Научная статья на тему 'Способ упрочнения электроосажденных железохромовых покрытий цианированием'

Способ упрочнения электроосажденных железохромовых покрытий цианированием Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
123
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИАНИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЕ ПОКРЫТИЕ / МИКРОТВЕРДОСТЬ / ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Серебровский Владимир Исаевич, Коняев Николай Васильевич, Сафронов Руслан Игоревич

Содержание статьи посвящено описанию способа упрочнения электролитического железохромового покрытия, применяемого для восстановления и упрочнения деталей машин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Серебровский Владимир Исаевич, Коняев Николай Васильевич, Сафронов Руслан Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способ упрочнения электроосажденных железохромовых покрытий цианированием»

СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ЭЛЕКТРООСАЖДЕННЫХ ЖЕЛЕЗОХРОМОВЫХ ПОКРЫТИЙ

ЦИАНИРОВАНИЕМ

В.И. Ссребровский, Н.В. Коняев, Р.И. Сафронов

Содержание статьи посвящено описанию способа упрочнения электролитического железохромового покрытия, применяемого для восстановления и упрочнения деталей машин.

Ключевые слова: цианирование, электролитическое покрытие, микротвердость, износостойкость.

Многие детали автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин после их износа могут быть восстановлены и использованы снова в качестве запасных частей. Это значительно дешевле, чем использовать в качестве запасных частей новые детали.

Одним из распространенных и перспективных методов восстановления изношенных деталей является электролитическое осаждение металла и сплавов на основе железа на изношенные поверхности.

Электролитическое нанесение покрытий позволяет восстанавливать детали различных размеров и форм, компенсировать износы величиной до 1...3 мм. Процесс электроосаждения протекает весьма быстро, его реализация не требует дорогих и дефицитных материалов.

Он может быть легко реализован как в условиях ремонтных производств, так и в условиях машиностроительных предприятий, что делает его применение экономически выгодным.

Особенно большой интерес представляет электроосаждение железохромовых покрытий. Высокая твердость полученных покрытий, прочное сцепление их с основным материалом, хорошая кроющая способность электролитов, наличие в составе покрытия хрома - все это позволило предположить возможность применения железохромовых покрытий в качестве износостойкого материала для восстановления поверхностей деталей[ 1 ].

В настоящее время появились технологии и способы, которые могут существенно улучшить эксплуатационные свойства электролитических железохромовых покрытий. Одним из таких способов является цианирование[2].

В процессе цианирования обработке подвергается электроосажденный слой железохромового покрытия. Температура цианирования находится в пределах 600-650°С. Этот интервал обусловлен тем, что при температуре ниже 600°С не происходит образования карбонитри-дов хрома, а выше температуры 650°С материал резко снижает прочностные характеристики (микротвердость, износостойкость) из-за увеличения хрупкости (рисунок 1).

Длительность процесса составляла 1-4 часа. Она обусловлена глубиной образования карбо-нитридов хрома. При данной температуре и длительности процесса до 1 часа образуется максимальная величина карбонитридного слоя, достигая 0,05 мм, при длительности процесса до 4 часов образуется величина карбонитрид-ного слоя до 0,4 мм (рисунок 2).

Для цианирования использовалась паста следующего состава (мас.%): желтая кровяная соль 40%; углекислый натрий 10%; углекислый кальций 5%; сажа до 45%. Данное содержание компонентов в пасте обеспечивает максимально возможную толщину как карбонитридной зоны, так и всего диффузного слоя, включающего зону карбонитридов и зону твердого раствора. Упрочненное электролитическое желс-

Сведения об авторах

Ссребровский Владимир Исаевич, доктор технических наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой «Электротехника и механизация животноводства» Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова, тел. (4712)53-13-30, Е-таП:аса(1ету@1^811а.ги.

Коняев Николай Васильевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Электротехника и механизация животноводства» Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова.

Сафронов Руслан Игоревич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Электротехника и механизация животноводства» Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова.

Рисунок 1 - Зависимость микротвердости и износа от температуры цианирования

а) б)

Рисунок 2 - Микроструктура упрочненных цианированием электролитических железохромовых покрытий (поперечный шлиф х350): а) время цианирования 1 час; б) время цианирования 4 часа

зохромовое покрытие имело микротвердость 11000-12000 МПа. Данное увеличение микротвердости объясняется тем, что наряду с карбо-нитридами железа в покрытии образуются кар-бон итриды хрома, которые обладают высокой микротвердостью и износостойкостью. На основании этого нами предложен способ упрочнения электроосажденных железохромовых покрытий, применяемых для восстановления и упрочнения изношенных деталей машин.

Данный способ включает в себя следующие операции: Для получения пасты хорошо перемешенные компоненты, находящиеся в порошкообразном состоянии, разводятся крахмальным клейстером до консистенции густой сметаны.

Делали, восстановленные электролитическим железохромовым покрытием, погружаются в сосуд с пастой, в результате чего на поверхности детали остается слой пасты толщиной 1,5-2 мм. После сушки при 60-80°С детали с сухим слоем пасты упаковываются в контейнер для цианирования.

Для засыпки деталей применяется нейтральный порошковый наполнитель, назначение которого - плотная изоляция деталей друг от друга, а также от стенок, дна и крышки контейнера. Наполнителем служит смесь следующего состава (мас.%): кварцевый песок 70; сажа 20; древесноугольная зола 10.

Наполнитель выполняет роль песочного затвора, удерживающего продукты распада ІСіРе(СМ)б у цианируемой поверхности, а также препятствующего их выходу из контейнера. Закрытый крышкой контейнер вместе с деталями, упакованными для цианирования, помещают в электропечь, разогретую до температуры цианирования.

После прогрева контейнера до 600-650°С и выдержки при этой температуре контейнер извлекают из печи, снимают с него крышку и высыпают содержимое на решетку. Наполнитель просыпается вниз через отверстия, а детали остаются на решетке. Их вместе с решеткой по возможности быстро погружают в емкость с

холодной водой с целью закалки планированных слоев.

Покрытия, полученные таким способом, обладают высокой микротвердостью и по износостойкости превышают показатели электролитического сплава железо-хром в 2,5-3 раза, что позволяет их использовать в народном хозяйстве для восстановления и упрочнения поверхностей деталей машин.

Список использованных источников

1 Серебровский В.И., Коняев Н.В., Колмы-ков Д.В. Патент 2285065 Российская Федерация, Способ электролитического осаждения сплава железо-хром.

2 Прженосил Б. Нитроцементация/ Б. Прженосил. - М.: Машиностроение, 1969. -212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.