ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008
УДК 796.01 1.1.
Н. В. БАННИКОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
СПОРТИВНЫЙ ФАНАТИЗМ В ГОРОДЕ ОМСКЕ,
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАСТНИКАМИ ФАН-ДВИЖЕНИЯ
Спортивный фанатизм в России в настоящее время активно развивается. С целью своевременной организации работы с данным явлением необходимо изучать его исторические, социальные и психологические аспекты. Объектом нашего исследования стал спортивный фанатизм как разновидность молодежной субкультуры и специфика его проявления в городе Омске. Проблема исследования заключается в поиске путей эффективного воздействия на эту субкультуру. В результате проведенного исследования предложена теоретическая модель деятельности, которая содержит обоснование путей организации конструктивного воздействия на явление спортивного фанатизма с целью преодоления негативных тенденций его развития.
Фан-движение в России представляет собой значимое социальное явление, которое может влиять на социальную жизнь общества. Фанаты в спорте, с учетом всех долгосрочных мировых тенденций не только развития собственно спорта, но и в целом социальных систем, — реальность, с которой надо считаться и с которой надо профессионально работать, минимизируя ее негативный социальный эффект. Поэтому такая молодежная субкультура, как спортивный фанатизм, нуждается в более глубоком и внимательном изучении специалистов различных областей. Исследователи спортивного фанатизма занимаются поиском возможных путей эффективного воздействия на данную молодежную субкультуру, рассматривая сообщества фанатов, в первую очередь футбольных, как социально-активную и опасную, близкую к криминальным субкультурам группу. Исследования последних лет в области зрелищного спорта и спортивного фанатизма ведутся в широком социальном контексте, околоспортивное движение привлекает социологов, психологов, журналистов, историков в области спорта.
Проведя анализ литературных источников и периодической печати, мы пришли к выводу, что в России объектом научных исследований становились фанаты футбольных клубов «Спартак» (Москва), «Зенит» (Санкт-Петербург) и некоторых других спортивных клубов крупных городов. Однако региональный фанатизм в настоящее время интенсивно развивается и, на наш взгляд, также нуждается в изучении.
Зародившись в конце 80-х годов XX века, движение омского спортивного фанатизма претерпело значительные изменения в структуре, увеличилось численно и оформилось в субкультуру. Компоненты субкультуры были заимствованы у фан-группировок столичных команд.
Спортивный фанатизм в городе Омске начал свое развитие в 1987 году. Первое время число приверженцев фан-движения не превышало 20 — 40 человек, но впоследствии число фанатов стало увеличиваться. Фан-объединение сформировалось вокруг хоккейной команды «Авангард», которая в то время выступала во второй лиге чемпионата России. «Мода» на фана-
тизм в провинциальных городах страны совпала с появлением в Омске спортивно-концертного комплекса «Иртыш», куда хоккейная команда «Авангард» перешла с открытого льда стадиона «Динамо». Часть фан-объединения в течение футбольного сезона поддерживала на стадионе «Красная звезда» футбольную команду «Иртыш».
За прошедший период в Омске прошло оформление спортивного фанатизма в субкультурное объединение с достаточно хорошо развитыми основными компонентами. В настоящее время в нашем городе насчитывается порядка 200 членов фан-объединения. Интерес спортивных фанатов сосредоточен преимущественно вокруг хоккейной команды «Авангард», наблюдается тенденция увеличения количества фанатов, а также существуют объективные предпосылки к этому. В то же время футбольный клуб «Иртыш-1946» испытывает дефицит стабильного зрительского интереса, борется за приобретение своего постоянного болельщика.
На увеличение интереса к хоккейной команде влияет политика, проводимая в области спорта в Омском регионе: активная пропаганда физической культуры и спорта, в том числе хоккея, успешное выступление команды в чемпионате России, развитие спортивной инфраструктуры. В Омске были построены два крупных спортивных сооружения: в 2006 году — спортивный комплекс «Авангард» для занятий детско-юношеских команд, в 2007 году — «Арена-Омск», в этом спорткомплексе теперь проводятся домашние матчи ХК «Авангард». Отметим, что если СКК им. В. Блинова, где прежде играла хоккейная команда, имеет 3000 мест для зрителей, то в комплексе «Арена-Омск» их количество более 10 тысяч (в том числе 200 мест выделено под фан-сектор). Все эти события позволяют поднимать интерес к хоккею в городе Омске, привлекать все больше болельщиков на трибуны современного спортивного комплекса, увеличивать число приверженцев фан-движения.
