ВЕТЕРИНАРНЫЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013
*
УДК 619:611.83.617-089.578.16:636.8 О. Р. СКУБКО
Г. А. ХОНИН Е. В. ИСМАГИЛОВ О. Н. ШУШАКОВА
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
СПОСОБ ИНТРАМЕЗОВАРИАЛЬНОЙ БЛОКАДЫ ЯИЧНИКОВЫХ И КРАНИАЛЬНЫХ МАТОЧНЫХ НЕРВОВ У СОБАК И ПУШНЫХ ЗВЕРЕЙ СЕМЕЙСТВА СОБАЧЬИХ___________________________________________
В статье приводится оригинальная методика интрамезовариальной блокады яичниковых и краниальных маточных нервов у собак и пушных зверей семейства собачьих, в сравнении с известными способами местной анестезии автономных нервов органов брюшной и тазовой полостей.
Ключевые слова: интрамезовариальная блокада, яичниковые и краниальные маточные нервы, собака, пушные звери семейства собачьих.
Одним из наиболее эффективных средств патогенетической терапии и, одновременно, местного обезболивания внутренних органов служит воздействие на центры автономной нервной системы. Среди всего многообразия способов такого воздействия, новокаиновая блокада автономных проводников и ганглиев, согласно мнению ведущих в этой области ученых [1 — 3], остается наиболее действенной, легко выполнимой и относительно безопасной. Однако широкое использование блокад центров автономной нервной системы при острых незаразных заболеваниях, в том числе и хирургических патологиях у крупных копытных животных, соседствует с ограниченным применением подобных средств воздействия в лечебной работе отечественных зверохо-зяйств и частных клиник для мелких животных [4, 5].
Известен способ плоскостного струйного орошения мезентерия, мезометрия, мезовария, большого и малого сальника, а также органов брюшной полости у собак 5—10 % растворами новокаина и 0,1 — 1 % растворами совкаина, реализующийся после «широкой» лапаротомии при помощи шприцев, соединенных с полихлорвиниловой или резиновой трубкой [1]; способ поясничной (паранефральной) блокады вегетативных нервов околопочечной подфасциаль-ной рыхлой соединительной ткани (жировой капсулы почки) у собак по И. Я. Тихонину [1, 2], способ надплевральной новокаиновой блокады больших и малых чревных нервов и пограничных симпатических стволов у собак, кошек и кроликов по В. В. Мосину [1—5]. Парасакральная блокада по И. А. Калаш-нику и пресакральная по П. Р. Пульняшенко [1, 4, 5] показаны для проведения обезболивания и патогенетического лечения области промежности, ануса, прямой кишки, мочевого пузыря, шейки, тела матки и наружных половых органов. Однако эти способы обладают рядом недостатков.
Способ плоскостного струйного орошения небезопасен в силу значительного риска медикамен-
тозно-токсического отравления из-за необходимости введения большого количества анестетиков в зоне интенсивной тканевой и сосудистой резорбции. Его воздействие слабо акцентировано в отношении конкретных органов и тканей брюшной полости, в результате чего не достигается требуемого обезболивающего и патогенетического эффекта.
Паранефральный блок по И. Я. Тихонину предполагает введение раствора новокаина в околопо-чечную рыхлую соединительную ткань, имеющую непостоянные и индивидуально-вариабельные границы. Кроме того, предлагается малодостоверный, субъективный ориентир точки и глубины введения иглы (3,5 см латеральнее срединной линии и 0,5—1 см в глубину соответственно), что требует обязательной высокой сенсорной чувствительности пальцев врача, а также непередаваемого индивидуального опыта ориентировки в тканях. И если для крупных по размерам животных, обладающих выраженной околопочечной «жировой капсулой», ошибка в 5 — 7 мм глубины и точки вкола иглы, которая при такой технике вероятна, не играет роли, то для собак и пушных зверей это чревато травмами органов брюшной полости. Кроме того, пара-нефральная блокада охватывает своим воздействием лишь околопочечное вегетативное сплетение, и оказывает выраженный патогенетический эффект главным образом на почки и мочеточники. Патогенетическое воздействие на внутренние половые органы и пищеварительный тракт выражено гораздо слабее и практически отсутствует обезболивающий эффект.
