Научная статья на тему 'Способы и формы организации неформального образования для разновозрастных сообществ'

Способы и формы организации неформального образования для разновозрастных сообществ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4259
451
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ СООБЩЕСТВА / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СО-БЫТИЕ / СО-ТРУДНИЧЕСТВО / СО-ТВОРЧЕСТВО / СПОСОБЫ / ФОРМЫ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMUNITIES OF DIFFERENT AGES / NON-FORMAL EDUCATION / CO-EXISTENCE / CO-OPERATION / CO-CREATION / METHODS / FORMS OF NON-FORMAL EDUCATION / POLYCULTURAL SPACE / MULTICULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушкина Марина Сергеевна

В статье рассматриваются способы и формы организации неформального образования для разновозрастных сообществ, а также условия выбора того или иного способа неформального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods and forms of non-formal education for communities of different ages

This paper discusses the methods and forms of non-formal education for communities of different ages, as well as the conditions of the selection of a particular method of non-formal education

Текст научной работы на тему «Способы и формы организации неформального образования для разновозрастных сообществ»

М. С. Якушкина

(Санкт-Петербург)

Способы и формы организации неформального

ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ СООБЩЕСТВ

В статье рассматриваются способы и формы организации неформального образования для разновозрастных сообществ, а также условия выбора того или иного способа неформального образования

В условиях развития рыночной экономики каждый человек должен быть готов к быстрым переменам в социокультурной ситуации территории своего проживания, региона, страны. Формирование у человека такой готовности невозможно без умения анализировать свой опыт и опыт других. Одним из эффективных средств формирования у людей готовности к проявлениям динамики социокультурной ситуации и своих возможностей становится неформальное образование, которое обеспечивает личностный рост, внедрение в ежедневную деятельность и досуг собственных образовательных маршрутов, программ и проектов. Неформальное образование, которое человек осваивает в течение жизни, расширяет его кругозор, способствует его воспитанию, изменяет его поведение, помогает ему осуществить серьезные сдвиги в мировоззрении.

Проблема исследования возможностей неформального образования широко представлена в педагогической науке. Предметом внимания ученых стали вопросы теории неформального образования, раскрывающие основные характеристики, принципы построения системы неформального образования. Активно анализировался в педагогической литературе принцип непрерывности неформального образования (С. Г. Вершловский, Р. Даве, Х. Гуммель, Н. С. Розов и др.] [1, 2].

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что неформальное образование в организационном плане наиболее гибкое, разнообразное по форме и образовательной тематике. Оно способно удовлетворить разнообразные образовательные потребности разных групп населения и стать значимым механизмом социализации индивида, помогая ему осваивать в социуме новые социальные роли, способствуя развитию, самообразованию и само-

воспитанию. Неформальное образование становится сегодня значимым механизмом мультикультурной и политической социализации личности [3].

Неформальное образование, как правило, отличается оригинальным подходом к организации образовательной деятельности, ориентированным на авторские особенности педагога, связью с изменениями в социокультурной среде, позитивным влиянием на самообразование, самовоспитание и саморазвитие человека.

Одним из ключевых моментов в моделировании и реализации системы неформального образования в поли- и мультикультурном пространстве, по мнению ряда ученых (Л. М. Дробижева, В. А. Тишков, Н. М. Лебедева, М. Ю. Мартынова и др.], является то, что оно способствует повышению межкультур-ной компетентности и создает условия для межкультурного общения [4]. Неформальное образование - основа эффективной организации межнационального общения и создания предпосылок для формирования эффективного межкультурного диалога в регионе, стране, на пространстве стран Содружества.

Наиболее эффективным способом неформального образования для молодежи и взрослых участников образовательных групп считают семинар-тренинг.

В педагогической литературе (Б. С. Братусь, О. С. Газман, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, К. Роджерс, И. С. Якиманская и др.] в качестве одного из условий эффективной реализации практик неформального образования рассматривается создание психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности его участников [5].

