Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
221
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛАКО / ПУБЛИЧНОЕ ОБЛАКО / ГИБРИДНОЕ ОБЛАКО / ОБЛАКО СООБЩЕСТВА / ЯНДЕКС ДИСК / CLOUD COMPUTING / PUBLIC CLOUD / HYBRID CLOUD / COMMUNITY CLOUD / YANDEX DISK

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Корабошев Ойбек Закирович

В статье показаны преимущества применения облачных технологий во всех сферах образования. Кроме того, весь спектр облачных технологий полностью внедрен. В статье определено, что современные облачные технологии - это метод хранения и предоставления данных конечному пользователю. Облачные технологии представляют собой не сам Интернет, а набор аппаратного и программного обеспечения, обеспечивающий обработку и исполнение клиентских заявок. Отмечено, что на настоящий момент используют четыре модели развертывания облачных систем. К ним относятся: частое облако, публичное, гибридное и общественное. Для вузов самым оптимальным вариантом является использование публичного облака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS TO EFFECTIVELY USE “CLOUD TECHNOLOGIES” IN THE EDUCATION SYSTEM

The article shows the benefits of using cloud technology in all areas of education. In addition, the full range of cloud technologies is fully implemented. The article specifies that modern cloud technologies are a method of storing and providing data to an end user. Cloud technologies are not the Internet itself, but a set of hardware and software that provides processing and execution of client applications. It is noted that there are currently four cloud deployment models in use. These include: private cloud, public, hybrid, and public. For universities, the best option is to use a public cloud.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Корабошев О.З. Email: Koraboshev6100@scientifictext.ru

Корабошев Ойбек Закирович — ассистент, кафедра информационных технологий и математики, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье показаны преимущества применения облачных технологий во всех сферах образования. Кроме того, весь спектр облачных технологий полностью внедрен. В статье определено, что современные облачные технологии - это метод хранения и предоставления данных конечному пользователю. Облачные технологии представляют собой не сам Интернет, а набор аппаратного и программного обеспечения, обеспечивающий обработку и исполнение клиентских заявок. Отмечено, что на настоящий момент используют четыре модели развертывания облачных систем. К ним относятся: частое облако, публичное, гибридное и общественное. Для вузов самым оптимальным вариантом является использование публичного облака. Ключевые слова: Cloud computing, public cloud, hybrid cloud, community cloud, SugarSync, Dropbox, GoogleDocs, Yandex Disk, Windows Live SkyDrive, OpenDrive, Syncplicity, Box.net.

METHODS TO EFFECTIVELY USE "CLOUD TECHNOLOGIES" IN THE EDUCATION SYSTEM Koraboshev O.Z.

Koraboshev Oybek Zokirovich - Assistant, DEPARTMENT OF INFORMATION TECHNOLOGY AND MATHEMATICS, TASHKENT STATE AGRARIAN UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article shows the benefits of using cloud technology in all areas of education. In addition, the full range of cloud technologies is fully implemented. The article specifies that modern cloud technologies are a method of storing and providing data to an end user. Cloud technologies are not the Internet itself, but a set of hardware and software that provides processing and execution of client applications. It is noted that there are currently four cloud deployment models in use. These include: private cloud, public, hybrid, and public. For universities, the best option is to use a public cloud.

Keywords: Cloud computing, public cloud, hybrid cloud, community cloud, SugarSync, Dropbox, GoogleDocs, Yandex Disk, Windows Live SkyDrive, OpenDrive, Syncplicity, Box.net.

УДК: 372.851

Сегодня существует широкий спектр интернет-технологий, которые играют важную роль практически во всех сферах человеческой деятельности, включая образование. Характеристика современного аппаратного обеспечения меняются и совершенствуются практически ежедневно, и любой вуз вряд ли сможет обновлять свою техническую базу в соответствии с быстро меняющимися вычислительными возможностями современных компьютеров и обеспечивать учебный процесс последними новинками компьютерной техники. Такая же ситуация с программным обеспечением, предполагающим немалые материальные затраты на поддержание соответствующего информационного обслуживания учащихся.

Современное развитие общества характеризуется переходом на новый этап, который играет важную роль в применении новых информационных и

коммуникационных технологий. Компьютерная грамотность является необходимым атрибутом современного человека, способствующим органической социализации в современном стремительно изменяющемся мире. Поэтому возникающие задачи требуют новых решений в создании и обновлении организации обучения, включение новейших технических и технологических средств с целью повышения эффективности и оптимизации учебного процесса. В современном образовании также происходят процессы совершенствования методов и средств обучения и воспитания личности с учетом развития сельскохозяйственной культуры.

Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий являются облачные технологии. Под облачными технологиями (англ. Cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис [1].

