Научная статья на тему 'Способ управления исполнительными двигателями системы стабилизации и наведения линии визирования, обеспечивающий расширенный диапазон углов наведения'

Способ управления исполнительными двигателями системы стабилизации и наведения линии визирования, обеспечивающий расширенный диапазон углов наведения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
469
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ / ЛИНИЯ ВИЗИРОВАНИЯ / УГЛЫ ОБЗОРА / ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Смирнов В. А., Захариков В. С.

Предложена кинематическая схема системы стабилизации и наведения линии визирования (ССиН ЛВ) на основе подвеса с тремя степенями свободы и оптического шарнира.Разработан алгоритм оптимального управления приводами всех трех степеней свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF CONTROL OF AN ACTUATING MOTORS FOR INCREASING OF A OBSERVATION ANGLES OF A STABILIZATION AND GUIDANCE SYSTEM

Kinematic scheme of a stabilization and guidance system of a line o sight based on triaxial gimbal and optical joint is proposed. Algorithm of optimal control for all actuating motors is developed.

Текст научной работы на тему «Способ управления исполнительными двигателями системы стабилизации и наведения линии визирования, обеспечивающий расширенный диапазон углов наведения»

УДК 681.513

В.А. Смирнов, канд. техн. наук, доц., (4872) 35-05-52, [email protected] B.C. Захариков, асп., (4872) 35-05-52 (Россия, г. Тула, ТулГУ)

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ СИСТЕМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ И НАВЕДЕНИЯ ЛИНИИ ВИЗИРОВАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ РАСШИРЕННЫЙ ДИАПАЗОН УГЛОВ НАВЕДЕНИЯ

Предложена кинематическая схема системы стабилизации и наведения линии визирования (ССиН JIB) на основе подвеса с тремя степенями свободы и оптического шарнира.Разработан алгоритм оптимального управления приводами всех трех степеней свободы.

Ключевые слова: система стабилизации, линия визирования, углы обзора, оптимальное управление.

Для наблюдения за подвижными и неподвижными целями с борта подвижного объекта широко применяются различные системы стабилизации и наведения линии визирования (ССиН JIB).

Обзор ССиН JIB, выпускаемых отечественной и зарубежной промышленностью, показал, что практически ни одна из применяемых конструкций не обеспечивает стабилизации и слежения за целью при углах вертикального наведения, близких к 90°, поскольку большинство выпускаемых ССиН ЛВ построено на основе двухосного карданова подвеса [1-4].

Обеспечение обзора в полной полусфере возможно за счет применения дополнительной степени свободы. Подобные системы известны, но при этом не всегда учитываются требования уменьшения ее массы и габаритов. Кроме того, важным вопросом является оптимизация алгоритмов управления дополнительной степенью свободы.

В работе [5] предложена кинематическая схема ССиН (рис. 1), позволяющая обеспечить обзор в полной полусфере (по азимуту и высоте).

Для вывода уравнений введем следующие системы координат (рис. 2): OXqYqZq - система координат (СК), связанная с основанием; OX-\Y\Z\ - система координат, связанная с наружной рамкой; OX2 ~ система координат, связанная с внутренней рамкой; OX^Y^Z^ - система координат, связанная с подвижным зеркалом; OX^onmY^onmZ^onm - система координат, связанная с оптической линией визирования; (p v. - угол поворота системы координат OX-\Y\Z\ относительно системы координат OXqYqZq вокруг оси OY0; cpz - угол поворота системы координат ОХ2Y2Z2 относительно системы координат ОХ\Y\Z\ вокруг оси OZ\; cpv -угол поворота системы координат OX^Y^Z^ относительно системы координат OX2Y2Z2 вокруг оси OY^; (рхопт = 2фх - угол поворота системы ко-

ординат ОХ^опт Г3опт относительно системы координат ОХ2^2^ 2 вокруг оси (973; сои, со 17, о)2( - проекции векторов абсолютных угловых скоростей на соответствующие оси; ш,(„ со ^ - проекции угловой скорости цели на оси связанной с ней системы координат.

18

Рис. 1. Конструкция ССиН:

1 - наружная рамка; 2 - основание; 3 - внутренняя рамка;

4, 5, 6- зеркала, жестко связанные с наружной рамкой; 7 - подвижное зеркало; 8,9,10- двигатели; 11,12 - датчики угла;

13,14,15 - гироскопические датчики угловой скорости;

16,17,18- блоки управления двигателями;

19 - блок вычисления погрешностей стабилизации линии визирования; 20 - фотоприемное устройство с объективом

Рис. 2. Системы координат

Рассматривая проекции угловых скоростей на соответствующие оси получим кинематические уравнения движения рамок карданова подвеса:

С08фх втфг -фг ЯПф, = Юх3 — СО х0 (СОБфх СОБф^ СОБф, -ЯПф, вШф^)-

-Йу 0 с°вф X ^ПФ 0(с™Ф х ^ПФ у С™Ф г + ^ПФ х С™Ф у );

СОБф, + фх =Ш^з -СО^о СОБф, +(шх0 СОБф^ - ш 2„ япфу)япфг;

Ф2 С08фх +ф7 ЯПфх вШфг = С02з -Шх0(8Шфх СОБф^ СОБф, +С08фх вШф^)-

-®у 0 ЯПф х ^ПФ 0(с™Ф у С™Ф х “ ^ПФ х ЯПф у С™Ф г ).