Предметом нашего исследования является неформальное образование разновозрастных

сообществ. Рассмотрим, какие формы и способы организации и самоорганизации неформального образования могут быть наиболее эффективны в данном случае.

Можно предположить, что в качестве эффективных форм организации неформального образования разновозрастных сообществ могут быть использованы: семейное образование; досуг; самообразование разновозрастных сообществ в библиотеках и медиа-центрах, читательских клубах; образовательный туризм; музейная и религиозная педагогика.

Среди способов организации неформального образования выделяют: наставничество; коучинг (coaching]; обучение в рабочих группах; обучение действием (action learning]; сто-рителлинг (метафорическая игра, Play-back театр]; шедоуинг (Job Shadowing]; секонд-мент (Secondment); баддинг (Buddying]; электронные способы (e-learning].

Самым распространённым способом в российской практике является наставничество, которое развивается в России начиная с 30-х годов прошлого века. Наставничество предполагает существование профессионального мастера, коллеги, учителя - то есть наставника - и ученика, которые, взаимодействуя друг с другом, передают и приобретают знания и формируют опыт, отличный для каждого возрастного этапа развития личности.

Индивидуальный коучинг (raaching] вошел в педагогическую практику и получил признание в нашей стране к концу 90-х годов прошлого столетия. Он стал актуальным в связи с возрастающими потребностями обучающихся иметь тьютора, куратора, консультанта, который мог бы совместно с обучающимся разработать индивидуальный образовательный план, направленный на реализацию потенциала человека, его личных возможностей.

Обучение в рабочих группах можно рассмотреть на примере командных игр (Team building]. По сути, они представляют собой задания, направленные на создание из группы команды - сообщества с едиными целями, ценностями. Такие игры развивают у участников чувство сплоченности, помогают осознать свою роль в команде, влияние собственного поведения на состояние всей группы, сообщества; формируют опыт непосредственного взаимодействия с другими людьми, доверие к участникам игры. Приступая к моделированию и выполнению задания, очень

важно учитывать готовность группы к игре и реализации той или иной сложности задачи.

Обучение действием (action learning] можно рассмотреть на примере игры Ледоколы (Ice-breaker]. Она заключается в выполнении коротких активных заданий длительностью около 5 минут. Такая игра позволяет снять напряжение, повысить концентрацию внимания; обычно не требует специальной подготовки и тематических материалов.

Сторителлинг стал применяться в практике неформального образования несколько лет назад. Он представляет собой эффективный способ передачи определенной информации, нацеленной на развитие личности. К такой информации можно отнести мифы, легенды, сказки, увлекательные и поучительные истории из жизни героев, значимых для той или иной возрастной группы. Каждый человек в своей жизни оказывался в ситуации выбора, когда необходимо принять ответственное решение. В этой ситуации подчас короткая история, рассказанная кем-то или прочитанная, сказка, крылатая фраза, метафора могут помочь разрешению ситуации. Их эффективность и объясняется тем, что они помогают ответить на возникшие жизненные вопросы. Как правило, используются готовые, часто общеизвестные метафоры, однако сегодня многие авторы сочиняют новые философские притчи, современные сказки, короткие рассказы, которые появляются в печати, Интернете и т.д. Ранее это называлось сказительством. Сочинители, сказочники, писатели создавали истории, в основе которых реальные факты, придавая им отчасти нереальный смысл, связанный с мечтой или фантазией. Сегодня это искусство называют сторителлингом.

Поиск разрешения жизненной ситуации на основе анализа того или иного случая - рассказа из жизни значимых для участников разновозрастного сообщества героев - развивает критическое мышление, навыки анализа, актуализирует умение отличать факт от предположения.

Сторителлинг успешно применяется для семейного воспитания детей. Взрослые рассказывают истории из своей жизни детям, подросткам, стараются поделиться опытом. Очевидно, это помогает укрепить семейные межпоколенческие связи, взаимопонимание и уважение к старшим.

