Научная статья на тему 'Способ словосложения, как один из способов образования терминов в сфере образования в арабском языке'

Способ словосложения, как один из способов образования терминов в сфере образования в арабском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
361
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВОСЛОЖЕНИЕ / НАХТ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕРМИНОЛОГИЯ / БОЛЬШОЕ И МАЛОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / СОГЛАСОВАННОЕ И НЕСОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ДВУХКОМПОНЕНТНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ / НАЗВАНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ / НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ / НАЗВАНИЕ ПРОЦЕССОВ / COMPOUNDING / NAHT / EDUCATIONS FIELD / TERMINOLOGY / SIGNIFICANT AND NEGLIGIBLE WORD FORMATION / CONSISTENT AND INCONSISTENT DEFINITION / TWO-COMPONENT PHRASES / JOB TITLE / INSTITUTION NAME / PROCESS NAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рашидова Наргиза Бахтияровна

Данная статья посвящается образованию терминологии сферы образования, которая представляет собой одну из динамично развивающихся областей науки, поскольку она служит неиссякаемым источником в процессе постоянного обогащения словарного состава различных языков мира. Теоретическое исследование развития и функционирования терминологии является одним из приоритетных направлений в современной лингвистике. Терминология сферы образования это прежде всего терминологизированная общелитературная лексика, поэтому в работу были включены термины названия должностей, учреждений, названия предметов, процессов, явлений, объединяемые в общее понятие «терминология сферы образования». Целью статьи является анализ основных структурных и лексико-семантических характеристик в сфере образования в арабском языке. В круг исследования включены не только однокомпонентные единицы, но и многокомпонентные термины-словосочетания, содержащие два и более элемента. Статья охватывает и анализирует один из способов образования терминов, способ словосложения, в котором дается полное описание данного способа. Полученные результаты позволят по-новому подойти к пониманию и решению проблем, как словообразование в арабском литературном языке, определение лексико-семантических и структурно-функциональных характеристик терминологии в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Word Formation of Educational Field Terminologies in Arabic Language: Word Compounding

This article is about terminology formation in the field of education which is one of the growing areas of science. It is an inexhaustible source in constant enrichment of vocabulary in various languages of the world. Theoretical research of the terminology formation and its functioning is one of the priority areas in modern linguistics. Terminology in the field of education is firstly considered as terminological general literary vocabulary. Therefore, this research includes post names terms, institutions’ names, subjects’ names, processes, phenomena and others which are united in the general concept of ‘terminology in education sphere’. The article’s aim is to analyze the main structural and lexical-semantic character in the sphere of education in Arabic language. The research’s task is not only to study single-component units, but also multi-component phrases containing two or more elements. The article covers and analyzes the compounding method which is one of the methods of terms formation. In this article full description about this method will be given. Gained results create a new approach to understanding and solving the problems such as word formation in Arabic language, defining the lexical-semantic and structural-functioning character of the terminology in the field of education.

Текст научной работы на тему «Способ словосложения, как один из способов образования терминов в сфере образования в арабском языке»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №11. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/48

УДК 811.411.21373 https://doi.org/10.33619/2414-2948/48/52

СПОСОБ СЛОВОСЛОЖЕНИЯ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АРАБСКОМ ЯЗЫКЕ

©Рашидова Н., ORCID: 0000-0002-5390-81 73, Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы им. Алишера Навои, г. Ташкент, Узбекистан, [email protected]

WORD FORMATION OF EDUCATIONAL FIELD TERMINOLOGIES IN ARABIC

LANGUAGE: WORD COMPOUNDING

©Rashidova N., ORCID: 0000-0002-5390-81 73, Alisher Navai Tashkent State University of Uzbek language and literature, Tashkent, Uzbekistan, [email protected]

Аннотация. Данная статья посвящается образованию терминологии сферы образования, которая представляет собой одну из динамично развивающихся областей науки, поскольку она служит неиссякаемым источником в процессе постоянного обогащения словарного состава различных языков мира. Теоретическое исследование развития и функционирования терминологии является одним из приоритетных направлений в современной лингвистике. Терминология сферы образования — это прежде всего терминологизированная общелитературная лексика, поэтому в работу были включены термины названия должностей, учреждений, названия предметов, процессов, явлений, объединяемые в общее понятие «терминология сферы образования». Целью статьи является анализ основных структурных и лексико-семантических характеристик в сфере образования в арабском языке. В круг исследования включены не только однокомпонентные единицы, но и многокомпонентные термины-словосочетания, содержащие два и более элемента. Статья охватывает и анализирует один из способов образования терминов, способ словосложения, в котором дается полное описание данного способа. Полученные результаты позволят по-новому подойти к пониманию и решению проблем, как словообразование в арабском литературном языке, определение лексико-семантических и структурно-функциональных характеристик терминологии в сфере образования.