Разработанная В. В. Мосиным техника надплевральной блокады чревных нервов и симпатических стволов предполагает вкол иглы по касательной к телу последнего грудного позвонка (угол 30 — 40 градусов), что легко выполнимо только у крупных по размеру животных, обладающих довольно выраженными латеральными плоскостями тел грудных по-
звонков и относительно фиксированным, малоподвижным грудо-поясничным отделом позвоночного столба. У мелких хищных животных (пушные звери, кошки, мелкие и средние породы собак), обладающих значительной подвижностью и небольшими размерами элементов грудо-поясничного отдела скелета, провести «скользящий» вкол иглы точно в тело позвонка бывает весьма затруднительно. Об этом свидетельствует еще один показатель — соотношение ширины тела позвонка и толщины мягких тканей спины, через которые должна пройти игла до соприкосновения с ним. У мелких хищных оно соответствует 1:1,8 — 1,9; тогда как у большинства парнокопытных — 1:1,2 —1,3. Эти морфофункциональные особенности мелких хищных затрудняют объективный контроль доставки растворов анестетиков непосредственно к симпатическим проводникам, создают условия его «провала» в полости тела или распространения большей частью в дорсальных мышцах спины, создаются условия травмы аорты и полостных органов в силу уменьшения возможности контроля за глубиной введения иглы. Кроме того, блокада по В. В. Мосину не позволяет захватить в зону распространения растворов анестетиков межбрыжеечные нервы, что ограничивает зону ее патогенетического воздействия только желудком, двенадцатиперстной и частично тощей кишками, печенью, поджелудочной железой и почками. Как и парасакральная блокада по И. А. Калашнику и пре-сакральная по П. Р. Пульняшенко, она практически не охватывает своим действием яичниковые и краниальные маточные нервы, в результате чего обезболивающий и патогенетический эффекты не распространяются на поддерживающую связку яичника, мезоварий, яичниковую сумку, мезосальпинкс, истинную связку яичника, дорсокраниальную часть мезометрия, яичник и большую часть рогов матки.
Целью предлагаемого способа является интраме-зовариальная периоперационная блокада яичниковых и краниальных маточных нервов у собак и пушных зверей семейства собачьих в силу невозможности проведения точечного, узконаправленного воздействия на эти нервы в предоперационный период. В случаях, когда необходимо безопасно и небольшой дозой анестетика провести обезболивание или патогенетическое лечение поддерживающей связки яичника, мезовария, яичниковой сумки, мезосальпинк-са, истинной связки яичника, дорсокраниальной части мезометрия, яичника и краниальной части рогов матки, а также при необходимости максимально достоверного мано-визуального контроля положения иглы, ее направления и глубины вкола в любой момент введения. Важнейшим эффектом блокады служит возможность значительного увеличения мобильности яичников и матки при необходимости их эвакуации в просвет операционной раны в силу снижения болезненности этих манипуляций и расслабления мышечных элементов яичниковых связок и брыжейки в местах их прикрепления к дорсальной брюшной стенке, а также гладкой мускулатуры рогов матки. Это, в свою очередь, позволяет не только анальгично, но и максимально атравматично и ана-томично провести такие хирургические манипуляции как отшивание связок и брыжейки яичников и матки, которые у собачьих малоподвижны в силу значительного развития жировых отложений в рыхлой соединительной ткани мезовария и мезометрия. Эти манипуляции являются основой оперативного приема и профилактики кровотечения при проведении овариоэктомии, гистерэктомии и овариоги-
стерэктомии. Кроме того, последующий патогенетический эффект блокады во многом снижает риск послеоперационных воспалительных осложнений.
