СПОСОБ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИИ КАК ОСНОВНОЙ СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХИЩЕНИЙ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЕТАЛЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
THE METHOD OF COMMITTING CRIMES AS THE PRIMARY STRUCTURAL ELEMENT OF CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THEFT OF ACCESSORIES OF RAILWAY
TRANSPORT
УДК 343. 98
Б.А. МАЛЫХИНА,
адъюнкт (Восточно-Сибирский институт МВД России) [email protected]
E.A. MALYKHINA,
postgraduate (East Siberian institute of the Ministry internal affairs of the Russian Federation, Irkutsk)
Аннотация: статья посвящена описанию типичных способов совершения хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта. Представлена основная классификация способов хищений комплектующих деталей железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, способ совершения хищений, комплектующие детали объектов железнодорожного транспорта.
Abstract: the article describes typical ways of committing theft of accessories railway facilities. It presents the main classification methods theft of accessories rail.
Keywords: railway transport, method of committing theft, component parts of railways.
Актуальной проблемой теории и правоприменительной практики являются преступления, связанные с хищениями комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта, рост которых отмечается в стране в настоящее время. Так, подразделениями ОБППГ по линии грузовых перевозок за 10 месяцев 2015 года в Российской Федерации поставлено на учет 4 816 преступлений (за аналогичный период 2014 года зарегистрировано 3971 преступление). Отдельная статистика учета хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта не ведется, однако на примере линейного отдела МВД России на станции Иркутск-пассажирский отметим, что за 10 месяцев 2015 года подразделениями ОБППГ на учет по линии грузовых перевозок поставлено 25 уголовных дел, из которых 15 возбуждены по выявленным фактам хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта [1]. Данные хищения являются не только уголовно-наказуемыми, они
несут в себе опасность для жизни и здоровья граждан, это обусловлено тем, что все составляющие элементы железнодорожного транспорта призваны обеспечивать безопасность движения, а также качественное обслуживание и эксплуатацию железнодорожного комплекса. Серьезную озабоченность вызывает и то обстоятельство, что указанные преступления достаточно мало изучены и требуют особого внимания как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Процесс расследования и раскрытия хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта сопряжен с определенными трудностями, обусловленными спецификой способов совершения указанных преступлений. В этой связи для эффективной организации деятельности правоохранительных органов необходимо должным образом изучить особенности способов совершения данных хищений. Отметим, что рассматриваемое понятие является одним из наиболее значимых структурных элементов
криминалистической характеристики хищений. Достаточное количество видных ученых-криминалистов, таких как И.Ф. Герасимов, Т.В. Аверьянова, Л.Я. Драпкин, Е.П. Ищенко, РС. Белкин и многие другие, в своих трудах рассматривали особенности способов совершения преступлений различных видов. Так, Л.Я. Драпкин способ совершения преступлений характеризует как важнейший с криминалистических позиций структурный элемент групповой криминалистической характеристики преступлений, сохраняющий в себе наиболее устойчивые стороны, детали, черты и мельчайшие штрихи действий человека, в том числе и при совершении им противоправных деяний [2, с. 181]. В свою очередь, Е.П. Ищенко определяет способ совершения общественно опасных деяний как объективно и субъективно обусловленную систему действий (бездействий) субъекта преступного посягательства, которая, безусловно, оставляет характерные следы, позволяющие посредством основных криминалистических средств, методов и способов выяснить истинную суть произошедшего, особенности личности виновного [3 , с. 40].
Соглашаясь с мнениями ученых, отметим, что способ совершения преступлений является важнейшим элементом и ключевым звеном всего процесса расследования, обладая при этом фактическими признаками общественно-опасного события, позволяющими выстраивать следственные версии об иных необходимых элементах доказывания, определяя при этом постановку задач расследования. Благодаря исследованию способа совершения преступления возможно раскрыть сущность и содержание противоправного события, определить некоторые методы противодействия преступности. Так, можно сделать вывод, что способ совершения преступлений - это комплекс поведенческих актов субъекта противоправного деяния, выстроенный на основе определенных мотивов и целей преступника, направленный на наиболее эффективное достижение преступного замысла.
