Научная статья на тему 'Способность к слаженным совместным действиям сотрудников системы МВД: проблемы и возможности формирования в процессе профессиональной подготовки'

Способность к слаженным совместным действиям сотрудников системы МВД: проблемы и возможности формирования в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ МВД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СПОСОБНОСТЬ К СЛАЖЕННЫМ СОВМЕСТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ / ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL ACTIVITY OF POLICE OFFICERS / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL TRAITS / PSYCHOSOCIAL HEALTH / ABILITY TO HARMONIOUS JOINT ACTIONS / FACTORS AND CONDITIONS OF FORMATION / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Водолазский Александр Владиленович

Анализируется способность к слаженным совместным действиям как профессионально значимое личностное качество сотрудников системы МВД. Охарактеризованы свойства личности, входящие в состав способности к слаженным совместным действиям. Определено их значение как показателей сформированности данной способности. Эмпирически показана недостаточная эффективность традиционного образовательного процесса в военном вузе с точки зрения формирования способности к слаженным совместным действиям. Теоретически определены ключевые факторы и требования к организации образовательного процесса, обеспечивающие решение указанной задачи. Подчеркнут потенциал физической подготовки в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Водолазский Александр Владиленович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABILITY TO HARMONIOUS JOINT ACTIONS OF EMPLOYEES OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS: PROBLEMS AND POSSIBILITIES OF FORMATION IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING

The paper analyzes the ability to harmonious joint actions as professionally significant personal quality of employees of a system of the Ministry of Internal Affairs. The traits of the personality considered as a part of ability to harmonious joint actions are characterized. Their values as indicators of formation of this ability are defined. The publication shows empirically insufficient efficiency of traditional educational process in military higher education institution in terms of formation of ability to harmonious joint actions. The key factors and requirements to the organization of educational process providing the solution of the specified task are theoretically defined. Potential of physical training in this process is emphasized.

Текст научной работы на тему «Способность к слаженным совместным действиям сотрудников системы МВД: проблемы и возможности формирования в процессе профессиональной подготовки»

УДК 378.17:613:351.74

ББК 74.48:51.2

В 62

А.В. Водолазский

Преподаватель кафедры деятельности МВД в особых условиях ФГБОУ ВПО

«Краснодарский университет МВД России»; E-mail: snkhazova@gmail.com

СПОСОБНОСТЬ К СЛАЖЕННЫМ СОВМЕСТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ СОТРУДНИКОВ СИСТЕМЫ МВД: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

(Рецензирована)

Аннотация. Анализируется способность к слаженным совместным действиям как профессионально значимое личностное качество сотрудников системы МВД. Охарактеризованы свойства личности, входящие в состав способности к слаженным совместным действиям. Определено их значение как показателей сформиро-ванности данной способности. Эмпирически показана недостаточная эффективность традиционного образовательного процесса в военном вузе с точки зрения формирования способности к слаженным совместным действиям. Теоретически определены ключевые факторы и требования к организации образовательного процесса, обеспечивающие решение указанной задачи. Подчеркнут потенциал физической подготовки в данном процессе.

Ключевые слова: профессиональная деятельность сотрудников МВД, профессионально значимые личностные качества, психосоциальное здоровье, способность к слаженным совместным действиям, факторы и условия формирования, физическая подготовка.

A.V. Vodolazsky

Teacher of Department of Activity of the Ministry of Internal Affairs in Special

Conditions, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of the Russian

Federation; E-mail: snkhazova@gmail.com

ABILITY TO HARMONIOUS JOINT ACTIONS OF EMPLOYEES OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY

OF INTERNAL AFFAIRS: PROBLEMS AND POSSIBILITIES OF FORMATION IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING

Abstract. The paper analyzes the ability to harmonious joint actions as professionally significant personal quality of employees of a system of the Ministry of Internal Affairs. The traits of the personality considered as a part of ability to harmonious joint actions are characterized. Their values as indicators of formation of this ability are defined. The publication shows empirically insufficient efficiency of traditional educational process in military higher education institution in terms of formation of ability to harmonious joint actions. The key factors and requirements to the organization of educational process providing the solution of the specified task are theoretically defined. Potential of physical training in this process is emphasized.

Keywords: professional activity of police officers, professionally significant personal traits, psychosocial health, ability to harmonious joint actions, factors and conditions of formation, physical training.

Важнейшим условием эффективности профессиональной деятельности выступает здоровье личности. Это стало особенно очевидным в последние десятилетия, когда российские граждане оказались в конкурентной среде, требующей для достижения успеха полной мобилизации психических и физических сил. В результате сегодня профессиональные требования к специалистам определяются не только особенностями профессиональной деятельности, но и представлениями о конкурентных преимуществах, среди которых - работоспособность, стрессоустойчивость, мобильность, готовность выполнять широкий спектр функций, кооперироваться с коллегами и т.д. [1, 2 и др.].

