Научная статья на тему 'Спортивный латеростресс (научная гипотеза)'

Спортивный латеростресс (научная гипотеза) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЧЕСКАЯ ПАРА "СИММЕТРИЯ/АСИММЕТРИЯ" / HARMONIC PAIR OF "SYMMETRY/ ASYMMETRY" / МАНУАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / MANUAL ASYMMETRY / ЛАТЕРАЛЬНАЯ ДОМИНАНТА / LATERAL DOMINANT / DEXTRASTRESS / ПРИНЦИП УЧЕТА ЛАТЕРАЛЬНОСТИ / LATERALITY ACCOUNTING PRINCIPLE / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / SPORTS TRAINING / ДЕКСТРАСТРЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чермит К.Д., Шаханова А.В., Заболотний А.Г.

The methodological base of the presented concept is the principle of self-organization of the body and the system symmetry method for studying complex phenomena. The principle of self-regulation is the major condition of self-organization. The purpose of the present study was scientific explanation of the terminology of sports lateral stress. The phenomenon of dextrastress in accordance with the dialectical laws of functioning of nature (the unity and struggle of opposites; symmetry as the basis for the organization of space, symmetry-asymmetry as a pair room category of cognition of complex dynamic processes) should have its opposite manifestation in the form of laewisstress left-hand stress. However, little attention is drawn to this factor in the educational system when determining the laws of construction of the system and process of sports training. In addition, the problem of dextrastress is specific even not for all left-hand athletes, but only for those with strong left-handedness. As for laewisstress, it affects the overwhelming majority of athletes, as influenced by the right-handed culture, ambidexters, ambidexters prone to right-handedness and even ambidexters prone to left-handedness, acquire the right-hand dominant and the problems associated with insufficient skills in handling left-hand movements become vital for them. The existence of dextrastress and laewisstress together provide the appearance of a generalized phenomenon, related lateral stress, and leads to the need to consider the manifestations of lateral stress as a principle of construction of the system and process of sports training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортивный латеростресс (научная гипотеза)»

УДК: 796.01:159.9

СПОРТИВНЫЙ

латеростресс (научная гипотеза)

Доктор биологических наук, доктор педагогических наук, профессор К.А. Чермит Доктор биологических наук, профессор А.В. Шаханова Кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Заболотний Адыгейский государственный университет, Майкоп

SPORTS LATERAL STRESS (SCIENTIFIC HYPOTHESIS) K.D. Chermit, professor, Dr.Hab., Dr.Biol.

A.V. Shakhanova, professor, Dr.Biol.

A.G. Zabolotniy, associate professor, Ph.D.

Adyghe State University, Maikop Key words: harmonic pair of "symmetry/ asymmetry, manual asymmetry, lateral dominant, dextrastress, laterality accounting principle, sports training.

The methodological base of the presented concept is the principle of self-organization of the body and the system symmetry method for studying complex phenomena. The principle of self-regulation is the major condition of self-organization.

The purpose of the present study was scientific explanation of the terminology of sports lateral stress. The phenomenon of dextrastress in accordance with the dialectical laws of functioning of nature (the unity and struggle of opposites; symmetry as the basis for the organization of space, symmetry-asymmetry as a pair room category of cognition of complex dynamic processes) should have its opposite manifestation in the form of laewisstress - left-hand stress. However, little attention is drawn to this factor in the educational system when determining the laws of construction of the system and process of sports training. In addition, the problem of dextrastress is specific even not for all left-hand athletes, but only for those with strong left-handedness. As for laewisstress, it affects the overwhelming majority of athletes, as influenced by the right-handed culture, ambidexters, ambidexters prone to right-handedness and even ambidexters prone to left-handedness, acquire the right-hand dominant and the problems associated with insufficient skills in handling left-hand movements become vital for them.

The existence of dextrastress and laewisstress together provide the appearance of a generalized phenomenon, related lateral stress, and leads to the need to consider the manifestations of lateral stress as a principle of construction of the system and process of sports training.

Ключевые слова: гармоническая пара «симметрия/асимметрия», мануальная асимметрия, латеральная доминанта, декстрастресс, принцип учета латеральности, спортивная тренировка.

Введение. Методологическими основаниями представляемой концепции являются принцип самоорганизации организма и системно-сим-метрийный метод изучения сложных явлений, в силу чего их следует кратко представить. Ведущее условие самоорганизации - это принцип саморегуляции.