В Москве постоянную активную поддержку команде «Авангард» обеспечивают так называемые «московские ястребы» — это объединения фанатов, состоящих из бывших омичей или жителей столицы,
которые болеют за «Авангард». «Московских ястребов» насчитывается порядка 300 человек, они находятся в постоянном контакте с омскими фанатами, следуют за командой «Авангард» в Ярославль, Санкт-Петербург, города Европы.
Небольшая часть фан-объединения «Сибирская язва» во время футбольного сезона осуществляет поддержку футбольной команды «Иртыш-1946» — участника первенства России во втором дивизионе зоны «Восток». На матчах команды «Иртыш-1946» хоккейные фанаты присутствуют в качестве обычных болельщиков. Активную поддержку на отдельной трибуне оказывают 40 — 50 человек.
Омские фанаты придерживаются определенных норм поведения и ритуалов, заимствованных у фан-объединений ведущих столичных команд и ставших общими для молодежной субкультуры спортивных фанатов России.
Социальный статус омских фанатов различен, это школьники, студенты вузов, сузов, рабочие разных специальностей, предприниматели, бизнесмены. Возраст спортивных фанатов Омска — от 13 до 45 лет. Спортивные фанаты имеют своих лидеров, которые осуществляют управление группами фанатов во время матчей и связь с руководителями спортивных клубов. Лидерами являются, как правило, взрослые люди. Спортивные фанаты совершают определенный набор практик: выезды на матчи в города команд-соперни-ков «Авангарда», специфическое поведение на трибунах, используют специальную символику, сленг. Вымышленные имена («ники»), по которым фаната знают внутри субкультурного объединения, имеет преимущественно мужская часть фанатов (Академик, Дима Берия, Патриарх, Подающий и др.).
Выезды на игры команды в другие города фанаты осуществляют по своей инициативе (в них участвует порядка 10—15 фанатов) и за свой счет, на особенно значимые матчи (например, игры плей-офф, финальные матчи) и в близлежащие города (Новосибирск, Тюмень) выезды организует спортивный клуб. Начиная с 2002 года ФК «Иртыш» перенял эту практику (отдельные фанаты выезжали в Новосибирск), но в сезонах 2005 — 2007 гг. организованные выезды не осуществлялись, как объяснили в PR-центре ФК «Иртыш», по причине недостатка финансовых средств.
J- •> СМИ -.Ъгдгры ккия k. j к
t
г " Лидеры фиит од.
г \
PR &грехф- Спорт нышЯ
цвитр К!’-". НКЮЫЦ&
явр ТЛЕ, ДОЮ
кхуол.
- J
he I. Модель втаннодоЛствня различны ж организаций cuyt! культурой спортивного фаватжша
Спортивные фанаты регулярно принимают в Омске фан-группы из других городов и оказывают им различную помощь (приобретение билетов, размещение), количество приезжих болельщиков зависит от удаленности города команды-соперника (из Магнитогорска, Новосибирска на матчи регулярного чемпионата приезжает порядка 50 фанатов, из Москвы — до 5 человек). По средствам интернет-связи омские болельщики и фанаты поддерживают отношения с хоккейными и футбольными фанатами разных городов России.
Шарфы, свитера, баннеры, флаги «клубных» цветов — обязательные атрибуты омских фан-объединений. Те лидеры фанатов, которые долгое время поддерживает команду на фан-секторе, имеют специально изготовленные «именные» свитера с надписью их «ника». «Королева фанатов» Марина Фесенко носит свитер с надписью Quin, лидер фанатов, традиционно первый начинающий «кричалки» — Подающий. Такие свитера обновляются каждый спортивный сезон, хоккейный клуб «Авангард» помогает своим фанатам в их изготовлении. Часть фанатов предпочитает свитера с фамилиями любимых игроков команды, такие имеются в широкой продаже.