Abstract. This article is about terminology formation in the field of education which is one of the growing areas of science. It is an inexhaustible source in constant enrichment of vocabulary in various languages of the world. Theoritical research of the terminology formation and its functioning is one of the priority areas in modern linguistics. Terminology in the field of education is firstly cosidered as terminological general literary vocabulary. Therefore, this research includes post names terms, institutions' names, subjects' names, processes, phenomena and others which are united in the general concept of 'terminology in education sphere'. The article's aim is to analyze the main structural and lexical-semantic character in the sphere of education in Arabic language. The research's task is not only to study single-component units, but also multi-component phrases containing two or more elements. The article covers and analyzes the compounding method which is one of the methods of terms formation. In this article full description about this method will be given. Gained results create a new approach to understanding and solving the problems such as word formation in Arabic language, defining the lexical-semantic and structural-functioning character of the terminology in the field of education.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №11. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/48

Ключевые слова: словосложение, нахт, сфера образования, терминология, большое и малое словообразование, согласованное и несогласованное определение, двухкомпонентные словосочетания, название должностей, название учреждений, название процессов.

Keywords: compounding, naht, educations field, terminology, significant and negligible word formation, consistent and inconsistent definition, two-component phrases, job title, institution name, process name.

Основной целью является определение одного из основных способов словообразования терминов сферы образования — способа словосложение. Выявление особенностей образовательных терминов в структурном и лексико-семантическом плане, составление их классификации — основная задача работы. На основе привлечения фактического материала, была впервые исследована терминология сферы образования арабского литературного языка. Были подвергнуты анализу структурные модели образования многокомпонентных конструкций и терминов-словосочетаний. В целях исследования этой терминосистемы, были использованы методы внутриязыкового сопоставления, моделирования и описательно-аналитический метод. Полученные результаты помогут решению проблем словообразования в арабском литературном языке, определению лексико-семантических и структурно-функциональных характеристик данной терминологии.

В ходе работы над статьей, были использованы методы внутриязыкового сопоставления, моделирования и описательно-аналитический метод. Эти методы направлены на описание языка через его системное сравнение с другим языком в целях прояснения его специфичности, также на описание структуры языка, образование и классификацию терминов сферы образования. Применение данных методов привело к более тщательному анализу образования терминов путем словосложения.

В лингвистической науке словосложение понимается как один из способов образования лексических единиц и не соотносится с синтаксической деривацией. Между тем результаты словосложения свидетельствуют о широком поле действия этого способа, что побуждает к раскрытию и изучению потенций словосложения на разных уровнях языка.

В лингвистическом энциклопедическом словаре словосложение — один из способов словообразования, состоящий в морфологическом соединении двух или более корней (основ). В результате словосложения образуется сложное слово или композит [5].

Для начала рассмотрим само слово «словообразование» в английском, русском и арабском языках, где наблюдается единая структура в первых трех из этих языков. В английском языке термин "wordformation" образовано из двух отдельных слов: слово "word" и "formation" образование, строение, в русском языке же «словообразование» образовано по способу композиции (словосложения), которое состоит из двух компонентов «слово» и «образование». Однако в арабском языке термин "¿tâi^Vl" ['al-'istika:ku] образован при помощи аффиксации, а именно префикса «1» и инфиксов «<А», «1» и является масдаром VIII породы глагола [sakka] в значениях раскалывать, пробивать, рассекать, проламывать, разрывать.

Основатель арабского словообразования - Ибн Джинни, который разделил термин "jUi^VI" ['al-'istika:ku] на два вида: 1) большое словообразование ("j^l ¿tsl^Vl" ['al-'istika:kul kabi:ru]) и 2) малое словообразование («jtâl^Vl») ['al-'istika:kus sagi:ru].

Большое словообразование характеризуется отсутствием очередности букв, могут быть как полное изменение очередности, так и частичное. При полном изменении из трех

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №11. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/48

корневых букв, образуется несколько вариантов (слов). При частичном же изменении — сохраняется первая буква, но изменяется расположение второй и третьей букв.

Требование к малому слообразованию — сохранение очередности букв с сохранением или без сохранения харакатов (огласовок). Например, от глагола «м^» [kataba] (писать) был образован ряд новых слов: [кка:Ьип] книга, «м2^» [ка:йЬип] писатель, «2-^»

[таЙаЬаШп] библиотека и т.п., где сохраняется расположение букв (1.«^» + 2.«^» + 3.«м»), но разрушается огласовочная цепь К - кясра, «м^» над К — фатха и «2-^» К -

сукун), что считается допустимым в малом словообразовании Ибн Джинни [1].

