БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
СПОСОБ СДАЧИ НАЛОГОВОЙ И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
Г. Б. ПОЛИСЮК, доктор экономических наук, профессор Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова С. С. ЧИСТОПАШИНА, аспирант кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского (МАТИ-РГТУ)
Благодаря существованию глобальной информационной сети Интернет открываются новые возможности для взаимодействия государственных органов с физическими и юридическими лицами.
Во многих странах обмен годовой отчетностью о деятельности предприятий и физических лиц происходит только в электронном виде. В Российской Федерации не так давно появилась возможность сдачи отчетности через сеть Интернет. Но выбор способа представления отчетности пока остается за предприятиями. Многие продолжают сдавать отчетность в бумажном виде, что создает массу неудобств как налоговым службам, так и самим предприятиям.
Хозяйствующие субъекты всех форм собственности и всех размеров (от индивидуальных предпринимателей до крупнейших промышленных холдингов) в РФ обязаны регулярно предоставлять сведения о своей деятельности в различные государственные органы.
Для всех хозяйствующих субъектов регламентирована сдача отчетности в налоговые инспекции, территориальные управления Пенсионного фонда и Фонда социального страхования РФ. Большинство предприятий сдают отчетность и в отделения Росстата, а отдельные категории предприятий еще и в территориальные органы Минфина России, Фонда медицинского страхования РФ, Таможенно-
го комитета РФ, Федеральной службы финансового мониторинга и др.
Система сдачи годовой отчетности через Интернет позволяет любым организациям всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям совершать сдачу электронной отчетности в различные контролирующие органы без дублирования на бумаге, избавляет бухгалтера от бумажной волокиты и очередей в налоговых инспекциях.
В настоящее время согласно п. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ (НК РФ) представление налоговой отчетности на магнитном носителе обязательно в случае, если численность физических лиц, получивших доходы, составляет более 10 человек. Во всех иных случаях требования налоговых органов об обязательном представлении отчетности на магнитном носителе как вместо документа на бумажном носителе, так и в порядке дублирования информации, содержащейся на бумажном носителе, не основаны на законе.
Но налогоплательщик имеет право в добровольном порядке представить декларации на бумажном носителе и их электронную копию на дискете в целях избежания технических ошибок оператора при вводе данных в базу налогового органа.
Возможно, еще не все налогоплательщики знают, что система предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи позволяет
избежать необходимости посещать налоговую инспекцию, дублировать отчетность на бумажных носителях. Кроме того, она обеспечивает оперативное обновление форм отчетности и средств контроля по каналам связи в случае изменения форматов, получать общедоступную информацию от налоговых органов, подтверждение доставки отчетности, а также обеспечивает конфиденциальность предаваемой отчетности.
Следует отметить, что в связи с вступлением в силу с 01.01.2007 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЭ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» согласно абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного кода превышает 100 человек, представляют декларацию в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.
К основным законодательным актам, регламентирующим осуществление электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками, относятся:
— Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (принят Государственной Думой 13.12.2001, одобрен Советом Федерации 26.12.2001), регулирующий вопросы применения средств электронной цифровой подписи в системах электронного документооборота;
— Федеральный закон от 28.12.2001 № 180-ФЗ «О внесении изменения в статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (принят Государственной Думой 26.12.2001, одобрен Советом Федерации 26.12.2001), дополняющий НК РФ положениями, касающимися «безбумажной» технологии документооборота;
— Федеральный закон от 28.03.2002 № 32-Ф3 «О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (принят Государственной Думой 22.02.2002, одобрен Советом Федерации 13.03.2002), вносящий дополнения, касающиеся передачи бухгалтерской отчетности по каналам связи;
— приказ МНС России от 02.04.200. № БГ-3-32/169 «Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», определяющий общие принципы организации электронного документооборота с использованием услуг специализированного оператора связи. Данный приказ является ос-
новополагающим документом, регламентирующим общий порядок электронного документооборота между налогоплательщиком и налоговым органом по телекоммуникационным каналам связи;
— приказ МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705 «Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», уточняющий требования к специализированным операторам связи, к программно-аппаратным средствам и другим аспектам организации электронного документооборота. Методические рекомендации определили точные регламенты действий сторон при обмене юридически значимыми электронными документами, протокол удаленного информационного взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом. На основании этих рекомендаций осуществляется формирование доказательной базы при сдаче налоговой отчетности и обмене неформализованными документами с налоговым органом.
