Научная статья на тему 'Способ увеличения несущей способности колонн при реконструкции зданий'

Способ увеличения несущей способности колонн при реконструкции зданий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
железобетонная колонна / усиление колонны / металлическая обойма / предварительное напряжение обоймы

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — А.М. Казиев, В.Х. Хуранов, В.В. Шомахов, М.З. Бейтуганов, А.С. Смирнов

В статье представлен способ увеличения несущей способности железобетонной колонны за счет металлических обойм из уголков при увеличении нагрузки на нее. Для обеспечения совместной работы существующей колонны и металлической обоймы уголки подвергаются предварительному напряжению, которое достигается за счет сжатия уголков домкратами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — А.М. Казиев, В.Х. Хуранов, В.В. Шомахов, М.З. Бейтуганов, А.С. Смирнов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способ увеличения несущей способности колонн при реконструкции зданий»

Способ увеличения несущей способности колонн при реконструкции зданий

А.М. Казиев, В.Х. Хуранов, В.В. Шомахов, М.З. Бейтуганов, А.С. Смирнов,

А.А. Мурзаканов

Кабардино-Балкарский государственный университет им Х.М. Бербекова, Нальчик,

Россия

Аннотация: В статье представлен способ увеличения несущей способности железобетонной колонны за счет металлических обойм из уголков при увеличении нагрузки на нее. Для обеспечения совместной работы существующей колонны и металлической обоймы уголки подвергаются предварительному напряжению, которое достигается за счет сжатия уголков домкратами.

Ключевые слова: железобетонная колонна, усиление колонны, металлическая обойма, предварительное напряжение обоймы.

При реконструкции здания, часто, встает вопрос об усилении несущих элементов здания. В нашем случае, в строящемся здании 13-ти этажного жилого дома (без учета двух подземных этажей), заказчиком была поставлена задача - надстроить один дополнительный этаж. Конструктивная схема здания - каркасная, в плане представляет собой Г-образную форму. Пространственная жесткость каркаса обеспечивается совместной работой железобетонных колонн, ядра жесткости и монолитного перекрытия. Ядро выполнено из железобетонных стен толщиной 300 мм и расположено в условном геометрическом центре плана. Колонны приняты сечением 400х400 по наружному контуру и 500х500 мм в центральной части здания. Расчет на статическую нагрузку показал, что ядро жесткости и основная часть колонн обеспечены необходимой прочностью и запасом. На рис. 1 видно, что менее 10% запаса прочности имеет только колонна на пересечении осей Б/2. Усиление данной колонны для увеличения ее несущей способности решено производить на двух нижних подземных этажах, в которых располагается автомобильная стоянка. Цель дальнейшей работы -

и

определение оптимального способа усиления путем анализа существующих методов или же предложение своего конструктивного решения.

Рис. 1. - План здания жилого дома

Существующие железобетонные колонны каркаса преимущественно усиливают стальными или железобетонными обоймами, бетонными рубашками, с помощью наращивания или любыми разгружающими конструкциями [1-3]. Способов усиления известно много, главное выбрать наиболее подходящий вариант, который удовлетворяет экономическим, технологическим, эксплуатационным и эстетическим требованиям. Усиление колонн осуществляется преимущественно за счет увеличения сечения и обеспечения совместной работы существующего и дополнительного сечений. Чаще всего усиление предусматривает разгрузку конструкции [4-5].

Существуют современные разработки по усилению сжатых и растянутых железобетонных конструкций за счет композитных углепластиковых материалов [6-9], а также метода усиления железобетонных колонн при помощи смешанного бетонокомпозитного усиления [10]. Данные методы усиления наиболее привлекательны по скорости выполнения, но ввиду отсутствия практики исполнения в нашем регионе принято вернутся к традиционным способам.

Колонна располагается вдоль проезжей части автомобильной стоянки и уменьшение пролета между колоннами нежелательно. В связи с чем, усиление с помощью железобетонной обоймы или рубашки не устраивает из-за необходимости существенного увеличения сечения.

На основе проведенного анализа предложен способ увеличения несущей способности железобетонной колонны за счет металлических обойм из уголков. Для обеспечения совместной работы существующей колонны и металлической обоймы уголки подвергаются предварительному напряжению, которое достигается за счет сжатия уголков домкратами (рис.2).

Порядок установки конструкции усиления колонны:

1 .После уточнения высоты колонны по месту заготовить вертикальные уголки 120х120х10 с точностью до миллиметра.

2. Установить обе части в проектное положение и соединить планками с заданным шагом. Катет швов - 8 мм. Нижнюю планку снизу не приваривать, чтобы не нарушить точность контакта кондуктора с планкой.

3. Установить оголовок колонны из уголков 120х120х10, согласно сечению 1 -1.

М Инженерный вестник Дона, №4 (2024) ¡\с1оп. ru/ru/magazine/arcЫve/n4y2024/9145

Рис. 2. - Конструктивная схема металлической обоймы

4. Установить базу колонны согласно сечению 2-2 на заранее подготовленную поверхность фундаментной плиты, не приваривая базу к уголкам колонн. Необходимо обеспечить плотность соприкосновения базы и плиты.

5.Установить съёмный кондуктор под нижними планками, соединив их четырьмя болтами М20.

6.Установить 2 домкрата Q=50 т в проектное положение, согласно чертежу.