Здоровье человека оценивается как по индикаторам физического развития, функционального состояния организма, так и по показателям психологического и социального здоровья. На эти показатели существенное влияние оказывает содержание деятельности, субъектом которой выступает личность. В свою очередь, физическое и психосоциальное здоровье выступает одним из ключевых факторов эффективности профессиональной деятельности, обеспечивая когнитивно-интеллектуальную, мотивационно-ценност-ную, деятельностно-поведенческую и физико-физиологическую готовность специалиста качественно выполнять должностные функции и решать профессиональные задачи. В видах деятельности, предполагающих широкое межличностное и коллективное взаимодействие, такой показатель психосоциального здоровья, как способность к эффективной коммуникации с окружающими, к совместному решению различных проблем и т.п., является важнейшим профессионально-значимым личностным качеством специалиста [3, 4 и др.].

Военные профессии, относящиеся в том числе к деятельности в системе МВД, предъявляют к

личности сотрудников сложные и нередко противоречивые требования. Это обусловлено как самим содержанием профессиональной деятельности, его разнообразием, так и внешними, социально-экономическими и военно-политическими условиями ее осуществления и условиями подготовки к ней. Миссия сотрудников органов внутренних дел связана с защитой жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействием преступности, охраной общественного порядка, собственности и обеспечением общественной безопасности. Выполнение данной миссии осуществляется в соответствии с различными направлениями деятельности, предполагающими выполнение специфических обязанностей и решение многообразных, порой разнородных задач [2, 5 и др.].

Специфические обязанности и задачи сотрудников разных подразделений системы МВД зафиксированы в соответствующих законодательных актах, уставах, инструкциях и т.д. При этом практически для всех групп сотрудников реализация профессиональных функций сопряжена с выполнением задач, связанных со служебным взаимодействием. В связи с этим важнейшим объективным (внешним) фактором эффективности профессиональной деятельности отдельных сотрудников и целых подразделений, успешности решения возложенных на них задач является степень взаимодействия с другими сотрудниками, подразделениями, частями. Среди субъективных (внутренних) факторов для воинского коллектива одну из лидирующих позиций занимает сплоченность и боевая слаженность подразделений, а для отдельных сотрудников - сформированность таких личностных качеств, как товарищество, способность работать в команде, умение согласовывать свои действия с действиями других лиц. Это определяет правомерность постановки такой ключевой задачи профессионального воспитания

военнослужащих, как «поддержание на высоком уровне сплоченности служебных коллективов», для решения которой в рамках морально-психологического обеспечения деятельности целенаправленно осуществляется формирование благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах [4, 6, 7 и др.].

Даже в основных терминах и понятиях, в принципах деятельности полиции акцентируется внимание на взаимодействии, следовательно, способности эффективно взаимодействовать - важные способности сотрудников МВД. В связи с этим в спектре профессионально важных качеств сотрудников МВД значимое место занимают характеристики личности, прямо или опосредованно обеспечивающие эффективность взаимодействия в ходе выполнения служебно-боевых задач. В частности, к ним относятся:

- умения выполнять групповые тактические действия, общаться в конфликтных ситуациях, коммуникативные навыки;

- способности предугадывать последствия собственных действий, эффективно контактировать с людьми, к социальному и профессиональному взаимодействию, к работе в коллективе и к кооперации с коллегами, к совместным и согласованным действиям в стрессовых условиях при ограниченном времени выполнения служебных задач;

- коммуникабельность, ответственность друг перед другом внутри коллектива, сознательное стремление к слаженности и взаимоподдержке, опыт коллективных действий, внутренняя направленность на коллективизм [4, 6, 7 и др.].

Важнейшим требованием к начинающим сотрудникам системы МВД является способность быстро адаптироваться к реальным условиям служебной деятельности. В свою очередь, данная способность в значительной степени обусловливается наличием свойств и качеств

личности, относящихся к коллективным действиям. К ним, в частности, относятся: социально-психологическая подготовленность молодого сотрудника к поведению в коллективе, к профессиональному общению, к совместным действиям при выполнении профессиональных обязанностей; согласованность и взаимодействие с коллегами и руководством и др. При этом, если объединить указанные и иные качества в интегральном понятии «способность к слаженным совместным действиям», то именно с ним связаны основные трудности профессионализации молодых сотрудников МВД в начале их служебной деятельности.

Таким образом, значимым профессионально важным личностным качеством сотрудника МВД является способность к слаженным совместным действиям, отражающая эффективное участие сотрудника в решении коллективных служебных задач. Ее составляющими выступают: способность и готовность работать в команде; способность согласовывать свои действия с действиями других членов коллектива; способность определять собственные задачи в коллективных действиях; способность быстро выбирать оптимальные способы и средства решения задач; способность предвидеть результаты коллективных действий и вклад в них собственных действий; готовность к ответственности за коллективные действия.