Перечисленные нормативные правовые акты формируют законодательную базу для перехода на безбумажную технологию сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронно-цифровой подписи.
В соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) представление налоговой декларации в электронном виде по ТКС осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки. Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.
Для того чтобы подключиться к системе сдачи налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, необходимо:
— получить информацию о возможности представления налоговых деклараций в электронном виде в налоговой инспекции, в которой налогоплательщик состоит на учете;
— выбрать оператора связи и заключить с ним договор;
— приобрести программное обеспечение, совместимое с программным обеспечением, установленным в налоговой инспекции, и установить его на компьютере, имеющем выход в сеть Интернет. Необходимое программное обеспечение может быть предоставлено оператором связи.
Основные преимущества системы сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности через Интернет:
— экономия рабочего времени (нет необходимости стоять в очередях и посещать налоговую инспекцию для сдачи отчетности; вся информация может отправляться из офиса налогоплательщика в любое время суток);
— отсутствие дублирования (представление бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не требует дублирования этих документов на бумажных носителях);
—избежание ошибок (при формировании информации с использованием средств выходного контроля налогоплательщику предоставляется возможность подготовки ее, формировать в стандартном формате с контролем за правильностью заполнения полей форм отчетности; при этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы);
— гарантия оперативного обновления форматов представления информации в электронном виде (в случае изменения форм налоговыхдеклара-ций, бухгалтерской отчетности, иных документов или введения новых форм отчетности налогоплательщик до установленного срока представления информации автоматически получает возможность обновления новых версий форматов ее представления в электронном виде);
— возможность получения информационной выписки (отправив информацию в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, налогоплательщик имеет возможность получить информационную выписку о выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней (распечатки по налогам), которая также передается по каналам связи в зашифрованном виде налоговой инспекцией через оператора связи);
— оперативное информирование (налогоплательщик имеет возможность получения по электронной почте общедоступной информации от налоговых органов: сведения об изменении налогового законодательства, изменение бюджетных счетов, нормативных актов и т. п.);
— подтверждение доставки отчетности (после отправки информации в налоговый орган налогоплательщику гарантировано подтверждение ее получения, имеющее в спорных ситуациях юридическую силу);
— конфиденциальность (система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи предполагает защиту информации, содержащейся в направленных документах, от просмотра и корректировки);
— повышение оперативности обработки информации, исключение технических ошибок (отчетность, направленная в инспекцию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, проходит входной контроль и разносится по лицевым счетам).
Абонентом системы может стать любой хозяйствующий субъект (организация или предприниматель) вне зависимости от формы собственности, схемы и особенностей налогообложения.
Для обеспечения передачи и приема отчетности через Интернет на сервер предприятия используют электронный адрес и оригинальные коды и пароли, которые каждая организация получает индивидуально.
По завершении ввода показателей бухгалтерской отчетности в компьютерную программу предприятия осуществляется проверка соответствия введенных показателей установленным правилам по их увязке, после чего производится блокировка показателей.
При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы по электронной почте применяется специальная технология электронного документооборота. В рамках такого документооборота налогоплательщик осуществляет обмен документами в электронном виде только с налоговым органом и оператором связи.
Сначала налогоплательщик формирует документ, подписывает и шифрует его. Потом документ отправляется оператору связи, который создает метку времени сдачи отчетности и отправляет ее организации, сдающей отчетность, и государственному органу — получателю отчетности. После проставления подписей в метках их возвращают фирме — оператору связи. Оператор сохраняет метки в архиве и передает отчетность в налоговый орган.
После получения отчетности и расшифровки налоговый орган выдает квитанцию о получении и передает ее через операторасвязи юридическому лицу, составившему отчетность. Эту квитанцию предприятие хранит до получения протокола из налоговой службы.
