Научная статья на тему 'Способ безопасной информативной коммуникации через Интернет: социально-психологический аспект'

Способ безопасной информативной коммуникации через Интернет: социально-психологический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНФОРМАТИВНЫЕ И ФАКТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ / ВИРТУАЛЬНО-ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Антипова Елена Васильевна

В статье рассматривается проблема возникновения конфликтов в процессе виртуального социального взаимодействия людей, не имеющих между собой антагонистических отношений. Предлагается безопасный способ информативной коммуникации: виртуально-виртуальное общение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способ безопасной информативной коммуникации через Интернет: социально-психологический аспект»

УДК 316.6

СПОСОБ БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Е.В. Антипова*

В статье рассматривается проблема возникновения конфликтов в процессе виртуального социального взаимодействия людей, не имеющих между собой антагонистических отношений. Предлагается безопасный способ информативной коммуникации: виртуально-виртуальное общение.

Ключевые слова: коммуникативное взаимодействие; межличностные отношения;

информативные и фактические коммуникативные функции; безопасность информативной коммуникации; виртуально-виртуальное общение.

METHOD FOR THE SAFE INFORMATIVE COMMUNICATIONS THROUGH THE INTERNET: SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS

E.V. Antipiova

In article the problem of conflicts in the process of virtual social interaction of the people who do not have among themselves antagonistic relations is considered. The author offers a safe way of informative communication: the virtual-virtual communication.

Keywords: communicative interaction; interpersonal relationships; informative and communicative

functions fatic; safety informative communication;

Жизнь индивидуума проходит в социуме, т.е. в человеческом обществе. Всякое индивидуальное (или личностное) действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми и включает в себя коммуникативный - смысловой - аспект социального взаимодействия. Во всяком случае, так указано в Википедии - Свободной энциклопедии [2].

Основной сутью личностного общения является обеспечение суще-ствования внутреннего мира личности, восприятие участников процесса как личностей, отстаивающих право на личностное отношение к различным явлениям внешнего мира. При этом участники личностного обще-

the virtual-virtual communication.

ния обмениваются информацией как событийного характера, так и такой, которая включает их собственные переживания, чувства, личное отношение к чему-либо. Причем на первый план выступает внутренний мир человека, а не информационный аспект. Официальный, формальный и деловой виды личностно ориентированного общения являются ролевыми, при которых человек несвободен в выборе стратегии своего поведения. Ролевое общение обеспечивает взаимодействие его участников, ограниченное рамками социальных или профессиональных ролей: «руководитель -подчиненный», «покупатель - продавец», «врач - пациент» и т.д. Более демократич-

* Антипова Е.В., старший научный сотрудник сектора СППФА Санкт-Петербургского НИИ физической культуры, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: elena_antipova@rambler.ru

ным являются не ролевые и монологические виды общения, а диалогическое общение, помогающее человеку ознакомиться с оценкой окружающих его явлений, отли-чаю-щейся от его собственной оценки, личных взглядов и убеждений [1].

Педагогические наблюдения и практические рекомендации

В течение своей жизни мы являемся непосредственными участниками межличностных отношений. Кого-то мы ценим и уважаем, любим и боготворим, к кому-то относимся с чувством благодарности, с кем-то нас связывают просто деловые отношения или общие интересы. В данном случае речь не идет о противоположных чувствах и отношениях. В процессе коммуникации, в частности, реализуются информативные (пере-дача сведений) и фатические (установление и поддержание контакта) функции. Поскольку участниками межличностных отношений являются конкретные люди, имеющие свои уникальные психологические свойства и особенности, свое восприятие мира и свой взгляд на природу вещей, то фактическое взаимодействие участников процесса сопровождается различными внутренними проявлениями (переживаниями, обидами, симпатиями, антипатиями и пр.). Наибольшую опасность в данном аспекте представляет Интернет с его неограниченными возможностями передачи информации. Вам приходит от коллег какая-то информация. Лично Вам эта информация понравилась, Вы даже не просчитали варианты ее воспри-ятия другими людьми. Но Вам так хочется ею поделиться с теми людьми, которые для Вас много значат в этой жизни, которых Вы уважаете! И Вы тут же пересылаете эту информацию тем, кого Вам очень хочется чем-то порадовать, или просто с кем хочется этой информацией поделиться. Но, увы! Вы наказаны за свою неосмотрительность! Люди по-разному воспринимают любую инфор-

