Научная статья на тему 'Способ номинации как рефлексия характера восприятия'

Способ номинации как рефлексия характера восприятия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
388
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / НОМИНАЦИЯ / РАСЧЛЕНЁННАЯ / НЕРАСЧЛЕНЁННАЯ / COGNITION / REFLEXION / NOMINATION / DISCRETE / INDISCRETE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Келлер Ирина Михайловна

В статье рассматривается именование объектов действительности и их признаков средствами языка как закономерный итог познания. В связи с этим описывается структура процесса познания, особенности и характер восприятия как важного этапа когнитивной активности. Способ номинации трактуется как рефлексия характера восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способ номинации как рефлексия характера восприятия»

УДК 811.111

ББК81.2Англ

И.М. Келлер

СПОСОБ НОМИНАЦИИ КАК РЕФЛЕКСИЯ ХАРАКТЕРА ВОСПРИЯТИЯ

В статье рассматривается именование объектов действительности и их признаков средствами языка как закономерный итог познания. В связи с этим описывается структура процесса познания, особенности и характер восприятия как важного этапа когнитивной активности. Способ номинации трактуется как рефлексия характера восприятия.

Ключевые слова: познание; рефлексия; номинация; расчленённая; нерасчленённая.

I.M. Keller

THE TYPE OF NOMINATION AS THE REFLEXION OF THE CHARACTER OF PERCEPTION

The article focuses on the connection between language and cognition. The naming cfoljects cf reality and their properties by means cf language is considered to be a natural result cf cognition. In this connection, the structure cf the process cf cognition and the main features and character cfperception as its important stage, as the cognitive activity generating all the others are described, and the type cf nomination is viewed as the reflexion cf the character cf perception.

Key words: cognition; nflexion; nomination; discrete; indiscrete.

Одним из необходимых и наиболее важных процессов на протяжении всей жизни человека является процесс познания, или когниции. Человеческая когниция представляет собой формирование сведений о мире, происходящие в сознании человека процессы, связанные с получением и обработкой информации, репрезентацией, хранением, использованием и выработкой знания [Де-мьянков, 1992: 47; Кубрякова, 1994: 34-35]. В современной когнитивной науке под когницией понимается прежде всего познание обыденное, естественный, постоянно протекающий процесс работы человеческого сознания со знаниями и информацией. В связи с этим когниция свойственна сознанию любого человека и не зависит от таких факторов, как возраст, образование человека, наличие у него научных интересов и их характер и т.п. [Кубрякова, 2001: 8; Магазов, 2007: 5].

Для лингвистических исследований познание, или когниция, в указанном понимании представляет особый интерес в связи с важнейшей ролью, которую в нём играет язык, выступая как средство познания, приобретения знаний, а также как инструмент организации, переработки, хранения, передачи, а в какой-то степени и порождения информации. С одной стороны, язык способствует осуществлению и участвует в протекании всех указанных когнитивных процессов. С другой стороны, он сам представляет собой один из модусов когниции, особую когнитивную способность наряду с другими когнитивными способностями человека: вниманием, воображением, фантазией,

способностью к рациональному решению проблем, составлением и реализацией планов и т.п. -в совокупности обеспечивающими его мыслительную и познавательную деятельность [Демьянков, 1992, 1994, 1995; Кубрякова, 1995, 2004; Кравченко, 2001]. Будучи основной формой репрезентации когнитивной информации, язык способствует осуществлению познавательной деятельности человека и одновременно отражает познание.

Познавательный процесс представляет интерес для специалистов в области целого ряда наук когнитивного цикла, помимо лингвистики, в частности, таких, как психология и философия. С точки зрения психологии познавательная деятельность традиционно представлена в виде познавательных психических процессов, среди которых выделяются ощущение, восприятие и представление, составляющие чувственное познание, и мышление [Когнитивная психология, 2002; Рубинштейн, 2006; Маклаков, 2008].

Отечественная материалистическая философия XX в. рассматривает этот вопрос с опорой на выявленные психологией факты, определяя познание как процесс отражения сознанием человека объективной действительности, существующей вне этого сознания и независимо от него, и условно выделяя в познавательном процессе те же этапы [Кузьмин, 1976; Лагута, 2000; Рубинштейн, 2003].

