Научная статья на тему 'Способ освоения содержания универсальных учебных действий на уроках физической культуры'

Способ освоения содержания универсальных учебных действий на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ СТАНДАРТ / NEW STANDARD / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ / PHYSICAL EDUCATION AT SCHOOL / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING EFFICIENCY / НАПОЛНЕНИЕ МАТРИЦ / CONTENT OF THE MATRIX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатеева Ольга Альфредовна, Фатеев Геннадий Викторович

Результативность обучения можно существенно повысить посредством концентрированного образовательного воздействия, ориентируя обучаемых на аналитический подход к решению педагогических задач. К таким способам мы относим использование специально разработанных матриц, наполнение которых способствует освоению содержания универсальных учебных действий в школьной физкультурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A METHOD TO MASTER THE CONTENT OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES AT PHYSICAL EDUCATION CLASSES

Learning efficiency can be greatly enhanced by a concentrated educational impact while directing learners to an analytical approach to deal with educational problems. In our opinion, such methods involve using specially designed matrices whose content promotes the development of the content of universal learning activities in school physical education.

Текст научной работы на тему «Способ освоения содержания универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

СПОСОБ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

A METHOD TO MASTER THE CONTENT OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES AT PHYSICAL EDUCATION CLASSES

O.A. Фатеева, Г.В. Фатеев

Новый стандарт, универсальные учебные действия, физическая культура школьников, эффективность обучения, наполнение матриц.

Результативность обучения можно существенно повысить посредством концентрированного образовательного воздействия, ориентируя обучаемых на аналитический подход к решению педагогических задач. К таким способам мы относим использование специально разработанных матриц, наполнение которых способствует освоению содержания универсальных учебных действий в школьной физкультурной деятельности.

O.A. Fateeva, G.V. Fateev

New standard, universal learning activities, physical education at school, learning efficiency, content of the matrix. Learning efficiency can be greatly enhanced by a concentrated educational impact while directing learners to an analytical approach to deal with educational problems. In our opinion, such methods involve using specially designed matrices whose content promotes the development of the content of universal learning activities in school physical education.

Введение ФГОС на всех уровнях системы образования требуют освоения педагогами профессиональных компетенций и соответствующих образовательных технологий, форм, методов, техник [Саволайнен, 2014]. Для успешного овладения профессиональными компетенциями обучающемуся необходимо реализовать соответствующие виды деятельности, для вовлечения в которые необходимо создавать адекватные организационно-педагогические условия [Шкерина и др., 2013].

ФГОС направлен на изменение собственной деятельности педагогов и предполагает не только знание ими теоретического материала, но и свободное владение новыми научными понятиями. Он требует практических умений разработки программы формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) на школьных уроках.

Переход на стандарты второго поколения потребовал массового переобучения учителей. С этой целью в Красноярском краевом ИПК работников образования нами была разработана и реализована программа курсов повышения ква-

лификации по теме «Формирование УУД на уроках физической культуры в начальной школе». Всего с мая 2011 по апрель 2014 г. было выучено 413 педагогов из большинства территорий края.

В ходе проведения курсов нами выявлен ряд характерных затруднений в понимании педагогами требований нового стандарта. В исследовании применялись методы опроса, анкетирования, анализа контрольных заданий, входной и итоговой рефлексии. В первую очередь педагоги-практики хотят понять, в чем именно заключается новизна реформы образования, что новое нужно делать, чего они до сих пор не делали. Им важно осознать, как именно требования ФГОС, сформулированные в новых, а потому трудных терминах, реализуются через предмет. Только ли названия изменились?

В стандарте прописаны личностные, мета-предметные, предметные образовательные результаты. Однако наличие перечня УУД не снижает остроту непонимания новшеств. Мало прочитать и запомнить новые понятия, необходимо свободно ими владеть, ввести в свой профес-

[137]

<

cq

Щ

$9

I

С И

о | ^

Ш S

о

Рч W

и н и

Рч

<

о ^

a g

3 w

п ^

Рч W

ж с «

S

д

н и

PQ

сиональный лексикон, применять и видеть их проявления в ходе урока. Для учителей важно уяснить практические способы организации учебной деятельности для формирования универсальных учебных действий. Особую трудность педагоги испытывают при разработке учебных программ. В части формирования УУД учителю сложно спланировать собственную деятельность по их организации. Не сразу удается «расщепить» метапредметные результаты на реально выполнимые учениками действия. Выявленная проблема актуальна, т. к. она заявлена большинством педагогов (96,6 %) как наиболее значимая в рейтинге затруднений. Мы предполагаем, что успешность ее разрешения зависит в том числе и от способов обучения специалистов.

Гипотеза. Результативность обучения можно существенно повысить посредством концентрированного образовательного воздействия, ориентируя обучаемых на аналитический подход к решению педагогических задач. К таким способам мы относим использование специально разработанных матриц, наполнение которых способствует освоению содержания УУД в школьной физкультурной деятельности.

Матрица - нем. Matrize источник, начало. Модель - фр. Modele - лат. modulus - мера, образец, схема. Применительно к технологиям обучения матричная модель - это схема, с помощью которой можно провести многофакторный анализ образовательного процесса. Матрица отличается от обычной таблицы тем, что это не результат заполнения таблицы, а образовательный продукт. Матрицу не заполняют, а наполняют и дополняют, т. к. части матрицы - это не формы видов деятельности, а сами действия. Матричные модели - это продуктивно полезные учителям материалы [Пустовалова, 2014].

