Научная статья на тему 'Способность к децентрации как компонент духовно-нравственной культуры школьников'

Способность к децентрации как компонент духовно-нравственной культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕНАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / ЭМПАТИЯ / EMPATHY / ЗЕРКАЛЬНОЕ "Я" / MIRROR SELF / ДЕЦЕНТРАЦИЯ / DECENTRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веденеева Г.И.

Анализируются результаты исследования динамики перехода от эгоцентризма к децентрации у школьников различных возрастных категорий. Отслеживаются представления детей и подростков о характере восприятия их взрослыми в рамках взаимодействия «"Я" и другой». На основе полученных результатов выявлены типы зеркального «Я» в динамике их развития. Исследование приобретает прикладной характер в воспитательной работе по формированию у школьников умения ставить себя на место других, принимать их точку зрения, сопереживать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ABILITY TO DECENTRATION AS A COMPONENT OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN

In the article the results of studying the dynamics of the transition from egocentrism to decentration in schoolchildren of different ages are analyzed. Views of children and adolescents on the nature of their perception by adults in the interaction between „Self and other are tracked. On the basis of the results types of mirror Self in the dynamics of their development are revealed. The study takes an applied nature in the sphere of educational work to build up skills in pupils, to put oneself in the shoes of others, to take somebody elses point of view, to empathize.

Текст научной работы на тему «Способность к децентрации как компонент духовно-нравственной культуры школьников»

стратегии преднамеренных развивающих изменений. Школа - то место, где подросток обучается «техникам жизни», умению справляться с кризисными ситуациями и состояниями. Заботливое отношение помогает ему понять динамику негативных эмоций, чтобы справляться с ними социально приемлемыми способами и радоваться дружбе и новым делам, предполагающим преодоление.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Воспитание эмоционального поведения // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996. С. 128-144.

2. Рубинштейн С. Л. Эмоции // Основы психологии. М.: Учпедгиз, 1935.

3. Глассер У. Школа без неудачников. М.: Прогресс, 1991.

4. Мэй Р. Любовь и воля. М.: Рефл-бук; Киев: Ва-клер, 1997.

5. Выготский Л. С. Воспитание эмоционального поведения // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996. С. 128-144.

6. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.

7. Эванс Д. Эмоции. М.: АСТ: Астрель, 2008.

8. Рубинштейн С. Л. Эмоции // Основы психологии. М.: Учпедгиз, 1935.

9. Маслоу А. Психология Бытия. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.

СПОСОБНОСТЬ К ДЕЦЕНТРАЦИИ КАК КОМПОНЕНТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

THE ABILITY TO DECENTRATION AS A COMPONENT OF AND MORAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN

Г. И. Веденеева

Анализируются результаты исследования динамики перехода от эгоцентризма к децентрации у школьников различных возрастных категорий. Отслеживаются представления детей и подростков о характере восприятия их взрослыми в рамках взаимодействия «"Я" и другой». На основе полученных результатов выявлены типы зеркального «Я» в динамике их развития. Исследование приобретает прикладной характер в воспитательной работе по формированию у школьников умения ставить себя на место других, принимать их точку зрения, сопереживать.

Ключевые слова: духовно-нравственая культура, эмпатия, зеркальное «Я», децентрация.

SPIRITUAL

G. I. Vedeneeva

In the article the results of studying the dynamics of the transition from egocentrism to decentration in schoolchildren of different ages are analyzed. Views of children and adolescents on the nature of their perception by adults in the interaction between „Self and other" are tracked. On the basis of the results types of mirror Self in the dynamics of their development are revealed. The study takes an applied nature in the sphere of educational work to build up skills in pupils, to put oneself in the shoes of others, to take somebody else's point of view, to empathize.

Keywords: spiritual and moral culture, empathy, mirror Self, decentration.

В«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося» [1].

Согласно Концепции духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей. К нрав-

ственным ценностям отнесены: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, природа, человечество.