Чувственное познание является исходной ступенью познания в целом, поскольку в ходе него происходит первоначальное открытие человеком

окружающего мира. Взаимодействуя с его объектами, человек получает первичную информацию о них в форме ощущений и восприятия. Эти две формы чувственного познания, представляющие собой две стадии обработки информации, поступающей к человеку при помощи органов чувств, - сенсорную и перцептивную - трудно отделить друг от друга, т.к. они не просто следуют друг за другом с крайне малым временным интервалом, но и могут идти параллельно. Различие между ними заключается в том, что ощущение представляет собой непосредственно чувственное отражение отдельных свойств, сторон предметов окружающего мира, тогда как в процессе восприятия у человека формируется целостный образ предмета в результате воздействия последнего на органы чувств.

Хотя познавательный процесс фактически начинается с ощущений, имеющих большое значение для ориентировки организма в окружающей действительности, необходимо подчеркнуть, что, предоставляя ему информацию лишь об отдельных, изолированных свойствах предмета, они недостаточны для полного его познания, поскольку предмет представляет собой нечто цельное, единое. Познание объектов реальной действительности в их целостности можно считать начинающимся с восприятия. Именно в восприятии действительность впервые отражается сознанием человека в её связях в пространстве и во времени.

Включая в себя ощущение и основываясь на нём, восприятие не сводится к простой сумме отдельных ощущений, а представляет собой гораздо более сложный когнитивный процесс. Являясь формой чувственного познания, восприятие, однако, предполагает и перцептивную обработку, т.е. интерпретацию, некоторое осмысление, понимание, истолкование информации, полученной при помощи органов чувств. Уже в восприятии содержатся некоторые элементы обобщения в отражении объектов действительности [Лекторский, 1980; Гельмгольц, 2000; Рубинштейн, 2006].

Для человека процесс познания не ограничивается познанием объектов окружающего мира при помощи органов чувств. Ему свойственно стремление к достижению более объективного знания, нежели это возможно путём чувственного познания действительности. С этой целью воспринятая информация о предметах и явлениях реального мира абстрактно обобщается, преобразуется и осмысливается им, что приводит к формированию понятий об этих предметах. Понятие представляет собой форму мышления, являющегося следующей ступенью в обработке информации сознанием человека, которая даёт человеческому сознанию возможность выходить за пределы непосред-

ственно данного и активно отражать действительность [Лагута, 2000; Марков, 2000; Когнитивная психология, 2002].

Сформированные человеком на данном этапе его познавательной деятельности понятия, как правило, выражаются и закрепляются в языковой форме - в слове, словосочетании, т.е. в номинативном знаке [Уфимцева, 1988].

Таким образом, отражение реальной действительности в сознании человека начинается с восприятия им предметов окружающего мира с помощью органов чувств и проходит через осмысление к формированию понятий об этих предметах. Закономерным же результатом процесса познания человеком окружающего мира представляется именование предметов и явлений этого мира, а также их признаков и свойств средствами языка.

Язык принимает участие в осуществлении всего процесса познания, всех его тесно взаимосвязанных этапов - как получения информации, так и её обработки и преобразования. Словесное обозначение предмета представляет собой процесс, включённый уже в деятельность восприятия, поскольку «перцептивные образы всегда имеют определённое смысловое значение», и «сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его» [Леонтьев, 2005: 130]. Однако наибольшая взаимосвязь характерна для языка и мышления. Именно результаты мыслительной деятельности как познавательной деятельности более высокого уровня по сравнению с чувственным познанием выражаются и закрепляются в языке. Мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, и мыслительная деятельность весь свой материал получает только из одного источника -из чувственного познания. В связи с этим логичным представляется предположить, что именно характер восприятия человеком объектов реальной действительности влияет на способ их именования средствами языка, и, следовательно, способ номинации объектов окружающего мира отражает характер восприятия их человеком. Исходя из этого, остановимся подробнее на процессе восприятия.

Объекты реальной действительности воспринимаются человеком в процессе его взаимодействия с ними в ходе практической деятельности. Восприятие, таким образом, является способом включения человека в процесс взаимодействия с окружающим миром. В восприятии встречаются когнитивная активность человека и реальность, что делает его такой когнитивной активностью, которая порождает все остальные [Найссер, 1981: 30-31].

Процесс восприятия не представляет собой пассивного непосредственно-чувственного отра-

жения объектов реальной действительности. Помимо такой черты, как осмысленность, ему свойствен активный, творческий характер. Активность субъекта проявляется в избирательности восприятия: из множества объектов, их свойств, признаков, качеств, с которыми сталкивается субъект восприятия, им выделяются только те, которые имеют значение для его познавательной деятельности. Эта характерная черта восприятия определяется биологическими и социальными особенностями конкретного человека как субъекта восприятия, имеющимися у него знаниями, интересами, навыками, влиянием на восприятие прошлого опыта человека [Кузьмин, 1976; Найссер, 1981].