К достоинствам использования матриц относятся обязательное структурирование и систематизация своей работы, демонстрация собственной функциональной грамотности, выявление дефицитов и способов их восполнения, а также критерии оценки при проведении мониторинга эффективности обучения. Наполнение матриц - это и есть проявление системно-деятельностного подхода - ведущего принципа новых стандартов. То, как мы учим, это и есть то, чему мы учим. А поскольку работа по совместной выработке новых знаний проходит в микрогруппах с последующей публичной защитой своего раздела, то открывается широкая возможность не только для взаимообучения, но и для взаимоконтроля [Фатеева, 2013, с. 297-299].

Цель исследования: выявление оптимального способа обучения педагогов содержанию универсальных учебных действий на уроках.

Предлагаемая методика: совместное (в микрогруппах по 3-5 чел.) наполнение содержанием ячеек специально разработанных матриц-моделей различных видов УУД.

Ниже перечислены задания для слушателей.

Задание 1. Выявить виды УУД на материале подвижных игр.

Предназначение: понять логику наполнения содержания ячеек матрицы; освоить классификацию УУД; понять, какие УУД формируют подвижные игры по возрастам, определить их взаимообусловленность.

Методическое обеспечение: образовательная программа, ФГОС.

Результат: освоение возрастной специфики формирования УУД.

Критерии оценивания: соответствие подобранных подвижных игр видам УУД и возрасту обучаемых.

Матрица 1

Подвижные игры Виды УУД В каком классе Способ усложнения / упрощения игры

Два мороза

Волк во рву

Снайпер

Лапта

Другие (по выбору)

Задание 2. Подобрать игры для формирования УУД в 1-4 классах.

Предназначение: понять логику подбора подвижных игр для формирования УУД с учетом возраста и подготовленности учащихся.

Методическое обеспечение: программа, пособия по подвижным играм.

Прогнозируемый результат: освоение возрастной специфики формирования УУД.

Критерии оценивания: соответствие подобранных игр видам УУД по возрастам.

Матрица 2

УУД Подвижные игры

для 1класса для 3 класса для 4 класса

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Задание 3. Выявить УУД для 1-4 классов по разделам программы (по выбору).

Предназначение: освоить специфику формирования УУД на различных видах программы, закрепить классификацию УУД.

Методическое обеспечение: образовательная программа, ФГОС.

Прогнозируемый результат: освоениеспеци-фики формирования УУД по видам программы.

Критерии оценивания: соответствие УУД возрасту, виду программы.

Матрица 3

УУД Гимнастика Легкая атлетика Лыжные гонки Плавание Подвижные игры

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

< а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й &

0

1

к %

Задание 4. Сформулировать планируемые результаты по видам УУД на разделах программы (по выбору).

Предназначение: освоить формулирование планируемых результатов различных видов УУД на содержании предмета.

Методическое обеспечение: ФГОС, программа, таксономия Блума.

Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование планируемых метапред-метных и предметных результатов по возрастам и разделам программы, выявление их взаимообусловленности.

Критерии оценивания: соответствие формулировок требованиям ФГОС.

Матрица 4

Разделы программы Виды УУД Планируемый результат

метапредметный предметный

Знания о физической культуре

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способы двигательной деятельности

Физическое совершенствование

Гимнастика

Легкая атлетика

Лыжные гонки

Подвижные игры

«

О W V S

ь

1-4

<с п w с

S

X

н и

щ м

Анализ проведенного исследования подтверждает возможность освоения педагогами содержания УУД предложенным способом в 78 % случаев при условии активного участия не менее чем в пяти разработческих семинарах. Освоить навыки работы в соответствии с требованиями ФГОС в короткие сроки очень сложно. Однако первым шагом к решению этой проблемы является уверенное владение новыми терминами и понятиями.

Освоение стандартов оставляет еще много вопросов: как без потерь организовать детскую самооценку и взаимооценку? Как сочетать формирование УУД (длительное общение с учениками) с необходимой двигательной плотностью урока? За разговорами можно потерять оздоровительный эффект от урока: на бегу не поговоришь, а стоя не расширишь функциональную подготовку. Учителю необходимо осуществлять постоянные пробы в нахождении ответов на эти и другие вопросы.

Выводы. Наполнение различных по форме матриц позволяет уверенно различать УУД, формулировать планируемые результаты в соответствии с возрастом и подготовленностью школьников. Предложенный способ позволяет сделать процесс подготовки специалистов информационно емким, добиваться высокой степени актуализации полученных знаний. Грамотность наполнения матриц может служить критерием оцен-

ки при проведении мониторинга эффективности обучения учителей. Использование данного способа обучения в профильных вузах позволит студентам эффективно осваивать требования ФГОС.

Библиографический список

1. Пустовалова Е.Е. Матричная модель плана воспитательной работы классного руководителя. URL: http://festival.lseptember.ru//

2. Саволайнен Г.С. Коллаборативный коучинг в дополнительном профессиональном образовании педагогов: идея, технология, практика // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 12-22.

3. Фатеева O.A. Способ обучения тренеров моделированию тренировочного процесса. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни: матер. XVI Междунар. симпозиума; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.sibsau.ru//

4. Шкерина Л.В., Сенькина Е.В., Саволайнен Г.С. Междисциплинарный образовательный модуль как организационно-педагогическое условие формирования исследовательских компетенций будущего учителя математики в вузе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 76-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.