Научная статья на тему 'Способ дифференциации многолетних трав и некоторых видов растений-резерватов патогенов по уровню магнитной индукции'

Способ дифференциации многолетних трав и некоторых видов растений-резерватов патогенов по уровню магнитной индукции Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОЛЕТНИЕ ТРАВЫ / ЛИСТОВЫЕ ПАТОГЕНЫ / МАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Поздняков В.А., Поздняков А.В., Дрижаченко А.И.

Разработан метод отбора устойчивых к патогенам образцов овсяницы луговой на основе использования слабых магнитных полей. Новый метод заключается в изучении биологического разнообразия, в том числе устойчивости к болезням растений хозяев-переносчиков патогенов. На втором этапе впервые для дифференциации генотипов овсяницы луговой используется показатель уровня магнитной индукции инфицированных патогенами растений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Поздняков В.А., Поздняков А.В., Дрижаченко А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How differenciali perennial grasses and some plants species-reserves pathogens at the level of magnetic induction

The selection method for the perennial grasses samples resistant to pathogens on the basis of weak magnetic fields is developed. The new method consists in studying of the biological diversity, including hosts pathogens carriers resistance to plants diseases. For the first time for differentiation of the perennial grasses genotypes the indicator of the magnetic induction level for the plants infected with pathogens is used. The pathogens complex of net blotch and rust inhibited the magnetic induction for meadow fescue plants susceptible to leaf pathogens.

Текст научной работы на тему «Способ дифференциации многолетних трав и некоторых видов растений-резерватов патогенов по уровню магнитной индукции»

3. Гультяева Е.И., Садовая А.С., Шайдаюк Е.Л. Молекулярно-генетический скрининг новых российских сортов мягкой пшеницы по устойчивости к бурой ржавчине // Вестник защиты растений. - СПб.: ВИЗР.-2014. - С. 26-29.

4. Mains E.B., Jackson H.C. Physiologic specialisation in leaf rust Puccinia triticina Erikss et Henn. // Phytopathology. - 1926. - V.16. - P.89-120.

5. Колесникова Ю.Р. Влияние агроэкологических факторов на продуктивность яровой мягкой пшеницы и развитие возбудителей болезней в условиях Северо-Запада РФ: Автореф. дис... канд. с.-х. наук.- СПб. 2012. -22с.

6. Кулагина Ю.М., Головацкая И.Ф. Влияние селенита натрия на рост и развитие растений пшеницы в зависимости от способа обработки // Вестник Томского государственного университета. (Биология). -Вып. №2 (14).- 2011. -С. 56-64.

7. Савинова Л.Н., Попова А.А., Ланина А.А. Изучение влияния соединений тяжелых металлов на рост и развитие растений // Техносфера, безопасность жизнедеятельности, образование: Межвуз. сб. статей (Междунар. заоч. науч.практ. конференция. 17 апреля 2013 г.). - Тула: Изд. ТГПУ им. Л. Н. Толстого.-2013.- С. 257-265.

8. Горбунова Е.А., Терехова В.А. Тяжелые металлы как фактор стресса для грибов: проявление их действия

на клеточном и организменном уровнях // Микология и фитопатология. -1995. - Т.29. - Вып. 4. - С.63-69.

9. Колесников Л.Е., Павлова М.Н., Колесникова Ю.Р. Биохимический состав зерна у устойчивых и восприимчивых к бурой ржавчине сортов яровой мягкой пшеницы // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2014. - № 36. - C.46-50.

10. Школьник М.Я. Микроэлементы в жизни растений. -Л.,1974. -323 с.

УДК 633.32:631 Доктор с.-х наук В.А. ПОЗДНЯКОВ

Соискатель А.В. ПОЗДНЯКОВ

(ГНУ ЛНИИСХ, pozdnyakov39@mail.ru) Зав. лабораторией А.И. ДРИЖАЧЕНКО

(СПбГАУ, drizhachenko @mail.ru)

СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ МНОГОЛЕТНИХ ТРАВ И НЕКОТОРЫХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ - РЕЗЕРВАТОВ ПАТОГЕНОВ ПО УРОВНЮ МАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ

