Научная статья на тему 'Способы действия с информацией при применении технологии полного усвоения знаний'

Способы действия с информацией при применении технологии полного усвоения знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / TECHNOLOGIES OF FULL KNOWLEDGE ASSIMILATION / РЕЗУЛЬТАТ / RESULT / ЭФФЕКТ / EFFECT / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / ТЕХНОЛОГИИ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарипова Гульнара Ирековна, Рахматуллина Лэйла Вагизовна

В статье ставится задача рассмотреть эффект полного усвоения знаний при использовании определенных способов действия с информацией. В результате анализа применения способов действия с информацией авторы акцентируют на важности изменений деятельности педагога и обучающихся в процессе подачи информации, что существенно изменяет канонизированные типы ведения урочной и внеурочной деятельности. Основное внимание авторы отводят применению технологии полного усвоения знаний, его роли на всех этапах исследования. В процессе определенных способов действия с информацией осуществляется полное усвоение знаний стандарта и выход на творческий уровень применения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарипова Гульнара Ирековна, Рахматуллина Лэйла Вагизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF WORKING WITH INFORMATION APPLYING TECHNOLOGY OF FULL KNOWLEDGE ASSIMILATION

In the article the task to consider an effect of full knowledge assimilation when using certain ways of action with information is set. As a result of the analysis the authors accent on importance of changing the teacher and student’s activity in the course of information submission that significantly changes the canonized types of fixed and extracurricular activities’ conducting. The authors pay much attention to use of technology of full knowledge assimilation, its role at all investigation phases. Dealing with information full knowledge assimilation of the standard and a way out to the creative level of knowledge use are carried out.

Текст научной работы на тему «Способы действия с информацией при применении технологии полного усвоения знаний»

УДК 378.14.014.13

СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ С ИНФОРМАЦИЕЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Гарипова Г.И., Рахматуллина JI.B.

В статье ставится задача рассмотреть эффект полного усвоения знаний при использовании определенных способов действия с информацией. В результате анализа применения способов действия с информацией авторы акцентируют на важности изменений деятельности педагога и обучающихся в процессе подачи информации, что существенно изменяет канонизированные типы ведения урочной и внеурочной деятельности. Основное внимание авторы отводят применению технологии полного усвоения знаний, его роли на всех этапах исследования. В процессе определенных способов действия с информацией осуществляется полное усвоение знаний стандарта и выход на творческий уровень применения знаний.

Ключевые слова: информация; технологии полного усвоения знаний; результат; эффект; эксперимент.

WAYS OF WORKING WITH INFORMATION APPLYING TECHNOLOGY OF FULL KNOWLEDGE ASSIMILATION

Garipova G.I., Rakhmatullina L. V.

In the article the task to consider an effect of full knowledge assimilation when using certain ways of action with information is set. As a result of the analysis the authors accent on importance of changing the teacher and student's activity in the course of in formation submission that significantly changes the canonized types of fixed and extracurricular activities 'conducting. The authors pay much attention to use of technol-ogy of full knowledge assimilation, its role at all investigation phases.

Dealing with information fiill knowledge assimilation of the standard and a way ont to the creative level of knowledge use are carried ont.

Keywords: information: technologies offull knowledge assimilation: resuit; effect; experiment.

Введение

Современный период развития общества характеризуется непрерывным ростом информации, в том числе научной. Первые осознанные встречи человека с научной информацией происходят на уровне начального образования, в момент изменения у ребенка его социального статуса, обновление сферы взаимодействия с окружающим миром, началом формирования основ учебной деятельности. Идеология Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) отражает принципиально новый взгляд на содержание, структуру и организацию начального образования. Новая система передачи, приема, осознания и обработки информации направлена на расширение познавательных интересов и мотивации к дальнейшему обучению; при благоприятных условиях обучения происходит становление самооценки и самосознания младшего школьника. Эффективность реализации программ, качество обучения, воспитания и развития школьников становятся высокими результатами освоения ФГОС НОО.

