Научная статья на тему 'Спортивный плакат как инструмент пропаганды физической культуры и спорта в довоенном СССР'

Спортивный плакат как инструмент пропаганды физической культуры и спорта в довоенном СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1648
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ПЛАКАТ / ПРОПАГАНДА СПОРТА / ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ В СССР / SPORTS POSTER / SPORT PROPAGANDA / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT IN THE USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Истягина-елисеева Е. А.

В период 1918-1940 гг. на территории СССР была развернута широкая агитационная работа в области физической культуры, отдельных видов спорта, комплекса ГТО. Практически сразу были введены те средства и методы пропаганды физкультуры и спорта, которые использовались на протяжении всей истории существования СССР: наглядная и устная агитация, печать, радио, кино, делавшее свои первые шаги в эти годы. Особое место в ряду агитационных средств занимал спортивный плакат. Подобные плакаты прививали любовь к здоровому образу жизни, повышали интерес молодежи к игровым видам спорта и усиливали мотивацию к регулярным занятиям физкультурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS POSTER AS AN INSTRUMENT OF PROPAGANDA OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN THE PRE-WAR USSR

In the period of1918-1940 on the territory of the USSR extensive agitation work was deployed in the field ofphysical education, certain sports, and the complex “Ready for Labour and Defence”. Practically at once the means and methods of propaganda of physical education and sports were introduced and used throughout the history of the USSR: agitation, press, radio, cinema, which made its first steps in these years. A special place in the row of agitation means was occupied by a sports poster. Such posters inculcated love for a healthy lifestyle, increased the interest of young people in playing sports and increased the motivation for regular physical training.

Текст научной работы на тему «Спортивный плакат как инструмент пропаганды физической культуры и спорта в довоенном СССР»

УДК 796.01.

ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА Е.А.

кандидат исторических наук, директор ФБГУ «Государственный музей спорта», Академический руководитель магистерской программы «Международный спортивный менеджмент и маркетинг» НИУ «Высшая школа экономики» Email: [email protected]

UDC 796.01.

ISTYAGINA-ELISEEVA E.A.

Candidate of Historical Sciences, Director of the State Museum of Sports, Academic Head of the Master's Program "International Sports Management and Marketing" of the National Research University Higher School of Economics,

Moscow, Russia Email: [email protected]

СПОРТИВНЫЙ ПЛАКАТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОПАГАНДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И СПОРТА В ДОВОЕННОМ СССР

SPORTS POSTER AS AN INSTRUMENT OF PROPAGANDA OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN THE PRE-WAR USSR

В период 1918-1940 гг. на территории СССР была развернута широкая агитационная работа в области физической культуры, отдельных видов спорта, комплекса ГТО. Практически сразу были введены те средства и методы пропаганды физкультуры и спорта, которые использовались на протяжении всей истории существования СССР: наглядная и устная агитация, печать, радио, кино, делавшее свои первые шаги в эти годы. Особое место в ряду агитационных средств занимал спортивный плакат. Подобные плакаты прививали любовь к здоровому образу жизни, повышали интерес молодежи к игровым видам спорта и усиливали мотивацию к регулярным занятиям физкультурой.

Ключевые слова: спортивный плакат, пропаганда спорта, физкультура и спорт в СССР.

In the period of1918-1940 on the territory of the USSR extensive agitation work was deployed in the field ofphysical education, certain sports, and the complex "Ready for Labour and Defence". Practically at once the means and methods of propaganda of physical education and sports were introduced and used throughout the history of the USSR: agitation, press, radio, cinema, which made its first steps in these years. A special place in the row of agitation means was occupied by a sports poster. Such posters inculcated love for a healthy lifestyle, increased the interest of young people in playing sports and increased the motivation for regular physical training.

Keywords: sports poster, sport propaganda, physical education and sport in the USSR.

Актуальность. Изучение истории советского спорта является в достаточной степени новым и перспективным направлением в области исторической науки. Анализ государственной политики в данной сфере позволяет лучше понять не только историю физкультурного движения, но и социально-политические процессы, проходившие в Советской России.

Уже к началу 1930-х гг. в СССР сложилась стройная система пропаганды физической культуры и спорта, которая помогала готовить физкультурные кадры на протяжении десятилетий. «Индустрия здоровья» включала в себя широко разветвленную сеть больших и малых спортивных сооружений, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, разрабатывавшие научные основы развития физической культуры и спорта, средства массовой пропаганды физкультурных знаний. К сожалению, в 1990-е годы многое из того, что годами нарабатывалось в области массовой физической культуры, системы оздоровления населения, профессионального спорта высоких достижений, было утрачено. Преодолеть последствия глубокого социально-экономического кризиса, потрясшего всю страну, не удалось до сих пор. В связи с этим сегодня как никогда остро стоит вопрос о необходимости выявления наиболее эффективных методов вовлечения населения

в занятия спортом, повышения ценности физической культуры и здорового образа жизни.

