Научная статья на тему 'СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ КАБИНЕ ВОЗДУШНОГО СУДНА'

СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ КАБИНЕ ВОЗДУШНОГО СУДНА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ КАБИНА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Кучевский Семён Викторович, Гервальд Алексей Владимирович, Онуфриенко Валерий Васильевич, Титов Юрий Павлович

Предлагается способ оптимизации процесса регулирования давления воздуха в герметической кабине воздушного судна, основанный на прогнозировании изменения давления воздуха, для поддержания требуемого давления воздуха и скорости его изменения в герметической кабине воздушного судна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Кучевский Семён Викторович, Гервальд Алексей Владимирович, Онуфриенко Валерий Васильевич, Титов Юрий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIR PRESSURE IN AIRCRAFT PRESSURIZED CABIN CONTROL OPTIMIZING METHOD

Keywords: PRESSURIZED CABIN

Текст научной работы на тему «СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ КАБИНЕ ВОЗДУШНОГО СУДНА»

Труды МАИ. Выпуск № 92 www.mai.ru/science/trudy/_

УДК 629.7.05

Способ оптимизации регулирования давления воздуха в герметической кабине воздушного судна

Кучевский С.В.1*, Гервальд А.В.1**, Онуфриенко В.В.1, Титов Ю.П.2***

1 Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина, ул. Старых Большевиков, 54а, Воронеж, 394064, Россия Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), МАИ, Волоколамское шоссе, 4, Москва, A-80, ГСП-3, 125993,

Россия *e-mail: _ [email protected] **e-mail: [email protected] ***e-mail: [email protected]

Аннотация

Предлагается способ оптимизации процесса регулирования давления воздуха в герметической кабине воздушного судна, основанный на прогнозировании изменения давления воздуха, для поддержания требуемого давления воздуха и скорости его изменения в герметической кабине воздушного судна.

Ключевые слова: давление воздуха, герметическая кабина, функциональное состояние, алгоритм регулирования, устройство регулирования давления.

На современных воздушных судах (ВС) для защиты членов экипажа от влияния неблагоприятных факторов связанных с высотным полетом

применяют комплекс технических средств, которые должны обеспечивать поддержание функционального состояния (ФС) членов экипажа в работоспособном состоянии на всех режимах полета.

Анализ летной эксплуатации современных ВС проведенный по материалам Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации и материалам международной организации ИКАО показывает, что значительное количество летных происшествий и авиационных инцидентов происходит по причине воздействия на экипаж ВС неблагоприятных факторов высотного полета вследствие нештатной работы технических средств обеспечения жизнедеятельности (СОЖ) экипажа или развития на борту аварийной ситуации связанной с разгерметизацией кабины ВС. К наиболее опасному неблагоприятному фактору высотного полета специалисты относят резкое изменение давления воздуха в кабине ВС, возникающее вследствие интенсивного набора или потери высоты при интенсивном маневрировании ВС в вертикальной плоскости или при разгерметизации кабины ВС. Резкое изменение давления воздуха в кабине ВС может вызвать изменение ФС членов экипажа от дискомфорта, связанного с болевыми ощущениями до полной потери работоспособности при развитии взрывной декомпрессии. Воздействие на экипаж ВС перепадов давления воздуха в кабине с большой скоростью его изменения, прошедшее без видимых симптомов во время выполнения полетного задания часто

становится причиной развития хронических заболеваний, приводящих в

дальнейшем к списанию с летной работы.

Проведенный анализ современных методов и средств защиты экипажа

ВС от влияния неблагоприятных факторов высотного полета показал, что на

современных ВС предусмотрена трехуровневая система обеспечения

жизнедеятельности экипажа при высотном полете, включающая:

герметическую кабину с системой кондиционирования воздуха и системой

автоматического регулирования давления в ней; бортовое кислородное

оборудование и индивидуальное высотное снаряжение членов экипажа;

аварийные высотные средства защиты членов экипажа.