Единого определения информации как научного термина нет. Данное понятие трактуется как, значимые сведения о чём-либо, разъяснения, изложение; вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах и т.д. Приведем в пример следующее определение понятия: «Информация -и, ж. 1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (спец.) ... 2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-н. Научно-техническая и. Газетная и. Средства массовой информации (печать, радио, телевидение, кино)...» [1, с. 250].

Применительно к данному контексту статьи мы будем рассматривать информацию, опираясь на формулировку вышеизложенной цитаты. Проблемность и актуальность нашей темы вызвана парадоксом, существуемым, в том числе, в учебной среде. Информация, подаваемая учителем одинаково и одновременно для всех не всегда усваивается всеми детьми одинаково. Наличие различных субъективных и объективных причин ясны всем, но всегда ли педагогами они учитываются в образовательном процессе. Есть предположение, что многие педагоги игнорируют их в силу либо не понимания сути или даже отсутствия знаний по педагогике, психологии и др. интегральных областей и специальных наук, предметом изучения которых является обозначенное понятие.

Информация может храниться, передаваться и являться основой для порождения другого знания - в этом его ценность. Если имеется пробел появляется зыбкость, недостоверность, искажение смысловых связей и результат - непрочные знания.

Понимание значимости информации и смысловых взаимодействий между источником, хранением и воспроизведением (приводится сокращенный алгоритм); осознание свойств информации: актуальность, достоверность, новизна, полнота, объективность, ценность и др. позволит грамотно и эффективно получать знания. Понимание и осознание смысла информации формирует алгоритм состоящий из различных условий, учитывающих разновозрастные характеристики и психологические особенности детей, а так же способы воздействия информации.

В качестве основания для исследований нами была использована технология полного усвоения знаний. Напомним, термин был предложен американским психологом Д. Кэрроллом, считавшим постоянным параметром результат обучения, а условия обучения -переменными. Тема была поддержана Б. Блумом, изучавшим способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается. Разработку методику обучения на основе полного усвоения знаний осуществили Д. Блок и Л. Андерсон.

Материалы и методы исследования

Информация, представленная как дидактическая единица, объявление, текст, аудиорассказ, иллюстрация, схема, таблица, неоднозначна для детей. Она зависит от их опыта, предшествующих знаний, от уровня понимания этой информации и интереса к ней. Целевой установкой методики является условие, которое должен принять педагог: все учащиеся способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной и особой организации учебного процесса.

Проведению исследования предшествовал опрос педагогов, где 46% показали положительное отношение к проведению и обучению по проведению исследования; 23% не понимание результатов; 15%- отказались от участия; 16%- согласились быть аналитиками.

Одна из задач нашего исследования в достижении высоких результатов в обучении детей с разными способностями при условии эффективной подачи информации. Базой исследования являлась общеобразовательные школы города Набережные Челны: СОШ№ 17 (1-е, 2-е классы), пролицей 78 (1-е, 2-е классы). Выборку групп условно обозначим Ш1 и Ш2.

Эксперимент 1. Исходный. Ученикам зачитывался текст без соблюдения условий способа действия с информацией. Группам Ш 1 и Ш 2 текст зачитывался в среднем темпе, без логического интонирования. Затем без обсуждения дети самостоятельно отвечали на вопросы. Группа Ш 1 показала результат - 51% усвоения информации, группа Ш 2 - 67%.

Эксперимент 2. Ученикам зачитывался текст с соблюдением условий способа действия с информацией. В течение 2 -х месяцев провели несколько этапов соблюдения условий эксперимента 2, по различным предметам (музыка, математика, литература), с разным временным промежутком. Содержание условий, например, на уроке чтения: чтение самостоятельно про себя (зрение); читает учитель или ученик, а текст перед глазами (зрение и слух); чтение (запись) и презентация на экране (зрение, слух, образы); чтение, презентация, запах цитруса (слух, зрение, обоняние); чтение, иллюстрации,

шум ветра, воды и ванночка с водой (слух, зрение, обоняние, тактильные ощущения).