Говоря о способах совершения преступлений, связанных с хищениями комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта, целесообразно указать на их индивидуальность и своеобразие. По данному факту О.П. Грибунов в своих трудах справедливо отмечает, что железнодорожный транспорт, а также весь железнодорожный комплекс в целом, являясь специфичной отраслью экономики страны, имеет свои характерные особенности, что, в свою очередь, обусловливает специфику преступности на данном виде транспорта и особенности ее предупреждения [4, с. 60].
Целесообразно обратить внимание на то, что к хищениям комплектующих деталей объектов
железнодорожного транспорта относится целый ряд элементов, из которых состоят любые вагоны, независимо от их непосредственного назначения и образующей конструкции: составляющие ходовой части вагона, функционирование которой напрямую связано с безопасностью движения (колесные пары, рессорное подвешивание, подшипники, буксы); боковые рамы, которые принимают на себя основную нагрузку, действующую на вагон; разнообразные ударно-тяговые приборы, а также все тормозное оборудование, посредством которого поездом производится замедление скорости и его остановка. Вышеперечисленные элементы подвижного состава являются медесодержащи-ми, кроме того, зачастую находятся в дефиците и имеют высокую стоимость, что является определяющим фактором при установлении мотивов совершенных преступных деяний, связанных с хищением комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта.
Способ совершения преступления представляет собой некий комплекс действий субъекта по подготовке, совершению и сокрытию преступного события. Данный элемент криминалистической характеристики является наиболее информативным, а средства совершения преступлений вполне могут вписаться в качестве структурного компонента способа совершенного преступного деяния [5, с. 14].
Разнообразие способов хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта определяется спецификой железнодорожного комплекса и непосредственной зависимостью от нее субъекта преступления. Как показывает практика, субъектами по делам данной категории в подавляющем большинстве выступают действующие сотрудники железнодорожной сферы или же лица, напрямую связанные с данной отраслью деятельности. Указанное обстоятельство несложно объяснить, ведь очевидно, что для совершения хищения какой-либо детали железнодорожного транспорта необходимо обладать минимальным набором знаний о непосредственном предмете хищения, знать его прямое функциональное и практическое назначение, кроме того понимать, посредством каких приемов и способов возможно совершить подобное хищение, как осуществить беспрепятственный и незаметный вывоз похищенного имущества с территории железнодорожного комплекса, а также каким образом возможно организовать дальнейший сбыт и реализацию похищенного имущества.
Представляется, что при расследовании хищений рассматриваемого вида важно провести параллель между способом, предметом преступного посягательства и признаками совершения деяния. Так, важно выяснить следующие обстоятельства:
- использовалось ли при совершении преступного деяния служебное положение субъекта, если да, то в каком виде данный факт нашел свое отражение;
- применялись ли специальные познания при производстве хищения;
- производилось ли уничтожение, видоизменение, порча служебной документации, журналов учета и балансовых документов;
- применялись ли технические методы изменения данных в базе главного вычислительного центра ОАО «РЖД».
Кроме того, следует отметить, что зачастую данный вид преступлений совершается умышленно, с определенной подготовкой к совершению, тщательным планированием непосредственного способа совершения, устранения следов преступной деятельности, с применением способов введения сотрудников правоохранительных органов в заблуждение, а также качественной и заблаговременной подготовкой сбыта и реализации похищенного имущества.
Проведенный анализ уголовных дел позволяет определить наиболее распространенные способы совершения хищений, которые условно можно разделить на три группы:
1. Хищения комплектующих деталей, сопряженные с изменением маркировочных обозначений. Данный вид хищений осуществляется при помощи использования специальных познаний субъектом преступного деяния в области изменения маркировочных обозначений на деталях, изготовленных из металла. Рассматриваемый способ совершения противоправного события имеет несколько разновидностей:
- изменение номерных обозначений на детали вагона путем перебития заводского номера и нанесением новых символов;
- изменение маркировочных обозначений путем замены нескольких цифр в номере;
- полное/частичное вытравливание номера без нанесения иных обозначений.