Поставленная цель достигается тем, что интраме-зовариальная блокада яичниковых и краниальных маточных нервов осуществляется периоперацион-но — после проведения лапаротомии в медианной, парамедианной областях, а также горизонтальных разрезов в области собственно — и мягкого подвздохов, проводимых при лечебно-диагностических операциях на внутренних половых органах самок собачьих. Блокада предполагает введение растворов местных анестетиков до реализации оперативного приема в точке наиболее близкой локализации друг к другу яичниковых и краниальных маточных нервов, а именно в мезоварии (вблизи яичниковой сумки). Техника инъекционного доступа для ее проведения следующая: введенными через разрез брюшной стенки в полость шпателями или пальцами яичниковая и маточная брыжейки и весь связанный с ними органокомплекс выводятся в просвет операционной раны оперативного доступа до легкого натяжения поддерживающей связки яичника соответствующей стороны тела, обнажая место перехода мезовария и дорсокраниальной части мезометрия на яичник и краниальную часть рога матки. Затем иглой длиной 5 — 6 см, канюля которой соединена с переходником полихлорвиниловой трубки или канюлей шприца, проводят вкол в толщу мезовария в непосредственной близости от яичниковой сумки и рога матки. Угол вкола 10—15 градусов к поверхности яичниковой брыжейки. Иглу медленно продвигают в мезовариальной рыхлой соединительной ткани на глубину 3 — 4 см, слегка отклоняя от продольной оси (до 10 градусов), стремясь распространить анестетик на максимальную площадь яичниковой и краниальной части маточной брыжейки. У крупных представителей семейства собачьих целесообразно ввести раствор и интралигаментарно — в поддерживающую связку яичника. Инъецируют 1 % раствор новокаина или лидокаина для обезболивания, либо 0,5 % раствор новокаина с патогенетической целью. Доза в обоих случаях составляет от 3 мл у мелких пород собак и пушных зверей до 15 мл раствора анестетика для крупных и гигантских пород с одной стороны тела. С противоположной стороны проводят те же манипуляции, сразу по завершении предыдущих. Время выжидания до наступления обезболивания составляет 3 — 4 минуты.
Предлагаемая нами техника периоперационного интрамезовариального инъекционного доступа безопасна как с точки зрения инъекционной травмы (абсолютно достоверный визуальный и пальпатор-ный контроль практически полностью исключает ее избыточность), так и в отношении возможности передозировки (для достижения клинического эффекта, в силу точности доставки инъекта к объекту воздействия, требуется незначительное количество анестетика — в 5 — 6 раз меньше, чем при плоскостном орошении).
Охват раствором анестетика всех нервных элементов мезовария, поддерживающей связки яичника и краниальной части мезометрия обуславливает максимальную эффективность методики как при ее использовании с целью патогенетического воздействия, так и для обезболивания этих органов. Последнее позволяет увеличить морфологически ограниченную у собачьих подвижность яичников и краниальной части рогов матки более чем на четверть, что в значительной мере облегчает проведение хи-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013 ВЕТЕРИНАРНЫЕ НАУКИ
ВЕТЕРИНАРНЫЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013
*
рургических вмешательств на внутренних половых органах самок этих животных.
Библиографический список
1. Магда, И. И. Местное обезболивание : рук. для вет. врачей / И. И. Магда. — М. : Сельхозгиз, 1955. — 403 с.
2. Мосин, В. В. Новое в лечении незаразных болезней сельскохозяйственных животных / В. В. Мосин. — М. : Россельхоз-издат, 1975. — 165 с.
3. Шакалов К. И. Патогенетическая терапия заболеваний животных / К. И. Шакалов. — М.—Л. : Сельхозиздат, 1961. — 496 с.
