Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ИСТИННОГО СЧАСТЬЯ В ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ ЭПИКУРА'

СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ИСТИННОГО СЧАСТЬЯ В ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ ЭПИКУРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
73
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИСТИННОЕ СЧАСТЬЕ / УДОВОЛЬСТВИЕ / БЛАГОРАЗУМИЕ / МУДРОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Легкова Е.А., Бутенок Н.А.

В статье речь идет об одной из основных человеческих ценностей ─ счастье. Автор рассказывает о шести путях, которые ведут к истинному счастью, основываясь на философском учении античного мыслителя Эпикура, рассматривает содержание и структуру философской системы древнегреческого философа о том, что же такое истинное счастье.Happiness is discussed as one of basic human values. Six 6 ways that lead to true human happiness are described based on the analysis of the philosophical doctrine of the ancient philosopher Epicurus, the content and structure of the philosophical system of ancient Greek thinker of true happiness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ИСТИННОГО СЧАСТЬЯ В ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ ЭПИКУРА»

детей в жизни российского общества.

В современной Российской Федерации развитию надлежащего взаимоотношения к семье не уделяется должного внимания. Необычную реальность обретают проблемы сексуального поведения российского молодого поколения, репродуктивного состояния здоровья парней и девушек. Кроме того существует невысокая подготовленность из числа жителей России, в том числе и среди молодого поколения. В стране не разработаны мероприятия с целью увеличения надлежащей грамотности молодого населения.

Использованные источники:

1. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие / Т. В. Андреева. -СПб.: Речь, 2004.

2. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001.

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 440с.

4. Кравченко, А. И. Социология / учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2009.

5. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М. : ИНФА-М., 1998.

6. Прохорова, О. Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье / О. Г. Прохорова. - СПб.: Каро, 2009.

7. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений. 2001.

8. Харчев, А. Г. Современная семья и ее проблемы (Социально-демографическое исследование) / А. Г. Харчев, М. С. Мацковицкий. М.: Статистика, 1978.

9. Черников, А. В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. - М., 2001.

Легкова Е.А. студент 2 курса БутенокН.А., к.филос.н. научный руководитель, доцент Сургутский государственный университет

Россия, г. Сургут СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ИСТИННОГО СЧАСТЬЯ В ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ ЭПИКУРА

Если мы будем искать счастья, не зная, где оно, мы рискуем с ним разойтись. (Ж.Ж. Руссо)

Аннотация.

В статье речь идет об одной из основных человеческих ценностей — счастье. Автор рассказывает о шести путях, которые ведут к истинному

счастью, основываясь на философском учении античного мыслителя Эпикура, рассматривает содержание и структуру философской системы древнегреческого философа о том, что же такое истинное счастье.

Ключевые слова: философское мировоззрение, истинное счастье, способ достижения счастья, удовольствие, страдание, благоразумие, мудрость, справедливость, чувство меры во всем, добродетель.

Ways of Achieving True Happiness in Epicurus' Philosophical

Teachings

Summary.

Happiness is discussed as one of basic human values. Six 6 ways that lead to true human happiness are described based on the analysis of the philosophical doctrine of the ancient philosopher Epicurus, the content and structure of the philosophical system of ancient Greek thinker of true happiness.

Keywords: true happiness, philosophical world view, the way to happiness, pleasure, pain, prudence, wisdom, justice, the measure of all virtue.

Каждый человек, наверное, слышал когда-то имя греческого философа Эпикура и образованные от его имени выражения: эпикурейцы, эпикурейский взгляд на жизнь, эпикурейское счастье. Взгляд Эпикура как одного из выдающихся представителей философии античности очень важен и интересен для современника. Его мнение о нравственности, о месте человека в этом мире, о счастье вызывают интерес у нас в связи с рассмотрением способов достижения истинного счастья в современном мире.

Чем так любопытны и актуальны для современников Эпикур и его образ мыслей? Наши вопросы о том, как достичь истинного счастья, похожи на вопросы людей, живших более двух тысячелетий назад. И для того чтобы понять, какие пути ведут нас к истинному счастью, нужно окунуться во время эллинизма и проследить путь становления великого философа.

