Научная статья на тему 'Способы анимации и их влияние на условные знаки'

Способы анимации и их влияние на условные знаки Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
545
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНИМАЦИЯ / ФОРМА / ДВИЖЕНИЕ / ДИНАМИКА / ДИНАМИЧЕСКИЙ УСЛОВНЫЙ ЗНАК / ANIMATION / SHAPE / MOVEMENT / DYNAMICS / DYNAMIC CARTOGRAPHIC SYMBOL

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Надыров Илья Олегович

В статье описаны способы анимации, применяемые для создания динамических условных знаков, рассмотрены пути их применения при создании карты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANIMATION METHODS AND THEIR INFLUENCE ON CARTOGRAPHIC SYMBOLS

In article is described animation methods, used for dynamic cartographic symbols considered ways of their application in map creation.

Текст научной работы на тему «Способы анимации и их влияние на условные знаки»

СПОСОБЫ АНИМАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ

Илья Олегович Надыров

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул.

Плахотного, 10, аспирант кафедры картографии и геоинформатики, тел. (383)361-06-35, email: hadoken1987@gmail.com

В статье описаны способы анимации, применяемые для создания динамических условных знаков, рассмотрены пути их применения при создании карты.

Ключевые слова: анимация, форма, движение, динамика, динамический условный

знак.

ANIMATION METHODS AND THEIR INFLUENCE ON CARTOGRAPHIC SYMBOLS

Ilya O. Nadyrov

A post-graduate student, Department of Cartography and GIS, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo st., 630108, Novosibirsk, phone: (383)361-06-35, e-mail: hadoken1987@gmail.com

In article is described animation methods, used for dynamic cartographic symbols considered ways of their application in map creation.

Key words: animation, shape, movement, dynamics, dynamic cartographic symbol.

Условные знаки являются основным содержимым всех карт, в том числе и анимационных. Но в отличие от карт традиционных условные знаки на анимационных картах подвержены постоянному изменению, так как они отражают изменение объекта или явления в течение времени. В зависимости от характера анимации, изменения условного знака могут быть разнообразными, и в зависимости от этих изменений меняется и информационная составляющая карты.

Способы анимации и их влияние на условные знаки

Основными способами анимации являются анимация движения и анимация формы (морфинг). При анимации движения объект меняет свое положение в пространстве с течением времени анимации. При анимации формы с течением времени объект частично или полностью изменяет свою форму. Это основные способы создания анимации, широко применяемые в различных программных пакетах (Adobe Flash, Autodesk 3dsMax и т.д.). Эти способы также можно применять и в анимационной картографии, воздействуя на условные знаки, размещённые на карте. Но условные знаки - не просто абстрактные объекты, а носители определенной информации, обладающие количественными

и качественными характеристиками, так или иначе описывающими изображаемое явление. Соответственно, применяя анимацию к условным знакам, необходимо учитывать данную особенность.

Анимация движения

Анимация движения подразумевает под собой изменение местоположения объекта в заданной области. Движение может быть равномерным, тогда объект будет перемещаться из одной точки в другую по прямому пути с постоянной скоростью. Такую анимацию движения можно назвать простой, ее удобно применять при описании процессов, не требующих подробного описания характера движения, а лишь отображающих сам факт движения (например, карта годового экспорта/импорта товаров из одного (нескольких) населенного(ых) пункта (ов) в другой (ие)) (рис. 1).

Рис. 1. Пример анимации простого движения

Но часто бывает так, что процессы перемещения по своей скорости неравномерны (например, перемещение циклонов и других погодных явлений, где описание скорости также важно, как и описание характера движения объекта). В таком случае необходимо программными средствами задавать участки пути движения объекта, где он будет ускоряться, а где - двигаться медленнее. Маршрут движения объекта может содержать более, чем 2 точки, тогда 1-я точка будет начальной точкой маршрута, последняя - конечной, остальные будут являться узловыми точками движения (рис. 2).

Часто реальное движение объекта невозможно описать лишь движением по прямой линии из одной точки в другую. Траектории движения обычно намного сложнее и при описании некоторых явлений этим нельзя пренебрегать. В таком случае для объекта необходимо прописывать путь его движения, по которому он будет двигаться на протяжении анимации (например, карта движения общественного транспорта). В совокупности неравномерное движение по заданному маршруту, отличному от прямой линии, можно назвать сложным движением (рис. 3).

300

уТ

4 • /

у 2 Л

9 \. •

12 З

Рис. 2. Пример анимации движения через узловые точки

Рис. 3. Пример анимации движения по заданному пути Анимация формы

Анимация формы предполагает изменение не местоположения объекта (условного знака), а изменение самого объекта. Простым видом анимации формы является изменение размера объекта. Изменение размера удобно применять в тех случаях, когда происходит рост или убыль численной характеристики условного знака. В таком случае увеличение или уменьшение условного знака будет соответствовать увеличению или уменьшению численной

характеристики. Для построения анимации такого рода используются несколько значений для условного знака на протяжении заданного отрезка времени. На основе этих значений создается условный знак в ключевых кадрах анимации с размером, соответствующим численной характеристике. При недостаточном количестве известных численных значений дополнительные значения вычисляются с помощью интерполяции, и по ключевым кадрам создается анимация условного знака (рис. 4).

значения, полученные с помощью интерполяции

известные значения

12 3 4

X---ЗЕ--Ж----Т

моменты времени, в которые известно семантическое значение уз.

Рис. 4. Создание анимации изменения размера с помощью интерполяции

Естественно, такой подход невозможен для внемасштабных условных знаков.

Кроме изменения размера возможно изменение формы объекта. В случае с условным знаком изменение формы равносильно изменению качественной характеристики условного знака. Соответственно, если на отрезке времени объект, описываемый условным знаком, приобретает новые качества, то для отображения этого процесса целесообразно применить анимацию изменения формы (например, с течением времени населенный пункт преобразовался из села в поселок городского типа) (рис. 5).

Так как условные знаки являются сочетанием изображения и характеристик (количественных и качественных), при анимации нужно отражать соответствующее изменение характеристик. При анимации движения у условного знака меняется его местоположение на карте и соответственно и его координаты. Все изменения координат условного знака должны вноситься в базу данных. При анимации формы меняются характеристики условного знака и значения этих характеристик также должны вноситься в базу данных. Впоследствии, при воспроизведении анимации, пользователь сможет просмотреть численные и качественные характеристики, соответствующие условному знаку (рис. 6).

Рис. 5. Пример анимации формы при качественном изменении характеристики

условного знака

12 п

Л Л Л

II II II

1-е значение массива а-е 2-е значение массива а-е п-е значение массива а-е

к к к ^

БД

Рис. 6. Извлечение численных характеристик условного знака из базы данных Заключение

Выбор формы анимации для условного знака очень важен, так как это определяет всю последующую структуру карты. Не стоит слишком усложнять анимацию условного знака, так как, во-первых, это ухудшает восприятие информации пользователем, а, во-вторых, создает для исполнителя карты дополнительные трудности и задачи по отслеживанию и дополнению характеристик условных знаков. Если длительность анимации не слишком велика, то изменения условного знака должны быть легко читаемыми, не слишком частыми или сложными.

© И.О. Надыров, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.