мацию. Тут же Вам приходит ответ, что Вы этой самой информацией убили адресата наповал. Вы еще надеетесь, что Вы не так поняли слова ответного сообщения. Посылаете следующее сообщение, что не было никакого злого умысла в присланной Вами информации. Да и как мог этот злой умысел быть, если информация посылалась человеку, которого просто боготворишь и безгранично уважаешь?! Вы еще какое-то время пытаетесь найти оправдания молчанию на другом конце сети, но нет: разрушительный механизм уже заложен. Вы можете извиниться, попытаться что-то объяснить. По правилам хорошего тона Вам даже не укажут на дверь, но искренность в отношениях, увы, закончилась. Дальше - только этикет. Обида все равно осталась, Вы это отчетливо чувствуете. И теперь уже Вы убиты наповал тем же выстрелом. Просто информация, посланная Вами, превратилась в смертельное оружие против Вас. Нет, Вы не убиты наповал, но смертельно ранены, и будете от этой раны еще очень долго страдать. Вы будете мучиться в одиночку, потому что поделиться этим ни с кем не сможете, т.к. Вас попросту не поймут, или поймут не так, что, в принципе, одно и то же.

Чтобы подобного с Вами не происходило, есть один прекрасный способ - обеспечьте себе безопасную информативную коммуникацию.

Как это сделать? Очень просто! Вам нужен совет? Обратитесь к самому близкому Вам человеку - самому себе! Это беспроигрышный и безопасный вариант. Все равно окончательное решение по какому-то конкретному вопросу принимаете только ВЫ! Да, Вы можете прислушаться к мнению человека, который для Вас является авторитетом, Вы можете выслушать советы близких Вам людей, друзей. Но все же, последнее слово за Вами, оно может не совпасть или совпасть с тем, что Вам советуют.

Вам хочется поделиться с людьми какой-то информацией? Не надо, не делитесь. Восприятие

у всех людей разное. Смешно, конечно, осознавать это, когда ты прожил большую часть жизни! Но это так. Общайтесь с людьми виртуально в виртуальном мире.

Что же такое виртуально-виртуальное общение? При наличии Ин-тер-нета большая часть нашего коммуникативного общения проходит в вирту-альном мире: это электронная почта, различные социальные сети. Вам это очень интересно до тех пор, пока Вы не натыкаетесь на противоречие. Вас собеседник не понял, или не так принял Вашу информацию. Вам не нужны конфликты с людьми, которым Вы никогда не собирались причинять зла, отношениями с которыми Вы дорожите. И вот Ваши действия становятся причиной конфликтной ситуации. Вы сами огорчили, расстроили, обидели дорогого Вам человека. К Вам мгновенно меняется отношение, хотя внешне все выглядит по-прежнему. Но Вы чувствуете, что к Вам растет раздражение и неприязнь. Вам это нужно? Чтобы исключить подобные ситуации, заведите себе виртуального собеседника, ведите диалог с ним, отправляйте ему любую информацию, любые электронные открытки, стихи, фото - все, что угодно. Это будет понято правильно. Виртуального собеседника Вы ничем не сможете огорчить или обидеть, т. к. он -это Вы. Если у Вас с ним возникнут противоречия - вот это уже беда: раздвоением личности занимаются врачи-психиатры. Здесь, конечно, не подразумевается, что придуманный Вами диалог - это болезнь. Нет, это, скорее, деловая игра, проигрыш каких-то вариантов. Но Вы, используя виртуально-виртуальное общение, сохраните не только хорошее расположение духа, спокойствие своих близких, друзей и знакомых, но и свое собственное спокойствие. А для Вас важно и то, и другое. Очень неприятно получить какую-то информацию, которая тебе испортила настроение, но еще

хуже переживать, что именно Вы явились раздражающим фактором, а исправить уже ничего нельзя. Вы уже сами, не предвидя того, все сделали! Это ужасно, т. к. силы покидают Вас. Вся Ваша деятельность просто парализована. Вы все это переживаете в себе, поскольку даже близкие Вас не поймут. Друзья не скажут, вежливо отмолчатся, даже что-то посоветуют, но не помогут. Душевного равновесия они не вернут. С этим Вам придется справляться самому.