В арабском языке способ становления терминов в сфере образования путем сложения основ — «^^1» [ап-паЬш] — «словосложение» представляет собой морфолого-синтаксическую конструкцию, состоящую из двух самостоятельных единиц языка, объединенных в единый сложный термин. Однако следует отметить, что процесс сложения в русском, английском языках отличается от словосложения в арабском. Книгохранилище, кресло-кровать и т.д. - яркий пример русского словосложения, однако арабская композиция [аМагк^Ьи] строится несколько иначе. Словосочетания в нашем понятии, у арабов нет. Они образуют словосочетания либо изафетным сочетанием, либо в виде согласованного определения. Например: книгохранилище — м^' 2^3^ [^а:паШ1 киШЫ], восклицательный знак — ^^ ['а1а:таШ ta'aggubi], вводное предложение — [¿итЫип

тиЧапёаШп], высшее образование - ^^ ,=>¿^1 [at - ta'ali:mul 'а:Щ].

Исходя из этого, разделяем два термина «^^1» [ап-паЬш] и at-tarki:bu].

Схожесть двух видов терминов вызвана тем, что они образуются от двух или более слов, однако в первом изменение огласовок и потеря букв — естественное явление, что не наблюдается во втором. С приходом Исламской цивилизации появились термины словосложения по форме «^1+^» [la:+ismun], например: «и^ V» [1а:каипип] небытие, « V ■Ъ^» [1а:и§и^ип] небытие, V» [1а:пШа:'паШп] бесконечность и т.д.

Слово, образованное в результате композиции (сложения), называется (м*.^) [а1-тигаккаЬи]. Широкое применение в АЛЯ словосложение нашло в современной период развития терминов для обозначения научных, философских, политических и социальных понятий. Для нашего исследования наиболее близкой классификацией композиции является классификация предложенная М.Ф. Хиджази:

а) му^З^» ^ tarki:bul mazgiu1 'агаЬли] заключающийся в использовании «V» [1а:], например V» несовершенство.

б) м^З^'» [at tarki:bu1 ,ida:fi:iu] заключающийся в использовании «^» [¿и:], «и£» [Ьата], «^з» ^а^а], «^» [£аика],«^» [^ахтп], например «¿¿Ъ5 [ёи:1 катат] Двурогий (эпитет Александра Македонского).

в) «Ьв^дЧ 3^» [at tarki:bu1 mazgiu1 тиЫаШи] заключающийся в использовании «^О^ ['ismun 'агаЬлип] арабского имени и «2а?ь.1 2.1^» иноязычного окончания, например

сульфат (ар. и инос. «^Ь»), «йодид (ар. «и инос. «^») и др [1].

Проведенный анализ терминов сферы образования показывает, что по способу словосложения образуется незначительное количество терминологических единиц, которые образовались путем согласования или несогласования имен. В итоге было собрано более 22 терминов, образованных путем согласования и более 86 терминов, образованных путем несогласования имен. Например: [a1-'usta:du1 а1 'акЬаги] — ректор аль-Азхара,

[madrasatun 'ibtida:iiatun] — начальная школа, ^¿^^ [ra'i:su1 'ака^тцай] -

глава академии, 2^^ [гаиёаШ1 'atfa:1i] — детский сад и тд.

По мнению М. Ф. Хиджази, при аббревиации некоторые буквы теряются, а при сложении сохраняются [2]. Например: «J^» [basma1a] от о^^^И ^ [bismi11a:hir

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №11. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/48

rahma:nir rahi:mi], «ÁJUiJl» [al mas'alatu] от «Л1 ^ W> [ma:sa:'a 'allahu], «J3j^» [haukala] от « V ЛЬ VI Sjá V j Jj^» [la: haula ua la:kuuuata 'illa billahi] и др. Этот аббревиатурный способ в наиболее широкой форме применяется в религиозной терминологии арабского языка.

По мнению Р. А. Карама, словосложение является одним из продуктивных способов словообразования в русском, английском и арабском языках, но сопоставительному изучению данного пласта лексики уделяется мало внимания. Необходимо учитывать то, что тип языка оказывает влияние, на те или иные продуктивные способы создания слов, поскольку «использование языковых средств репрезентации концепта зависит от объема словообразовательных средств и характера, морфологического типа, грамматического строя национального языка» [2].

В арабском языке сложение является одним из самых древних способов словообразования. По мнению Джалала Шуки, первым арабским лингвистом, который установил словообразовательные законы сложения, является аль-Халил ибн Ахмад аль-Фарахади, который указал, что сложное слово (нахт) может создаваться путем усечения какой-то части, слогов, звуков словосочетания. Значение термина нахт в словаре ибн Фариса «4хШ ^шИл» [maka:iisul lugati] создается комбинацией: оно состоит из трех звуков (букв) [на] + [х] + [т]), которые образуют смысл «высечение, усечение, сглаживание чего-либо чем-то».