Многолетние травы, листовые патогены, магнитная индукция

К настоящему времени накоплено множество экспериментальных данных о влиянии слабых и крайне слабых постоянных, переменных и комбинированных магнитных полей (МП) на уровне земных на биологические системы. Н.А. Белова изучала действие слабых комбинированных магнитных полей (КМП) в режиме параметрического резонанса, а также КМП скрайне слабыми амплитудами переменной компоненты на регенерацию планарий, гравитропическую реакцию в отрезках стеблей растений, образование активных форм кислорода в нейтрофилах мышей [1]. В работе использовались комбинированные магнитные поля (КМП). КМП, состоящее из коллинеарно направленной постоянной BDC и переменной BAC, создавались следующим способом. В качестве постоянной компоненты поля использовали локальное поле Земли в месте расположения тест-системы, а переменную компоненту, направленную параллельно земному полю, создавали с помощью катушечной пары Гельмгольца диаметром 39 см. Величину постоянной компоненты поля BDC определяли с помощью феррозондового магнитометра типа СГК-64М (завод "Геологоразведка") с 0.01 мкТл. Амплитуду и частоту (f) переменной компоненты задавали с помощью генератора ГЗ-112. Амплитуду переменной компоненты поля BAC устанавливали с учетом величины передаточного коэффициента (к =10 мкТл/1В) катушки Гельмгольца. КМП - в режиме магнитного параметрического резонанса (МПР). Значения соотношения амплитуд постоянного и переменного компонентов поля BAC/BDC, а также частоты (f) переменной компоненты поля устанавливали в соответствии с теорией МПР. Н.А. Белова в своей работе не рассматривает проблему дифференциации генотипов многолетних трав и их хозяев - переносчиков патогенов по признаку магнитной индукции.

Имеется значительное количество других работ, выполненных со слабыми на уровне земных магнитными полями на различных иммунологических объектах (кроме многолетних трав) флоры и фауны. Определяющей для рассматриваемого научного направления является работа советского ученого А.Г. Гурвича [2]. Показано, что комбинированные магнитные поля с крайне слабыми

амплитудами переменной компоненты способны оказывать существенное воздействие на свойства биологических тест-систем как животного, так и растительного происхождения [3].

В опытах В.П. Казначеева культуру ткани угнетают вирусами, сулемой, радиацией и затем через оптический канал соединяют с интактной культурой [4]. При этом в последней инициируется угнетение жизнедятельности в виде цитопатического эффекта. Им же использованы колебательно-волновые свойства белков при проведении экспериментов с целью изменения обычного хода ферментативных реакций. Путем дистантных взаимодействий с использованием лазерного излучения была передана устойчивость к канамицину от трансгенных к обычным растениям. О дистантной передачи информации у бактерий сообщает Yu. A. Nikolaev [5].

Целлюлозные клеточные оболочки проводящей системы растений имеют избыточный отрицательный заряд, поэтому в ксилемном соке, поднимающемуся кверху при росте растений, больше катионов, чем анионов. В процессе транспирации постоянно происходит вынос катионов в акропетальном направлении, что приводит к появлению положительного заряда на верхушке как у взрослых деревьев, так и у подроста. В пораженных патогенами растениях клеточные стенки большей частью разрушены, в силу чего электрические и магнитные параметры генотипов искажены. У сосен, зараженных опенком или корневой губкой, потенциал течения почти в 3 меньше, чем у здоровых деревьев, хотя по внешним морфологическим признакам не всегда удается отличить больные растения от здоровых [6].

В.В. Александров и другие применил новый методический поход к изучению фитоценоза древесной растительности— биомагнитный (физиологически оправданный метод), чтобы выявить изменения, приводящие впоследствии к патологии [7].

Поражение многолетних трав листовыми патогенами, как и у других биологический объектов, вызывает в клетках растений стрессовую реакцию.

Устойчивость растения к стрессовому воздействию зависит от фазы онтогенеза. Наиболее устойчивы растения, находящиеся в покоящемся состоянии (в виде семян). Наиболее чувствительны растения в молодом возрасте, в период появления всходов, так как в условиях стресса прежде всего повреждаются те звенья метаболизма, которые связаны с активным ростом. Затем по мере роста и развития устойчивость растений к стрессовым воздействиям постепенно возрастает вплоть до созревания семян.

Электрофизиологическая картина происходящих метаболических реакций в пораженных патогенами и у здоровых многолетних растений злаковых трав и различия в магнитной индукции изучаемых объектов могут быть объяснены разнообразным воздействием гормонов при стрессовых и обычных условиях.

Известно, что величина локального геомагнитного поля Земли постоянна в течение нескольких суток [8]. Авторами были подобраны стандартные условия для экспериментов. Достоверности удалось добиться в ходе более чем годовых наблюдений над растениями овсяницы луговой, клевера раскидистого, различающихся по устойчивости к листовым патогенам, и над их хозяевами - переносчиками болезней.

Оценка селекционного материала по поражаемости патогенами проводили по методике [9].

