ра с содержанием 100 мкг/мл в 2% растворе уксуснокислого аммония; далее ведут анализ так, как описано выше. В случае использования МДЭМ в пробирки вносят от 0,1 до 1 мл его стандартного раствора с содержанием 100 мкг/мл в 2% растворе уксуснокислого аммония; все дальнейшие операции выполняют так, как и при приготовлении шкалы ДЭГ.
Концентрации ДЭГ или МДЭМ в воздухе создавали следующим образом. В поглотительный прибор Полежаева с укороченной внутренней трубкой вводили 0,05 мл раствора указанных компонентов в ледяной уксусной кислоте и аспирировали через прибор воздух со скоростью 0,5 л/мин. Пары ДЭГ или МДЭМ сорбировали в приборе Зайцева с 3 мл 2 % раствора уксуснокислого аммония, заменяя приборы через каждые 5 л воздуха. Результаты определения ДЭГ и МДЭМ помещены в таблице.
Как видно из таблицы, погрешность определения ДЭГ в интервале концентраций 1,5—13,2 мг/м3 находится в пределах 12,7—19%, МДЭМ в интервале концентраций 3—15 мг/м3 — в пределах 10,4—22%. Минимальная определяемая концентрация ДЭГ в воздухе составляет 1,5 мг/м3, МДЭМ —3 мг/м3.
Установлено, что до 75 мкг аммиака в пробе (присутствие которого возможно в воздухе затравочных камер) не помешает определению ДЭГ и МДЭМ.
ЛИТЕРАТУРА. Гронсберг Е. Ш. — В кн.: Определение вредных веществ в воздухе производственных помещений. Горький, 1970, с. 99, 104, 106, 109.
Поступила 27/VIII 1975 г.
УДК 57.085.15:615.9
А. А. Логинов
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОСТОЙ ЗАТРАВОЧНОЙ КАМЕРЫ ДЛЯ ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Кафедра гигиены труда Иркутского медицинского института
В современной токсикологии используются затравочные камеры различных конструкций, большинство которых прямоугольной формы и вертикального типа. Широко известные и зарекомендовавшие себя в эксперименте затравочные камеры Н. С. Правдина и других авторов при работе с такими веществами, как хлор, имеют, на наш взгляд, ряд недостатков, затрудняющих использование их в условиях острого опыта при изучении веществ, обладающих высокими коррозирующими свойствами. Одним из этих недостатков следует считать перемешивание смеси веществ с воздухом при помощи вентилятора, смонтированного внутри камеры. При изучении токсичности коррозирующих веществ последние быстро выводят из строя электропривод вентилятора. Свободное содержание животных в камере может привести к нарушению чисто ингаляционного пути поступления аэрозолей в организм животных за счет слизывания и частичной фильтрации вещества через шерсть. Кроме того, необходимо отметить недостаточно полную герметичность камеры из-за пробкового соединения манометра с ее полостью. Отсутствие у многих камер нижнего диффузора создает опасность невентилируемых «мертвых углов» (И. В. Саноцкий).
Исходя из этих соображений, мы для изучения характера комбинированного действия хлора и паров металлической ртути разработали и смонтировали из пришедшего в негодность медицинского автоклава марки «АГ-3» 100-литровую затравочную камеру (рис. 1). Несмотря на простоту ее конструкции, она оказалась очень надежной в работе.
Камера 1 горизонтального типа и цилиндрической формы, выполнена из нержавеющей стали. Для наблюдения за животными в боковой стенке
вырезано из оргстекла окно 2, закрепленное к стенке камеры на болтах; швы загерметизированы эпоксидной смолой. Для подачи и удаления газо-паро-воздушной смеси в верхней и нижней частях камеры врезаны штуцеры 3,4 с вакуумными резиновыми шлангами. Штуцеры соединены с корпусом резбовым соединением на клее № 88. Для того чтобы предотвратить засорение шланга, отводящего смесь из камеры выделениями животных, на штуцер 4 надет защитный стакан высотой 35 мм. Отличительной особенностью камеры является то, что животные содержатся в индивидуальных клетках-блоках 5, по 8 в блоке. Для предупреждения коррозии клетки подвергнуты ханинго-ванию. Одновременно в камере размещается 16 животных (белых крыс), что вполне достаточно для проведения острых и хронических опытов (Г. Г. Максимов). Клетки располагаются вдоль стенок камеры с обеих сторон на направляющих 6 в промежуточном пространстве между полом и крышей и имеют проволочное дно.