Эпикур появился на свет в 341/342 году до нашей эры на острове Самос. Он был учеником Навсифана, в 310 году до н.э. стал основателем философской школы сначала в Колофоне и Митилини, позже — в Лампсаке. В 306 году до нашей эры он переехал в Афины и устроился недалеко от Дипилонских ворот, где приобрел участок земли с садом. Эпикур назвал школу «Сад», она просуществовала более восьмисот лет и стала основным центром материализма и атеизма периода античности [1, c.98].

Эпикур, как говорит Диоген Лаэрций, был «изобильнейшим писателем и множеством своих книг превосходил всех» [2,с . 116].

Великий философ написал 300 произведений, из которых до нас дошли три его письма к ученикам, Геродоту, Пифоклу и Менекею, отрывки из писем к другим лицам, «Главные мысли», «Ватиканское собрание изречений»; помимо этого — отрывки из фундаментального труда философа

в 37 книгах «О природе», которые были найдены при расшифровке геркуланских папирусов.

Эпикурейское учение имело практическую цель — дать людям понять, как они могут достичь счастья. Он говорил, что слова философа, которыми не врачуется человеческое страдание, пусты. Эвдемонические искания определили характер всей философской системы Эпикура.

Эпикура часто порицали и порицают до сих пор, что он — проповедник телесных удовольствий и даже разврата. Это всего лишь выдумка. Он считал высоконравственным и желанными только те удовольствия, согласующиеся с природой. Высшая добродетель — благоразумие, которое мы достигаем в результате самостоятельно сделанного выбора. То есть, по мнению Эпикура, исходная точка наслаждений и радости — это благоразумие.

На интересующий вопрос о любви и возможности найти счастье в семейной жизни Эпикур отвечал бесхитростно и не всем по нраву. Философ полагал, что мудрый человек не будет тратить время на такое не благостное занятие, как любовь. Более того, мыслитель считал, что любовь может помешать достижению настоящего, а не иллюзорного счастья. Занятие достойное, по его мнению, это дружба и мудрость.

Античный мыслитель всю жизнь провел в скромных материальных условиях, но это никаким образом не создало преграду для его благостного состояния. Точка зрения Эпикура о благополучии крайне отличается от точки зрения современного человека о счастливой жизни. Эпикур был рад скромной пище и отвергал кулинарные изыски, объясняя, что отвергает их из-за последствий, которые затем наступают. С детства Эпикур страдал болезнью желудка и знал о последствиях обжорства своих товарищей. Но опять-таки, мыслитель призывал не впадать в крайности и знать чувство меры. Он считал, что разумный не станет говорить чепуху даже пьяным [4, с. 152].

Философская система Эпикура состоит их тёх частей: физики, каноники и этики. Каждая часть учения философа рассматривает пути, ведущие нас к счастью.

В своей физике Эпикур подчеркивал, что атомы могут отклоняться от прямолинейного движения.[4, с. 164]. Но вопрос: причем здесь эти онтологические отступления и взгляды о счастье человека? Ответ в том, что своевольные атомы позволяют мыслителю переложить этот принцип на человеческую свободу. В мире и в жизни нет отдельного человека полной предопределенности и фатализма. Каждый человек сам выбирает для себя пути счастья и является творцом своей судьбы. Античный философ считал основной задачей для нас — преодолеть страхи перед миром. Это следует понимать следующим образом: каждый должен в силу ума видеть причины событий и уметь предрекать последствия. Познания, наблюдения и анализ делают человека более свободным, счастливым.

Не менее интересна и каноника. В теории познания Эпикур

рассказывает о своем отношении к богам. Необходимо подчеркнуть, что философ не признавал традиционную религию, представление о бессмертии души, о силе снов как пророков. Такие философы, как Цицерон, Плутарх, Посидоний считали его атеистом, который лишь формально признавал существование богов. Однако он признает существование Богов, но считает, что боги — высшие силы, у которых есть все блага, не думают о конкретном земном человеке [2, с. 124]. Жизнь в мире развивается своим собственным правилам. Таким образом, это подтверждает немалую степень свободы человека и пути достижения счастья в жизни [2,с. 135].

