Научная статья на тему 'Способности, как проявление индивидуальных различий, в возрастном развитии'

Способности, как проявление индивидуальных различий, в возрастном развитии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
339
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ABILITY / INDIVIDUAL DIFFERENCES / AGE DEVELOPMENT / PROPERTIES NERVOUS SYSTEM / MENTAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сальников Виктор Александрович, Ревенко Евгений Михайлович, Катаев Иван Владимирович, Кравцов Андрей Юрьевич

Целью данного исследования является изучение взаимосвязи двигательных способностей и темпов их прироста с индивидуально-психологическими особенностями в процессе возрастного развития. В работе показано, что проблема возрастного подхода тесно связана с вопросом о внутренней логике психического развития ребенка. Доказано, что типологические особенности проявления основных свойств нервной системы выступают в качестве задатков двигательных способностей. В соответствии этого уже в детском возрасте проявляется предрасположенность к определенным двигательным способностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сальников Виктор Александрович, Ревенко Евгений Михайлович, Катаев Иван Владимирович, Кравцов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abilities as manifestations of individual differences in age development

The aim of the research is to study the relationship of the motor abilities and their growth rate with the individual psychological characteristics in the process of age development. The article shows that the problem of the age approach is closely related to the question of the internal logic of mental development of the child. It is proved that the typological features of the manifestation of the basic properties of the nervous system act as the makings of motor abilities. In accordance with this, already in childhood the predisposition manifests itself in relation to the certain motor abilities.

Текст научной работы на тему «Способности, как проявление индивидуальных различий, в возрастном развитии»

Контрольные задания Статистические показатели, (X±m)

К, (n=20) Э1, (n=20) Э2, (n=20)

Вис (с) до 6,41±1,83 4,44±1,83 14,24±2,7

после 5,21±2,64 5,17±2,73 16,51±2,06

Т 0,4 0,24 0,5

Бег 300 м (с) до 100,13±2,84 129,81±6,13 146,23±7,43

после 91,05±4,21 85,77±3,62 110,12±6,15

Т 1,8 6 1*** 3 7***

Наклон вперёд из исходного положения сидя (см) до 1,21±1,33 0,24±1,12 5,13±1,32

после 0,73±2,61 3,73±1,03 6,14±2,21

Т 0,1 2,3* 0,4

Примечание: К - контрольная группа детей; Э1 - экспериментальная группа детей, занимающихся ритмикой; Э2 - экспериментальная группа детей, занимающихся подвижными играми; * - достоверность различий при Р <0,05; ** - достоверность различий при Р <0,01; *** - достоверность различий при Р<0,001.

Сравнительный анализ развития физических качеств позволил сделать заключение о большем положительном влиянии занятий ритмикой. Они обеспечили прирост в развили скоростно-силовых, силовых качеств, выносливости и гибкости (Р <0,05). Тогда как занятии подвижными играми обеспечили прирост лишь скоростных, скоростно-силовых качеств и выносливости (Р <0,05).

ВЫВОДЫ

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что наиболее благоприятные предпосылки для физического развития школьников создают дополнительные занятия ритмикой. В процессе занятий ими у детей равномерно развиваются как морфофункциональ-ные возможности, так и физические качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамович, Д.В. Влияние занятий по месту жительства на физическую подготовленность детей и подростков / Д.В. Абрамович, В.Ю. Лебединский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (106). - С. 82-84.

2. Максимова, С.Ю. Модель музыкально-двигательного адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / Максимова С.Ю., Фомина Н.А. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 1. - С. 63-65.

3. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю.В. Науменко // Педагогика. - 2005. - № 6. - С. 37-44.

REFERENCES

1. Abramovich, D.V. and Lebedinsky, V.Yu. (2015), "The impact of classes at the place of residence on the physical fitness of children and adolescents", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 12 (106), pp. 82-84.

2. Maksimova, S.Yu. and Fomina, NA. (2017), "The model of musical-motor adaptive physical education of preschoolers with mental retardation", Physical culture: education, education, training, No. 1, pp. 63-65.