Так, в линейном отделении полиции на ст. Че-ремхово возбуждено уголовное дело № 425034 по факту тайного хищения неустановленным лицом колесных пар на вагоне № 52086, собственности Иркутского филиала ОАО «П». В ходе предварительного следствия установлено, что в период с 11.11.2012 года по 18.04.2014 года неустановленное лицо в неустановленном месте тайно похитило четыре колесные пары под вагоном № 52086550, заменив их на колесные пары с маркировкой 5-209241-1991, 39-1374-1982, 186-347982-1975, 93-417381-1972 с явными исправлениями в маркировочных обозначениях [6].
2. Хищения, совершенные посредством подмены деталей (путем замены колесных пар с
большим сроком дальнейшей реализации на вагоне, на те, у которых остается минимальный срок эксплуатации). Обнаружить совершенное преступление возможно лишь путем вскрытия буксовых узлов осматриваемой детали, где также существует заводской идентификационный номер, однако в должностных обязанностях осмотрщиков вагона данное действие не является обязательным.
Так, 07.05.2014 года в дежурную часть ЛоП на ст. Черемхово по почте поступило заявление от директора филиала ОАО «П» о привлечении к уголовной ответственности лиц, которые совершили хищение четырех колесных пар, находящихся под вагоном № 52086550, заменив их на другие литые детали. Стоимость одной колесной пары составила 46107 рублей 84 копейки. Всего в результате подмены колесных пар вагона № 52086550 ОАО «П» причинен ущерб на сумму 184 431 рубль 36 копеек.
В ходе доследственной проверки установлено, что в период с 11.11.2012 года по 18.04.2014 года неустановленное лицо в неустановленном месте тайно похитило четыре колесные пары под вагоном № 52086550, собственником которого является ОАО «П», с маркировкой 39-11527-1987; 938095-1970; 5-705-1995; 5-18425-1980, стоимостью 46107 рублей 84 копейки за одну колесную пару, чем причинило ОАО «П» материальный ущерб на общую сумму 184 431 рубль 36 копеек [7].
3. Хищения, осуществляемые путем подделки документов (исправления данных о вагоне в базе Главного вычислительного центра, подделка сопроводительных документов, данных о комплектации вагона, изменения значений в журналах учета). Так, в период с ноября 2014 года по 20 июля 2015 года в неустановленное время в неустановленном месте неустановленное лицо, действуя от представителя ООО «К» в рамках договора поставки от 15.07.2014 года, путем обмана с целью извлечения материальной выгоды продало ЗАО «Р» боковые рамы № 5-95111-2003, № 22-55525-2010 на общую сумму 97457 рублей 63 копейки, предоставив фиктивный акт приема-передачи товарно-материальных ценностей от 20.11.2014. Однако согласно сведениям завода-изготовителя вышеуказанные боковые рамы не выпускались, в дальнейшем они были установлены на вагон № 56574973, собственником которого является ЗАО «Р», таким образом, неустановленное лицо тайно похитило денежные средства на сумму 97457 рублей 63 копейки, чем причинило последнему материальный ущерб на вышеуказанную сумму. 21.07.2015 в ЛО МВД России на ст. Иркутск-пассажирский поступил протокол явки с повинной от гр-на К., который пояснил, что 06 ноября 2014 года он, выступая представителем ООО «К», на своем автомобиле привез в г. Иркутск
боковые рамы в количестве 27 штук для проведения их дефектоскопии и последующей продажи. Данные боковые рамы он купил в Кемеровской области, и ему было известно об их состоянии непригодности. Также пояснил, что все договоры заключались от имени ООО «К». Вину Колупаев Ю.В. признает, в содеянном раскаивается [8].
