Научная статья на тему 'СПОСОБЫ И ФОРМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ'

СПОСОБЫ И ФОРМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическое поведение / общество / средство массовой информации / СМИ / информация / повестка дня / фрейминг / спираль молчания / политическая социализация / political behavior / society / mass media / media / information / agenda / framing / spiral of silence / political socialization

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Я Зиба

В данной статье рассматриваются ключевые механизмы влияния средств массовой информации на политическое поведение граждан, такие как установление повестки дня, фрейминг и эффект «спирали молчания». Дается определение понятиям «средство массовой информации» и «политическая социализация». Анализируются способы формирования политических установок, предпочтений и социального конформизма под воздействием медиаконтента, а также роль СМИ в распространении информации и создании общественных дискурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND FORMS OF MEDIA INFLUENCE ON POLITICAL BEHAVIOR IN SOCIETY

This article examines the key mechanisms by which mass media influence citizens' political behavior, such as agenda setting, framing, and the 'spiral of silence' effect. Definitions of the concepts of 'mass media' and 'political socialization' are provided. The article analyzes ways in which political attitudes, preferences, and social conformity are shaped by media content, as well as the role of the media in disseminating information and creating public discourses.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ И ФОРМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ»

СПОСОБЫ И ФОРМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В ОБЩЕСТВЕ

Я. Зиба, магистрант

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-1-66-69

Аннотация. В данной статье рассматриваются ключевые механизмы влияния средств массовой информации на политическое поведение граждан, такие как установление повестки дня, фрейминг и эффект «спирали молчания». Дается определение понятиям «средство массовой информации» и «политическая социализация». Анализируются способы формирования политических установок, предпочтений и социального конформизма под воздействием медиаконтента, а также роль СМИ в распространении информации и создании общественных дискурсов.

Ключевые слова: политическое поведение, общество, средство массовой информации, СМИ, информация, повестка дня, фрейминг, спираль молчания, политическая социализация.

В современном обществе средства массовой информации (СМИ) имеют важное социальное, политическое и культурное значение, а также играют ключевую роль в формировании политических установок и поведения граждан. СМИ, как правило, широко и легкодоступны, отличаются актуальностью в непрерывном доведении новостей и информации, доставляемых преимущественно в короткие сроки.

Согласно Закону РФ от 27.12.1991 N 2124-2 «О средствах массовой информации», под средством массовой информации понимается «периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)» [1].

Исследователь Б.Н. Лозовский определяет СМИ как «периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации» [2].

В Большой российской энциклопедии термин определен как «каналы оперативного и общедоступного распространения информации среди широких масс населения» [3].

Иными словами, СМИ это - радио, телевидение, газеты и любые коммуникации в Интернете с широким влиянием на аудиторию. Однако, в настоящее время печатные издания уходят на второй план, а наиболее используемыми средствами массовой информации являются телевидение и интернет-СМИ.

Как утверждает исследователь И. А. Акимова, СМИ в значительной степени отображают реальность, однако при этом они проявляют некую креативность и избирательность в выборе того, какие события освещать и в каком ключе (формирование повестки дня). В результате аудитория воспринимает предложенные интерпретации, которые затем становятся неотъемлемой частью её восприятия окружающей действительности и индивидуального опыта [4]. Этот процесс наиболее явно проявляется через механизм установления повестки дня (agendasetting), который заключается в способности СМИ влиять на то, какие темы становятся приоритетными в общественном сознании.

Теория установления повестки дня утверждает, что общественная повестка дня, то есть то, что люди обсуждают, о чем думают и о чем заботятся, находится под сильным влиянием того, что средства массовой информации публикуют в своем со-

держании. То есть, СМИ обладают способностью формировать политические приоритеты общества, выдвигая на первый план те или иные темы. Таким образом, внимание аудитории концентрируется на вопросах, которые журналисты и редакторы считают важными, что в конечном итоге влияет на политические предпочтения и выборы граждан [5, 6].

Следующий способ влияния на политическое поведение - это формирование политических настроений через фрейминг (framing). В последние два десятилетия фреймингу уделяется все больше и больше внимания в области коммуникативных исследований, о чем свидетельствует относительно большое количество работ, использующих этот термин. В этом контексте СМИ не только освещают события, но и задают рамки их интерпретации. Использование различных углов подачи информации позволяет манипулировать восприятием аудитории, создавая благоприятное или негативное восприятие тех или иных политических деятелей, партий или политических событий [7]. Ключевая задача фрейма - «связать представителя аудитории с идеологией, предложив пространство для коммуникации, участники которой разделяют общие ценности» [8]. Это становится возможным с помощью лингвистических единиц. Основными характеристиками фрейма являются организация как основная функция фрейма, принципы организации, совместное использование данного фрейма, продолжительность во времени, символический характер и структура [6].