3. Naumenko Yu.V. (2005), "Health-saving school activities", Pedagogy, No. 6, pp. 37-44.

Контактная информация: svetlana300377@gmail.com

Статья поступила в редакцию 27.05.2019

УДК 37.042

СПОСОБНОСТИ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ, В

ВОЗРАСТНОМ РАЗВИТИИ

Виктор Александрович Сальников, доктор педагогических наук, профессор, Евгений Михайлович Ревенко, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный автомобильно-дорожный Университет (СибАДИ), г. Омск; Иван

Владимирович Катаев, кандидат педагогических наук, доцент, Военная академия материально-технического обеспечения им. А.В. Хрулева, (ВАМТО), Санкт-Петербург;

Андрей Юрьевич Кравцов, доцент, Елецкий государственный Университет им.

И.А. Бунина, (ЕГУ им. И.А. Бунина) г. Елец

Аннотация

Целью данного исследования является изучение взаимосвязи двигательных способностей и темпов их прироста с индивидуально-психологическими особенностями в процессе возрастного развития. В работе показано, что проблема возрастного подхода тесно связана с вопросом о внутренней логике психического развития ребенка. Доказано, что типологические особенности проявления основных свойств нервной системы выступают в качестве задатков двигательных способностей. В соответствии этого уже в детском возрасте проявляется предрасположенность к определенным двигательным способностям.

Ключевые слова: способности, индивидуальные различия, возрастное развитие, свойства нервной системы, психическое развитие.

ABILITIES AS MANIFESTATIONS OF INDIVIDUAL DIFFERENCES IN AGE

DEVELOPMENT

Victor Alexandrovich Salnikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Evgeny Mikhai-lovich Revenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Siberian State Automobile and Road University, Omsk; Ivan Vladimirovich Kataev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Academy of Logistics, St. Petersburg;

Andrey Yuryevich Kravtsov, the senior lecturer, Bunin Yelets State University

Annotation

The aim of the research is to study the relationship of the motor abilities and their growth rate with the individual psychological characteristics in the process of age development. The article shows that the problem of the age approach is closely related to the question of the internal logic of mental development of the child. It is proved that the typological features of the manifestation of the basic properties of the nervous system act as the makings of motor abilities. In accordance with this, already in childhood the predisposition manifests itself in relation to the certain motor abilities.

Keyword: ability, individual differences, age development, properties nervous system, mental development.

ВВЕДЕНИЕ

Системный подход в изучении процесса взросления выявил некоторые закономерности развития двигательных и морфофункциональных систем детей и подростков, имеющих важное значение, для подготовки спортивного резерва. В частности, выявлены возрастные особенности развития двигательных и психомоторных способностей, а также «оптимальные возрастные периоды» для занятий тем или иным видом спортивной деятельности. Приведены возрастные границы этапов подготовки, в процессе многолетней тренировки для юношей и девушек. Определены возрастные зоны спортивных успехов, а также возрастные границы высших достижений в некоторых видах спорта. Рассчитаны контрольные нормативы и морфологические показатели, рекомендованные при отборе для занятий тем или иным видом спорта в соответствии с возрастом. Чаще это все интерпретируется применительно к данным хронологического возраста [6].

При этом отмечается, что внутренние предпосылки развития на разных возрастных этапах могут иметь отношение к становлению и росту способностей или возрастные особенности могут рассматриваться как компоненты способностей. Другие факты указывают на значение «возрастной чувствительности», как предпосылки формирования способностей и как компонента самих способностей. При этом выявление особенностей развития способностей позволяет раскрыть как общее, так и индивидуальное развитие человека. Одновременно отмечается, что успешное развитие способностей связано с многообразием

факторов, это и адаптационные резервы обучаемых, состояние физиологических функций, проявляющееся в индивидуальных стратегиях адаптивного поведения.

Одновременно индивидуальные различия нарастает в онтогенезе от ранних стадий развития к более поздним. При этом успешность спортивной деятельности связана не с одной способностью, а с их различным сочетанием и это сочетание обеспечивается различными способностями. В результате взаимодействие способностей еще более усложняется, когда способности рассматриваются как свойства личности и их проявление начинает регулироваться всем строем внутренних систем организма.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОСУЖДЕНИЕ

Одной из важных проблем в развитии способностей является изучение возрастного развития как единого целостного процесса, как общей линии развития личности в разные периоды жизни. Однако то многообразие общих и специальных способностей, описанных в литературе, дают основание говорить о том, что увлечение подходом, связанным с детализацией в развитии способностей, привело к потере интереса к изучению их взаимосвязей. Действительно ряд ученых, считают целесообразным дифференциацию способностей человека применительно к спортивной деятельности, и выделяют группу общих способностей (работоспособность, интеллект, активность, саморегуляция), специальные способности (силы, быстроты, выносливости и др.), а также специфические (чувство мяча, планки, воды и т.п.). С другой стороны, дифференциация и специализация способностей особенно в спортивной деятельности в действительности зашла слишком далеко, в результате как бы утрачивается общая основа и внутреннее их единство. Это усложняется еще и тем, что переход от одного возраста к другому означает не только рост, обогащение психических свойств, но и их качественное преобразование - прекращение развития одних и совершенствование других. Как представляется, избежать этого позволяет изучение индивидуальной составляющей в развитии способностей. В этой связи важно изучение природных основ индивидуальных различиях как предпосылок способностей. Как отмечал С.Л. Рубинштейн «... возраст сам по себе не определяет какого-то стандартного психического развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных различий, и в единстве с ними» [4].

В результате исследований выявлено, что максимальный темп движений слабо, но связан с подвижностью нервных процессов и значительнее с уравновешенностью по «внешнему» балансу. При сильном световом раздражителе время простой двигательной реакции короче у лиц с сильной нервной системы, при пороговых раздражителях время реакции короче у «слабых». Скоростно-силовые способности (тройной прыжок в длину с места) значительнее в отдельные возрастные периоды проявляются у лиц со слабой нервной системой в сравнении с «сильными». Значительнее эти различия выявлены в отношении типологического комплекса, т.е. у лиц, сочетающих слабую нервную систему и подвижность возбуждения скоростно-силовые способности существенно выше, чем у «сильных-инертных».

Определенные различия характерны в отношении силовых проявлений, так величина взрывных усилий выше у лиц, имеющих низкую лабильность нервной системы и возбудимых по внешнему балансу. Кистевая динамометрия в отдельные возрастные периоды выше у подростков с более сильной нервной системой в сравнении со «слабыми». У юных спортсменов показатели абсолютной силы, выше имеющих преобладание возбуждения по внешнему балансу, чем у «тормозных». Выносливость, как двигательная способность, при работе большой мощности положительно коррелирует с силой тормозного процесса, в то время как в зоне максимальной мощности эта связь отрицательная.

Одновременно выраженность темпов прироста двигательных способностей связана с типологическими свойствами, так в возрасте 12, 14, 16 лет динамика выше у лиц с сильной нервной системой в сравнении со «слабыми». Темп прироста силовой выносливости

в 12, 16 лет выше у подростков с уравновешенностью по внешнему балансу. Динамика общей выносливости в 12 лет значительнее у лиц с преобладанием возбуждения как по внешнему, так и по внутреннему балансам. При этом следует отметить, что темп прироста в двигательных способностях часто связан не с одним каким-то свойством нервной системы, а с различным их сочетанием.

Следовательно, типологические особенности проявления свойств нервной системы, являются сопутствующими факторами в развитии различных двигательных и психомоторных способностей. Вероятно, в данном случае правильнее говорить о способностях, вернее о задатках как о природной основе способностей. Наличие же различных типологических свойств (и их комбинаций) уже в детском возрасте приводит к тому, что у подростков наблюдается различное проявление двигательных и психомоторных способностей, отражающие их общие и индивидуальные характеристики. В соответствии этого можно предположить, что в процессе возрастного развития формируется «свой комплекс» - типологических свойств, как ведущих признаков, который будет содействовать успеху в занятиях тем или иным видом спорта.