Возникает вопрос о том, насколько эффективно формируется у курсантов способность к слаженным совместным действиям в стандартном образовательном процессе военного вуза. Для ответа на этот вопрос было проведено констатирующее исследование на базе ФГБОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России». У группы курсантов (64 чел.) оценивались (по 5-балльной шкале) способности, входящие в состав способности к слаженным совместным действиям:

- способность и готовность работать в команде: (интегральный показатель), оценивается в целом успешность участия испытуемого в коллективных действиях (соотношение количества «полезных» и согласованных индивидуальных действий и ошибок), а также качество совместного решения поставленных задач; результат: доминируют средний и низкий уровни (соответственно у 43,1% и 41,3% обследованных);

- способность согласовывать свои действия с действиями других членов коллектива: определяется «положительный» вклад испытуемого в совместное решение задач; внимание акцентируется на том, чтобы его действия соответствовали действиям коллег с точки зрения достижения стратегических целей, чтобы он адекватно реагировал на изменение ситуации, без разъяснений помогал коллегам и т.п.; результат: более половины (59,4%) респондентов характеризуются низким и около трети (30,5%) - средним уровнями;

- способность определять собственные задачи в коллективных действиях: оценивается то, насколько предварительно поставленные испытуемыми индивидуальные задачи (исходя из уже разработанной стратегии, плана) рациональны, полезны для групповой деятельности, насколько они оказались результативными в игре (при решении профессиональной задачи); результат: у большинства курсантов зафиксирован низкий (66,7%) и средний (27,4%) уровни;

- способность быстро выбирать оптимальные способы и средства решения задач: оценивается, насколько выбранные испытуемыми способы выполнения заданий адекватны самим поставленным задачам, насколько они эргономичны, сколько времени потребовалось для выбора способа действий, насколько качественно при этом решены задачи; результат: превалируют низкий (63,9%) и средний (26,9%) уровни;

- способность предвидеть результаты коллективных действий и вклад в них собственных действий: перед выполнением задания испытуемым предлагается определить, какие результаты могут последовать за той или иной тактической комбинацией, стратегией игры в целом (в профессиональном аспекте - за выполнением конкретного плана действий), а также какой максимальный вклад каждый из них может внести в коллективное дело; оценивается степень совпадения предположений с полученными далее результатами; результат: курсанты преимущественно отличаются низким (67,7%) и средним (25,4%) уровнями;

- готовность к ответственности за коллективные действия: путем педагогического наблюдения и беседы определяется, насколько испытуемым признается его собственная ответственность за неудачи, готов ли он нести ответственность за промахи всей группы, осознает ли свой вклад в результаты совместных действий; результат: также преимущественно низкий (34,3%) и средний (47,1%) уровни.

Из данных констатирующего исследования очевидно, что содержание традиционного образовательного процесса не обеспечивает становления у курсантов способности к слаженным совместным действиям. Следовательно, необходима специальная постановка и решение задачи формирования у курсантов спектра качеств и способностей, которые в дальнейшем обеспечат им возможность качественно, конструктивно взаимодействовать с коллегами при решении профессиональных задач. В связи с этим представляется актуальным определение перечня условий, создание которых в образовательной организации позволит целенаправленно воздействовать на личность обучающихся, актуализируя ключевые факторы формирования исследуемой способности.

Теоретический анализ научной литературы свидетельствует

о том, что ведущими для развития искомой способности являются индивидуально-психологические, двигательно-физические и социально-групповые факторы. К индивидуально-психологическим факторам относятся следующие: коллективизм, ценностное отношение к членам коллектива, сознательное соблюдение дисциплины, чувство долга, антиципация, коммуникативные способности, эмпатия, переключаемость и рас-пределяемость внимания, психологическая гибкость, индивидуально-коллективистская ответственность, мотивированность к решению коллективных задач, ориентация на групповые цели и интересы, творческое мышление (способность выбирать оптимальные вариант решения из множества), быстрота (оперативность) мышления (способность быстро принимать решения в условиях дефицита времени), навыки работы в группе, четкость действий, эмоциональная уравновешенность.

К двигательно-физическим факторам развития способности к слаженным совместным действиям с учетом специфики деятельности сотрудников МВД относятся такие двигательные качества, как быстрота (в условиях динамичной изменчивости направления движения), координация, выносливость (общая и скоростная), гибкость (как фактор качественного реагирования на изменение траектории движений). Социально-групповые факторы включают: единство целей членов коллектива, благоприятный морально-психологический климат, культуру взаимоотношений, слаженность коллектива, опыт совместных коллективных действий, навыки групповой работы, психологическую совместимость, профессиональное взаимопонимание членов коллектива [8].