Фанаты команды «Иртыш-1946» пользуются атрибутикой, которую выпускает футбольный клуб, а также атрибутикой с символикой иностранных команд (основываясь на личных симпатиях зарубежным футбольным клубам).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008
ЕЭК ЭТТ СМИ £
а ' к 1
а
й ка каш ИктЕркет
и ? г м
О 1 3
г [= ниуэпьныЕ касап
= •к
£ личные как-ел 2
■
ь рв
!*■ распрострЕннкие знфоршдон через предот 3
■ Ё
о
П шехе :1) барьер недоЕрмя;
2) незаиЕомровзЕнве ЕмаиЕкльство среда;
1 3)ноеженне. 1циавд1щ&й ккз&екинюЕстсдаого аюбщегаа
ЕорректкроЕка гашкпж е поаЕдонцж иемстшас
05ptZEi.it
еы ъ
07 К? КЕЯ р5И£ЦЕ£
№ Л Модель коииувакацвоввого ироцсхтаспортиввого ы^сопргл'лсвво! целеелудмгорк4 ■ обществом в целом
В сезоне 2006 — 2007 гг. фанаты «Авангарда» заняли I место в конкурсе баннеров, организованном газетой «Советский спорт». В сезоне 2007 — 2008 гг. они продолжили свое участие в этом конкурсе. Лидеры омских фанатов отмечают, что они стараются творчески подходить к разработке полотнищ, в то время как некоторые их соперники изготавливают довольно «обидные» баннеры.
Для фанатизма крупных городов России характерно проявление насилия участниками фан-движения. В результате проведенного наблюдения в поведении спортивных фанатов города Омска не было выявлено асоциального поведения: во время спортивных матчей фанаты ведут себя эмоционально, экспрессивно, но не проявляют жестокости. Проанализировав мотивы присутствия на матчах, которые выделили сами фанаты города Омска при заполнении анкет, мы пришли к выводу, что омская субкультура имеет неагрессивный характер. Документально это было подтверждено ответом на наш запрос в УВД Омской области. В городе Омске во время футбольных и хоккейных матчей в сезонах 2003 — 2004, 2005 — 2006, 2006 — 2007 гг. инциденты и правонарушения с участием фанатов зарегистрированы не были.
На основании проведенных исследований мы выявили тенденции дальнейшего роста и развития спортивного фанатизма города Омска. Социальные изменения способны повлиять не только на расширение субкультуры спортивных фанатов, но и качественно изменить ее. Можно предположить, что с расширением численности состава, а также без целенаправленного взаимодействия с фан-объединениями, субкультурное движение может поменять свою природу.
Нами разработана модель взаимодействия различных организаций с фан-объединениями с целью преодоления негативных тенденций в развитии спортивного фанатизма (рис. 1). Модель включает в себя в качестве субъектов следующие составляющие: спортивный клуб, PR-центр (пресс-центр) спортивного клуба, средства массовой информации, болельщики, фанаты и их лидеры. Модель представляет собой систему мер, направленных на организацию специальной работы с фан-движением, включающих разнообразные формы работы, в реализации которых задействованы все субъекты модели.
Основной формой работы, объединяющей остальные элементы, является концепция деятельности спортивного клуба, рассчитанная на определенную целевую аудиторию и позволяющая достигать эффективной коммуникации с ней (рис. 2). Реализация концепции состоит из осуществления одной или системы (цикла) кампаний, в ходе которых проводятся специальные акции и мероприятия. Концепция — это строгая логическая последовательность действий, состоящая из 4 этапов: аналитическая работа, планирование, реализация и оценка эффективности.
На основании единой концепции, в которой отражена идеология клуба, взаимодействие спортивного клуба и команды со средствами массовой информации, фан-объединениями и их лидерами осуществляет пресс-центр. PR (пресс)-центр спортивного клуба в структуре коммуникационного процесса является источником информации (субъект), объектом воздействия служит целевая аудитория. Их взаимодействие реализуется с помощью информации, поступающей по определенным каналам. Информация, действуя на объект соответствующим образом, оказывает на него влияние, изменяет его состояние. Весь процесс протекает на фоне конкретной обстановки, а реакция общественности или целевой аудитории изучается с помощью обратной связи. Сведения об этом передаются по каналам обратной связи и используются для корректировки замысла и последующих действий. Модель коммуникационного процесса спортивного клуба с определенной целевой аудиторией и обществом в целом представлена на рис. 3.
Практическое применение представленной модели в деятельности спортивных клубов позволит сохранить движения спортивного фанатизма в рамках культуры и преодолеть негативные тенденции в его развитии.
БАННИКОВА Наталья Викторовна, аспирант кафедры «Теория и история физической культуры и спорта».
Статья поступила в редакцию 26.12.07 г.
© Н. В. Банникова