УДК 159.9
СПОСОБНОСТЬ
К ИДЕНТИФИКАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ЭМПАТИИ КАК КРИТЕРИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ABILITY TO IDENTIFY EMOTIONAL STATES AND EMPATHIZE AS CRITERIA FOR EMOTIONAL WELL-BEING OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN
© 2019
Л.П. Ферапонтова L.P. Ferapontova
Статья содержат анализ различных подходов к определению содержания понятия «эмоциональное благополучие» и критериев диагностики данного состояния у младших школьников. В статье описаны результаты эмпирического пилотного исследования эмоционального благополучия младших школьников и его взаимосвязи со способностью к идентификации эмоциональных состояний и к эмпатии, которое было проведено в 2018 году на базе Центра детской нейропсихологии «Счастливые детки» Самары на выборке учеников начальной школы в возрасте 9-10 лет. В качестве критериев оценки эмоционального благополучия были выбраны способность младших школьников к идентификации эмоциональных состояний и особенности эмпа-тии. Полученные данные отражают взаимосвязь эмоционально благополучного состояния детей младшего школьного возраста и их способности понимать, различать и верно интерпретировать эмоции окружающих, а также их умения давать собственный эмоциональный отклик на состояние другого человека. Результаты исследования свидетельствуют о взаимосвязи уровня развития способности к идентификации эмоциональных состояний и эмпатии с эмоциональным благополучием младших школьников.
Ключевые слова: эмоциональное благополучие; эмпатия; идентификация эмоциональных состояний; младший школьный возраст.
The article contains an analysis of various approaches used to determine the concept of "emotional well-being" and the criteria for diagnosing this in younger schoolchildren. The article describes the findings of an empirical pilot study of the emotional well-being of younger schoolchildren and its association with the ability to identify emotional states and empathy. The study was conducted in 2018 in Samara Pediatric Neuropsychology Center "Happy Children" as exemplified in the primary schoolchildren aged 9-10 years. The criteria for assessing emotional well-being were the ability of younger students to identify emotional states and empathy. The data obtained reflect the interdependence between the emotional well-being of children of primary school age and their ability to understand, distinguish and correctly interpret the emotions of others, as well as their ability to give their own emotional response to the state of another person. The findings of the study indicate that level of development of the ability to identify emotional states and empathy and the emotional well-being of younger schoolchildren are closely interrelated.
Keywords: emotional well-being; empathy; identification of emotional states; younger school age.
В настоящее время многими исследователями отмечается рост удельного веса эмоциональных нарушений детей и подростков, а также тенденция к более раннему формированию и проявлению таких нарушений. Данная проблема изучается психологами, социологами, педагогами и медиками. Это отражает междисциплинарный характер проблемы, а также высокий уровень внимания к вопросам сохранения, поддержания и укрепления эмоционального здоровья детей и подростков (школьников) [1-5].
В последние годы многие исследователи с целью более глубокого изучения и
раскрытия сущности эмоциональных феноменов в детском возрасте обращаются к понятию «эмоциональное благополучие» [1 ; 3 ; 6-8]. Нам представляется, что использование этого понятия даст возможность уйти в описании эмоциональных особенностей личности младшего школьника от дихотомии «болезнь - здоровье» и более полно описать и проанализировать эмоциональные затруднения и особенности эмоциональной сферы современных младших школьников. Это, в свою очередь, позволит открыть новые пути для изучения и создания условий, стимулирующих формирование у обучаю-
щихся на начальной ступени образования необходимых эмоциональных феноменов. Особенно важным это представляется ввиду появления многочисленных работ, отражающих взаимосвязь академических достижений младших школьников и специфики их эмоционального состояния [2 ; 3 ; 5].
В настоящее время существует необходимость разработки понятия «эмоциональное благополучие» и его системного описания [8]. В дальнейшем это позволит использовать данную категорию для исследования эмоциональных затруднений, которые могут появляться у младших школьников в период их адаптации к образовательной среде.