Как показывает практика, для совершения хищений рассматриваемого вида необходимо обладать не только определенным набором знаний и иметь непосредственный свободный доступ на территорию железнодорожного комплекса, зачастую для осуществления своих преступных намерений преступникам приходится действовать целыми организованными группами, по предварительному сговору с детальным обсуждением плана хищения и дальнейших путей реализации комплектующих деталей. Так, сотрудниками отделения ОБППГ были установлены факты хищения боковых рам с вагонов. В ходе допроса задержанный мастер тележечного цеха пояснил, что вступил в предварительныйсговор со сварщиком и двумя дефектоскопистами цеха, а также начальником цеха. Схема хищения была достаточно проста. Начальник цеха находил лиц, являющихся собственниками вагонов, и предлагал им продажу боковых рам, те, в свою очередь, называли необходимое количество комплектующих деталей. После этого начальник цеха сообщал мастеру нужное количество рам, который, в свою очередь, имея доступ ко всем боковым рамам, находящимся в тележечном цехе, подбирал из числа заводских боковых рам те, которые ранее были забракованы по программе АСУ ВРК, и те, которые на вид имели исправления номера. Чаще всего это были боковые рамы, завезенные для проведения дефектоскопии (неразрушающего контроля). Затем отобранные рамы передавались сварщику, который в наплавочном отделении цеха путем срезания нужных цифр шлейфмашинкой и наплавкой электросваркой изменял номера боковых рам. После этого дефектоскописты делали поддельные заключения о годности комплектующих деталей. Для проведения дефектоскопии в цех неразрушающего контроля боковые рамы завозились от той фирмы, которой в последующем должны были сбыться. Когда заключение о годности деталей было готово, рамы ставились во время ремонта под вагоны собственника, с которым договаривался начальник цеха, либо вывозились собственником из депо. Таким образом, в результате хищения восьми боковых рам собственникам вагонов был причинен ущерб на общую сумму 240 000 рублей [9].
Первоочередные данные о способе совершения хищения у следственных и оперативных
подразделений возникают при первичном осмотре места преступления. Говоря о производстве осмотра по фактам хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта, необходимо уточнить особую значимость предварительного теоретического изучения конфигурации локомотива, вагонов, подвижных транспортных платформ в связи с их специфичностью [10, с. 125]. Обладая теоретическими и практическими познаниями в полной мере, в ходе осмотра места преступления возможно обнаружить различные материальные следы, орудия и средства преступления, иные вещественные доказательства, позволяющие произвести анализ совершенного преступного события, по результатам которого определить возможные способы совершения деяния и участников, его совершивших.
Отметим далее, что информация о способе совершения хищений комплектующих деталей также зачастую определяется посредством применения специальных познаний, а именно при помощи производства различного рода исследований и экспертиз, проводимых сотрудниками экспертных учреждений. Применение трасологических, металловедческих и химических экспертиз поможет определить вид повреждений на объекте, изучить имеющиеся следы преступной деятельности, установить вид объекта, посредством которого возможно было оставить на месте происшествия изъятые вещественные доказательства, а также определить механизм (условия) следообразования. Так, благодаря назначению и проведению экспертизы по восстановлению измененных и уничтоженных маркировочных обозначений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта, возможно установить первоначальный идентификационный номер похищенной детали, выяснить, подвергались ли видоизменению маркировочные знаки, определить, какие маркировочные обозначения были на объекте первоначально, каким способом осуществлялось изменение идентификационного номера, а также при помощи каких инструментов, предметов и приспособлений производилось изменение маркировочных номеров.
Таким образом, установление всех рассмотренных обстоятельств поможет конкретизировать способ совершения преступления, определить круг лиц, которые могут быть причастны к данному преступному деянию, тем самым ускорить процесс расследования. Так, чем больше совокупных элементов ряда факторов будут проявляться в действиях, тем больше следов будет оставлено на месте субъектом преступления, а соответственно, большим количеством информации будет обладать следователь для выдвижения
следственных версий [11, с. 79].
Анализируя основные способы совершения хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта, целесообразно выделить их специфичность, уникальность, сложность в познавательном плане, ведь железнодорожный комплекс отличается своей неповторимостью, отсутствием аналогов в других сферах трудовой деятельности, что, безусловно, осложняет процесс раскрытия и расследования подобных хищений работниками правоохранительных органов. Сведения о способе совершения общественно-опасного деяния - это ключевой элемент криминалистической характеристики преступления.