В данной статье мы предлагаем рассмотреть особенности и результативность советской спортивной пропаганды довоенного времени, показываем степень ее успешности на примере агитационных спортивных плакатов и листовок.

Обсуждение результатов исследования. На рубеже 1920-30-х гг. в СССР была развернута грандиозная агитационно-пропагандистская работа в области физической культуры и спорта. Практически сразу были введены те средства и методы пропаганды, которые использовались на протяжении всей истории существования СССР: наглядная (парады, шествия, фотовыставки, изобразительное искусство) и устная (лекции, беседы, концерты) пропаганда, радио и кино, спортивная печать и т. д.

Безусловно, такое относительно новое явление общественной жизни, как спорт, не могло не заинтересовать советских художников, к тому же руководящие органы страны испытывали острую необходимость в наглядном воплощении и популяризации физической культуры, отсюда шел заказ на произведения такого жанра.

К числу наиболее выдающихся советских художников и скульпторов, работавших над темами спорта, относится А. А. Дейнека, автор таких широко известных полотен, как

© Истягина-Елисеева Е.А. © Istyagina-Eliseeva E.A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (81), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 81. 2018

«Кросс», «Бег», «Рабочий на лыжах», «Работница на лыжах», «Игра в мяч», «Футболист», «Бегуны», «Боксер», «Лыжники», «Вратарь» и др. [1].

Известный живописец Ю.И. Пименов создал ряд картин на спортивную тематику: «Теннис», «Девушка с мячом», «Футбол», «Бег» [2].

В эти годы начал свою плодотворную деятельность А.Н. Самохвалов, написавший «С. М. Киров принимает парад физкультурников», «Девушка в футболке», «Девушка с ядром», «На стадионе», «Осоавиахимовка» [3].

Свой вклад в пропаганду физическую культуры внесли своими произведениями скульпторы И.М. Чайков, М.Г. Манизер, Е.А. Янсон-Манизер и др. Скульптуры дискоболов, легкоатлетов, футболистов, гимнастов украшали места массового скопления людей, парки, стадионы.

Особое место в ряду наглядных методов агитации рассматриваемого периода занимали спортивные плакаты, выражавшие главную цель физической культуры и спорта - воспитание здорового, развитого человека, строителя нового общества. Первые плакаты были выпущены по заданию Всевобуча. Они могли быть самого разного рода: к конкретному спортивному событию, информационные, учебно-методические, посвященные отдельному виду спорта, пропагандистские [4].

Эмоциональный строй плакатов был достаточно торжественным, что стало особенно заметно в 1930-е гг На первый план в них вышли образы народной силы и молодости, прославление дружбы и сплоченности народов.

Плакаты были неизменным атрибутом спортивных парадов и шествий. Одним из самых запоминающихся спортивных торжеств такого плана стал Летний праздник физкультуры 1927 года, длившийся с 20 по 27 августа. Помимо спортивных состязаний состоялся парад. Участники несли плакаты с традиционными для того времени лозунгами: «За наш покой, за нашу власть, коль час придет, пойдем в сраженье. Физкультура - это часть всего рабочего движенья!» В ряду агитационных материалов были и призывы к населению с целью привлечь к здоровому образу жизни: «Сидеть в домах - какого чорта! Сегодня все - на праздник спорта!» [5].

Если на парад 1927 года всего было потрачено 76.602 рубля [6], то только на художественное оформление парада, состоявшегося 30 июня 1935 года, МОССХ (Московскому Областному Союзу Советских Художников) было выделено 350-400 тыс. рублей. Заказы получили такие известные художники как И. И. Бродский, К. Ф. Юон, И. Э. Грабарь, Д. Т. Моор, В. Н. Перельман [7]. Перед зрителями и высокими гостями прошли порядка 105 тысяч человек, разбитых на 13 колонн [8].

Поскольку одним из важнейших элементов в системе физкультурной пропаганды являлась работа среди детей и юношества, регулярно издавались специальные красочно оформленные листовки с призывами: «Каждый комсомолец должен быть значкистом. Должен выполнить решения ЦК комсомола. Сдача норм ГТО I, II ступени как основа

советской культуры» [9].

Центральное место в агитационной работе занимала пропаганда среди рабочих. Задача была поставлена предельно четко: «Каждый третий член профсоюза - физкультурник!» [10]. Издавались специальные методические пособия, посвященные «Вечеру физкультуре в клубе», в которых подробно расписывалось содержание вечера, программа, темы для бесед, оформление клуба и т. п. [11]. Интерес также представляют инструкции «Вечера вопросов и ответов по физкультуре». Целями его предполагались «разъяснение и популяризация физкультуры трудящихся, выявление и учет запросов и интересов со стороны рабочей массы по физкультуре и спорту, разрешение практических вопросов, связанных с использованием методов физической культуры им спорта, возбуждение интереса к физической культуре вообще и в частности к проведению ее на данном предприятии» [12]. Задавались следующие темы для бесед: «Как и когда заниматься физкультурой? Как стать здоровым, занимаясь гимнастикой и спортом? Зимний спорт. Физическая культура трудящихся. Физическая культура и быт» [13].