Для измерения магнитной индукции опытных растений в фазе кущения использовали японский магнитометр Kaise SK 8301. В качестве переменного магнитного поля Вас взяли индукцию испытываемых растений. Постоянное магнитное поле ВDС создаем с помощью катушек Гельмгольца диаметром 16 см, на которые подавали постоянное напряжение через различные типы зарядных устройств, используемых для мобильных телефонов. Магнитная индукция слабых электрических полей измеряли в микротеслах (мкТл). В начале исследования по признаку магнитной напряженности проводили на растениях- хозяевах переносчиках патогенов. Для этого взяли с различных участков питомника ветки ольхи серой (Alnus incana) и ивы белой (Salix alba) с листьями, пораженными болезнями и без них (таблица). Использовали также клевер гибридный ( Trifolium hybridum), овсяницу луговую (Festuca pratensis) и черемуху (Prunus padus). Изучали развитие болезней серой пятнистости или сколекотрихоза (Scolecotrichum graminis Eckl), ржавчины (Puccinia sp.), мучнистой росы (Erysiphe graminis) и антракноза (Kabatiella caulivorum ). Данные патогены поражают многие виды растений. Например, стеблевая ржавчина овса (Puccinia graminis f. sp. avenae) и пшеницы ( Puccinia graminis f. sp tritici) поражают виды Festuca ovina, Lolium perenne, Phleum pratense, а также виды пшеницы, овса и ржи. Промежуточные хозяева -растения барбариса (Berberis vulgaris), B. canadenaia, магонии (Mahonia aquifolium) и Rhamnus

еМкагИеа (крушины) и других близких родов. Урединиостадия возбудителя проходит на различных злаковых травах, где к осени формируются телиоспоры. Последние, прорастая весной, дают базидиоспоры, которые заражают растения промежуточного хозяина. Весенние споры попадают на растения злаков.

Основные положения экологической селекции формирования источ-ников с комплексом биологических и хозяйственно ценных признаков для создания сортов клевера лугового с повышенной адаптивностью к неблаго-приятным факторам среды в Северо - Западном регионе Нечерноземной зоны России нами сформулированы в недавно опубликованной работе [10]. В предлагаемой публикации использован биогеохимический и биоклиматический подход в селекции на толерантность к патогенам при подборе для изучения образцов из разнообразных мест происхождения растений.

В наших экспериментах обнаружены различия в магнитной индукции у восприимчивых и слабо поражаемых растений овсяницы луговой, клевера гибридного и растений - хозяев переносчиков патогенов. При этом особое внимание уделяли созданию благоприятных условий для роста и развития экспериментируемых растений и функционирования грибов.

Электрофизиологическая картина растений различных видов многообразна и определяется различными генетическими и средовыми факторами (таблица). Использовали следующие сокращения: ржавч. - ржавчина (Рысата sp.), мучнист. роса - мучнистая роса (Erysiphe graminis), сет. пятн. - сетчатая пятнистость (БсоксоМсЫт graminis Еск1), б/р - без растений.

Т а б л и ц а. Магнитная индукция в ходе онтогенеза устойчивых (Я) и пораженных (8) листовыми болезнями растений (Вас , мкТл). Белогорка, 2012 - 2013гг .

Культура Патоген Вариант Я Б НСР 05 Дата Стороны света

Овсяница луговая Сет..пятн., ржавч. 1 126,8± 15,2* 98,7±17,6* 16,2 3.10.12 Юг- Север

Стандарт (без растений) Нет 1 630,3 641,6 * 6,4 14.07.13 Юг- Север

Ольха серая Ржавчина 2 620,2 628,9* 7,4 14.07.13 Юг- Север

Ольха серая Ржавчина 3 624,2 640,1* 6,5 15.07.13 Юг- Север

Черемуха Ржавчина 4 620,1 634,1* 6,9 17.07.13 Юг- Север

Ольха серая Ржавчина 5 457,0* 428,3 6,0 23.07.13 Север-Юг

Стандарт (без растений) Нет 6 444,3 443,6 5,6 23.07.13 Север-Юг

Ольха серая, около пруда Ржавчина 6 а 429,1 456,2* 4,8 23.07.13 Юг- Север

Ольха серая, около пруда Ржавчина 6 б 482,4* 422,0 6,2 23.07.13 Север-Юг

Ольха серая, около пруда Ржавчина 7а 418,8 500,9* 6,2 24.07.13 Юг- Север

Ольха серая, около пруда Ржавчина 7б 516,3* 419,6 6,0 24.07.13 Север-Юг

Без растений Нет 8 344,5 347,3 14,0 22.08.13 Юг- Север

Клевер гибридный Мучнистая роса 8а 350,8 359,2* 4,1 22.08.13 Юг- Север

Клевер гибридный Мучнистая роса 8 б 392,0* 348,7 5,6 22.08.13 Север-Юг

В таблице приведены данные по магнитной индукции растений, растущих в различных по увлажнению условиях местообитания: около пруда, остальные кусты взяты на суходоле. Комплекс патогенов из сетчатой пятнистости и ржавчины ингибирует магнитную индукцию у восприимчивых растений овсяницы луговой к листовым патогенам.