С учетом вышеприведенного состава факторов организация образовательного процесса должна предусматривать воздействия:

- как на личности отдельных обучающихся, так и на коллектив в целом, и на микрогруппы; в этом случае будет обеспечена актуализация и индивидуальных, и групповых факторов;

- как на психологические, так и на физические характеристики курсантов, поскольку качества, обусловливающие способность сотрудников МВД к слаженным совместным действиям, относятся ко всем сферам личности.

В связи с вышесказанным представляется наиболее целесообразным всемерно использовать потенциал физической подготовки курсантов, содержание и специфика которой позволяет целенаправленно развивать все необходимые качества как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности, воздействовать как на отдельных субъектов образования, так и на их группы. Направленное применение средств физической подготовки способствует сплочению воинского коллектива и улучшению морально-психологической атмосферы в группе. Решающая роль физической культуры в воспитании и социализации занимающихся определяется, прежде всего, коллективной природой занятий, а также непрерывностью и внезапностью изменения условий деятельности [7]. При этом одним из эффективных средств развития способностей к слаженным совместным действиям являются командно-игровые виды спорта, в частности, футбол, поскольку в нем результат спортивной деятельности существенно зависит не только от мастерства отдельных игроков, но и от слаженной работы всей команды. Его позитивное влияние на лич-ностно-профессиональное развитие курсантов и сотрудников МВД будет заключаться в следующем:

- психологической подготовке - развитии согласованности действий подразделения как важнейшего условия эффективного выполнения учебных и боевых задач;

формировании и совершенствовании способностей работать в колеективе, эффективно взаимодействовать с со-луживцами, неукоснительно соблюдая нормы уставных взаимоотношений; развитии скорости и точности восприятия обстановки; быстроты

и гибкости мышления, способности принимать решение в условиях жесткого дефицита времени;

- физической подготовке - развитии быстроты, скоростной выносливости, координационных способностей.

Примечания:

1. Быков О.А. Воспитание коллективизма у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012. 26 с.

2. Уткин С.И. Формирование боевой готовности курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 25 с.

3. Манжос Л.В., Хазова С.А. Структура и содержание профессионального здоровья педагога // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. I-ой всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под общ. ред. Т.И. Никифоровой., Т.И. Гризик., Л.А. Григорович. Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015.

4. Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008. 640 с.

5. Шуклин М.С. Проблемы трудовой адаптации и текучесть молодых кадров органов внутренних дел в современной России: автореф. дис. . канд. социол. наук. Екатеринбург, 2006. 24 с.

6. Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приложение № 1 к приказу МВД России от 11.02.2010 № 80. М.: МВД, 2010.

7. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015). URL: www.consultant.ru

8. Хазова С.А., Тугуз Ф.Р., Карягина Н.В. Развитие конкурентоспособности студентов в условиях здоровьесберегающей образовательной среды как исследовательская проблема теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2014. № 11. С. 46-49.

9. Наставление по физической подготовке во внутренних войсках МВД России: приказ Министра внутренних дел РФ от 01.07.2005 № 395. URL: http://base. garant.ru/1356923/

References:

1. Bykov O.A. Education of collectivism among cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of learning: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. St. Petersburg., 2012. 26 pp.

2. Utkin S.I. Formation of the combat readiness of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to actions in extreme situations: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. M., 2004. 25 pp.

3. Manzhos L.V., Khazova S.A. The structure and content of the teacher's professional health // Socialization of a growing person in the context of the progressive scientific ideas of the 21st century: the social development of children of preschool age: coll. of proceedings of the 1st All-Russia scient. and pract. conf. with Intern. participation / general ed. by T.I. Nikiforova., T.I. Grizik., L.A. Grigorovich. Cheboksary: TsNS Interactive Plus, 2015.

4. Military Pedagogy: a textbook for higher schools / ed. by O.Yu. Efremov. SPb.: Piter, 2008. 640 pp.

5. Shuklin M.S. Problems of labor adaptation and the turnover of young personnel of internal affairs bodies in modern Russia: Diss. abstract for the Cand. of Sociology degree. Ekaterinburg, 2006. 24 pp.

6. Guidelines for the moral and psychological support of operational activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation: Appendix No. 1 to the Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of February 11.02.2010. No. 80. M.: MIA, 2010.

7. On the police: Feder. Law of 07.02.2011 No. 3-03 (as amended on 13.07.2015) (as amended and added, went in effect from September 15, 2015). URL: www.consultant.ru

8. Khazova S.A., Tuguz F.R., Karyagina N.V. The development of competitiveness of students in a healthy-saving educational environment as a research problem of the theory of physical culture // Theory and practice of physical culture. 2014. No. 11. P. 46-49.

9. Manual on physical training in the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Order No. 395 of the Minister of Internal Affairs of the RF of July 01, 2005/ URL: http://base.garant.ru/1356923/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.