Современный этап конкретизации понятия «эмоциональное благополучие» связан с выделением подходов к описанию эмоционального благополучия и неблагополучия и изучением факторов, влияющих на их формирование, а также с разработкой способов диагностики и выработкой рекомендаций на основе полученных данных [1 ; 4-6 ; 9].
Укажем основные подходы к определению понятия «эмоциональное благополучие».
Последователи одного из подходов при определении эмоционального благополучия учитывают качественные характеристики эмоционального самочувствия детей и подростков [2 ; 10]. Таким образом в данное понятие включается нормативный уровень личностной и ситуативной тревожности, показатель работоспособности и общего жизненного тонуса, готовность активно действовать, высокий уровень самооценки, положительно окрашенное эмоциональное самочувствие.
В русле другого подхода в основу содержания изучаемой категории положено представление о показателе саморегуляции личности. При таком взгляде эмоциональное благополучие можно зафиксировать в том случае, если эмоции хорошо контролируются ребенком, а также если он обладает развитой возможностью выражать да-
же нюансы эмоционального состояния [2 ;
3 ; 11].
Ряд исследователей рассматривает эмоциональное благополучие как интегральную характеристику, которая отражает качество реализации личности во всех ее аспектах. При этом подходе изучаемое понятие приближается к понятию «субъективная оценка качества жизни» [12-14].
Сторонники следующего подхода отождествляют эмоциональное благополучие с эмоциональным здоровьем, рассматривают его как базовую возможность личности сформировать целостное отношение к себе и миру [15].
Анализ подходов к определению понятия «эмоциональное благополучие» позволяет сделать вывод о многомерности содержания данной категории. Она связана с общим психологическим благополучием и включает в себя и субъективное впечатление личности об актуальном эмоциональном статусе и уровне удовлетворенности существующих потребностей, и способность человека управлять эмоциональной сферой, и общую оценку качества жизни.
В связи с этим возникает интерес к определению четких критериев, на основе которых можно описывать качество и уровень эмоционального благополучия младших школьников.
Анализ литературы показывает, что на в настоящее время хорошо разработаны и описаны критерии эмоционального неблагополучия как младших школьников, так и детей и подростков в целом. Среди них - низкое качество контакта с окружающими, тенденция к проявлению агрессии, признаки лабильности эмоционального состояния, преобладание негативных эмоций и прочее. И уже их отсутствие рассматривается как признак эмоционального благополучия [2 ; 7 ; 10 ; 16].
Ряд исследователей предпринимает убедительные попытки предложить собственно критерии эмоционального благополучия. В этом качестве предлагаются преобладание положительного эмоционального
тонуса, стабильное эмоциональное состояние, положительное самоотношение, направленность на сотрудничество с окружающими. Также в ряде работ называются способность к понимаю своих эмоций и успешному управлению переживаниями, умение понимать состояние других людей и сопереживать им [3 ; 10 ; 11].
Мы предполагаем, что некоторые из предложенных к настоящему моменту критериев эмоционального благополучия могут иметь ключевое значение для описания данной категории. В качестве характеристик, которые могут свидетельствовать о качестве отношения ребенка к себе, сверстникам, старшим, а также о его эмоциональном тонусе в целом, может выступать способность к идентификации эмоциональных состояний и к эмпатии.
Таким образом, целью данной работы является попытка конкретизировать и раскрыть роль способности к идентификации эмоциональных состояний и к эмпатии как значимых критериев эмоционального благополучия младших школьников. Мы считаем это направление исследований важным, поскольку данный вопрос преимущественно рассматривался по отношению к детям дошкольного возраста.
Нами выдвигается гипотеза о том, что у детей младшего школьного возраста существует прямая зависимость между особенностями эмоционального благополучия и уровнем развития способности к пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих, а также качеством эмпатии.