Результаты исследования

По изменению каждого условия исследования составлялся мониторинг полного усвоения знания. Показатель полного усвоения знаний вычислялся из соотношения: ПУЗ = ФО/ УИ 100%, где УИ - процент усвоенной информации, ФО - фактический объем полного усвоения знаний, и ПУЗ - полный объем знаний, предложенный для усвоения. Результат последнего этапа эксперимента, направленного на поиск и освоение информации достиг в группе Ш1 - 92%, в Ш 2 - 98%. При рейтинговом показателе шкалы полного освоения материала - 90%.

Обсуждение

Причина отставания в первом исследовании может быть обусловлена несоответствием способов подачи информации педагога к особенностям учащихся. Для объективного представления о влиянии на результативность обучения, исследование проводилось в разных классах, по разным предметным областям и разными педагогами. Воздействуя во время исследования на психологические каналы восприятия информации, учитывая темп мышления школьников, с учётом скорости подачи материала и объема информации педагогом, были достигнуты цели исследования.

Заключение

Наличие противоречивых результатов освоения стандартов обучения дают сделать вывод о необходимости использования различных технологий с учетом способов и условий подачи учебной информации.

Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Информация о спонсорстве. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Список литературы

1. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч. 2. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2004.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999.

3. Гарипова Г.И., Рахматуллина Л.В. Синергичность профессионального развития педагога//В мире научных открытий. 2015. № 3 (63). С. 86-93.

4. Бобкова Е.Ю., Магсумов Т. А., Максимов Я. А. Профессиональные стандарты в сфере образования: инновации в организации образовательного процесса: учебник. Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2017. 168 c. DOI: 10.12731/profstandart2017

5. Гарипова Г.И., Рахматуллина Л.В. Принцип эмерджентности как базис учебной мотивации школьника // В мире научных открытий. 2014. № 11.2(59). С. 919-923.

6. Aminov Т.М. The Structure and Logic of the Pedagogical Process as the Basis of the Conception of Historical and Actual Pedagogical Research //Life Science Journal. 2014. № 11 (11). C. 544-547.

References

1. Ojegov S.I., Shvedova N.Y. (1999). Explanatory Russian dictionary: 80 000 words and phraseological expressions. Moscow: Azbukovnik.

2. Lavrentyev G.V., Lavrentyeva N.B., Neudakhina N.A. The innovative training technologies in vocational training of experts (part 2) https:// www. twirpx. com/file/415 014/

3. Garipova G.I., Rahmatullina L.V. (2015). Synergy of professional development of the teacher. V mire nauchnykh othytii [Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture], 3 (63): 86-93.

4. Bobkova E. Yu., Magsumov T.A., Maksimov Ya.A. (2017). Professional 'nye standarty г' sfere obrazovaniya: innovatsii г' organizatsii obrazo-vatel 'nogo protsessa: uchebnik [Professional standards in education: innovations in the organization of educational process: textbook].

Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, [in Russian], DOI: 10.12731/profstandart2017

5. Garipova G.I., Ralunatullina L.V. (2014). The principle of an emergence as the basis of student educational motivation. Vmire nauchnykh otkrytii [Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture], 11.2 (59): 919-923.

6. Aminov T.M. (2014). The Structure and Logic of the Pedagogical Process as the Basis of the Conception of Historical and Actual Pedagogical Research. Life Science Journal, 11, (11): 544-547.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Рахматуллина Лэйла Вагизовна, доцент кафедры педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова, кандидат педагогических наук Набережночелнинский государственный педагогический университет

ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Россия leyla-1012@mail. ru

Гарипова Гульнара Ирековна, директор

МБОУ «Пушкинский пролицей № 78 »

ул. Ершова, 9, г. Набережные Челны, 423819, Россия

gulnara_1 303(xfmail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Rakhmatullina Leyla Vagizovna, associate professor of pedagogics and psychology of Z.T. Sharafutdinov. candidate of pedagogical sciences

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University

28, Nizametdinov St., Naberezhnye Chelny, 423806, Russia

leyla-1012(a)mail. ru

ORCID: 0000-0002-7672-9645

Garipova Gulnara Irekovna, director

MBOU "Pushkin Pro-lyceum No. 78" 9, Yershov St., Naberezhnye Chelny, 423819, Russia gulnara_1 ЗОЗЩтаИ. ru ORCID: 0000-0001-5630-7325

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.