4. Пульняшенко, П. Р. Анестезиология и реаниматология собак и кошек / П. Р. Пульняшенко. — М. : Аквариум, 2000. — 70 с.
5. Паршин, А. А. Хирургические операции у собак и кошек : моногр. / А. А. Паршин, В. А. Соболев, В. А. Сазинов. — М. : Аквариум, 2003. — 232 с.
СКУБКО Олег Романович, кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры диагностики, внутренних незаразных болезней, фармакологии, хирургии и акушерства.
ХОНИН Геннадий Алексеевич, доктор ветеринарных наук, профессор (Россия), директор Института ветеринарной медицины и биотехнологий(ИВМиБ) ОмГАУ им. П. А. Столыпина.
ИСМАГИЛОВ Евгений Викторович, аспирант кафедры диагностики, внутренних незаразных болезней, фармакологии, хирургии и акушерства. ШУШАКОВА Ольга Николаевна, студентка 401-й группы ИВМиБ.
Адрес для переписки: shushakova@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 11.02.2013 г.
© О. Р. Скубко, Г. А. Хонин, Е. В. Исмагилов,
О. Н. Шушакова
УДК 637 54:636.5 084 А. А. ДИКИХ
М. В. ЗАБОЛОТНЫХ
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ МЯСА ПТИЦЫ, ПОЛУЧАВШЕЙ КОРМОВУЮ ДОБАВКУ «МИКОФИКС»
Изучен химический состав мяса птицы, получавшей кормовую добавку «Мико-фикс». Проведен качественный и количественный анализ микро- и макроэлементов мяса птицы. Изучена пищевая ценность мяса птицы.
Ключевые слова: птицы, жиры, белки, макроэлементы.
Введение. Мясо птиц содержит все необходимые вещества для полноценного питания человека и является лучшим источником основных питательных веществ: белков, животных жиров, минеральных и экстрактивных веществ, которые представлены в наиболее оптимальном количественном и качественном соотношении, легко усваиваются организмом [1, с. 74].
Пищевая ценность мяса птицы определяется основным составом мяса и значением отдельных его компонентов в питании человека [2, с. 31]. По мнению В. М. Поздняковского [2], понятие «пищевая ценность» отражает всю полноту полезных свойств продукта, в том числе биологическую и энергетическую ценность и др.
В химический состав мяса птиц входят вода — 72 — 75 %, белки — 18 — 22 %, жиры — 1,5 — 5 %, минеральные вещества 1 — 1,2 %, экстрактивные азотсодержащие вещества — 1,7 — 1,9 %, безазотистые экстрактивные вещества 0,9 — 1,2 %, а также витамины, ферменты и другие вещества, образующиеся при обменных процессах.
Вода в мышечной ткани находится в гидратно-связанном и свободном состояниях. Количество
воды в мясе колеблется от 47 до 78 %. Тушки различной упитанности имеют неодинаковое количество воды: чем жирнее мясо, тем меньше в нем воды. Это объясняется тем, что основным носителем воды в мясе являются белки. В мясе молодых птиц больше влаги, чем в мясе взрослой птицы [1, с. 78 — 79].
Белки — важнейшие вещества, входящие в состав мышечной ткани животных. В зависимости от локализации они делятся на несколько групп. Белки группы саркоплазмы, составляющие 40 % всех белков мышечной ткани, включают миоген, миоглобин, миоальбумин. Миофибриллярные белки наиболее значимы как по биологическим особенностям, так и по количественному содержанию в мышечной ткани, на их долю приходится около 60 % от общей суммы белков. Группа ядерных белков образована ядерными белками, кислыми ядерными белками, ядерными ферментами, составляющими небольшой процент от суммы других белков мышечной ткани [2, с. 31-32].
В мясе птицы содержатся все незаменимые аминокислоты в оптимальном соотношении: триптофан (наиболее дефицитная аминокислота в рационе человека), треонин, валин, изолейцин, лейцин, лизин,