И теория повестки дня, и фрейминг основываются на концепции «представленности» темы в СМИ. Этот термин отражает объем внимания, который уделяется определенной теме или её аспектам, а также её видимость и значимость в общей информационной повестке. Выделяют три уровня представленности темы: «внимание к конкретному событию относительно общего массива событий; место медиасо-общения в структуре информационной повестки материала; эмоциональная окраска или тональность медиатек-ста» [8].

С влиянием на политическое поведение также связан эффект «спираль молчания». Данный феномен описывает тенденцию людей скрывать свои политические взгляды, если они считают их непопулярными или противоположными господствующей точке зрения, транслируемой СМИ. Термин «спираль молчания» был введен немецким исследователем Э. Но-эль-Нойман для обозначения одной из закономерностей формирования и выражения общественного мнения. Спираль молчания возникает, когда сторонники определённых взглядов активно выражают свои позиции, а оппоненты молчат. Это создаёт иллюзию численного превосходства первой группы, усиливая тенденцию к молчанию во второй. В результате нерешительные индивиды присоединяются к доминирующей группе, даже если её превосходство кажущееся, что ведёт к дальнейшему подавлению альтернативных мнений [9]. Таким образом, СМИ могут способствовать подавлению альтернативных точек зрения, что приводит к изменению политического поведения и конформизму.

Одним из важных способов влияния СМИ на политическое поведение граждан является их роль в политической социализации. «Политическая социализация» -это «процесс, в ходе которого у личности поэтапно формируются определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения» [10]. СМИ активно способствуют формированию политической грамотности, внедрению социальных норм и ценностей, а также развитию политических предпочтений, особенно среди молодого поколения. Регулярное потребление политического контента через телевидение, интернет-СМИ и социальные сети оказывает влияние на процесс принятия политических решений, а также на то, как люди воспринимают демократические институты, гражданские права и обязанности.

Заключение

Средства массовой информации играют ключевую роль в формировании политического поведения граждан. Механизмы

установления повестки дня и фрейминга оказывают значительное воздействие на позволяют СМИ управлять темами и ин- процесс политической социализации, осо-терпретациями, которые влияют на вос- бенно среди молодежи, формируя полити-приятие политических событий и акторов. ческие взгляды и установки. В совокупно-Эффект «спирали молчания» дополни- сти влияние СМИ проявляется на различ-тельно способствует подавлению альтер- ных уровнях, от контроля повестки до уча-нативных мнений, что приводит к кон- стия граждан в политической жизни. формизму в обществе. Кроме того, СМИ

Библиографический список

1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» // СПС Кон-сультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 12.09.2024).

2. Лозовский Б. Н. Журналистика и средства массовой информации: крат, словарь. -Изд. 2-е, испр. и доп. - Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2007. - 306 с.

3. Средства массовой информации // Большая российская энциклопедия 2004-2017. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://old.bigenc.ru/world_history/text/4161662 (дата обращения: 15.09.2024).

4. Акимова И.А. Средства массовой информации как фактор формирования идентичности личности в современном обществе // Научный журнал Сервис plus. - 2009. - №1. -С. 10-14.

5. Hanitzsch T., Wahl-Jorgensen K. The Handbook of Journalism studies. - New York: Routledge, 2008. - 472 p.

6. Agenda-setting: teoretické prístupy // Под ред. Skodová M. - Praha: Sociologicky ústav Akademie ved CR, 2008. - 90 s.

7. McCombs M. The Agenda-Setting Theory. Cuadernos de Infromación, núm. 20, julio, 2007. - № 1. - P. 44-50.

7. Дунас Д.В., Салихова Е.А., Толоконникова А.В., Бабына Д.А. Установление повестки дня и эффект фрейминга: о необходимости концептуального единства в медиаисследова-ниях «цифровой молодежи» // Вестник Московского университета: Серия 10. Журналистика. - 2022. - № 4. - С. 47-78.

8. Spirála mlcení // Sociologická encyklopedie. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://encyklopedie.soc.cas.cz/w/Spir%C3%A1la_ml%C4%8Den%C3%AD (дата обращения: 14.09.2024).

9. Гатиева А.М. Политическая социализация: основные теоретические подходы исследования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. -№3.

- noMumoMoeua -

METHODS AND FORMS OF MEDIA INFLUENCE ON POLITICAL BEHAVIOR IN

SOCIETY

J. Zieba, Graduate Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This article examines the key mechanisms by which mass media influence citizens' political behavior, such as agenda setting, framing, and the 'spiral of silence' effect. Definitions of the concepts of 'mass media' and 'political socialization' are provided. The article analyzes ways in which political attitudes, preferences, and social conformity are shaped by media content, as well as the role of the media in disseminating information and creating public discourses.

Keywords: political behavior, society, mass media, media, information, agenda, framing, spiral of silence, political socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.