В ходе нашей работы был обследован 21 школьник в возрасте от 9 лет 8 месяцев до 10 лет 9 месяцев. Для выявления особенностей эмоциональной сферы и признаков эмоционального благополучия младших школьников нами была использована методика О.А. Ореховой «Домики»; для определения уровня развития способности к идентификации эмоциональных состояний - методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго; для выявления особенностей эмпатии младших школьников была при-
менена методика «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой [17-21].
При реализации методики цветовой диагностики эмоций О.А. Ореховой мы учитывали следующие показатели состояния эмоциональной сферы испытуемых: вегетативный коэффициент и особенности дифференциации социальных эмоций.
Вегетативный коэффициент - показатель общего тонуса ребенка, энергетическая характеристика его состояния. На его основе младшие школьники были разделены на 4 подгруппы.
1. «Хроническое переутомление». У школьников низкая работоспособность, истощение, нехватка сил; они сталкиваются с непосильными нагрузками. В этой подгруппе по результатам исследования оказалось 5 детей.
2. «Достаточная компенсация». Дети справляются с состоянием усталости, восстанавливают работоспособность за счет колебаний активности. Периодически интенсивность их деятельности снижается. В данной подгруппе - 9 детей. Они выра-женно нуждаются в помогающей среде, соблюдении психоохранительного режима, чередования нагрузки и отдыха.
3. «Оптимальная работоспособность». Состояние детей этой подгруппы характеризуется бодростью, здоровой активностью, готовностью к деятельности с посильной нагрузкой. По результатам исследования в нее включены 2 ребенка.
4. «Перевозбуждение». Для детей характерна повышенная, но плохо структурированная активностью. Их работоспособность выраженно неравномерная, продуктивность деятельности значительно снижена. Как правило, такое состояние наступает вследствие активности на пределе возможностей и требует периода восстановления. В эту подгруппу включено 5 детей.
Мы сопоставили данные об особенностях эмпатии и способности к понимаю эмоций в каждой из подгрупп. В подгруппе детей с признаками хронического переутомления и перевозбуждения оказались школьники с преобладающей эгоцентрической эмпатией.
Для всех предложенных незаконченных историй (методика Т.П. Гавриловой) они придумали продолжение с разрешением ситуации в свою пользу. В то же время в подгруппах с оптимальной работоспособностью и достаточной компенсацией у школьников преобладает либо гуманистическая, либо смешанная эмпатия. Они предложили развитие ситуации с ее разрешением в пользу другого или частично в свою пользу, а частично с выгодой для другого действующего лица.
Согласно результатам методики Н.Я. Семаго «Эмоциональное лицо», в подгруппах детей с хроническим переутомлением и перевозбуждением не зафиксировано ни одного результата, отражающего высокий уровень способности к идентификации эмоциональных состояний. Младшие школьники из этих подгрупп не могли дать развёрнутый ответ, затруднялись в подборе слов для описания собственных эмоций, часто были вынуждены использовать самостоятельно созданные неологизмы. Также у них проявлялись трудности в оценке лицевой экспрессии, им не всегда удавалось адекватно оценить чужое эмоциональное состояние. Они либо отвечали на вопросы с помощью, либо даже при дополнительной стимуляции не могли назвать эмоции и показать ее на себе. В то же время в подгруппах с оптимальной работоспособностью и достаточной компенсацией выявлены высокий и средний уровни способности к опознаванию эмоций. Это означает, что дети из этих подгрупп чаще могли назвать эмоцию, часто могли рассказать о ней развернуто, оценивали ее адекватно, могли показать эмоцию на себе.