Особенности систем защиты экипажа ВС от высотных факторов лежат

в основе медико-технических требований обеспечения безопасности членов

экипажа в экстремальных условиях высотного полета, которые

регламентируются нормативными документами (ОТТ ВВС).

Так в ОТТ ВВС предъявляются жесткие требования к системам

регулирования давления воздуха в герметической кабине (ГК) ВС. [10]

Анализ тактико-технических характеристик зарубежных ВС пятого

поколения (Б-22, Б-35) и требований предъявляемых к перспективным

Российским ВС пятого поколения (ПАК ФА, ПАК ДА) показывает, что

активно внедряется принцип сверх маневренности, расширяются диапазон

высот и скоростей, обосновывается выход крейсерской скорости ВС на

сверхзвук, а в перспективе и на гиперзвуковые скорости. В этих условиях

ожидается значительное увеличение скорости изменения давления воздуха в ГК при интенсивном маневрировании ВС в вертикальной плоскости, что приведет к ужесточению требований по точности поддержания давления воздуха в ГК ВС заданной медико-техническими требованиями обеспечения безопасности членов экипажа в экстремальных условиях высотного полета.

Потенциальная опасность быстрой разгерметизации ГК на больших высотах задает условия обязательного использования кислородного оборудования во время всего полета и применения высотного снаряжения для членов экипажа, что значительно снижает работоспособность членов экипажа за счет сковывания движений высотным снаряжением.

Проведенная оценка технических возможностей систем регулирования давления воздуха в ГК современных ВС показала, что на режимах интенсивного боевого маневрирования в вертикальной плоскости, а также при разгерметизации кабины ВС на больших высотах существующие технические средства не обеспечивают регулирование давления в ГК согласно требованиям ОТТ ВВС, тем самым на этих режимах не обеспечивается надежная защита членов экипажа от неблагоприятных факторов высотного полета.

В этих условиях задача повышения точности регулирования давления воздуха в ГК ВС согласно медико-технических требований обеспечения безопасности членов экипажа в экстремальных условиях высотного полета является актуальной.

Анализ научных исследований, проводившиеся по обоснованию технических путей совершенствования режимов работы автоматических систем регулирования давления воздуха в ГК ВС были направлены на повышение надежности функционирования и точности поддержания давления воздуха в ГК ВС заданной медико-техническими требованиями обеспечения безопасности членов экипажа в экстремальных условиях высотного полета.

Анализ существующего научно-методического аппарата показывает, что он не обеспечивает оценку точности регулирования давления воздуха в ГК при интенсивном маневрировании ВС в вертикальной плоскости с учетом ограничений накладываемых на скорость изменения давления воздуха и не позволяет оценить возможности компенсации падения давления воздуха в ГК за счет управления подачей воздуха.

Выполнение задач регулирования давления воздуха и поддержания требуемого давления в ГК, при изменении атмосферного давления, требует постановки и решения задачи оптимального управления. Это обусловлено ростом требований к быстродействию и точности указанного процесса. Увеличение быстродействия и точности возможно лишь при правильном распределении ограниченных ресурсов управления. Математически сформулированные задачи регулирования, являются задачами вариационного исчисления. В данной работе применяется математический прием, который называется принцип максимума Понтрягина[1,2].

При рассмотрении предлагаемого способа, внешнее давление изменяется в связи с разнонаправленным изменением высоты с различной скоростью.

Выбран критерий оптимизации и заданы рамки накладываемых ограничений на процесс регулирования давления воздуха в ГК, при этом скорость изменения давления воздуха в ГКЛне должна превышать

• доп ♦ ♦ доп т-ч

предельно допустимую Рк , т.е. Р, < Л . Возникающая ошибка

,-» ~. выч. прог.

регулирования, как критерий оптимизации A8 = f(APK -APK ) должна

^ выч. т—,т r ^ прог.

стремиться A 8 ^ min, где Рк - вычисленное давление в ГК, Рк - давление, согласно программного значения.