Культуру, представляющую собой совокупность ценностей (одно из многочисленных дефиниций феномена культуры), педагогика рассматривает «как способ взращивания человека, содержательную и деятельностную основу развития личности» [2, с. 4]. Как отмечает А. С. За-песоцкий, в культуре выявлены два блока системобразу-ющих элементов:

1-й блок - категории, фиксирующие наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов, включаемых в

Таблица 1

Типы зеркального «Я» у школьников различных возрастных категорий

Тип образа Класс 1-й тип НЗ (число учеников, %) 2-й тип ОИ (число учеников, %) 3-й тип ДНЗ (число учеников, %) 4-й тип ДОИ (число учеников, %) Итого

3-й класс (п = 14) 7 71 0 22 100%

5-е классы (п = 36) 40 25 33 0 98% (1 ученик не ответил)

7-й класс (п = 20) 45 10 45 0 100%

человеческую деятельность (время, пространство, движение, отношение, содержание, мера и др.);

2-й блок - категории, с помощью которых выражены определения человека как субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям (человек, общества, сознание, добро, зло, красота, вера, надежда, долг, совесть, справедливость и т. п.).

К категориям, характеризующим взаимоотношения человека с окружающими его людьми, относится эмпатия. Эм-патическая способность к сопереживанию, к предвидению реакций другого человека в конкретной ситуации получает свое развитие по мере накопления жизненного опыта субъекта, формировании у него навыков децентрации.

Децентрация является механизмом преодоления эгоцентризма личности, заключающимся в изменении точки зрения, позиции субъекта [3, с. 99]. Формирование навыков децентрации лежит в основе способности ребенка принять роль другого человека и представить связанные с ней переживания. Развитие этой способности позволяет сделать общение в рамках «"Я" и Другой» более конструктивным и благоприятным для дальнейшего взаимодействия.

В зависимости от тех или иных ситуаций взаимодействия различают реальное «Я» (какой я есть на самом деле), идеальное «Я» (каким я хочу быть), зеркальное «Я» (каким воспринимают меня окружающие люди) и др.

С целью изучения особенностей зеркального «Я» была использована модификация методика «Три вопроса». Данная методика, предложенная Д. Б. Элькониным и А. Б. Венгером [4], применялась нами в процессе исследования школьников общеобразовательного учреждения различных возрастных категорий.

Изучение проводилось в Стрелецкой СОШ Семилук-ского района Воронежской области (всего 70 учащихся, февраль 2011 г.).

В соответствии с поставленной целью анализ материалов преследовал решение следующих задач:

1) определить возможные и преобладающие типы зеркального «Я» у учащихся младшего школьного возраста, младших и старших подростков;

2) определить динамику развития типов зеркального «Я» по мере перехода от возраста к возрасту.

Проведение исследования

Инструкция: Ребята, представьте себе, что вы выходите из класса в коридор, а навстречу вам идет незнако-

мый человек. Как вы думаете, какие три вопроса он мог бы вам задать? (Испытуемым дается пояснение, что человеку уже было разрешено на входе пройти в здание школы.)

Вопросы формулировались учащимися письменно на карточках.

Обработка данных осуществлялась в соответствии с поставленными задачами диагностики.

Задача 1. Определить возможные и преобладающие типы зеркального «Я» у учащихся младшего школьного возраста, младших и старших подростков.

Анализ полученных данных в границах обозначенной задачи позволил выявить следующие 4 типа зеркального «Я», где школьник представлял себя в различных ролях.

1-й тип: ребенок выступает как носитель информации, необходимой для другого человека (НЗ). Примерные ответы: Как найти того или иного ученика? Где находится кабинет секретаря/директора? (7-й класс)

2-й тип: ребенок выступает в качестве объекта интереса для другого человека (ОИ). Примерные ответы: Как ты учишься? Сколько тебе лет? (3-й класс).

3-й тип (смешанный) - в зеркальном «Я» доминирует качество «носитель знаний» в роли (ДНЗ).

