции (реклама, пропаганда, декор, визуальная информация и т. д.) и не зависят от окружающей архитектурной среды.

Видео-проецирование представляет собой 3D-проекции, которые наносятся на любую плоскость, фасад архитектурного объекта с помощью проектора. Это дает возможность объекту или сооружению архитектурной среды приобретать новые формы. Такое видоизменение происходит, благодаря обработке архитектурного объема, на которое будет проецироваться изображение в определенной графической программе при помощи использования современного технологического оборудования. Коммуницируя с проектором, программное обеспечение может вписать любую желаемую картинку на проекционную поверхность [8; 9; 13].

Среди ярких и вызывающих восхищения, примеров видеопроецирования можно отметить проект 2014 года «White Sign» для Центра Гейдара Алиева в Баку (рис. 4). Основной темой проекта стала идея путешествия по самым впечатляющим и важным моментам разных видов искусств в Азербайджане, начиная со времён наскальных рисунков Гобустана и до сегодняшних дней. Реализован данный проект командой Hypnotica Visual Performance [9].

Рис. 4. Архитектурный видео-мэппинг « White Sign» для Центра Гейдара Алиева,

г. Баку, 2014 [9]

Добавить цветности определенному пространству помогут малые архитектурные формы и арт-объекты, которые создадут яркий акцент в среде и привлекут внимание зрителя.

«В ситуации однообразия и однотонности среды жилого двора или сети дворов, особенно в условиях небольших замкнутых пространств, возможно введение яркого насыщенного цвета в сочетании с приемом единой пластической композиции из элементов малых форм и поверхности земли. В таком случае вся пластическая композиция, получая яркое цветовое оформление, становится скульптурным арт-объектом» [1].

Выразительными колористическими акцентами в архитектурной среде, будь то городская среда или интерьерное пространство, могут стать элементы монументально-декоративного искусства, к которым относятся фрески, декоративные панно, мозаики, настенные росписи.

Распространенным приемом в колористической организации архитектурной среды становится сегодня зонирование пространства путем применения разных по цветовой палитре и фактуре

материалов. Такое разграничение пространства происходит при помощи разного цветофактурного решения поверхности земли, пола. «Такой подход в сочетании с интересным функциональным наполнением зоны позволяет создать визуальный центр притяжения и сформировать своеобразный символ места, что привлекает туда большее количество людей» [14, с. 146].

Использование природных элементов и растений также является активно применяемым ландшафтными архитекторами и дизайнерами приемом колористической организации архитектурной среды. Сегодня селекционерами всего мира выведено большое количество видовых сортов растений, деревьев и кустарников, обладающих повышенной декоративностью листвы, в том числе богатым ее цветовым диапазоном. Применение в организации пространства различных по цвету лиственных сортов растений дало возможность обогащения колористики архитектурной среды [15].

Еще одним незаменимым колористическим приемом организации среды является, конечно же, декоративная подсветка в вечернее и ночное время суток архитектурных объектов, их элементов, ландшафтных элементов, городских улиц и площадей. Такое художественное освещение (теплый, холодный, цветной свет) дает возможность трансформации городского пространства и способствует созданию определенной колористической среды в темное время суток. Также при помощи света можно задать определенное настроение (покоя или праздника) [16].

Заключение.

Сегодня современные градоначальники ставят своей целью всеми средствами преобразовать городское пространство, сделать его более привлекательным. А колористическая организация архитектурной среды самый перспективный путь в решении данного вопроса. Городская архитектура должна быть улучшена путем внесения в нее гармонических цветовых решений, организации архитектурного пространства, что избавит городскую среду от монотонности и серости. Все способы и приемы колористической организации, описанные в данной статье, все больше сейчас пользуются популярностью у градостроителей, архитекторов, дизайнеров и художников.

А новые современные технологии и материалы позволяют делать эти преобразования более декоративными и реалистичными при помощи использования принтов, шелкографии, создания медиафасадов, суперграфики с использованием лазерного проецирования, росписи здания цветным светом. Уделение большого внимания использованию в архитектурной среде природных растительных элементов с ярко выраженной колористикой листвы дает большие возможности колористических преобразований среды.