Суть принципа заключается в том, что отклонение того или иного результата деятельности функциональных систем от уровня, определяющего нормальную жизнедеятельность организма, само по себе служит причиной мобилизации всех компонентов системы и усиления их взаимодействия. Вся деятельность функциональной системы направлена на возвращение измененного состояния к уровню, определяющему оптимальное течение процессов жизнедеятельности.

Более того, доминантой саморазвития и самоорганизации системы, даже при ведущей роли внутренних факторов, выступает противоречие между системой и окружающей средой [7]. Развитие может быть удовлетворено либо структурными, либо функциональными перестройками.

Цель исследования - научное обоснование терминологии спортивного латеростресса.

Структурные критерии складываются из представлений о развитии как о ряде качественных изменений структур материальной системы, выражаются в необратимых изменениях и стремятся как к структурному упрощению, так и к структурному усложнению, в связи с чем явление отражает диалектический закон отрицания, а закон отрицания проявляется при взаимодействии симметрии-асимметрии, что позволяет при оценке состояния человека, определяемого как гармоническое, перейти от эмпирического созерцания к его конструированию с помощью величин и фигур.

Предшествующее изучение проявлений симметрий в организме человека позволяет констатировать два важных момента данной работы:

1. Компонентами состояния человека, определяемого как гармоническое, являются целесообразное проявление симметрии и ее качественное воспроизведение с определенным ритмом при сохранении вектора развития. Симметрия и ритм выступают как неотъемлемые формы выражения временно-пространственного единства подсистем организма. Их взаимодействие - необходимое условие разрешения противоречий между старым и новым состояниями. Закономерности симметрии и ритма проявляются в строении, функционировании и развитии систем, тем самым отражая общие законы природного мира.

2. Категория «симметрия», дополненная ее противоположностью - категорией «асимметрия», с необходимостью предполагаемой ею и дополняющей ее до гармонической пары «симметрия/асимметрия», позволяет рассмотреть причинно-следственные связи устойчивости и изменчивости организма, которые обеспечивают процесс развития человека в онтогенезе.

Являясь всеобщим принципом развития и функционирования природы, гармоническая пара «симметрия/асимметрия» объясняет многие биологические механизмы адаптации и развития организма человека.

Открытая система, каковой является организм человека, принимая неограниченный спектр амплитудных вариаций, обеспечивает левые, правые и симметричные реакции. Направленность воздействия и его сила определяют уровень адаптации, физиологической регуляции развития и совершенствования человека. Они зависят от воздействия:

• константных факторов;

• последовательно ритмически или апериодически повторяющихся постоянных внешних факторов;

• ритмически или апериодически повторяющихся относительно постоянных внешних факторов;

• системного ряда никогда не повторяющихся факторов.

Каждый из этих факторов в той или иной мере влияет на симметричность-асимметричность физического развития и развития движений, поэтому требует углубленного изучения.

Для данной работы важны первые два фактора, поэтому на них мы и сосредоточим внимание.

Среди константных факторов, оказывающих значительное влияние на формирование левшества или правшества, исследователями выделяется генотип. Об этом свидетельствуют данные Э. Г. Симерицкой (1985), И. В. Равич-Щербо (1988) и других о том, что леворукость встречается чаще всего в семьях, в которых хотя бы один из родителей левша [5, 6].

Данные собственных исследований подтверждают ге-нотипическую концепцию формирования функциональной асимметрии, но с некоторыми оговорками.

Взаимосвязь латерализации видов деятельности коры больших полушарий головного мозга с асимметриями в двигательных действиях обусловливает формирование в этот же период неравномерного применения правой и левой сторон тела. Постепенный переход от неустойчивой симметрии к неустойчивой асимметрии функционирования двигательного аппарата происходит во второй половине первого года жизни (наблюдения за детьми первого

года жизни (п=32), определялось число применения правой и левой руки в хватательных движениях и манипуляциях).

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные заставляют думать, что правшество и лев-шество определяется, вероятнее всего, генетическими предпосылками. Причем на ранних этапах онтогенеза прогрессивные изменения физического развития, независимо от того, какими средствами это достигается, приводит к увеличению латерального доминирования ведущей конечности (плавание). То есть воздействие окружающей среды (в том числе и родителей) при формировании правшества или левшества может явиться лишь сдерживающим или ускоряющим фактором, но никак не определяющим.

Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что данный вывод правомерен только относительно первого года жизни ребенка.

Полученные данные о детях более старшего возраста свидетельствуют о доминантном влиянии среды на формирование уровня мануальной асимметрии. Так, к моменту поступления в школу количество выраженных левшей составляет 20 %, а выраженных правшей - 53,33 %. Уже к 6-летнему возрасту 5 0% леворуких детей переходят в группу амбидекстров, а около 30 0% амбидекстров становятся правшами.

Количество лиц, предпочитающих правую руку для выполнения монолатеральных движений, с возрастом увеличивается и достигает в 13 лет 90 0%. Среди старших школьников выраженных левшей не обнаружено, а амбидекстры (третья и четвертая группы) составляют 10 0%. То есть отчетливо проявляется «давление праворукой культуры».

Выявленные в ходе исследований взаимосвязи показателей двигательной асимметрии и их динамики под воздействием внешней среды в зависимости от исходного уровня асимметрии позволяют теоретически выделить 5 групп детей: 1- выраженные правши; 2 - амбидекстры, склонные к правшеству; 3 - амбидекстры; 4 - амбидекстры, склонные к левшеству; 5 - левши.

Условия жизни и учебной деятельности, как правило, формируют правшество. На подобное воздействие каждая группа реагирует по-своему. Подкрепляющее воздействие «праворукой культуры» усиливает доминанту правой руки у правшей, амбидекстров и амбидекстров, склонных к правшеству. Амбидекстры, склонные к левшеству, приближаются к уровню, где коэффициент Ас = 0, а часто даже изменяют знак на плюс, то есть превращаются в амбидекстров, склонных к правшеству.

Исходя из приведенных данных представляется нецелесообразным любое давление на выраженных левшей и амбидекстров, склонных к левшеству, к преимущественному употреблению в трудовых операциях и при выполнении любых двигательных действий правой руки. Это не только неэффективно с точки зрения обучения, но и, как доказывают многочисленные исследования, отрицательно сказывается на здоровье детей [1, 4, 7].

На основании полученных данных можно сделать вывод, что в психомоторном развитии ребенка школьного возраста наследственная предрасположенность к правшеству или левшеству достаточно четко фиксируется в определенной позиции, хотя некоторые сдвиги под воздействием внешней среды происходят. Следует полагать, что среди

факторов, обеспечивающих сдвиг в сторону закрепления правшества, особое место занимают стандарты обучения письму, рисованию, физическим упражнениям и другие факторы учебной и профессиональной деятельности. Последнее суждение строится на основе данных, полученных при обследовании людей различных профессий.

Таким образом, можно констатировать, что при формировании асимметрии взаимодействуют три основополагающих фактора:

• генетическая предрасположенность к преимущественному использованию одной стороны тела;

• средовое влияние, направленность которого определяется праворукой культурой общества, которая, в свою очередь, формирует стандарты письма и рисования;

• применяемостью части тела для выполнения циклических действий, приводящих к формированию амби-декстрии за счет их равномерного использования при движении.

С точки зрения организации воздействия на формирование «рукости» представляет интерес устойчивость асимметрий человека в различных возрастных группах. Для выяснения этого обстоятельства было проведено тестирование одних и тех же испытуемых по истечении одной недели. Выстроенный полигон значений х ± о первого-второго тестирования отчетливо показывает стабилизацию проявления асимметрий к 10 годам (практически полное взаимоналожение показателей) как у мальчиков, так и у девочек.

Особенности адаптации организма спортсменов на воздействие также подчиняются закономерностям взаимовлияния генетических задатков и средового влияния, о чем свидетельствуют результаты собственных многолетних исследований и исследований учеников, изложенных в диссертационных работах по физиологии человека и по спортивной дидактике.

Значимость билатерального регулирования при реализации движений и адаптации организма к воздействию непривычной внешней среды [2, 4, 8] приводит к проявлению у левшей состояния, характеризуемого термином «декстрастресс» (dexter - правый, stress - напряжение). Термин, по имеющимся сведениям, впервые введен в научный оборот А. П. Чупраковым в 1983 г. [3] при описании состояний, возникающих в случае насильственного переучивания леворуких детей письму правой рукой.