Play-back театр является модификацией сторителлинга. Он дает возможность с по-

мощью профессиональных актеров на сцене сделать зримой некую ситуацию, случившуюся в далеком прошлом или только что произошедшую в настоящем. Цель практик Playback театра - воздействие на зрителей с помощью рефлексии. Вместе с тем сильной стороной Play-back театра является и то, что он позволяет в короткие сроки моделировать ситуацию, незначительно меняя один или несколько компонентов представляемой на сцене ситуации.

Ролевые игры: разыгрывание группой участников разработанного заранее сценария, так или иначе связанного с образовательной областью, расширяет взгляды, меняет отношение к направлению или к теме, наглядно показывает последствия поведения в той или иной заданной ситуации; моделирует кризисные ситуации в безопасных условиях. Важно при этом, чтобы поведение участников не было ограничено жесткими правилами, но определялось пониманием своей роли.

Несмотря на то, что обучение с использованием шедоуинга (Job Shadowing - «следование как тень»] относят к наименее затратным методам, он пока не получил распространения в нашей стране. Шедоуинг стал использоваться как эффективный способ воспитания, развития, обучения молодежи. Суть его связана с тем, что обучающийся в течение определенного времени в ходе выполнения какой-либо работы находится рядом с опытным мастером-руководителем, следует повсюду за ним как «тень». Представляется перспективным использование его в неформальных образовательных практиках для разновозрастных семейных групп.

Использование в неформальном образовании секондмента (Secondment] также достаточно редко встречается в российской повседневной образовательной практике. Традиционно использующийся в практической деятельности аналог - стажировка - не может учесть всех особенностей обладающего более широкими возможностями способа секонд-мент, предполагающего перемещение лидера образовательной группы в другую группу, иную по тематике, направлению практической деятельности, проектной идее, проч.

Обучение с помощью баддинга (Buddying] также редко используется. Смысл его связан со значением термина «buddy», который можно трактовать в переводе с английского как партнер, друг, помощник, протягивающий ру-

ку помощи. Баддинг предусматривает существование двух сторон: одна из сторон передает знания, другая - получает. Обе стороны находятся в ситуации равноценного партнерства, передачи различной информации, советов и рекомендаций друг другу на равных правах. Однако при этом одна из сторон может оказывать поддержку другой в освоении новых компетенций, достижении личных целей или целей сообщества, которому она принадлежит. Баддинг иногда рассматривают как помощь, руководство, опеку или защиту одного человека другим. Иногда - как неформальное наставничество или равноправный коучинг.

Игры, разные по смыслу задания с соревновательными элементами организуются для привлечения внимания участников игры к тому или иному вопросу, теме, проч. Часто они организуются для знакомства участников какого-либо события, программы, проекта, создания условий сотрудничества группы. Они считаются очень эффективными. Как правило, таким заданиям уделяют незначительное время, подстраивая их, оперативно корректируя в соответствии с потребностями группы.

Симуляции связаны с воспроизведением реальной жизненной ситуации. Они организуются для того, чтобы стимулировать участников к поиску оптимального решения в ограниченное время для выхода из кризисной, небезопасной или поучительной ситуации, схожей с реально происходящей в жизни. При этом участники вступают в действие, реагируя на происходящие события самостоятельно, без программирования ролей и алгоритма действий. Такие задания максимально приближены к реальности, поэтому требуют тщательной, кропотливой подготовки. Поскольку симуляции часто связаны с экстремальными ситуациями, после окончания они требуют выявления членов группы, нуждающихся в последующей поддержке и выведении из игровой ситуации.

Демонстрация используется для презентации техники и правил работы с ней. Важно обеспечить каждому присутствующему равные возможности знакомства с условиями и особенностями работы в заданных условиях.

Моделирование (педагогическое моделирование] связывают с подражанием участников данной деятельности какой-либо модели или образцу, реально существующему в жиз-

ни. Моделирование включает наблюдение за тем или иным образцом, использование его на практике, обсуждение свойств моделируемого образца и решение поставленной задачи. Для разновозрастного сообщества моделирование можно использовать в освоении новой техники, метода или способа, поведения в незнакомой ситуации, знакомства с новой культурой (формирования межкультур-ного диалога]. При этом важным условием является доверие участников друг к другу.