Кал и моча животных собираются в металлические, покрытые карбо-ли"товым лаком лотки 7, расположенные под клетками. Лотки легко снимаются и чистятся. Другой отличительной чертой камеры является перемешивание в шаровом смесителе воздуха с "изучаемыми веществами до камеры. Однородная смесь с заданными условиями опыта концентрациями ингредиентов поступает в камеру через перфорированный патрубок 8, расположенный вдоль клеток-блоков. Затвор люка автоклава обеспечивает быструю и полную герметизацию камеры, что особенно важно при работе с веществами, обладающими большой летучестью и токсичностью, и предупреждает загрязнение лаборатории подобными ядами. Камера испытана на герметичность заполнением всего ее объема водой.
Для контроля за температурой в камере смонтирован термометр 9. Внутрикамерное давление регистрируется специальным водяным манометром 10 со шкалой, выведенным через штуцер на наружную стенку камеры.
С целью определения концентрации токсических веществ в камере в нижнюю часть ее вмонтирован штуцер 11 для отбора проб воздуха из зоны дыхания животных. Камера апробирована нами в острых и хронических опытах на белых крысах по изучению характера комбинированного действия хлора и паров ртути как одной из комбинаций химических веществ, встречающихся в условиях производства каустической соды методом электролиза с ртутным катодом (Г. И. Волков; Ког1ег)!
Описание схемы установки следующее. Установка (рис. 2) включает затравочные камеры 1, 2 и 3 для изучения токсического действия отдельных ингредиентов: хлора — камера 1 (I серия), ртути — камера 2 (II се-
Рис. 1. Схема затравочной камеры. А — «ид сбоку; Б — вид спереди: стрелки — направление газовой смеси. Остальные обозначения в тексте.
Рис. 2. Схема экспериментальной установки.
Объяснения в тексте.
рия) и их комбинации — камера 3 (III серия). Белые крысы контрольной группы, не подвергавшиеся действию этих веществ, содержались отдельно. Хлор-газ, испаряясь из баллона с жидким хлором 4, поступал через редуктор и стеклянный шаровой смеситель 5 в индикатор выхода газа 6 и направлялся через регистрирующий скорость потока жидкостный микроэжектор 7 во второй шаровой смеситель 8, куда также подавался и воздух. Пройдя смеситель, гомогенная смесь поступала в «хлорную» камеру 1. Воздух подавался во все камеры мембранным компрессором 9. Скорость потока воздуха, прошедшего через гребенки 10, регулировалась блоком поплавковых реометров 10 как на подаче, так и на выбросе для поддержания нормального давления в камерах, регистрируемого по водяным манометрам 12. Ртутные пары поступали в «ртутную» 2 и «комбинированную» 3 камеры с воздухом, проходящим над слоем ртути в стеклянных гуськах 13. Концентрация ртути отрабатывалась опытным подбором соответствующей площади испарения ртути в гуське и изменением скорости протягивания воздуха над ртутью. В условиях нашего эксперимента оказалось достаточно комнатной температуры для получения заданных концентраций и не потребовалось специального подогрева гуськов для большого испарения ртути.