Несколько иные показатели у древесных растений, растущих на суходоле. Во втором

варианте таблицы (N 2) пораженное ржавчиной растение ольхи не превышает увеличения магнитной индукции у стандарта без растений (превышение составляло 8,7 мкТл против 11,3мкТл). В третьем варианте изменения в пользу пораженного растения достигли 15,9 мкТл при размещении восприимчивого растения на северной стороне. В опытах использовали свежие, только что срезанные с дерева веточки растений. Защитные реакции и магнитная индукция у пораженных ржавчиной листьев черемухи похожие с вариантом N 3 у ольхи серой.

Индукция растением защитных метаболитов особенно во влажных условиях местообитания способствует активизации метаболических реакций, усилению передвижения гормональных веществ и возникновению дополнительной магнитной индукции. В варианте опыта N 6б у опытных растений с влажного местообитания вновь, как и в варианте N 7б, большая напряженность магнитного поля у здоровых растений. Для определения влияния земного магнитного поля проводили реверсивную перестановку растений R и S по сторонам света: R растение ставили на северной стороне стола, S растение - на южной стороне (варианты N 2, N 3 и N 5 и N 6а и N 6б - по ольхе серой, N 7а и N 7б также по ольхе, но взятой с влажного местообитания). Во всех трех случаях общее превышение по магнитной индукции выше у устойчивого растения, при этом размещение последнего на северной стороне дало достоверно более высокое увеличение индукции над пораженным растением, несмотря на дополнительное наложение параллельного магнитного поля Земли.

Значительное превышение в уровне магнитной индукции у здорового растения клевера гибридного над восприимчивым к мучнистой росе генотипом (43,3 против 8,4 мкТл при смене сторон света) также нивелирует в большой степени влияние параллельного земного магнитного поля.

В наших экспериментах магнитная индукция чаще была выше у Кгенотипов, что позволяет отнести их к более подходящим для формирования перспективных к патогенам образцов многолетних трав. По нашим представлениям их механизм защиты заключается в превалировании синтеза органического вещества над деструктивными процессами.

Л и т е р а т у р а

1. Белова Н.А. Первичные мишени во взаимодействии слабых магнитных полей с биологическими системами. -М., 2011. -29с.

2. Гурвич А.Г., Гурвич Л.Д. Митогенетическое излучение // Л., ВИЭМ. - 1934.

3. Леднев В.В., Белова Н.А., Рождественская З.Е., Тирас Х.П. // Геофизические процессы и биосфера. -2003. - Т. 2. - № 1. - С. 3-11.

4. Казначеев В.П., Михайлова Л.П. Сверхслабые излучения в межклеточных взаимодействиях. -Новосибирск, 1981.

5. Nikolaev Yu..A. Distant interaction in bacterium Pseudomonas fluorescens as a factor of Adhesionregulation //

Biophotonics and Coherent Systems. Proc. 2nd A. Gurwitsch Conf. Add. Contributions (Ed.: L. Beloussov, F.-A. Popp, V. Voeikov, R.van Wijk). - М.: Moscow University Press. - 2000. - P.259.

6. Медведев С. С. Электрофизиология растений. - СПб., 1998. - 184с.

7. Александров В.В., Авраменко Е.Е., Кичигин Е.А., Александров Б.В.. Формирование и развитие магнитоэкологического метода оценки заболеваемости древесной растительности на заповедных и рекреационных территориях Федеральной собственности России // Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине: Труды. 4й Межд. конгр. - 2006. - С. 15 - 20.

8. Бинги В.Н. Магнитобиология. - 2002. - 592с.

9. Хохрякова Т.М., Полозова Н.Л., Вахрушева Т. Е. . Определитель болезней кормовых культур Нечерноземной зоны. -Л., Колос. - 1984. -199с.

10. Поздняков В.А., Дрижаченко А.И., Поздняков А.В. Теоретическое обоснование создания образцов (популяций) овсяницы красной (Festuca rubra L.). Толерантность к патогенам // Научное обеспечение развития АПК в условиях реформирования. - СПб., 2008. - С. 96-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.