Уверенность Эпикура в возможности счастья человека без вмешательства богов, вместе с тем, отрицая бессмертие души и загробную жизнь, вызвала негодование в христианстве по поводу эпикуреизма.

В третьей части своей философской системы Эпикур уделяет особое внимание категориям справедливости, мудрости и дружбы. Под относительностью справедливости он понимает то, что мы не должны вредить другим и терпеть вред от других.

Что касается учения о дружбе, мыслитель говорит, что в основе дружбы лежит личная выгода индивида. Истинная дружба порождается мудростью: мудрость — благо смертное, а дружба — благо бессмертное.

Мудрость, по Эпикуру, является врачебным искусством, способным исцелить людей от душевных страданий. Мудрость не только обогащает людей знаниями, но и приносит им величайшие духовные наслаждения. Эпикур проповедовал безмятежность не уходом от жизни и отшельничеством, а изучением природы, знанием ее самых сокровенных тайн. Эпикур понимал под мудрецом — знаток жизни, который поднялся выше обыденной мирской суеты [5, а 219].

Содержание эпикурейской этики было воспринято и развито такими гуманистами, как Спиноза, Фейербах [3, с. 149].

Таким образом, выдающийся греческий философ в своем философском учении обозначил нам, людям XXI века, как достичь истинного счастья. Первый путь к счастью — благоразумие. Мудрость может исцелить нас от душевных страданий. Следующий путь к истинному счастью — это жить согласно своим желаниям и не нарушать моральных и общепринятых мнений. Третий путь к счастью — избавления от зол, душевных терзаний. Четвертым путем является четверолекарствие, которое способно излечить человечество от болезненного страха: 1) не нужно бояться Бога; 2) не бойтесь смерти; 3) мы можем легко достичь блага; 4) зло легко претерпеваемо. Пятый путь к достижению счастья — чувство меры во всем. И последний путь к счастью — мудрость и дружба, так как любовь может стать преградой для достижения истинного счастья.

Истинное счастье, по нашему мнению, есть переживание полноты бытия, ощущение и осознание своей причастности к чему-то более высокому, нежели повседневная суета. Счастье есть результат долгого пути

человека от порока к добродетели, итог борьбы с пороком, награда человеку за его усердный труд.

Использованные источники:

1. Боричевский И. А. Древняя и современная философия науки в ее предельных понятиях. М.; СПб., 2009.166 с.

2. Диоген Лаэрций. Об Эпикуре: Соб. соч. М., 1998. X книга. 345 с.

3. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура // К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 2006. 679 с.

4. Материалисты Древней Греции.: Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Мысль, 2008. 356 с.

5. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева. М.: Советская энциклопедия, 2009. 568 с.

Леонова Е.А. магистр

Юго-Западный государственный университет

Россия, г. Курск ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОЦЕНКА

БАНКРОТСТВА Аннотация: В статье рассмотрен анализ финансового состояния предприятия и оценка вероятности банкротства. Раскрыта методика оценки финансового состояния предприятия. Предложены меры по улучшению финансового положения предприятия.

Ключевые слова: Финансовое состояние, диагностика банкротства, несостоятельность, финансовые коэффициенты.

Abstract: In the article the analysis of the financial condition of the company and assessment of the probability of bankruptcy. Discloses a technique for assessing the financial condition of the company. Measures to improve the company's financial situation.

Keywords: Financial, bankruptcy diagnosis, insolvency, financial ratios.

Вопросы анализа финансового состояния становятся, особенно актуальны, когда многие предприятия испытывают финансовые трудности не только от низкой прибыльности своей деятельности, сколько от недостатка своевременного анализа финансового положения предприятия и принятие соответствующих мер по результатам этого анализа.

Одной из самых главных задач предприятия является оценка финансового состояния предприятия, которая возможна при совокупности методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате анализа его деятельности на конечном интервале времени. Цель этого анализа - получение информации о его финансовом положении, платежеспособности и доходности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.