Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ЭКСПРЕССИВНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАТЕКСТАХ'

СПОСОБЫ ЭКСПРЕССИВНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАТЕКСТАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
541
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПРЕССИЯ / МЕДИАТЕКСТЫ / ПЕЧАТНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИЗДАНИЯ / НЕМАРКИРОВАННАЯ ОСНОВА / МАРКИРОВАННЫЕ СУФФИКСЫ / ЛЕКСЕМЫ / ОККАЗИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА / ЯЗЫКОВЫЕ ЕДИНИЦЫ / ОЦЕНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТА РЕЧИ / МАРКИРОВАННАЯ ОСНОВА / МАРКИРОВАННЫЙ АФФИКС / ЖУРНАЛИСТСКИЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рубцова Елена Викторовна, Девдариани Наталья Валерьевна

В данной статье содержатся результаты исследования, направленного на анализ и систематизацию работ, связанных с рассмотрением способов создания экспрессивности и возможностей словообразования как источника экспрессивной лексики, а также изучение словообразовательных процессов в современных газетных текстах Курской области. В исследовании классифицируются способы экспрессивного словообразования в разнонаправленных изданиях: массовая и общественно-политическая пресса. Предметом исследования являются способы экспрессивного словообразования в современных медиатекстах региональных СМИ. Материалом послужили публикации в общественно-политической газете «Курская правда» г. Курска, исследуемые в хронологический период с 2011 по 2019 гг. Авторы статьи отталкиваются от утверждения о том, что экспрессивность - это комплексное понятие, которое служит для увеличения чувств, для выражения собственного, индивидуального отношения, а также для удержания внимания. Экспрессия имеет значение интенсивности, которая в свою очередь невозможна сама по себе, она проявляется, опираясь на какую-то эмоцию или оценку. В анализируемых изданиях используются словообразовательные модели, функционирующие как средство создания иронии и социально-политической критики. Проведя комплексный анализ современных медиатекстов, в частности печатных информационных изданий, авторы приходят к выводам о том, что наиболее часто встречаемыми являются экспрессивные слова, для создания которых используется немаркированная основа и маркированные суффиксы. Среди окказиональных слов (как самые частотные случаи экспрессивного словообразования) исследователями выделяются лексемы, образованные путём сложения производящих основ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF EXPRESSIVE WORD FORMATION IN MODERN MEDIATEXTS

This article contains the results of a study aimed at analyzing and systematizing works related to the consideration of ways to create expressiveness and the possibilities of word formation as a source of expressive vocabulary, as well as the study of word-formation processes in modern newspaper texts of the Kursk region. The study classifies the methods of expressive word formation in multidirectional publications: mass and socio-political press. The subject of the research is the methods of expressive word formation in modern media texts of regional media. The material was publications in the socio-political newspaper "Kurskaya Pravda" in Kursk, studied in the chronological period from 2011 to 2019. The authors of the article start from the statement that expressiveness is a complex concept that serves to increase feelings, to express one's own, individual attitude, and also to retain attention. Expression has the meaning of intensity, which, in turn, is impossible by itself, it manifests itself based on some kind of emotion or assessment. The analyzed editions use word-formation models that function as a means of creating irony and socio-political criticism. Having carried out a comprehensive analysis of modern media texts, in particular, printed information publications, the authors come to the conclusion that the most common words are expressive words, for the creation of which an unmarked stem and marked suffixes are used. Among the occasional words (as the most frequent cases of expressive word formation), researchers distinguish lexemes formed by adding productive stems. (on the example of the Kursk region).

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ЭКСПРЕССИВНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАТЕКСТАХ»

RUBTSOVA Elena Viktorovna and others METHODS OF EXPRESSIVE WORD FORMATION .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

V 7TK" 81 1 l/^i (TliON LS2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

у А14 011 |(сс) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/bgz3 -2021-1002-0086 **"*™'h^s://crea°vecommons-°rg/licenses/by-nc/4-0/)

СПОСОБЫ ЭКСПРЕССИВНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАТЕКСТАХ

© Автор(ы) 2021

AuthorlD: 680842

SPIN: 8728-9478

ORCID: 0000-0002-3872-1351

РУБЦОВА Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи»