4-й тип (смешанный) - в зеркальном «Я» доминирует качество «объект интереса» (ДОИ).

Количественное распределение типов зеркального «Я» по возрастам представлено в табл. 1.

Процентное выражение числа типов позволяет определить их преобладание по каждому классу. Из таблицы видно, что у младших школьников наибольшие проценты набрали типы ОИ и ДОИ, то есть дети в этом возрасте больше представляют себя в качестве объекта интереса для другого.

У младших подростков наблюдается перевес процентов в сторону типов НЗ и ДНЗ. У семиклассников лидируют типы НЗ и ДНЗ.

Следовательно, по мере взросления качество «объект интереса» уступает место качеству «носитель знаний». Смена типов указывает на их динамическое развитие.

Задача 2. Определить динамику развития типов зеркального «Я» по мере перехода от возраста к возрасту.

Данные таблицы указывают на увеличение процента учащихся по типу НЗ по мере перехода школьников из класса в класс (с 7% до 45%). Такое же увеличение числа школьников наблюдается по типу ДНЗ (с 0% до 45%).

Таблица 2

Сравнительная таблица числа вежливых обращений по классам

Класс 3-й класс (п = 14) 5-е классы (п = 36) 7-й класс (п = 20)

Количество ответов с вежливыми словами 5 18 4

Напротив, число школьников от младших классов к старшим уменьшается по типу ОИ (с 71% до 10%).

По смешанному типу ДОИ также от класса к классу происходит уменьшение их числа (с 22% до 0%) (см. рисунок).

Преобладание в младших классах типов ОИ и ДОИ указывает на слабый уровень развития способности у ребенка поставить себя на место другого человека в силу сосредоточенности на самом себе. Это явление известно в психологии как эгоцентризм [3, с. 454].

Уменьшение числа типов ОИ и ДОИ по мере взросления детей и увеличение типов НЗ и ДНЗ свидетельствует о постепенном преодолении эгоцентризма и переходе к децентрации. Переход от эгоцентризма к децентрации в норме завершается к 12-14 годам. Однако, чтобы этот переход был своевременным, в детях важно развивать способность к децентрации, развивать их эмоциональную отзывчивость, эмпатию.

В ходе исследования выяснилось, что ответы определенной части детей включали в себя вежливые слова («до свидания», «пожалуйста», «извините», «можно ли», «не подскажешь ли» и др.) Понятно, что эти слова школьник использовал от лица своего виртуального собеседника.

«Волшебные» слова включались школьниками в начале диалога, в конце или же в каждом из трех вопросов.

Например: Здравствуйте, а где находится кабинет директора? Не подскажешь, как найти учителя информатики? Извините, как пройти к выходу? (5-й класс)

Отметим, что при выполнении задания каждый испытуемый вел внутренний диалог с воображаемым человеком. В силу того, что ребенок в этом диалоге остается наедине с самим собой, наличие вежливых слов можно считать одним из показателей нравственной воспитанности.

Слово - единица внутреннего диалога. В своей совокупности эти единицы моделируют предполагаемое взаимодействие с другими людьми.

В процессе самомоделирования часть детей представляли себя не иначе, как вежливыми и знающими правила этикета. В этом случае школьники, отражая свои умения быть вежливыми, указывали на ожидания такой же вежливости от собеседника. Эти ожидания,умения и желания детей, уже переместившиеся в сферу бессознательного

(задание не включало обязательное использование тактичных слов), характеризуют наличие тех этических представлений в образе «Я», которые будут определять нравственное поведение растущей личности.

В табл. 2 приведены данные о количестве учащихся, которые использовали в своих ответах вежливые обращения.

Из таблицы видно, что общее количество ответов с вежливыми словами учащихся составило 27 (39% от общего числа ответов школьников). Наибольшее число таких обращений наблюдается в группе младших подростков. У семиклассников это число значительно меньше, что можно объяснить развитием их рационального мышления, меньшей степенью эмоциональности восприятия воображаемой ситуации.