(1)

Аналогичным образом запишем уравнения движения оптического

луча:

Фу C0s(2(px)sincpz — ф28Іп(2фх) = С0х3опи1 - Юх0[с08(2фх)с08ф,с08фг - sin^sinqj,] -- со V0 адз(2фх)sin фz + oz0[адз(2фх)sin фv cos фz + sin(2px)cos фv];

v0

cpvcoscpz + :

Px ® уЗ опт

-K>v0 С°5ф z+ [C0 x0cO^ v ““zO ї?Шф v ]sin(P z;

(2)

Фг соз(2фх) + ф^зт(2фх)sin<pz = сог3огая - cox0[sin^x)«^«^z + cos^Jsii^] -- C0y0 sin(^ x) sin Ф г - со z o[co^ y адз(2ф x) - sin(^ x) sin ф y cos ф z ].

В режиме стабилизации проекции угловых скоростей оптического луча на оси OY3onm и OZ3onm должны быть равны нулю. Учитывая наличие

ошибок стабилизации, можно записать: <х>у3опт ~ á, (£>z3onm ~ Р, где a и Р -

ошибки стабилизации по каналам азимута и высоты. Таким образом, второе и третье уравнения системы (2) можно представить в виде:

a = ф cos фг + 2ф - [со 0 cos ф - сог0 sin ф ]sin фг + со 0 cos фг;

• (3)

< р = Ф2 соз(2фх) + ф^ 81п(2фх)зшф2 + сох0[зш(2фх)со8ф^ cosф2 + соз(2фх)sinф^] + v 7

COyo sin(^x)sin Фz + ®z0[cOS Фу c°s(^x)- sin(29x)sin Фу C0S Фz]•

Система уравнений (3) в общем случае определяет алгоритмы управления ССиН при установке гироскопов на основании. При установке гиро-

скопов на зеркале они измеряют угловые скорости оох3 оо23. Тогда на основании рис. 2 можно записать:

со

хЗ опт

СО

уЗопт

СО

z 3 опт

= coX3 c°scpx -coz3 ^пФx;

= ®^з +Фх;

= razз c°scp^®x3 ыпФx •

(4)

(5)

(6)

Соответственно ошибки стабилизации линии визирования будут определяться следующим образом:

а= fco^ 3 úfr + cpx; ß = f (C0z3 cos фx + C0x3 sin Фx )dt

Формирование сигналов управления определим на основе формул (3) учитывая, что ошибки стабилизации компенсируются вращением относительно осей карданова подвеса. С учетом требования астатизма системы по угловой скорости преобразуем уравнения (6) к виду: ф, cos ф2 +2фх =Каа;

ф2 соз(2фх) + фу sin(29j sin ф2 = ^pß.

Для формирования управляющего воздействия по трем степеням свободы необходимо три линейно независимых уравнения, в то время как система (6) дает только два. Третье уравнение определим из условия минимизации относительных частот вращений рам карданова подвеса. Данный критерий оптимизации направлен на снижение требований к динамическим характеристикам исполнительных двигателей ССиН.

Критерий оптимальности примем в виде:

Ф^2 + Ф/ + Фг2 -> min • (7)

На основании уравнений (6) и критерия оптимальности (7) получим систему уравнений, определяющую законы управления всеми тремя исполнительными двигателями:

Фу =

Фх =■

ф2 =■

2

е^Фz cos (2фx) + 4sm(^x^ШФz .

2 2 2 2 5 [cos (2Фx)(4 + cos ФzH4sin Фz sin (2Фx)]

2^aa[cos2 (^x) + sin2 Фz sin2(2фx)] - ^ß sin(^x) sin(^z).

2 2 2 2 5 [(4 + cos ф z)cos (2ф x H4sin Ф z sin (2Ф x )]

Kß ßcos (2ф x )[4 + cos (?z ]-Kaa sin(^ x ^ШФ z co^ z cos (2Ф x )

[cos2(^ x )(4 + co^ ф z ) + 4sin \ z sin 2(^ x )]

(8)

Предложенные алгоритмы управления оптимальным образом осуществляют распределение нагрузки между тремя степенями свободы.

На рис. 3-4 приведены результаты моделирования движения линии визирования и изменения углов фЛ,ф ф2 при качке основания.

0,03

Рис

линии визирования по азимуту

Моделирование показало устойчивость и высокую точность стабилизации линии визирования (порядка трех угловых секунд) в случае использования предложенных алгоритмов управления при любых значениях углов пеленга цели. Максимальные значения относительных угловых скоростей по осям стабилизации при рассматриваемых условиях моделирования не превышают 1 рад/с.

1 Бабаев A.A. Стабилизация оптических приборов. JL: Машиностроение, 1975. 190 с.

2. Вертолетные оптико-электронные системы наблюдения и разведки [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bnti.ru

3. Уральский оптико-механический завод [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uomz.ru.

4. ЦКБ Арсенал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zavodarsenal.kiev.ua.

5. Захариков B.C., Смирнов В.А. Кинематика системы стабилизации и наведения, обеспечивающей расширенный диапазон углов пеленга линии визирования // Молодежные инновации: сборник докладов. Секции технические науки. Оборонно-промышленный комплекс. Тула, 2010. С.265-266.

V.A. Smirnov, A. V. Zacharikov

WAYS OF CONTROL OF AN ACTUATING MOTORS FOR INCREASING OF A OBSERVATION ANGLES OF A STABILIZATION AND GUIDANCE SYSTEM

Kinematic scheme of a stabilization and guidance system of a line o sight based on triaxial gimbal and optical joint is proposed. Algorithm of optimal control for all actuating motors is developed.

Key words: stabilization and guidance system, a line of sight, observation angles, optimal control.

Список литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.