AuthorlD: 462174

SPIN: 7224-4927

ORCID: 0000-0003-4711-8615

ДЕВДАРИАНИ Наталья Валерьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры

«Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: devd.nata@yandex.ru) Аннотация. В данной статье содержатся результаты исследования, направленного на анализ и систематизацию работ, связанных с рассмотрением способов создания экспрессивности и возможностей словообразования как источника экспрессивной лексики, а также изучение словообразовательных процессов в современных газетных текстах Курской области. В исследовании классифицируются способы экспрессивного словообразования в разнонаправленных изданиях: массовая и общественно-политическая пресса. Предметом исследования являются способы экспрессивного словообразования в современных медиатекстах региональных СМИ. Материалом послужили публикации в общественно-политической газете «Курская правда» г. Курска, исследуемые в хронологический период с 2011 по 2019 гг. Авторы статьи отталкиваются от утверждения о том, что экспрессивность - это комплексное понятие, которое служит для увеличения чувств, для выражения собственного, индивидуального отношения, а также для удержания внимания. Экспрессия имеет значение интенсивности, которая в свою очередь невозможна сама по себе, она проявляется, опираясь на какую-то эмоцию или оценку. В анализируемых изданиях используются словообразовательные модели, функционирующие как средство создания иронии и социально-политической критики. Проведя комплексный анализ современных медиатекстов, в частности печатных информационных изданий, авторы приходят к выводам о том, что наиболее часто встречаемыми являются экспрессивные слова, для создания которых используется немаркированная основа и маркированные суффиксы. Среди окказиональных слов (как самые частотные случаи экспрессивного словообразования) исследователями выделяются лексемы, образованные путём сложения производящих основ.

Ключевые слова: словообразование, экспрессия, медиатексты, печатные информационные издания, немаркированная основа, маркированные суффиксы, лексемы, окказиональные слова, языковые единицы, оценочные отношения субъекта речи, маркированная основа, маркированный аффикс, журналистский дискурс.

METHODS OF EXPRESSIVE WORD FORMATION IN MODERN MEDIATEXTS

© The Author(s) 2021

RUBTSOVA Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department DEVDARIANI Natalia Valerievna, candidate of philosophical sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: devd.nata@yandex.ru) Abstract. This article contains the results of a study aimed at analyzing and systematizing works related to the consideration of ways to create expressiveness and the possibilities of word formation as a source of expressive vocabulary, as well as the study of word-formation processes in modern newspaper texts of the Kursk region. The study classifies the methods of expressive word formation in multidirectional publications: mass and socio-political press. The subject of the research is the methods of expressive word formation in modern media texts of regional media. The material was publications in the socio-political newspaper "Kurskaya Pravda" in Kursk, studied in the chronological period from 2011 to 2019. The authors of the article start from the statement that expressiveness is a complex concept that serves to increase feelings, to express one's own, individual attitude, and also to retain attention. Expression has the meaning of intensity, which, in turn, is impossible by itself, it manifests itself based on some kind of emotion or assessment. The analyzed editions use word-formation models that function as a means of creating irony and socio-political criticism. Having carried out a comprehensive analysis of modern media texts, in particular, printed information publications, the authors come to the conclusion that the most common words are expressive words, for the creation of which an unmarked stem and marked suffixes are used. Among the occasional words (as the most frequent cases of expressive word formation), researchers distinguish lexemes formed by adding productive stems. (on the example of the Kursk region).

Keywords: word formation, expression, media texts, printed information publications, unmarked stem, marked suffixes, lexemes, occasional words, linguistic units, evaluative relations of the subject of speech, marked stem, marked affix, journalistic discourse.

ВВЕДЕНИЕ

В российских СМИ экспрессивность проявляется на всех возможных языковых уровнях: фонетическом, лексическом и фразеологическом, синтаксическом, морфологическом (на этом уровне механизмы экспрессивности обладают намного меньшим по сравнению с другими потенциалом), словообразовательном.

Экспрессивное словообразование, вслед за исследователем Н.А. Бекетовой, в настоящей работе понимается широко. «Во-первых, это семантическое свойство словообразовательных морфем и словообразовательных

типов, наделяющее соответствующие дериваты эмоционально-оценочной и функционально-стилистической маркировкой (языковая экспрессивность). Во-вторых, это функционально-прагматическое использование деривационных единиц, которые приобретают экспрессивные наслоения в конкретных условиях и обстоятельствах коммуникации (речевая экспрессивность)» [1].

Печатный дискурс представляет богатый материал для анализа различных словообразовательных возможностей (узуальных и окказиональных), грамотное использование которых не только способствует номина-

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

РУБЦОВА Елена Викторовна и другие СПОСОБЫ ЭКСПРЕССИВНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ...