При сопоставлении представлений школьников о собственных моделях поведения с усвоенными нормами этикета в процессе взаимодействия с другими полученная эмпирическая величина X попадает в зону незначимости, что указывает на отсутствие зависимости нравственной составляющей образа «Я» от возраста испытуемых. Последнее объясняет сложность и многофакторность духовно-нравственного воспитания.

По замечанию А. Я. Данилюка, «человек культуры сегодня - это не тот, кто усвоил содержание определенной культуры, укоренен и сообразен ей. Человеком культуры может считаться тот, кто овладел методами воссоздания культур определенных типов, кто может генерировать новую культуру, находясь в межкультурном пространстве, на гранях разных культур» [5]. Данное утверждение философского характера применительно к педагогическому процессу формирования внешней и внутренней культуры школьников отражает задачу воспитателя развивать в детях умение действовать в духе усвоенных правил поведения в новой обстановке в соотнесении с нормами нравственности.

3 класс

5 класс

7 класс

■ - тип "НЗ",

.тип "ОИ"

-тип "ДНЗ".---тип "ДОИ"

Рис. Динамика возрастных изменений типов зеркального «Я»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. 16 с.

2. Запесоцкий А. С. Культурология и педагогика: проблемы взаимосвязи // Педагогика. 2010. № 6. С. 3-8.

3. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.

4. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии / под ред. Г. А. Урунтаевой. М., 1995.

5. Данилюк А. Я. Принцип культурогенеза в образовании // Педагогика. 2008. № 10. С. 3-9.

ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY CORPORATE CULTURE OF STUDENTS IN THE MULTICULTURAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL

Н. М. Николаева

В статье представлены основные инновационно-педагогические технологии для формирования корпоративной культуры в поликультурной среде школы.

Ключевые слова: корпоративная культура, средняя школа, инновационные технологии.

N. M. Nikolaeva

The article presents the main innovation and educational technology for the formation of corporate culture in a multicultural environment of the school.

Keywords: corporate culture, high school, and innovative technology.

Образовательная школа России переживает очередной этап реформирования. Делается попытка «встроить» российскую школу и образование вообще в образовательную систему западного образца. В результате резко усложняется управление процессом развития современной школы. Перед современной школой стоит очень много важных задач. Важнейшая из них, на которой хочется остановить внимание, - это формирование и развитие у школьников корпоративной культуры. Корпоративная культура - совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и в результате внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации.

Компонентами корпоративной культуры являются:

• принятая система лидерства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• стили разрешения конфликтов;

• действующая система коммуникации;

• положение индивида в организации;

• принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы [1].

Смысл воспитания в школе - приобщение к нормам и ценностям корпоративной культуры, приобщение учеников к нормам жизни, к традициям школы, к особенностям сложившихся взаимоотношений. Корпоративная культура, корпоративная идеология не могут быть навязаны

свыше - они формируются на основе культурно-образовательных потребностей, интересов, ценностей.

Важнейшим средством достижения эффективности процесса формирования корпоративной культуры является комплекс мер по управлению качеством воспитательной работы.

МБОУ СОШ № 22 является экспериментальной площадкой по формированию корпоративной культуры учащихся. Корпоративная культура в школе осуществляется на основании ценностей и организационных норм в ходе учебного процесса. Под нормами понимаются управляющие поведением учеников обобщенные правила, которые приводят к достижению целей.

В качестве начального метода экспериментального исследования было проведено анкетирование на предмет исследования компонентов корпоративной культуры учащихся 9-10-х классов. Данные классы были выбраны с целью того, чтобы проследить, как развиты: коммуникабельность, самоконтроль в общении, коммуникативность, уважение к социальным нормам и этическим требованиям, уровень знаний о корпоративной культуре у детей разных возрастных групп. Отвечая на вопросы анкеты, ученики задумывались о наличии корпоративной культуры в своей среде, степени ее влияния на учебный процесс и необходимых преобразованиях для наилучшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.