Мозговой штурм используется для решения проблемной ситуации. Он предполагает групповой поиск идеи. Как правило, идеи фиксируются без оценки в течение ограниченного времени, а затем обсуждаются участниками группы. Мозговой штурм не только активизирует деятельность группы, но и создает в разновозрастном сообществе условия для развития творческого мышления, выработки нестандартного решения. Важно, что мозговой штурм требует значительной подготовки группы к сотрудничеству, умения ведущего управлять дискуссией. Важным условием также является доверие участников друг к другу.

Как видно из представленного обзора, такие способы организации неформального образования, как шедоуинг, секондмент, бад-динг, характеризуются направленностью на равноправные партнерские отношения, которые становятся более эффективными при выстраивании отношений со-бытия, со-трудни-чества, со-творчества в разновозрастном сообществе (в семье, в классе, в команде, в ином сообществе]. В отличие от них, использование в образовательных практиках в разновозрастном сообществе наставничества, стажировки, коучинга характеризуется связями подчиненности, что в меньшей степени позволяет рекомендовать их для работы.

Дискуссионным в настоящее время представляется вопрос об особой роли в дальнейшем развитии неформального образования электронных способов образования. В повседневную образовательную практику вошли энциклопедия Wikipedia, блоги, дискуссионные форумы, видеосервис на YouTube, Skypе, Facebook, Google и др. Масштабы общения в социальных сетях чрезвычайно велики.

Информационные технологии позволяют создавать новые методы неформального образования. Технологии WAP или GPRS привели к внедрению в образовательную практику

mobile learning (обучение с помощью мобильных телефонов, i-Pad, портативных компьютеров, проч.]. Однако вопрос о значимости их для образования разновозрастных сообществ не имеет однозначного ответа. К перспективным электронным способам неформального образования можно отнести блоги, он-лайн библиотеки (wikis]. Преимущество он-лайн библиотеки заключается в том, что наполнять информацией ее могут, например, дети с родителями.

Среди трудностей внедрения электронных способов образования можно назвать непонимание взрослыми возможности управления неформальными группами молодежи средствами образования, проблемы технической оснащенности электронных способов образования, технические и финансовые трудности создания высокотехнологичных продуктов e-learning, недостаток профессиональных тьюторов, кураторов, модераторов, фасилитаторов и других специалистов в области разработки электронных образовательных программ и управления дистанционным обучением.

В заключение остановимся на условиях выбора того или иного способа неформального образования для разновозрастного сообщества, к которым можно отнести: ситуативную уместность игры/задания и соответствие теме образовательной практики или маршрута; готовность разновозрастной группы к игровым действиям; уровень сформирован-ности сообщества; учет возрастных, гендерных, социальных, иных различий; количество участников группы; возможность импровизации в пространстве игры. Для разновозрастного сообщества важно обеспечить психологическую и физическую безопасность игры/задания.

Существенное условие, которое помогает моделировать и поддерживать доверие участников сообщества: право каждого на ошибку. Моделируя жизненные ситуации, опираясь на собственные ошибки, участники неформальных образовательных практик могут безболезненно формировать личностный опыт и проектировать стратегию и тактику дальнейшего собственного образования в разновозрастных сообществах. Можно сказать, что неформальное образование в разновозрастных сообществах открывает новые перспективы развития всей системы образования РФ.

Литература

1. Вершловский С. Г. От педагогики к андрагогике // Университетский вестник. - 2002. - Вып. 1. - С. 33-36.

2. Вершловский С. Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена. - СПб: СПбАППО, 2008.

3. Скрынник И. К. Неформальное образование как средство повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Ставрополь: Ставропольский госуниверситет, 2006. - 217 с.

4. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. - 2003. - Т.24. - №5. - С. 31-44.

5. Слободчиков В. И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (Концептуальные основания) : науч. изд. - Киров : Киров. обл. тип., 2003.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.