В норме для обозначения позитивных чувств дети используют основные цвета, а для негативных выбирают коричневый и черный. В нашем исследовании 4 из 5 детей с хроническим переутомлением (80%) и 3 из 5 детей с признаками перевозбуждения (60%) отмечали положительные переживания черным, коричневым цветом, основные цвета занимали в их выборе последние места. Иначе говоря, у них отмечен фе-
номен инверсии эмоционального градусника. По данным О.А. Ореховой, это может косвенно свидетельствовать о недостаточной дифференциации социальных эмоций [17]. Кроме того, у этих школьников проявилась такая особенность, как использование одинаковых цветов для окрашивания довольно далеких групп переживаний: справедливость - злоба, дружба - скука, скука -обида, справедливость - ссора, дружба -ссора. Это свидетельствует о наличии признаков недостаточно развитой способности к определению социальных эмоций, недостаточно четкого разделения эмоциональных феноменов.
Важно отметить, что в подгруппах младших школьников с оптимальной работоспособностью и достаточной компенсацией подобных проявлений зафиксировано не было.
Таким образом, результаты обследования показывают низкий уровень эмоционального благополучия у детей с признаками переутомления и перевозбуждения. Кроме того, уровень эмпатии этих школьников в среднем ниже, чем у сверстников с преобладанием положительных эмоциональных феноменов; у них преобладает эмпатия эгоцентрического и смешанного типа. Важно, что результаты использования методик, позволяющих выявить качество опознавания эмоциональных проявлений, свидетельствуют о низкой способности детей с признаками переутомления и перевозбуждения к пониманию эмоций окружающих и своих собственных. Особенно серьезные трудности они испытывают при распознавании социальных эмоций.
На основании полученных результатов можно говорить о том, что способность к пониманию эмоциональных феноменов, а также умение «отзываться» на состояние другого человека являются в младшем школьном возрасте значимыми характеристиками, определяющими такую комплексную категорию, как эмоциональное благополучие. В качестве перспективы настоящего исследования целесообразно избрать
более масштабное изучение критериев, обусловливающих эмоциональное благополучие младших школьников, а в дальнейшем - анализ возможностей педагогическо-
го обеспечения эмоционального благополучия младших школьников в условиях различных образовательных сред.
* * *
1. Архиреева Т.В. Субъективное благополучие младших школьников. // Вестник Новгородского государственного университета. 2017. № 4(102). С. 13-16.
2. Бадулина О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников : дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 125 с.
3. Сары-Гузель В.Р. Оптимизация эмоциональной устойчивости личности студента через учебную деятельность : дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2002. 177 с.
4. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. М. : ЧеРо, 2002. 752 с.
5. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов : Научная книга, 2008. 296 с.
6. Водяха С.А. Психологическое благополучие учащихся // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве : сборник статей / сост. Ю.В. Братчикова. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т., 2013. С. 5-11.
7. Идобаева О.А. Исследование эмоционального благополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога : дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. 143 с.
8. Никулина Д.С. Подходы к определению эмоционального благополучия. // Известия ЮФУ. Технические науки. 2008. № б(83). С. 73-76.
9. Психолог в начальной школе : учебно-практическое пособие / Г.С. Абрамова [и др.] ; под ред. Т.Ю. Андрущенко. Волгоград : Перемена, 1995. 152 с.
10. Воробьева О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа : дис. ... канд. психол. наук. Коломна, 2000. 180 с.
11. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань : КГУ, 1987. 261 с.
12. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика. Современные исследования, поиск концепций / ред. В.Ю. Большаков. СПб. : СПбГУ, 2000. С. 476-510.
13. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб. : Питер, 2004. 464 с.
14. Куликов Л.В. Психология настроения. СПб. : СПбГУ, 1997. 234 с.
15. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника: теория и практика психологического сопровождения : дис. ... д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2000. 360 с.
16. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития как преодоление дихотомии «личность -среда» // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 36. С. 10-16.
17. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб. : Речь, 2002. 108 с.
18. Семаго Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика Эмоциональные лица. М. : АПКиППРО, 2007. 17 с.
19. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 107-114.
20. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М. : Владос, 1995.
296 с.
21. Фатихова Л.Ф., Харисова А.А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие. Уфа : Уфимский филиал ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. 69 с.