Список литературы

1. Лапшина, Е. А. Особенности колористической организации общественных пространств жилой среды / Е. А. Лапшина, Д. Д. Копьёва // Вестник инженерной школы ДВФУ. - 2016. - № 2 (27). - С. 91-103.

2. Шенцова, О. М. Эффективность реализации педагогических условий развития интереса к профессиональной подготовке в вузе у будущих архитекторов на современном этапе / О. М. Шенцова, И. В. Беседина, С. В. Булычева, Ю. В. Мамаева, Н. П. Приказчикова //Альма-Матер. Вестник высшей школы: научно-теоретический журнал. - 2021. - № 4 (апрель). - С. 55-62.

3. Беседина, И. В. Значение цвета в творчестве архитектора-дизайнера / И. В. Беседина, О. М. Шенцова // Перспективы развития строительного комплекса: материалы XI Международной практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. - Астрахань, 2021. -С. 37-41.

4. Шенцова, О. М. Основы цветоведения. Живопись и архитектурная колористика : учебное пособие по направлению 6301000 «Архитектура» / О. М. Шенцова. -Магнитогорск, 2005. - 82 с.

5. Ситникова, Н. В. Контекст цвета и формы в архитектуре города (на примере мастеров ХХ века) / Н. В. Ситникова // Актуальные вопросы современной науки. -2009. - № 6-3. - С. 13-21.

6. Грищенко, А. Е. Суперграфика как средство средового формообразования / А. Е. Грищенко, Е. Б. Коробий // Новые идеи нового века: материалы Международной научной конференции ФАД ТОГУ. - Хабаровск, 2018. - Том 3. - С. 48-54.

7. Михайлов, С. М. Суперграфический подход в дизайне города. Основные этапы становления и развития / С. М. Михайлов, Р. Р. Хафизов // Известия КГАСУ. - 2015. -№ 3 (33). - С. 24-31.

8. Видео-мэппинг // Википедия: свободная энциклопедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Видеомэппинг (дата обращения: 23.08.2022).

9. Состоялся видео-мэппинг здания Центра Гейдара Алиева, отражающий историю и культуру Азербайджана (Фото) // Trend: news agency. - URL: https://www.trend.az/azerbaijan/society/2267741.html (дата обращения: 09.09.2022).

10. #Кавказтревел - Астрахань // Livejournal. - URL: https://bepowerback.livejournal.com/52223.html (дата обращения: 08.09.2022).

11. Главные достопримечательности Магнитогорска. - URL: https://www.dostoprimechatelnosti-rus.ru/evropa/rossiya/ural/magnitogorsk.html (дата обращения: 12.09.2022).

12. Фестиваль «Чилим» преобразил Астрахань : фото работ и их значение. - URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/177390691 (дата обращения: 12.09.2022).

13. Что такое 3D мэппинг-шоу: виды, оборудование, история. - URL: https://interactive.su/news/3d-mapping-shou (дата обращения: 09.09.2022).

14. Шенцова, О. М. Основы цветоведения и колористика в архитектуре и дизайне городской среды (с практикумом) : учебное пособие / О. М. Шенцова, И. В. Беседина ; под. общ. ред. О. М. Шенцовой. - Москва : КНОРУС, 2022. - 206 с. -(Бакалавриат).

15. Нефедов, В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды / В. А. Нефедов. -Санкт-Петербург, 2002. - 296 с.

16. Дизайн : Иллюстрированный словарь справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др. ; под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. - Москва : Архитектура-С, 2004. - 138 с.

METHODS AND TECHNIQUES OF COLORISTIC ORGANIZATION OF THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT

O.M. Shentsova1), I.V. Besedina2)

1)South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

2)Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan

1)e-mail: shenolga@yandex.ru 2)e-mail: delolira@mail.ru

This article discusses the methods and techniques of coloristic organization of the architectural environment, which contributes to the recognition of individual architectural urban spaces (neighborhoods, parks, interiors of residential and public places). You can create a cozy architectural space with the help of color but if you wish, it can be change easily and quickly. The relevance of this scientific work consists in highlighting a number of possible ways and techniques of coloristic organization of the architectural environment, including the use of new modern technologies: media panels, media facades, architectural video mapping, etc., light illumination of facades.

Keywords: coloristic environment, architectural environment, architectural appearance, supergraphy, color, public space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.