Нахт, как способ создания новой корневой основы из звуковых элементов, нескольких слов противопоставляется основосложению, под которым разумеется создание новых имен посредством сложения основ разных слов. Например, путем слияния в одно слово первых двух букв арабского алфавита образовано слово ['abgadiiatun] «азбука», ['alfaba:'un] «алфавит».

В результате словосложения образуются сложные слова. Большинство арабских слов состоят из двух и более слов. Приведем примеры из терминологии сферы образования: Aiül 4ajÍ ['aimmatul lugati] знатоки языка,

JaÍ ['ahlul 'ilmi] ученые, AjüjJI [riiatul badaniiati] физкультура, ÍIjU. SjLj [ziiadatun sa:bikatun] префикс, aJ&mj ejbj [ziiadatun uasatiiatun] инфикс, ÍIaV eJbj [ziiadatun la:hikatun] суффикс.

Итак, проведенный нами структурный анализ позволил определить статус терминологии в сфере образования, узнать природу данных терминов. Словарный состав арабского языка находится в состоянии постоянного пополнения, и способ словосложения вносит «доминирующий вклад» в обогащение словарного запаса арабского языка в сферу образования в частности, в терминологию, в общем.

Таким образом, морфолого-синтаксический способ образования терминов, включающий три вида, в том числе и способ словосложения, несмотря на различное отношение к ним многих арабских исследователей-терминоведов, нашел свое применение в исследуемом нами терминологическом пласте.

Способ словосложения является наиболее активным способом образования терминов сферы образования. Словосложение представляет собой морфолого-синтаксическую конструкцию, состоящую из двух самостоятельных единиц языка, объединенных в единый сложный термин. В арабском языке словосочетания образуются несогласованным определением (изафетным сочетанием), либо в виде согласованного определения.

Основную часть проанализированных терминов составили термины словосочетания, образованные путем изафетного сочетания. Наблюдалось двухкомпонентное изафетное сочетание терминов. Определитель и определяемое слово выражались существительное с

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №11. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/48

существительным, либо существительное с прилагательным. Определитель несогласованного определения, всегда даётся либо определенном состоянии, либо в неопределенном. Эти конструкции в переводе на русский язык, выражают имя существительное.

Словосочетание имеет весомую значимость в составлении терминологии сферы образования. Оно, представляя собой, согласованное образование или сочетание определения с определяемым словом, играет огромную роль в становлении данной терминологии.

Список литературы:

1. Мустафаева А. А. Современная арабская терминология: формирование и проблемы перевода (на материале терминологии информатики): Диссер. ... д-ра фил. (Ph.D.). Алматы. 2011.

2. Карам Р. А. Словообразовательная структура зоокомпозитов с глагольной основой в языках различных типов // Вестник ВГУ Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 2.

3. Белкин В. М. Арабская лексикология. М.: Наука, 1975. 200 с.

4. Звегинцев В. А. История арабского языкознания. М.: Комкнига, 2007. 80 с.

5. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

6. Календарь Дамасского университета. Университетская пресса Дамаска, 1982.

7. Краткий словарь по арабскому языку, Каир: Академия арабского языка, 1980.

8. Баранов Х. К. Большой арабско-русский словарь. М.: Русский язык. 2000.

References:

1. Mustafaeva A. A. 2011. Sovremennaya arabskaya terminologiya: formirovanie i problemy perevoda (na materiale terminologii informatiki): Disser. ... d-ra fil. (Ph.D.). Almaty.

2. Karam R. A. 2009. Slovoobrazovatel'naya struktura zookompozitov s glagol'noi osnovoi v yazykakh razlichnykh tipov // Vestnik VGU. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. № 2.

3. Belkin V. M. 1975. Arabskaya leksikologiya. M.: Nauka, 200 s.

4. Zvegintsev V. A. 2007. Istoriya arabskogo yazykoznaniya. M.:

5. Lingvisticheskii entsiklopedicheskii slovar'. 1990.M.,

6. Kalendar' Damasskogo universiteta. 1982.Universitetskaya pressa Damaska,

7. Kratkii slovar' po arabskomu yazyku, 1980.Kair: Akademiya arabskogo yazyka,

8. Baranov Kh. K. 2000. Bol'shoi arabsko-russkii slovar'. M.: Russkii yazyk.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 04.10.2019 г. 09.10.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Рашидова Н. Способ словосложения, как один из способов образования терминов в сфере образования в арабском языке // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №11. С. 415419. https://doi .org/10.33619/2414-2948/48/52

Cite as (APA):

Rashidova, N. (2019). Word Formation of Educational Field Terminologies in Arabic

Language: Word Compounding. Bulletin of Science and Practice, 5(11), 415-419. https://doi.org/10.33619/2414-2948/48/52 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.