Активность субъекта в восприятии в определённой степени сказывается на том, каким образом им воспринимаются объекты окружающего мира. В качестве объекта восприятия могут выступать различные элементы реальной действительности: предметы и их свойства, явления, ситуации, события жизни человека. Однако все они в восприятии предстают в определённом отношении к воспринимающему субъекту, сквозь призму его активности. Действительность открывается человеку как субъекту восприятия лишь определённой стороной, что обусловливается его потребностями и интересами, установками и ценностями, возможностями сенсорных систем и предыдущим опытом. Благодаря этому объект может быть воспринят по-разному [Барабанщиков, 2004: 112-113].

Помимо осмысленности и активного характера, восприятие характеризуется также такой особенностью, как целостность, т.е. представляет собой результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются существенные признаки объекта и объединяются в одно осмысленное целое, в целостный образ воспринимаемого объекта. Традиционно поэтому в работах по психологии и философии восприятие определяется как целостное отражение предметов, явлений и ситуаций реальной действительности [Кузьмин, 1976; Лекторский, 2001; Когнитивная психология, 2002; Маклаков, 2008].

С целостностью восприятия связана его структурность. Эта особенность перцептивного процесса заключается в следующем: включая в свой состав ощущения, восприятие не является их простой суммой, поскольку фактически человеком воспринимается абстрагированная из этих ощущений обобщённая структура. Поэтому важным источником целостности и структурности восприятия являются особенности воспринимаемых человеком объектов. Они обладают определённой структурой, т.е. как и практически любое целое, состоят из определённых частей. При этом

значимость частей внутри целого различна. Иными словами, воспринимаемые объекты обладают определёнными свойствами, признаками, основные из которых определяют восприятие этих объектов человеком. Таким образом, объект восприятия структурирован и характеризуется одновременной расчленённостью и специфической взаимосвязью его частей, а для восприятия в целом существенно единство анализа и синтеза [Введение в психологию, 1996: 138-139; Рубинштейн, 2006: 232].

Таким образом, помимо воспринимающего субъекта немаловажную роль в восприятии играют особенности самих объектов и их признаков, а также их значимость для человека как субъекта восприятия. Исходя из этого, представляется логичным предположить, что в силу различия субъектов и объектов восприятия его характер также может различаться, а именно: восприятие отдельных объектов и их признаков может быть не только целостным, но и атомарным.

Идея атомарного восприятия высказывалась в философии эмпиризма XIX в., где были выделены элементарные «атомы» чувственного познания -ощущения. Восприятие, согласно данной концепции, представляет собой результат соединения, ассоциации «атомарных» ощущений [Лекторский, 2001: 121]. Однако, как уже упоминалось, в современной психологии доказанным считается тот факт, что восприятие не сводится к простой сумме ощущений, поэтому необходимо подчеркнуть, что представленное в данной работе понимание атомарного восприятия не совпадает с концепцией, высказанной в рамках философского эмпиризма указанного периода. Под атомарным понимается именно расчленённое восприятие субъектом предмета и его свойства, признака. Для пояснения правомерности данного утверждения обратимся к языковым данным.

В языке наименование получают воспринимаемые человеком предметы окружающего мира и их признаки. К признакам предмета относится и действие, обозначаемое в языке глаголом. При этом действие представляет собой динамический признак предмета, тогда как статический его признак обозначается именем прилагательным. Само действие также может иметь признаковые характеристики, выражаемые наречиями.

Рассмотрим в качестве примера следующее предложение:

1. «You hang around a railroad station till you see a little old lady ttyin ’to Ift a suitcase or a big package into one a them lockers» (Sheldon).

В данном случае имеет место расчленённое наименование объекта, обозначенного существи-

тельным lady, и его признаков, обозначенных прилагательными little и old.

Обратимся к другому примеру:

2. The three сf them moved slowly through the ruins (Robinson, 21).

Здесь содержательно однозначный глагол move называет конкретное действие, признак которого обозначен наречием slowly.

Аналогичные случаи можно увидеть в следующих примерах:

3. Не was watching her сапfully now, his dark eyes wary (Sheldon).

В данном примере действие обозначено глаголом watch, тогда как его признак - наречием carefully.

4. A woman was moving through the darkness, walking briskly toward the far left wall (Brown).

В данном случае номинация действия осуществляется при помощи глагола walk, а его признака -посредством наречия briskly.

В процессе языковой репрезентации реальной действительности, однако, признак объекта/действия может не только эксплицироваться при помощи отдельного признакового слова, но и имплицироваться в семантической структуре слова.