ции того или иного предмета и явления, но и позволяет экспрессивно выделить его в тексте, обозначить журналистскую оценку и проявить себя творчески.

Большая заслуга в развитии теории словообразования принадлежит русистам. Особое влияние на современное состояние теории словообразования оказали принципиальные положения о системных связях и отношениях в языке, выдвинутые Л.В. Щербой, В.В. Виноградовым, Г.О. Винокуром. Для системного изучения словообразования особенно значимыми являются теоретические разработки и характерологические описания Е.А. Земской, И.А. Ширшова, Е.С. Кубряковой, В.В. Лопатина, И.С. Улуханова, А.Н. Тихонова, И.А. Ширшова, Е.Л. Гинзбурга, Л.А. Араевой, Е.В. Клобукова.

Цель исследования заключается в комплексном определении особенностей применения различных способов экспрессивного словообразования в современных печатных СМИ Курской области.

Вопросы экспрессивного словообразования являются предметом исследования современных ученых [2-9]. Но стоит отметить, что данный вопрос на материалах медиатекста региональных СМИ стал актуальным лишь в последние годы, в связи с чем, публикации по этой тематике не так обширны [10, 11].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование предполагает систематизацию работ, связанных с рассмотрением способов создания экспрессивности и возможностей словообразования как источника экспрессивной лексики, а также анализ словообразовательных процессов в современных газетных текстах Курской области. Предметом исследования являются способы экспрессивного словообразования в современных медиатекстах региональных СМИ.

Материалом послужили публикации в общественно-политической газете «Курская правда» г. Курска, исследуемые в хронологический период с 2011 по 2019 гг.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В энциклопедии «Русский язык» (1979) экспрессивность определяется как «семантическая категория, характеризующаяся различными формами проявления экспрессивной функции языка, его способностью выражать в содержании языковых единиц многообразие эмоциональных и оценочных отношений субъекта речи (говорящего или пишущего) к тому, что происходит во внешнем или внутреннем мире человека. Экспрессивность языковых единиц заключается в способности их содержательной стороны отражать эти отношения в виде особых, экспрессивных, признаков» [12, с. 403].

В отечественном языкознании интерес к экспрессивности появился в 1950-х гг. XX века. Экспрессивно-выразительной стороне языка отведено важное место в трудах В.В. Виноградова, В.А. Звегинцева, О.С. Ахмановой и других исследователей. В этот период были сделаны первые шаги в определении понятий «экспрессивность» и «эмоциональность» [13].

Мы придерживаемся мнения о том, что экспрессивность - это комплексное понятие, которое служит для увеличения чувств, для выражения собственного, индивидуального отношения, а также для удержания внимания. Экспрессия имеет значение интенсивности, которая в свою очередь невозможна сама по себе, она проявляется, опираясь на какую-то эмоцию или оценку. Экспрессия используется как один из способов для воздействия на массовое сознание читателя [14, 15].

Текстуальная экспрессивность достигается не только употреблением специфических языковых средств разных уровней, которые детально изучены в современной лингвистике, но и благодаря использованию различных невербальных приемов создания экспрессивности. Словообразование является одним из способов создания экспрессивности и в устной речи, и в рамках художественного и журналистского дискурса.

Способы экспрессивного словообразования в современных медиатекстах города Курска мы рассмотрим

на материалах газеты «Курская правда». На сайте издания «Курская правда» позиционируется следующим образом: «"Курская правда" не только старейшая, но и респектабельнейшая газета области, сохраняющая верность лучшим традициям русской печати, ориентированная на самую широкую читательскую аудиторию. Среди подписчиков представители власти всех уровней, руководители солидных предприятий, компаний и фирм, а также аграрного сектора экономики. Но, конечно же, больше всего выписывают и читают простые, как принято говорить, люди. Еженедельный тираж «Курской правды» свыше 29 тысяч экземпляров». В газете есть рубрики «Политика», «Экономика», «Стратегия президента», «Среднерусский экономический форум», «Происшествия», «Культура», «Спорт», «Безопасность», «Животные», «Благоустройство», «Уездные вести» и др. Публикации газеты имеют самую разнообразную жанровую природу, отличаясь от массовых изданий наличием большого количества аналитических материалов и художественной публицистики. В «Курской правде» представлены формы путевого и портретного очерка, жанр фельетона и различные памфлетные модификации. По большей части материалы газеты рассчитаны на аудиторию среднего и старшего возраста с хорошим образовательным уровнем, предпочитающую серьёзные информационные и аналитические материалы рекреативной периодике.