После проверки отчетности налоговая служба формирует протокол входного контроля и передает его через оператора связи в фирму, составившую отчетность на подпись. Там его подписывают и возвращают. У фирмы — отправителя отчетности, у фирмы — операторасвязи и в налоговой инспекции остаются в архиве копии подписанного протокола.
При возникновении спорных ситуаций, связанных с оспариванием подлинности и (или) содержимого документа, а также при разногласии в дате и времени поступления электронного документа проводится экспертиза электронно-цифровой подписи документов. Для ее осуществления привлекается оператор связи.
Подобная системапозволяетналогоплательщику экономить собственное время (исключается хождение в инспекцию и стояние в очереди), сдавать отчетность 24 ч в сутки в течение всей недели и предотвратить сдачу отчетас какими-либо неточностями, поскольку программа, предложенная оператором связи, не пропустит документа с неверными данными.
Формы налоговой и бухгалтерской отчетности, передаваемые в налоговые органы по безбумажной технологии, должны соответствовать утвержденному МНС России формату представления.
В настоящее время разработаны и утверждены форматы следующих составляющих годовой бухгалтерской отчетности:
1) декларации по налогу на прибыль организаций;
2) декларации по налогу на добавленную стоимость;
3) декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 %;
4) расчета по налогу на имущество предприятий;
5) расчета по налогу на имущество предприятий (по обособленному подразделению организации);
6) расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
7) расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу;
8) декларации по налогу на рекламу;
9) декларации по налогу с продаж;
10) расчета сумм сбора за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
11) декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог;
12) декларации по налогу с владельцев транспортных средств;
13) бухгалтерского баланса (форма № 1);
14) отчета о прибылях и убытках (форма № 2).
Федеральная налоговая служба постоянно
расширяет список форм отчетности, доступной для сдачи в электронном виде.
Форматы являются открытой информацией, которая доступна на сайтах ФНС России (www. nalog. га) и ФНС России по г. Москве (www. mosnalog. ru).
Чтобы стать участником унифицированной системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи, нужно:
— обратиться в налоговую инспекцию по месту постановки на налоговый учет;
— написать заявление о присоединении к системе информационного обмена электронными
документами с электронной цифровой подписью
*
(ЭЦП) по телекоммуникационным каналам связи;
— заполнить и заверить печатью налоговой инспекции заявку пользователя на подключение к Системе информационного обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам (заявка);
— получить сертификат ключа подписи в Доверенном удостоверяющем центре, представив при этом: заверенную налоговым органом заявку; доверенность на получение сертификата ключа подписи; документ, удостоверяющий личность лица, получающего электронную цифровую подпись, и сертификат ключа подписи;
— приобрести и установить программу.
Для эффективной работы в системе должен соблюдаться порядок взаимодействия участников системы:
• на каждый факт отправки в адрес инспекции налоговых деклараций (бухгалтерской отчетности), заверенных ЭЦП, формируется протокол входного контроля и квитанция о приемке, подписанные ЭЦП в течение 6 ч;
• подтверждение отправки, содержащее ЭЦП обеих сторон (налогоплательщика и налоговой инспекции), сохраняется в электронныхархивах;
• если в протоколе входного контроля содержится информация о том, что представленная налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) содержит ошибки, налогоплательщик устраняет указанные налоговым органом ошибки, заново представляет налоговую отчетность в электронном виде с ЭЦП и направляет в адрес инспекции;
• налоговая декларация считается принятой налоговым органом, если налогоплательщик получил следующие электронные документы: подтверждение отправки, сформированное налоговой инспекцией; протокол входного контроля на соответствие требованиям утвержденных форматов; квитанция о приеме, заверенная ЭЦП налоговой инспекции.
Список литературы
1. Горшкова И. В. Сдаем отчетность в электронном виде: кто и как? //В курсе правового дела, 2008. Март.
2. Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон № 1-ФЗ.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.
4. Практические аспекты сдачи отчетности в электронном виде // Бух. 1с, 2008. Май.
5. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи: приказ МНС России от 02.04.2002
№ БГ-3-32/169. * *