7. Сжатие уголков обоими домкратами производить равномерно. После достижения максимальной нагрузки, приварить базу к уголкам колонны со всех сторон.

8. Разгрузку начать только после сварки всех швов и их контроля.

М Инженерный вестник Дона, №4 (2024) ¡\с1оп. ru/ru/magazine/arcЫve/n4y2024/9145

11. Разгрузку вести параллельно, стараясь как можно медленнее ее снимать.

12.Далее идет демонтаж съёмного кондуктора.

Кондуктор подготавливается заранее и состоит из двух симметричных частей из уголков 120х120х10 усиленных листами 10мм.

Данный способ реализован при усилении колонны (рис. 3) и отличается от известных методов созданием преднапряжения в обойме с помощью домкратов. В нашем случае он был наиболее предпочтителен из-за простоты изготовления и возможности более точного расчета нагрузки при создании преднапряжения.

Рис. 3. - Усиление колонны обоймой

Предлагаемое конструктивное решение железобетонной балки с обрывами преднапряженной арматуры вдоль пролета за счет боковых уступов при полном соответствии всем техническим требованиям имеет лучшие технико-экономические показатели.

Литература

1. Аклендер, А. Д. Методы усиления железобетонных колонн // Молодой ученый. 2020. №19(309). - С. 2-5. URL: moluch.ru/archive/309/69663.

2. Марева О.В., Кловский А.В. Оценка эффективности способов усиления

железобетонных колонн при реконструкций // Природообустройство. 2017.

Вып. 2. - С. 33-41.

3. Маилян Д.Р., Маилян Р.Л., Хуранов В.Х. Способы изготовления

железобетонных конструкций с переменным преднапряжением по длине

элемента // Известия высших учебных заведений. Строительство. 2004. № 5. -С. 4-11.

4. Dilger W.H., Suru K.M. Steel stresses in partially prestressed concrete members // Journal of Prestressed Concrete Institute. - 1986. - vol/ 31/ - №3. - pp. 88-112.

5. Mander J. B.; Priestley M. J. N., Park R. Theoretical Stress-Strain Model for Confined Concrete // Journal of Structural Engineering. Vol. 114. №8. 1988. URL: doi.org/10.1061/ (ASCE) 0733-9445(1988)114:8(1804).

6. Маилян Д.Р., Ахмад Михуб, Польской П.П. Вопросы исследования изгибаемых железобетонных элементов, усиленных различными видами композитных материалов // Инженерный вестник Дона, 2013, №2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1674.

7. Польской П.П. Георгиев В.С. Вопросы исследования сжатых железобетонных элементов, усиленных различными видами композитных материалов // Инженерный вестник Дона, 2014, №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2014/2134.

8. Грановский A.B., Костенко А.Н., Молчанов А.Л. Усиление железобетонных колонн каркасных зданий в сейсмоопасных районах с использованием элементов внешнего армирования из углеволокна // «Сейсмостойкое строительство. Безопасность сооружений», 2007, №2, С.36-38.

9. Польской П.П., Георгиев С.В. О программе исследования сжатых железобетонных элементов, усиленных композитными материалами на основе углепластика // Научное обозрение, 2014, №10-3, с. 662-666.

10. Георгиев С.В., Маилян Д.Р., Соловьева А.И. Новый метод усиления железобетонных сжатых колонн, основанный на использовании бетона и композита. Современные тенденции в строительстве, градостроительстве и планировке территорий. 2022;1(2):4-12. URL: doi.org/10.23947/2949-1835-2022-1-2-4-12

References

1. Aklender, A. D. Molodoj uchenyj. 2020.№19 (309). pp. 2-5. URL: moluch.ru/archive/309/69663.

2. Mareva O.V., Klovskij A.V. Prirodoobustrojstvo. 2017. №2. pp. 33-41.

3. Mailyan D.R., Mailyan R.L., Khuranov V.Kh. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Stroitel'stvo. 2004. № 5. pp. 4-11.

4. Dilger W.H., Suru K.M. Journal of Prestressed Concrete Institute. 1986. Vol. 31. №3. pр. 88-112.

5. Mander J. B.; Priestley M. J. N., Park R. Journal of Structural Engineering. Vol. 114. №8. 1988. URL: doi.org.10.1061 (ASCE) 0733-9445(1988)114:8(1804).

6. Mailyan D.R., Akhmad Mikhub, Pol'skoy P.P. Inzhenernyj vestnik Dona, 2013, №2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/ n2y2013/1674.

7. Polskaya P.P., Georgiev V.S., Inzhenernyj vestnik Dona, 2014, №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2014/2134.

М Инженерный вестник Дона, №4 (2024) ivdon. ru/ru/magazine/archive/n4y2024/9145

8. Granovsky A.V., Kostenko A.N., Molchanov A.L. Earthquake-resistant construction. Safety of structures, 2007, №2, pp.36-38.

9. Pol'skoj P.P., Georgiev S.V. Nauchnoe obozrenie, 2014, №10-3, pp. 662-666.

10. Georgiev S.V., Mailyan D.R., Solov'eva A.I. Sovremennye tendencii v stroitel'stve, gradostroitel'stve i planirovke territorij. 2022; 1(2): pp.4-12. URL: doi.org/10.23947/2949-183 5-2022-1 -2-4-12

Дата поступления: 2.03.2024 Дата публикации: 9.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.