В материалах газеты особую роль выполняют лексемы, образованные путём суффиксального словообразования. Суффиксы -аг(а) / -яг(а), -уг(а) / юг(а), которые могут иметь разные оценочные значения, но в большей части материалов издания используются в отрицательной коннотации: «Поэтому если уж и применять эту крайнюю меру «общественной самозащиты», то только в отношении совершенно бесспорных и крайних случаев, когда это действительно отъявленный негодяй и зарвавшийся хапуга» («Курская правда», 3.03.11); «Даже люди, казалось бы, творческого склада. Например, в современных фильмах, кроме как «журналюги» или «стервятники», вы не услышите других определений журналистов» («Курская правда», 28.02.2017).

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обозначающие лиц, в некоторых контекстах приобретают ироничную и даже саркастическую окраску: «Мужчина с возмущением отверг предложение родственницы. Ему бы гнать после этого разговора «те-щеньку» в шею и больше на порог не пускать» («Курская правда», 16.05.2013).

Многие стилистически-сниженные слова, образованные путём прибавления к маркированной основе нейтральных аффиксов, в материалах газеты закавычиваются. Иногда лексемы, которые относятся к просторечиям и жаргонизмам, выглядят инородно среди других нейтральных слов газетного материала, однако именно расчёт на массовость позволяет журналистам использовать их в структуре текста: «Во-первых, их не за что в таком количестве содержать. Во-вторых, законодательство не позволяет «кошмарить» бизнес частыми проверками. В ходе обсуждения прозвучало, что эффективность плановых проверок остается не слишком высокой, так как в соответствии с действующим законодательством предприниматели оповещаются о подобных мероприятиях заранее» («Курская правда», 12.12.2013). К этой же группе относятся отсубстантивные существительные с суффиксами -чик, -щик, -ник, приобретающие определённую эмоциональную окраску. В газете есть лишь единичные примеры слов с данными суффиксами: «Отлучат халявщиков от ЖКХ» («Курская правда», 31.03.2015). Поскольку, как было отмечено выше, издание «Курская правда» отличается разнообразием газетных жанров, среди которых особое место принадлежит очерковой публицистике, экспрессивно-окрашенные слова зачастую используются героями портретных или путевых очерков в диалоговом общении: «Брехня и есть,

RUBTSOVA Elena Viktorovna and others METHODS OF EXPRESSIVE WORD FORMATION .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

- настаивал он. - Лучше кормят на фронте. Да и то, если старшина расторопный. Но там стреляют...» («Курская правда», 14.06.2018).

Следующая словообразовательная структура основана на использовании маркированной основы и маркированного аффикса. Поскольку в издании есть поэтическая рубрика Сергея Малютина, представляющая творчество курских поэтов, в ней можно отметить слова, относящиеся к сниженной и стилистически-маркированной лексике. Например, в публикации «Владимир Косагов» (15.07.2017), где собраны стихотворения молодого курского поэта, встречаются просторечия и жаргонизмы, образованные суффиксальным способом. «Хоть смежаю устало веки, до ближайшей плетусь аптеки: Отче наш, дай рецепт последний, теплым пойлом меня согрей, чтоб меня не нашли в передней в двух шагах от твоих дверей». («Тормознул в алкогольном отделе...»).

Другую словообразовательную группу составляют слова, использующие немаркированную основу + немаркированный аффикс. В последнее время отглагольные словообразования с аффиксом - ант используются в массовой коммуникации и часто маркируются разговорной сферой. Например, в материале «Паровоз Суворович Руцкой» слово подписант (разговорное слово, обычно упоминаемое в ироническом контексте о человеке, который подписал открытое письмо, воззвание-протест против действий властей или поддержка какого-либо политического деятеля) используется в отношении людей, которые «еще с лихих 90-х предпочитают либеральную форму агитации масс» посредством заборов: «Подписанты заборных призывов, судя по единообразно безобразному написанию дрожащей рукой букв, - граждане в себе неуверенные. Смысл же заборных фраз граничит с запредельным идиотизмом. Один забор на улице Горького завывает: «Руцкой - это Суворов». Второй ему подтявкивает: «Виват, Руцкой!» («Курская правда», 1.09.2016).