Облачные технологии - это новый сервис, который подразумевает удаленное использование средство обработки и хранения данных. С помощью «облачных» сервисов можно получить доступ к информационным ресурсам любого уровня и любой мощности, с разделением прав различных групп пользователей по отношению к ресурсам, используя только подключение к Интернету и веб-браузер.

Облака могут быть публичными или частными. Частное облако - инфраструктура, предназначенная для использования одной организацией, включающей несколько потребителей (например, подразделений одной организации). Частное облако может находиться в собственности, управлении и эксплуатации, как самой организации, так и третьей стороны (или какой-либо их комбинации), и она может физически существовать как внутри, так и вне юрисдикции владельца. Public cloud -инфраструктура, предназначенная для свободного использования широкой публикой. Публичное облако может находиться в собственности, управлении и эксплуатации коммерческих, научных и правительственных организаций (или какой-либо их комбинации). Публичное облако физически существует в юрисдикции владельца — поставщика услуг. Hybrid cloud — это комбинация из двух или более различных облачных инфраструктур (частных, публичных), остающихся уникальными объектами, но связанных между собой стандартизованными или частными технологиями передачи данных и приложений (например, кратковременное использование ресурсов публичных облаков для балансировки нагрузки между облаками). Community cloud — вид инфраструктуры, предназначенный для использования конкретным сообществом потребителей из организаций, имеющих общие задачи. Общественное облако может находиться в кооперативной (совместной) собственности, управлении и эксплуатации одной или более из организаций сообщества или третьей стороны (или какой-либо их комбинации), и она может физически существовать как внутри, так и вне юрисдикции владельца. На практике границы между всеми этими типами вычислений размыты [2].

Пользователю облачных сервисов нет необходимости заботиться об инфраструктуре, которая обеспечивает работоспособность предоставляемых ему сервисов. Все задачи по настройке, устранению неисправностей, расширению инфраструктуры и прочее берет на себя сервис-провайдер.

Облачные хранилища представляют следующие сервис-провайдеры:

Однако облачные технологии могут стать не только основой дистанционного и поддержкой реального образования. Вуз представляет собой огромный механизм с отлаженными алгоритмами взаимодействия: образовательный процесс тесно переплетен с процессами обеспечения бухгалтерского учета, учета персонала, договорными отношениями. Поэтому следует рассматривать облачные вычисления как средство консолидации различных внутренних подсистем и создания виртуальной среды, которая обеспечит взаимодействие не только преподавателей и студентов, а сделает доступными следующие процессы: публикация объявлений, новостей и анонсов мероприятий; обмен

электронными сообщениями между пользователями, централизованно или отдельным категориям; организация научных конференций, семинаров, в том числе проведение интернет-конференций и вебинаров; удаленное взаимодействие со студентами, включая предоставление в электронном виде учебно-методических материалов, онлайн-консультации, тестирование, информирование о расписании занятий; электронное взаимодействие с абитуриентами, включая информирование, консультирование, удаленную регистрацию заявлений абитуриентов [2].

Использование облачных технологий (облачных вычислений) высшими учебными заведениями - перспективное направление, позволяющее повысить эффективность учебного процесса, сократить накладные расходы на его реализацию. Ощутимо снижаются капитальные затраты, связанные с созданием и обслуживанием учебными заведениями собственных центров обработки данных, обеспечивается гибкая масштабируемость и высокая доступность сервисов, используемых в учебном процессе, что в конечном счете повышает уровень удовлетворенности потребностей конечных пользователей: студентов, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала, так как больше времени высвобождается для решения образовательных и научно-исследовательских задач.

Отмечая несомненные преимущества, получаемые высшими учебными заведениями от использования облачных технологий, следует выделить и основные риски, которые надо учитывать, планируя и используя облачные решения в учебном процессе, а именно: безопасность данных - необходимость обеспечения специальных мер для предотвращения несанкционированного доступа к размещенной в облаке информации; снижение доступности - возможность DoS-атак, риски, связанные с физическим повреждением сетевых кабелей, используемых для подключения к облаку и т.д.; привязка к поставщику облачных услуг (облачному провайдеру) - если учебное заведение не работает исключительно с собственным частным облаком, используя публичное или гибридное облако, то переход к другому облачному провайдеру может оказаться достаточно дорогостоящим и требующим времени, в том числе на перенос большого объема данных.

В заключение - использование облачных технологий в высшем образовании служит повышению качества образования.

Список литературы /References

1. Lohr S. Google and I.B.M. Join in 'Cloud Computing' Research. Steve Lohr // New York Times, 2017.

2. Ананченко И.В. Облачные технологии в высшем образовании // Современные наукоемкие технологии, 2015. № 5. С. 48-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.