Явление декстрастресса наблюдается и в других видах двигательной деятельности, о чем свидетельствуют результаты многочисленных исследовании в области спортивной дидактики и профессионального обучения.

Вместе с тем изучение общих закономерностей развития функциональной асимметрии человека позволяет утверждать, что декстрастресс наблюдается только у выраженных левшей и реже - у амбидекстров, склонных к левшеству. Именно для этих групп людей исполнение сложных двигательных действий в правую сторону или правой рукой представляет трудность, вызывающую стрессовую реакцию.

Заключение. Явление декстрастресса в соответствии с диалектическими законами функционирования природы (единство и борьба противоположностей; симметрия как основа организации пространства; симметрия-асимметрия как парная категория познавания сложных

динамических процессов) должно иметь свое противоположное проявление в виде laewisstress (лаевисстрес-са) - левостороннего стресса. Однако в системе обучениям на данный фактор при определении закономерностей построения системы и процесса спортивной тренировки обращается мало внимания. При этом проблема декстра-стресса проявляется даже не у всех левосторонних спортсменов, а только у выраженных левшей. Лаевисстресс же затрагивает подавляющее большинство спортсменов, так как под влиянием праворукой культуры амбидекстры, ам-бидекстры, склонные к правшеству, и даже амбидекстры, склонные к левшеству, приобретают правостороннюю доминанту и для них актуализируются проблемы, связанные с недостаточным владением движениями, реализуемыми в левую сторону.

Существование декстрастресса и лаевисстресса в совокупности обеспечивает возникновение обобщенного явления, связанного латерастресса, и приводит к необходимости учета проявлений латерастресса как принципа построения системы и процесса спортивной тренировки.

Литература

1. Безруких, М.М. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков / М.М. Безруких, Л.Е. Любомирский. - М.: Образование от А до Я, 2000. - 319 с.

2. Бердичевская, Е.М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества / Е.М. Бердичевская // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 9. - С. 21-26.

3. Блейхер, В.М. Толковый словарь психиатрических терминов / В.М. Блейхер, И.В. Крук. - Интернет-ресурс http://vocabu-lary.ru/ictionary/28/word/dekstrastres.

4. Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. - М.: Медицина, 1988. - 366 с.

5. Равич-Щербо, И.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / И.В. Равич-Щербо. - М.: Педагогика, 1988. - 159 с.

6. Семирицкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г. Семирицкая. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 397 с.

7. Хомская, Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий / Е.Д. Хомская (и др.). - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 281 с.

8. Чермит, К.Д. Симметрия, гармония, адаптация / К.Д. Чер-мит. Е.К. Аганянц. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. -304 с.

References

1. Bezrukikh, M.M. Age features of the organization and regulation of voluntary movements in children and adolescents / M.M. Bezrukikh, L.E. Lyubomirsky. - Moscow: Obrazovanie ot A do Ya, 2000. - 319 P. (In Russian)

2. Berdichevskaya, E.M. Hemispheric asymmetry profile and motor qualities / E.M. Berdichevskaya // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 1999. - № 9. - P. 21-26. (In Russian)

3. Bleicher, V.M. The explanatory dictionary of psychiatric terms / V.M. Bleicher, I.V. Kruk. - Internet resource http://vocabulary.ru/ ictionary/28/word/dekstrastres. (In Russian)

4. Bragina, N.N. Human functional asymmetries / N.N. Bragina, T.A. Dobrokhotova. - Мoscow: Meditsina, 1988. - 366 P. (In Russian)

5. Ravitch-Scherbo, I.V. The role of environment and heredity in the formation of human personality / I.V. Ravitch-Scherbo. - Мoscow: Pedagogika, 1988. - 159 P. (In Russian)

6. Semiritskaya, E.G. Human brain and mental processes in ontogenesis / E.G. Semiritskaya. - Leningrad: Publ. h-se of LSU, 1985. - 397 P. (In Russian)

7. Khomskaya, E.D. Neuropsychology of individual differences / E.D. Khomskaya (et al.). - Мoscow: Rossiyskoe pedagogicheskoe agentstvo, 1997. - 281 P. (In Russian)

8. Chermit, K.D. Symmetry, harmony, adaptation / K.D. Chermit, E.K. Aganyants. - Rostov-on-Don: Publ. h-se of NCSS HS, 2006. - 304 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: zabolotniy-tol1@yandex.ru

Поступила в редакцию 03.06.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.