Для создания экспрессии в текстах газеты активизируются словообразовательные модели, пополняющие разряды абстрактных существительных, имен действия и качества. В этой группе отмечаются слова, использующие немаркированную основу + немаркированный аффикс, или слова, использующие маркированную основу и немаркированный аффикс: «Порядка 90 муниципальных услуг оказывают специалисты МФЦ. Обращения через многофункциональные центры исключают непосредственное общение чиновника и посетителя, возможности для взяточничества и других негативных явлений» («Курская правда», 1.11.2018); «Действительно возникает семейственность и клановость, когда группа должностных лиц или депутатов начинает работать не на общий интерес, а на свою семейную группу» («Курская правда», 18.09.2012).

В материалах «Курской правды» встречаются экспрессивные лексемы, образованные путём сложения нескольких основ при помощи соединительной гласной. Например, в материалах о предпринимателе Четверикове (и его компаньонах) используется слово «гусекрад», выполняющее не только лингвостилистиче-скую и экспрессивную, но и текстообразующую функцию. Впервые «гусекрад» появилось в романе Ильфа и Петрова «Золотой телёнок»: «Это был бывший слепой, самозванец и гусекрад» (о Паниковском). А в материалах рассматриваемого нами издания, где Четвериков, уже в заголовках материалов названный «гусекрадом» («Бройлерные короли в роли гусекрадов»), используются постоянные литературные прецеденты из произведения великих сатириков. Это способствует расширению функционального наполнения лексемы и производит больший эффект на читателей: «Дай миллион, дай миллион, дай миллион». Правда, судя по сделанному заявлению, соратник Четверикова ровно в сто раз превзошел литературного гусекрада... Сам великий комбинатор на подобные беспочвенные заявки выдавал не более чем

«от мертвого осла уши». Беда только, что продолжатели дела Паниковского в нашем регионе далеко превосходят литературного гусекрада не только в умении побираться, но и в решимости доводить неправое дело до конца. И ведь доведут, если прокуратура не остановит» («Курская правда», 3.11.2011).

В нескольких материалах газеты нам встретились слова, образованные путём сложения двух основ, первая из которых представлена нейтральным корнем теле-. Так, в фельетонном материале «Курской правды» «Посулами народ не накормишь», речь в котором ведётся о желании предпринимателя и члена «Справедливой России» Четверикова выкупить один из местных каналов, телевизионные журналисты, призванные механически и бездумно зачитывать заказные новости «хозяина» с экрана, иронично называются «телеголовами»: «Не успел объявить о покупке акций телекомпании, как с экрана понеслись такие «изобличения», что даже жаль телеголовы, вынужденные зачитывать абсурдные тексты ради ублажения нового хозяина» («Курская правда», 8.09.2011). В материале «Вокруг «толики грязи»», представляющем собой близкий фельетонному рассказ о пошлости телевизионного мира реалити-шоу, уже надоевшая общественности программа «Дом-2» окказионально названа «тележвачкой», что намекает на долговремен-ность и занудность процесса «телевизионной стройки»: «Уверяя, что хорошо знает молодёжную аудиторию, которая после закрытия передачи отнюдь не побежит в библиотеки читать Тургенева (и потому пусть остаётся в том же качестве, на своих диванах, со своей привычной тележвачкой!» («Курская правда», 5.06.2011).

Ярко выраженную эмоциональную окраску приобретают окказиональные образования, обнаруживающие близость разговорной речи и понятные для определённых аудиторных групп. Например, заказное убийство-заказуха, стриптизёрша-стрипуха, стипендия-степуха и т.п.: «Тот, кто вкус победы знает, тот «степуху» получает! Какую «стипуху»? Как какую — Потанинскую?! — 1500 рублей» («Курская правда», 8.09.2013).