Рассмотрим следующий пример:

5. It was а ре?feet day, cloudless and warm, and the singing breeze carried a tantalizing mixture cf scents across the green farmland (Sheldon).

Для выяснения семантики выделенного существительного обратимся к его словарной дефиниции:

breeze - a gentle wind (LDCE, 155).

Как ясно видно из приведённой дефиниции, данная лексема является номинацией как самого объекта, так и его признака.

Этот же тип номинации обнаруживается в следующих примерах:

6. She never remembered to have seen her other than active and resolute; she had always been impatient сf other people s ailments (Maugham, 258).

Слово ailment имеет следующую словарную дефиницию:

ailment - a minor illness (COED).

Следовательно, в его семантической структуре также содержится значение объекта и его признака.

7. Collet had been blessed with a chance to redeem his skepticism and earlier blunders (Brown).

Слово blunder имеет следующую словарную дефиницию:

blunder - a careless or stupid mistake (LDCE, 128).

Таким образом, в семантической структуре данного слова также имплицирован признак объекта.

Что касается именования действия и его признака, то здесь также встречаются случаи нерас-членённой номинации.

Рассмотрим следующий пример:

8. «Why are you grinning at те?» asked Kitty (Maugham, 120).

Выделенная глагольная лексема имеет следующую словарную дефиницию:

grin - to smile widely (LDCE, 625).

Обращение к дефиниции показывает, что семантика данного глагола содержит как сему действия, так и признаковую сему, т.е. он является не-расчленённой номинацией действия и его признака.

Аналогичные случаи можно увидеть в следующих примерах:

9. She must have dozed, for she awakened with a start as the container was jerked into the air (Sheldon).

Обратимся к словарной дефиниции выделенного слова:

doze - to sleep lightly (COED).

Как видно из данной дефиниции, в его семантической структуре также имплицировано значение признака.

10. The priest mumbled something inaudible and then said, «They are waiting upstairs. I will escort you up» (Brown).

Слово mumble имеет следующую словарную дефиницию:

mumble - to say something indistinctly and quietly (COED).

Следовательно, помимо семы действия в семантике данного глагола содержится и признаковая сема.

Анализ всего собранного корпуса примеров не-расчленённой номинации действия и его признака показывает, что в значениях таких глаголов можно выделить несколько общих сем:

1. [move], [walk], [go] и др., гиперсемой для которых является [движение];

2. [say], [speak], [talk], [ask] и др., объединённые гиперсемой [говорение];

3. [look], [watch];

4. [laugh];

5. [smile];

6. [think];

7. [sleep] и ряд других.

Иными словами, глаголы, семантически «обременённые» признаковой характеристикой действия, принадлежат к нескольким семантическим полям, среди которых семантические поля глаголов движения, говорения и др. Обобщая, необходимо отметить, что данные глаголы обозначают конкретные, частотные и жизненно значимые действия. Этим, как представляется, объясняется сам

факт наличия в языке отдельных наименований для разновидностей одного и того же действия, различающихся признаковой характеристикой.

Таким образом, все случаи номинации объекта и действия и их признаков можно разделить на нерасчленённые и расчленённые номинации. Как правило, в процессе восприятия происходит генерализация - обобщение признака и абстрагирование его от объекта. Результатом процесса номинации в этом случае является экспликация признака при помощи использования дополнительной обозначающей его лексемы (лексем) наряду с лексемой, называющей сам объект либо действие. Расчленённое именование объекта/действия и его признака представляет собой норму языковой репрезентации и является наиболее частотным в употреблении. Тогда как данный тип номинации является следствием атомарного характера восприятия субъектом объекта/действия и его признака, тот факт, что объект/действие и его признак в ряде случаев получают нерасчленённое наименование в языке, свидетельствует о целостном восприятии данного объекта/действия, т.е. о более высоком уровне осмысления воспринимаемого.

Итак, именование элементов объективной действительности средствами языка и восприятие представляют собой два взаимосвязанных этапа процесса познания. Информация, полученная от органов восприятия и прошедшая перцептивную обработку, подвергшаяся осмыслению и интерпретации в сознании человека, проецируется на конструкции естественного языка. Выбор конкретного способа номинации представляется результатом рефлексии характера восприятия их человеком как субъектом восприятия, а именно расчленённая номинация объекта/действия и его признака является следствием атомарного характера восприятия, тогда как нерасчленённое именование (импликация признаковых характеристик объекта/действия в семантической структуре слова) есть результат восприятия целостного.