Для решения поставленной задачи, функционал оптимизации процесса регулирования давления имеет вид [1-4]:

J = JPl4 (t) - P^it)]2dt ^ min, (1

где Р1ыц. - вычисленное давление регулирования, рпрог. - давление, согласно программного значения, t0, t - интервал регулирования.

Согласно уравнения Менделеева-Клапейрона, давление воздуха в замкнутом пространстве выражается[5, 6]:

РУк =- RTK, (2)

ß

где Рк - давление, Ук - объем, Тк - температура в, Я - удельная постоянная воздуха, т - масса воздуха в, ¡л - молекулярная масса воздуха;

тогда давление в замкнутом пространстве будет равно:

КТК 1

Р = т—- = кт,

Регулирование давления осуществляется управлением сечения пропускных клапанов регулятора давления и регулятора подачи, тогда:

ёРк .¿т ... [о < оп < ог; — = к— = к (Оп + Ов), при [ п п (3)

Ж ж п р |о < о < ошах

где Оп и Ов - допустимая масса подаваемого и выпускаемого воздуха в замкнутом пространстве.

При этом скорости изменения давления воздуха в ГПрк < Р""п, где

Регулирование давления осуществляется путем изменения проходного сечения клапанов регулятора подачи и регулятора давления воздуха, при этом сечение клапанов зависит от вертикальной скорости = ^(0 •

Решение поставленной задачи сводится к регулированию проходным сечение клапанов регулятора подачи и регулятора давления и имеет вид:

|Ч {2(РкГ- -Рк0°г) + (О + аУуРкГ)(* + ъ -*о)}, {2(РкГ- - РГ ) + (О + а¥уРГ)« + Ъ - 2Ъо)}.

Для достижения выбранного критерия оптимизации, не выходя за рамки накладываемых ограничений, предложен способ регулирования давления воздуха.

Его принцип основан на контроле параметров полета. Вычислении на заданный вперед интервал времени, в зависимости от изменения ручки управления самолетом (пространственном положением), значений изменения высоты и вертикальной скорости полета. По полученным значениям вычислении необходимого давления в ГК и скорости его изменения. При ее отклонении от предельно допустимого значения - упреждающем изменении давления в ГК на интервал времени вычисления высоты полета за счет воздействия на заслонку регулятора подачи воздуха и на заслонку регулятора давления для выполнения требуемого закона изменения давления в ГК.

Блок-схема способа регулирования давления воздуха по прогнозным значениям представлена на рисунке 1.

ММ ЛА Н=й(Хв) Pн=f(H)

Рис. 1 Блок-схема способа регулирования давления воздуха по

прогнозным значениям

На вход блока управления (который представляет собой бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ), выполняющую вычислительные и управляющие функции) от системы воздушных сигналов (СВС) и датчика положения ручки (ДПР) подается информация о параметрах полета: Н (текущая высота полета), ^ (приборная скорость), Хв (приращение продольного отклонения РУС относительно балансировочного положения), Рн. (атмосферное давление на текущей высоте полета), РТ6' (избыточное давление в ГК), Ра6с (абсолютное давление в ГК), информация о положении заслонок регулятора подачи (РП) и регулятора давления (РД). В блоке управления через заданные интервалы времени вычисляется изменение высоты и вертикальной скорости полета, которое произойдет через определенное время после отклонения ручки управления самолетом. С использованием вычисленных значений реализуется алгоритм (рисунок 2) оценки допустимых пределов изменения давления в ГК на заданный вперед интервал времени (рисунок 3) в зависимости от параметров полета.

Информация о параметрах полета и ГК поступает в блок управления с интервалом 0,25 с, величина которого определяется реакцией человека при восприятии информации.

Отклонение стабилизатора Д32 ) и скорость отклонения стабилизатора Д^ДО для моментов времени определяются в блоке управления по

приращению отклонения РУС (Д^в ) путем численного решения уравнения, описывающего зависимость отклонения Д32 (^) от отклонения РУС для продольного канала системы дистанционного управления (СДУ).