Как показано на рис. 2, для получения малых концентраций ртути достаточно часть воздуха, поступающего в камеры, направлять, минуя гусек, прямо в смеситель. В проведенном эксперименте концентрации хлора в остром опыте колебались в пределах 100 ± 9,8 мг/м3, ртути — в пределах 1 ± 0,08 мг/м3, а в подостром — соответственно 4 ± 0,4 и 0,1± ±0,001 мг/м3. Для того чтобы предупредить загрязнение атмосферного воздуха отработанной смесью, на выбросе смонтированы системы очистки камерного воздуха от хлора и ртути, состоящие из двух увеличенной формы поглотительных приборов Гернет 14, 15 с форсункой и несъемной верхней колбой, позволяющих работать на скоростях до 30 л/мин и выше в зависимости от потребности в кислороде (Н. С. Правдин, 1947, 1960; П. А. Чайка). В поглотительном приборе 14 содержался раствор Cdl (Д. И. Костин и соавт.) для улавливания хлора, а в приборе 15 — раствор 12 в KI, являющийся поглотительным раствором на ртуть по методу Полежаева (технические условия на методы определения вредных веществ в воздухе). Смена растворов осуществлялась ежедневно перед затравкой. Воздух из камер удалялся масляным компрессором 16. После ежедневной затравки перед разгерметизацией камер подача хлора из баллона 4 прекращалась, ртутные гуськи изолировались пережиманием шлангов зажимами и камеры продувались чистым воздухом в течение 15 мин.
Для безопасности работы лаборатория оборудована мощным вытяжным вентилятором и средствами индивидуальной защиты (противогазы группы «Г»).
В целом в экспериментальных условиях установка обеспечила стабильный заданный режим камер, хорошую герметичность, надежность в эксплуатации, что позволяет использовать ее в опытах при изучении веществ, обладающих высокими агрессивными свойствами.
Выводы
1. Создана модификация затравочной камеры для изучения веществ с выраженными агрессивными свойствами.
2. Получение стабильной однородной паро-газо-воздушной смеси до камеры при работе с агрессивными и высокоопасными веществами имеет большие преимущества по сравнению с перемешиванием компонентов в объеме камеры.
ЛИТЕРАТУРА. Волков Г. И. Производство хлора и каустической соды методом электролиза с ртутным катодом. М., 1968.— Костин Д: И., Алешина Г. С., Г р и ш и н а А. И. — В кн.: Охрана труда и техника безопасности, очистка сточных вод и отходящих газов в химической промышленности. М., 1972, с. 9. — Максимов Г. Г. — «Гиг. и сан.», 1971, № 6, с. 65. — П р а в д и н Н. С. Методика малой токсикологии промышленных ядов. М., 1947. —Он же. — В кн.: Вопросы промышленной токсикологии. М., 1960, с. 7. — Саноцкий И. В. и др. Методы определения токсичности и опасности химических веществ. М., 1970. — Чайка П. А. Применение пектинов и некоторых микроэлементов для профилактики хронических отравлений свинцом. Дис. канд. Киев, 1965. — Ко г 1 е г М. — «Ргасоу. Ьёк.», 1971, V. 23, р. 371.
Поступила 3/Х1 1975 г-
Обзоры
УДК 613.2:576.858 (047)
М. С. Айзен, Э. Р. Пилле
СОХРАНЯЕМОСТЬ ВИРУСОВ в ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР, Московский научно-исследовательский институт вирусных препаратов Министерства здравоохранения СССР
Роль пищевого фактора в передаче вирусных заболеваний стали активно изучать лишь в последние годы. Интерес к этой проблеме вызван накопившимися сведениями о вспышках вирусных инфекций пищевого происхождения — полиомиелита, вирусного гепатита, клещевого энцефалита и др. (М. С. Айзен и Э. Р. Пилле, 1976). Анализ этих данных свидетельствует о возможности контаминации вирусами пищевых продуктов. В отличие от бактерий вирусы не размножаются в пище, поэтому эпидемиологическое значение имеет сам факт сохранения вирусов при хранении и технологической обработке продуктов. В настоящей работе обобщены сведения по этим вопросам.
Имеются данные литературы о выживаемости энтеровирусов человека в различных продуктах питания. Лучше всего в этом отношении изучены молочные продукты. Так, суспендированные в пастеризованном молоке вирусы полиомиелита выживали при 4—6° в течение 150 дней, а при 18— 20°—31 день (Е. Н. Левкович). Вирусы Коксаки В3 и В8 были обнаруже-