Библиографический список

1. Бсрабанщиков, В.А. Системность. Восприятие. Общение [Текст] / В.А. Барабанщиков, В.Н. Носулен-ко. - М.: Ин-т психологии РАН, 2004.

2. Введение в психологию [Текст] / под общ. ред. проф. A.B. Петровского. - М.: Изд. центр «Академия», 1996.

3. Гельмгольц, Г. О восприятии вообще [Текст] / Г. Гельмгольц // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: «ЧеРо», 2002. - С. 21-46.

4. Демъянков, В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX в. [Текст] / В.З. Демьянков // Язык и наука конца 20 века: сб. ст. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. - С. 239-320.

5. Демьянков, В.З. Когнитивизм, когниция, язык и лингвистическая теория [Текст] / В.З. Демьянков // Язык и структуры представления знаний: сб. научно-аналитических обзоров. - М.: ИНИОН РАН, 1992.-С. 3-77.

6. Демьянков, В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода [Текст] / В.З. Демьянков // Вопр. языкознания. - 1994. - №

4.-С. 17-33.

7. Когнитивная психология: учебник для вузов

[Текст] / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. -М.: ПЕР СЭ, 2002.

8. Кравченко, A.B. Когнитивная лингвистика и новая эпистемология (К вопросу об идеальном проекте языкознания) [Текст] / A.B. Кравченко // Нзв. АН. Сер. лит. и яз. - 2001. - Т. 60. - № 5. - С. 3-13.

9. Кузьмин, В.Ф. Объективное и субъективное (Анализ процесса познания) [Текст] / В.Ф. Кузьмин. -М.: Наука, 1976.

10. Кубрякова, Е.С. Начальные этапы становления ког-нитивизма: лингвистика - психология - когнитивная наука [Текст] / Е.С. Кубрякова // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. - С. 34-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Кубрякова, Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмаль-ного анализа) [Текст] / Е.С. Кубрякова // Язык и наука конца 20 века: сб. ст. - М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1995. - С. 144-238.

12. Кубрякова, Е.С. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» [Текст] / Е.С. Кубрякова // Вестник ВГУ Сер. Лингвистика и меж-культурная коммуникация. - 2001. - Вып. 1. - С. 4-10.

13. Кубрякова, Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики [Текст] / Е.С. Кубрякова // Нзв. АН. Сер. лит. и яз. -2004. -Т. 63,-№3,-С. 3-12.

14. Лагута, О.Н. Логика и лингвистика [Электронный ресурс] / О.Н. Лагута. - 2000. - www.philology.ni.

15. Лекторский, В.А. Субъект, объект, познание [Текст] / В.А. Лекторский. - М.: Наука, 1980.

16. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая [Текст] / В.А. Лекторский. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

17. Леонтьев, A.A. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / A.A. Леонтьев. - Изд. 3-е. - М.: Смысл : Изд. центр «Академия», 2005.

18. Магазов, С.С. Когнитивные процессы и модели [Текст] / С.С. Магазов. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

19. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008.

20. Марков, В.Т. Когнитивный план речемыслительной деятельности (речевой коммуникации) [Текст] / В.Т. Марков // Язык, сознание, коммуникация: сб. ст. - М.: МАКС-Пресс, 2000. - Вып. 14. - С. 102-113.

21. Найссер, У. Познание и реальность [Текст] / У. Найссер. - М.: Прогресс, 1981.

22. Рубинштейн, C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст] / C.J1. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003.

23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / C.J1. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2006.

24. Уфимцева A.A. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира [Текст] / A.A. Уфимцева // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. -М.: Наука, 1988.-С. 108-140.

Список источников примеров и словарей

1. Brown, Dan. The Da Vinci Code [Электронный ресурс] / Dan Brown. - 2003. - http://hotmix.narod.ra.

2. Concise Oi ford English Dictionary (COED) [Электронный ресурс]. - 11th edition. - 2004. - http:// traduko.lib.ru.

3. Longman Dictionary cf Contemporary English (LDCb) [Text]. - 3rd edition. - Longman, 1995.

4. Maugham, W. Somerset. The Painted Veil [Text] / W.Somerset Maugham. - Изд. 2-е. - М.: Менеджер, 1999.

5. Robinson, Peter. Playing with Fire [Text] / Peter Robinson. - London: Pan Books, 2004.

6. Salinger, J.D. The Catcher in the Rye [Text] / J.D. Salinger. - СПб.: Антология, 2004.

7. Sheldon, Sydney. If Tomorrow Comes [Электронный ресурс] / Sydney Sheldon. - 1985. - http://hotmix. narod.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.