Вам нужно выговориться? Да, конечно, это необходимо. Но не пытайтесь использовать для этого тех людей, которые Вас окружают. Им не интересно, что Вас волнует. В этом смысле очень прав писатель-сатирик Михаил Задорнов. Когда американца спрашивают, как он поживает, то тот отвечает или «ОК» или «I’m fine!». Наши же люди начинают подробно рассказывать обо всех своих проблемах, самочувствии и пр. Разумеется, у нас разный менталитет. Но правы американцы. Вы пытаетесь у собеседника найти какое-то сочувствие, а у него самого полно проблем. Ему не интересно, что Вас тревожит. И чем подробнее Вы пытаетесь рассказать о себе, о своих проблемах, тем больше раздражения вызываете у собеседника. Не важно, общаетесь Вы с ним в реальном времени или виртуально. Он не хочет решать Ваши проблемы, думать о них. Он и спросил-то Вас просто из вежливости, а Вы пытаетесь открыть перед ним душу! Но Вам это жизненно важно! Значит, опять-таки, найдите себе виртуального собеседника, который Вас терпеливо, без раздражения и возражений выслушает. Вам станет легче, а Ваш виртуальный друг не пострадает. К тому же, Вы не обремените близких и дорогих Вам людей негативной информацией. А сами от конкретных людей не будете уже ждать невозможного, начнете их воспринимать не в виртуальном, придуманном Вами образе, а в реальном мире.

Практическая польза и для Вас, и для людей, Васокружающих. Вы не навязываетесвое общение, как надоедливая муха, Вы никого не раздражаете. Вас станут больше понимать, т. к. Вы становитесь более понятным человеком для окружающих, потому что Ваши действия для них понятны и предсказуемы. Они теперь уверены, что Вы не посягаете на их Мир, не представляете никакой потенциальной угрозы. Вы и раньше не то что угрозы не представляли, но и не думали чем-то навредить людям, которыми Вы очень дорожите, отношения с которыми Вы цените. Но они Вам не верили. Вопросы, конечно, не задавали, но НЕ ВЕРИЛИ! Теперь поверят, т.к. Вы сведете общение с ними к самому минимуму, введете его в привычные стандарты, строго соблюдая формальности. Ваши письма, сообщения в адрес реальных людей будут носить сугубо официальный характер. Вы не позволите себе послать виртуальную интерактивную открытку с каким-нибудь праздником, найденным в Интернете. На полученное сообщение Вы тоже ответите делово и кратко. Тогда Вы будете понятны окружающим. Я и раньше боялась «двойных стандартов». Например, в английском письме принято подписываться «Sincerely Yours, ...». Это - норма, этикет. В переводе на русский язык для кого-то может иметь другой смысл. Поэтому свои сообщения и письма, адресованные доро-

гим для меня и уважаемым мною людям, я подписываю только

на английском.

Итак, подведем итоги. В целях безопасной информативной коммуни-кации (для себя и для окружающих) создайте в социальной сети (любой: «Мой мир», «В

Контакте» и т.п.) виртуального собеседника. Ведите свободное виртуальновиртуальное общение! В этом случае Вам не придется просчитывать варианты вос-

приятия посланной Вами информации или какой-то конкретной фразы. Вы сохраните себе и своему реальному окружению хорошее настроение и душевный покой. Вы исключите возможность каких-либо конфликтных ситуаций в процессе информативной и фактической коммуникаций. Одновременно Вы сможете поделиться виртуально с виртуальным собеседником тем, что Вас очень волнует, любой информацией, и без страха нарушить чей-то покой, вторгнуться в Мир другого человека.

Кстати, это касается и посещения страниц Ваших друзей и знакомых в социальной сети. Кто-то к этому относится очень спокойно: для чужих делает ограниченный доступ, а тех, кого хочет видеть в гостях на своей странице, включает в список лучших друзей или друзей. Но существует и такое мнение, что посещать виртуальный мир своих друзей и знакомых лучше включив «невидимку» - режим невидимости. Конечно, человек в каждом конкретном случае сам принимает решение по этому поводу. Кому-то не хочется, чтобы он был замечен гостем на странице в социальной сети. Только не очень понятно, почему? Вы же входите в виртуальный мир знакомого Вам человека с его разрешения. Очевидно, что доступ для Вас был бы закрыт; будь Вы там нежеланный гость. Бывает и обратная ситуация. Можно зайти на чью-то персональную страницу не из простого любопытства, а с целью привлечь внимание, дать человеку понять, что Вам необходимо с ним пообщаться. И в этом случае виртуально-виртуальное общение поможет избежать Вам ненужного конфликта. Общайтесь с человеком только тогда, когда он это хочет сам. Навязывание любого общения, какие бы благие цели оно не преследовало, не принесет Вам удовлетворения, а, скорее всего, вызовет разочарование и боль. В лучшем случае испортит хорошее настроение. Создайте для себя свой виртуальный мир, решайте в нем любые проблемы и живите счастливо!

Литература

1. Виды общения // Психология: социальная психология общения. [Электронный ресурс]. URL : http://

www.psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=30 (дата обращения: 12.03.2011).

2. Коммуникация (значения) // Википедия - Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL :

http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 12.03.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.