Рис.2 Алгоритм регулирования давления воздуха

Рис.3 Выбор интервала прогнозирования

При отклонении РУС, с использованием данных о параметрах полета и параметрах ГК, в блоке управления в соответствии с уравнениями пространственного положения летательного аппарата, при допущении линеаризованного продольного длиннопериодического движения летательного аппарата, вычисляются значения изменения высоты Нвъ™- и вертикальной скорости полета через ТНзм - время максимальной

вертикальной скорости изменения высоты. В соответствии с математической моделью изменения давления атмосферы от изменения высоты:

¿Рн = ~Р£тdH, (5)

вычисляется р по полученным значениям высоты за установленный интервал Тинш-, основываясь на зависимости р = / (Н).

Дополним систему продольного длиннопериодического движения летательного аппарата, уравнением (9) и уравнением описывающим закон

управления продольным каналом системы дистанционного управления (СДУ) применительно к самолету Су-27 в режиме «Полет» без учета нелинейности и автоматической балансировки самолета при изменении режима полета:

Д8В = к^в , (6)

Получим систему уравнений продольного длиннопериодического движения ВС с уравнениями вычисления изменения давления атмосферного давления. Так же, эта система уравнений дополнена уравнением скорости изменения давления воздуха в ГК:

V + аУ + ог®0 + а" а + а"Н = а3хр8Р; 0 + аууУ + а®0 + а" а + а"уН = 0;

= Д$в;

+ + а® 0 + + а" а + а" Я = а^8в;

г тг тг тг г тг тг тг И'

а-ауГ-а®0 - юг --ануН = 0; # + а^ + ан00 = О; "Р»ЧТН = Рн; -рпцлН Л/\ =

По вычисленным значениям высоты и вертикальной скорости полета на основании физиолого-гигиенических требований, предъявляемых к ГК, с использованием математической модели изменения давления рквыч- и скорости изменения давления Р/"4 воздуха в кабине:

рвыч■ = Ар + В

с/Рвыч■ э (8)

р выч. _ игк у

к с1Н у

где A и В - постоянные коэффициенты;

вычисляется необходимое значение Р/ыч- для вычисленной высоты за время тиш. и ¡у;,,,',. для ег0 С03дания в течение всего полета, в блоке управления,

каждые 250 мс осуществляется контроль параметров полета, с целью принятия решения по варианту регулирования (воздействию на те или иные исполнительные устройства) давления воздуха в ГК.

Такое решение принимается следующим образом. Сравнивается вычисленная скорость изменения давления в кабине и допустимая в зависимости от выполняемого маневра. При условии Р'""г > Р"ыч-регулирование подачи воздуха через впускной клапан не требуется, так как количество воздуха, подаваемое в ГК, полностью удовлетворяет условию создания требуемого давления. Регулирование давления согласно заданному закону полностью осуществляет регулятор давления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При возникновении во время полета (допустим, в момент времени ^) условия, когда вычисленная скорость изменения давления в кабине на заданный вперед интервал времени превышает допустимую Р"ыч- > 1УГ""Г, например, при выполнении маневров высшего пилотажа с резким набором высоты с большой вертикальной скоростью, блок управления принимает

решение на упреждающее регулирование давления воздуха в ГК путем

13

управления заслонкой регулятора давления и управлением заслонкой регулятора подачи. Для обеспечения процесса регулирования давления в блоке управления в соответствии с реализуемым им алгоритмом вычисляется необходимое давление др в ГК, которое требуется создать к моменту времени тизм, как разность текущего давления в ГК и вычисленного, согласно реализуемой математической модели.

Далее блоком управления вычисляется необходимое количество воздуха Ок, для обеспечения создания дрк:

где G - утечка за счет не герметичности ГК (Gy = const).

Количество подаваемого в кабину воздуха является функцией нескольких параметров:

где р - давление воздуха перед регулятором подачи, Т - температура перед регулятором подачи, Т - температура воздуха в ГК.