Таким образом, для эффективного расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта особую значимость представляет создание, разработка и классификация способов совершения преступлений
конкретного вида, с проведением определенных исследований в области способов подготовки и сокрытия следов преступной деятельности. Однако отсутствие узкоспециализированной методики, алгоритма расследования преступлений указанного вида определяет ход расследования совершенных преступных событий на основе общих практических и теоретических познаний и достижений в области хищений имущества в целом, что негативно влияет на производство доследственной проверки и предварительного следствия. В этой связи для производства качественного и эффективного расследования и раскрытия хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта особую роль играет создание узкоспециализированной методики расследования преступлений данного вида с точным соблюдением всех имеющихся общих правил и рекомендаций.
Литература
1. Официальный сайт ФКУ ГИАЦ МВД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http: //10.5.0.16/csi/modules/ (дата обращения 09.03.2016).
2. Драпкин Л.Я. Криминалистические и оперативно-розыскные аспекты раскрытия и расследования преступлений: учебное пособие для магистрантов. - Екатеринбург, 2014. 201 с.
3. Ищенко Е.П. Криминалистика: курс лекций. - М.: АСТ МОСКВА, 2007. 403 с.
4. Грибунов О.П. Обстановка совершения преступлений как ключевой элемент криминалистической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 5-2. С. 59-63.
5. Варданян А.В., Гнетнев И.Г. Понятие, значение и структура криминалистической характеристики преступлений против жизни и здоровья, совершенных лицами, имеющими психические расстройства, не исключающие вменяемости // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-2. С. 10-16.
6. Архив Черемховского районного суда Иркутской области. Уголовное дело № 425034.
7. Архив Черемховского районного суда Иркутской области. Уголовное дело № 521006.
8. Архив Ленинского районного суда г. Иркутска. Уголовное дело № 521094.
9. Архив Ленинского районного суда г. Иркутска. Уголовное дело № 523027.
10. Крамская Е.С., Скоморохов О.Н. Некоторые особенности осмотра при расследовании уголовных дел, связанных с перевозкой наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 1-2014. С. 123-127.
11. Гармаев Ю.П. Должностные преступления в таможенных органах. - М.: Юрлитинформ, 2002. 176 с.
= References =
1. Official site PKU MIAC Russian Interior Ministry [electronic resource]. URL: http: //10.5.0.16/csi/modules/ (reference date 09/03/2016).
2. Drapkin L.Y. Forensic and search aspects of the disclosure and investigation of crimes. Textbook for master's direction of the magistrates: investigative activity. - Ekaterinburg, 2014. 201 р.
3. Ishchenko E.P. Forensic science: a course of lectures. - M.: MOSCOW AST, 2007. 403 p.
4. Gribunov O.P. The situation of crimes as a key element of the criminological characteristics of crimes committed on the railways // Izvestiya of the Tula State University. Economic and legal science. 2013. № 5-2. Р. 59-63.
5. Vardanyan A.V., Gnetnev I.G. The concept, value and structure of the criminological characteristics of crimes against life and health, committed by persons with mental disorders not excluding sanity // Izvestiya of the Tula State University. Economic and legal science. 2013. № 2-2. Р. 10-16.
6. Archive Cheremkhovo District Court of Irkutsk region. The criminal case № 425034.
7. Archive Cheremkhovo District Court of Irkutsk region. The criminal case № 521006.
8. Archive of the Leninsky district court of Irkutsk. The criminal case № 521094.
9. Archives of the Leninsky district court of Irkutsk. The criminal case № 523027.
10. Kramskaya E.S., Skomorokhov O.N. Some features of the examination in the investigation of criminal cases involving the transport of narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues in rail transport // Problems of law enforcement. 2014. № 1. P. 123-127.
11. Garmaev Y.P. Officials crime in customs bodies. - M.: Yurlitinform, 2002. 176 p.
(статья сдана в редакцию 20.09.2016)