В результате отмечается сложная и динамичная картина соотношения возрастного и индивидуального в природных предпосылках способностей, заключающаяся в том, что индивидуальные особенности организма очень многообразны и проявляются на самых ранних этапах онтогенеза, однако чаще анализируются усредненные данные в отношении исследуемой группы, позволяющие выявить статистическую достоверность изменений и не учитываются индивидуальные варианты развития. Б.М. Теплов отмечал, что «... ни в одном разделе психологии нельзя принципиально отвлекаться от вопроса об индивидуальных различиях: такое отвлечение возможно лишь как временное самоограничение, естественное во всяком научном исследовании» [7]. Одновременно далеко не всегда можно отличить, что в особенностях физического развития того или иного ребенка идет от своеобразия его типа нервной системы, а что - от возраста. У части детей слабая нервная система оказывается не только возрастной, но и индивидуальной особенностью, т.е. сохраняющейся в дальнейшем [3]

Следует признать, что индивидуальные различия возрастного развития во многом обусловлены динамикой развития способностей. В соответствии этого специфика возрастного развития заключается, в том, что она по-разному проявляются в отдельные периоды процесса взросления. При этом следует отметить, что в процессе взросления меняется роль индивидуально-психологических особенностей в отношении развития психомоторных и двигательных способностей. В результате можно говорить о существовании не только возрастных, но и собственно индивидуальных предпосылок формирования различий по способностям. Детерминацию развития психики последовательно отстаивал С.Л. Рубинштейн, который утверждал, что все внешние воздействия на человека преломляясь через его внутренние условия. Но биологические обусловленные факторы, сами по себе в принципе не могут определять уровень развития способностей в целом и двигательных в частности, производным в этой ситуации выступает внешние воздействия.

В целом следует отметить, что с повышением уровня подготовленности изменяется компонентный состав структуры способностей, обуславливающих успешность деятельности, повышается мера тесноты связей отдельных способностей в структуре профессионально важных качеств, на отдельных этапах профессионализации увеличивается число способностей, вовлеченных в деятельность [1]. В соответствии этого в научной литературе отмечается, что типологические свойства, отражающими индивидуальность развития связаны и с другими подструктурами личности и ее деятельности: статусом, мотивами, стилем деятельности, направленностью и устойчивостью к неблагоприятным факторам и т.п. [2,5]. Вероятно, через понимание системных механизмов развития можно понять и объяснить, насколько то или иное изменение способностей меняет их строение и, как следствие, участвует в повышении эффективности по развития психики человека. При этом далеко не

всегда можно отличить, что в особенностях психики ребенка идет от свойств нервной системы и что от возраста. С взрослением ребенка жизненные показатели типа, которые раньше, как бы смазывались возрастными особенностями, могут резко выделиться на изменившемся возрастном фоне [8]. При разных проявлениях типологических свойств могут встречаться одинаково высокие, либо наоборот одинаково низкие уровни проявления способностей. В соответствии этого развитие способностей детерминировано не одним каким-либо уровнем индивидуальности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом в способностях детей - как общих, так и специальных - обнаруживается многообразие индивидуальных различий. В результате одни и те же успехи разных подростков могут быть показателями различных способностей и при одних и тех же равных способностях их успехи могут быть различным. Наличие же различных типологических свойств (и их комбинаций) уже в детском возрасте приводит к тому, что у подростков проявляется предрасположенность к определенным двигательным способностям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.

2. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. -

464 с.

3. Лейтес, Н.С. Проблемы соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 9-18.

4. Рубинштейн, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1973. - 423 с.

5. Сальников, В.А. Возрастная изменчивость в структуре развития двигательных способностей / В.А. Сальников // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 11. - С. 32-37.

6. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта : учебное пособие для институтов физической культуры / В.П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.

7. Теплов, Б.М. Избранные труды : в 2 т. Т. II / Б.М. Теплов. - М. : Педагогика, 1985. - 350 с.

8. Чудновский, В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. - 1986. - № 3. - С. 78-89.

REFERENCES

1. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. (1991), Life strategy, Mysl, Moscow.

2. Ilyin, E. P. (2001), Differentialpsychophysiology, Peter, St. Petersburg.

3. Leites, N.S. (1985), "Problems of the ratio of age and individual abilities of students", Questions of psychology, No. 1, pp. 9-18.

4. Rubinstein, S. L. (1973), Problems of General psychology, Pedagogika, Moscow.

5. Salnikov, V. A. (2010), "Age variability in the structure of motor abilities development", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 32-37.

6. Filin V. P. (1987), Theory and methodology of youth sports, Physical culture and sport, Moscow.

7. Teplov, B. M. (1985), Selected works, Pedagogy, Moscow.

8. Chudnovsky, V.E. (1986), "Actual problems of psychology of abilities", Questions of psychology, No. 3, pp. 78-89.

Контактная информация: nachfiz78610@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.