Все эти мероприятия сопровождались массированной компанией, так называемыми «двухнедельниками физической культуры» под лозунгами: «Физкультура - могучее средство в борьбе с профвредностями!», «Физкультура -путь к здоровью!», «Где лучше провести день отдыха? За городом, на лыжах» [14].

Даже в санаториях выделяли персонал, который нес ответственность за постановку физической культуры, занимался «оформлением площадок лозунгами ГТО, плакатами, отвечал за подготовку сдачи норм ГТО» [15].

Характер и стилистика советских плакатов менялись по мере исторического развития СССР. Однако все агитационные материалы отличал высокий уровень исполнения. Благодаря ярким высокохудожественным изображения и броским лозунгам, плакаты обладали высокой силой воздействия на советских граждан и стали одним из ведущих инструментов агитации и пропаганды физической культуры и спорта в довоенном СССР.

Выводы. В 1918-1940 гг на территории СССР была развернута широкая агитационная работа в области физической культуры, отдельных видов спорта, комплекса ГТО. Несмотря на ряд трудностей в этом абсолютно новом деле, советское спортивное руководство в целом справилось с поставленной задачей, добившись просто невиданных ранее темпов роста физкультурного движения. Широко использовался целый спектр агитационно-пропагандистских средств: наглядная и устная агитация, печать, радио, кино, делавшее свои первые шаги в эти годы. Их комплексное применение позволило охватить самые широкие массы населения, различного половозрастного, социального состава, что дало свои плоды в деле оздоровления советских граждан, роста производительности труда, достижения высоких спортивных результатов, повышения обороноспособности СССР.

Библиографический список

1. Воронович Е. Александр Дейнека: люблю спорт // Юный художник. 2010. № 8. С. 11-15.

2. КирилловаГ.С. Юрий Иванович Пименов. М., 1980. С. 4.

3. БаршеваИ.Н., СазоноваК.К. Александр Николаевич Самохвалов. / И. Н. Баршев и др. Л., 1963. С. 3.

4. Физическая культура и спорт в изобразительном искусстве : каталог к 4 Всесоюзной выставке. М., 1972. 27 с.

5. ГАРФ. Ф. 7576. Оп. 3. Д. 11. Л. 32.

6. ГАРФ. Ф. 7576. Оп. 3. Д. 11. Л. 2.

7. ГАРФ. Ф. 7576. Оп. 3. Л. 2.

8. ГАРФ. Ф. 7576. Оп. 3. Л. 14.

9. ГАРФ. Ф. 7710. Оп. 6. Д. 1. Л. 32.

10. ГАРФ. Ф. 7710. Оп. 3. Д. 60. Л. 18.

11. ГАРФ. Ф. 7710. Оп. 2. Д. 6. Л. 201.

12. ГАРФ. Ф. 7710. Оп. 2. Д. 6. Л. 202.

13. ГАРФ. Ф. 7710. Оп. 2. Д. 6. Л. 202.

14. ГАРФ. Ф. 7710. Оп. 2. Д. 6. Л. 206.

15. ГАРФ. Ф. 7710. Оп. 6. Д. 35. Л. 14.

16. ГАРФ. Ф. 7710. Оп. 2. Д. 6. Л. 12.

17. ГАРФ. Ф. 7710. Оп. 3. Д. 60. Л. 66.145.

References

1. VoronovichE. (2010), Alexander Deyneka: I love sports, Young artist, no. 8., pp. 11-15.

2. Kirillova G.S. (1980), Yuri Ivanovich Pimenov, Moscow, p. 4.

3. BarshevaI.N., SazonovaK.K. (1963), Alexander Nikolaevich Samokhvalov, Leningrad, p. 3.

4. Physical education and sport in the fine arts : a catalog to the 4th All-Union Exhibition (1972), Moscow.

5. GARF. F. 7576. Op. 3. D. 11. L. 32.

6. GARF. F. 7576. Op. 3. D. 11. L. 2.

7. GARF. F. 7576. Op. 3. L. 2.

8. GARF. F. 7576. Op. 3. L. 14.

9. GARF. F. 7710. Op. 6. D. 1. L. 32.

10. GARF. F. 7710. Op. 3. D. 60. L. 18.

11. GARF. F. 7710. Op. 2. D. 6. L. 201.

12. GARF. F. 7710. Op. 2. D. 6. L. 202.

13. GARF. F. 7710. Op. 2. D. 6. L. 202.

14. GARF. F. 7710. Op. 2. D. 6. L. 206.

15. GARF. F. 7710. Op. 6. D. 35. L. 14.

16. GARF. F. 7710. Op. 2. D. 6. L. 12.

17. GARF. F. 7710. Op. 3. D. 60. L. 66.145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.