Для создания сатирического пафоса в материалах издания «Курская правда» с помощью сложения производящих основ образуются слова, экспрессивность которых создаётся сопутствующим контекстом. Например, рассказывая о производителях пива, являющихся постоянными спонсорами многих спортивных соревнований в России, журналист использует лексему меценаты-доброхоты, намекая на то, что это спонсорство отнюдь не является бескорыстным: «Но, думаю, общественность меньше всего должны беспокоить их доходы, когда речь идет о будущем нации, о молодежи. А то доходит до абсурда: богатейшие пивные холдинги выступают спонсорами спортивных мероприятий. Неужели потянуло в меценаты-доброхоты? Сомнительно» («Курская правда», 22.09.2012). В приведённом выше примере новое слово получается путём сложения двух слов, отмеченных в словарях (доброхот, устар.). Однако встречаются случаи, когда одно из слов, участвующих в процессе сложения, является окказиональным. Например, в публикации «Четвертый кошмар малого бизнеса» журналист придумывает слово деловар, образованное путём сложения двух основ с помощью соединительной гласной (дело + варить). Под «деловаром» публицист понимает людей, пишущих всевозможные жалобы по различным инстанциям: «Зато нет ничего приятней видеть расстроенное лицо соседа деловара, затянутого в механизм бюрократических и прочих разборок» («Курская правда», 19.01.2016). В некоторых случаях журналисты газеты не сами создают слова окказионализмы, а цитируют чужие высказывания, в которых присутствуют маркированные модели. Так, объектом критики «Курской правды» нередко становился экс-губернатор Курска Александр Владимирович Руцкой, в лексиконе которого газетчики нередко отмечают большое количество инвективных новообразований: «Сальные шуточки с женщинами с на-

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

меками на мужскую силу жеребцов, кабанов и почему-то индюков, извращенные мечтания «тебя бы до отруба пьяным водкой с пургеном напоить, чтоб ты в штаны наделал» и клички «гнидообразный облевыш» постоянно вплетались в длинные речи Руцкого» («Курская правда», 25.08.2016).

ВЫВОДЫ

Поскольку газета обладает богатым спектром жанров, в том числе и сатирических, на её страницах нередко использование словообразовательных моделей, функционирующих как средство создания иронии и социально-политической критики. Наиболее частыми в газете являются экспрессивные слова, для создания которых используется немаркированная основа и маркированные суффиксы. Среди окказиональных слов (как самые частотные случаи экспрессивного словообразования) нами были выделены лексемы, образованные путём сложения производящих основ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бекетова Н.А. Экспрессивное словообразование в современных медиатекстах (на материале суффиксальных имен существительных) Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.02.01. Русский язык. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2014.

2. КудисоваЕ.А. Проблемы перевода рекламных слоганов (на примере экспрессивного словообразования) // Филологический аспект. 2019. № 5 (49). С. 41-45.

3. Султанова Р.М. Окказионализмы как экспрессивно-стилистический ресурс словообразования // Вестник Таджикского национального университета. Серия филологических наук. 2019. № 1. С. 185-191.

4. Гурова И.В. Гейт-производные в аспекте экспрессивного словообразования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 12. С. 145-149.

5. Бронникова Ю.О. Словообразовательные средства выражения оценки в русском языке // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 12-1. С. 276-279.

6. СтепашкинаЕ.С. Экспрессия окказионализмов в публицистике А. И. Солженицына // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 2-2 (32). С. 179-182.

7. Нухов С.Ж. Роль аналогии в экспрессивном словообразовании // Языки в диалоге культур. Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения первого ректора БашГУ Шайхуллы Хабибулловича Чанбарисова: в 2 частях. Ответственный редактор Шпар Е.В., 2016. С. 185-195.

8. Родионова С.Е., Иванова А.С. Активные процессы в языке социальных сетей интернета: некоторые тенденции в сфере экспрессивного словообразования //Актуальные проблемы русской и сопоставительной филологии: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 355-360.

9. Кайсарова С.Н. Словообразование как феномен национальной культуры (на примере глагольных словообразовательных моделей с экспрессивным значением) // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории. сборник научных статей XV международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2016. С. 45-49.

10. Рацибурская Л.В., Замальдинов В.Е. Особенности новообразований с экспрессивно-оценочной семантикой в региональной Нижегородской прессе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2017. № 4. С. 3441.

11. Пирманова Н.И. Окказиональные слова в газетном тексте как примета нового времени // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 8-5 (66). С. 302-305.

12. Русский язык: Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1979. 432 с.

13. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 2-е. М. : Сов. энциклопедия, 1969. 608 с.

14. Рубцова Е.В. Роль средств массовой информации в современном обществе //Региональный вестник. 2019. №14. С. 36-38.

15. Рубцова Е.В. Приемы языковой манипуляции в СМИ // Региональный вестник. 2019. № 5. С. 20-21.

Статья поступила в редакцию 06.10.2020

Статья принята к публикации 27.05.2021

РУБЦОВА Елена Викторовна и другие СПОСОБЫ ЭКСПРЕССИВНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.