Температура Т для ГК является параметром, относительное изменение величины которого для данного устройства является незначительным и принята усредненной константе. Исходя из этого количество подаваемого воздуха вычисляется:

G = Gn - Ge - Gy,

(9)

G„ = f (P,РГ,Т1,Тк) ,

(10)

(11)

Количество выпускаемого:

О = /(Р, РГ), (12)

О = ° АР + до^ ДР. (13)

в дР, к дР" v у

По вычисленному значению Оп и Ое блоком управления определяется необходимое количество воздуха Ок, для создания требуемого давления с наложенными ограничениями по скорости изменения давления воздуха. Для создания вычисленного количества воздуха, требуется вычислить площадь проходного сечения регулирующих органов. Площадь проходного сечения органа подачи р и проходного сечения органа выпуска р вычисляются как функции:

К = Ж, РГ, оя) (14)

К = /(Рн, РГ, о) (15)

Р (1 + —Н)

Кёгу л тс }

ДКя = --(16)

I*8 Р

к° У

ДК„ =

'здт 1

рп+£ну® У^Уу Л тг }

ЯТк ятн

Р

зятк к

(17)

В соответствии с полученным результатом блок управления подает команду на электроприводы, для установки в требуемых положениях рабочих органов впускного и выпускного клапанов.

Так же в блок управления поступают сигналы о значениях Р76' (избыточное давление в ГК) и Рабс (абсолютное давление в ГК). Сравнивая давление, полученное от чувствительных элементов, с рассчитываемым, определяется значение рассогласования заданного давления с текущим. При вычислении др , учитывается значение рассогласования, для уменьшения появляющейся ошибки при создании требуемого давления в ГК.

Таким образом, разработанныйспособ регулирования давления воздуха

в замкнутом пространстве позволяет, за счет периодического контроля

параметров полета, определения на заданный вперед интервал времени

значений изменения высоты и вертикальной скорости полета, и в

соответствии с полученными значениям - необходимого давления в ГК и

скорости его изменения, упреждающе произвести изменение давления в ГК

на указанный интервал времени за счет воздействия на заслонку регулятора

подачи воздуха и на заслонку регулятора давления. Воздействием на

заслонку регулятора подачи и регулятора давления выполнять требуемый

закон изменения давления и скорость изменения давления воздуха в

замкнутом пространстве. Повысить точность регулирования давления

воздуха и поддержания его в заданных пределах в замкнутом пространстве,

16

тем самым увеличить безопасность полетов, что способствует снижению потерь как летного состава, так и авиационной техники.

Библиографический список

1. Понтрягин Л.С., Болтянский В.Г., Гамкрелидзе Р.В., Мищенко Е.Ф. Математическая теория оптимальных процессов. - М.: Наука, 1961. - 392 с.

2. Александров А.А. Оптимальные и адаптивные системы. - М.: Высшая школа, 1989. - 264 с.

3. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. - М.: Наука, 1986. - 544 с.

4. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. - М.: Наука, 1984. - 832 с.

5. Илюшин Ю.С., Олизаров В.В. Системы обеспечения жизнедеятельности и спасения экипажей летательных аппаратов. - М: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1972. - 492 с.

6. Быков Л.Т., Егоров М.С., Тарасов П.В. Высотное оборудование самолетов. М.: Изд-во оборонной промышленности, 1958. - 392 с.

7. Красовский А.А. Вавилов Ю.А., Сучков А.И. Системы автоматического управления летательных аппаратов. - М.: ВВИА имени Н.Е. Жуковского, 1986. - 477 с.

8. Лысенко Н.М. Системы управления и бортовые цифровые вычислительные комплексы летательных аппаратов. - М.: Изд. ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1990. - 368 с.

9. Бабича О.А. Авиационные приборы и навигационные системы. - М.: Изд. ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1981. - 648 с.

10. Волков А.А. Расчет интенсивности вентиляции гермоотсеков самолёта // Труды МАИ, 2011, № 42: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=24263

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.