Научная статья на тему 'Спортивные танцы на паркете как важный фактор эстетического воспитания младших школьников'

Спортивные танцы на паркете как важный фактор эстетического воспитания младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
650
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисенкова Екатерина Сергеевна

В данной статье показано, что тенденция к усилению эстетического содержания и стремление к совершенству движений характерная особенность современного спорта. Рассмотрены вопросы нравственного воспитания личности. Описана роль спортивных танцев в формировании физических качеств и в эстетическом воспитании младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортивные танцы на паркете как важный фактор эстетического воспитания младших школьников»

2. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. В. Кларин. - Рига, НПЦ, Эксперимент, 1995. - 176 с.

3. Котлярова, Л. И. Изучение познавательных запросов учащихся / Л. И. Кот-лярова // Вопросы психологии. - 1969. - № 2. - С. 132-136.

4. Леонтович, А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии / А. В. Леонтович // Школьные технологии. - 1999. -№ 1-2, - С. 132-137.

5. Обухов, А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся /

А. С. Обухов // Народное образование. - 2004. - № 2. — С. 146-148.

6. Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А, И. Савенков // Исследовательская работа школьников. — 2004. - № 1. — С. 22-31.

7. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие / А. И. Савенков. - М.: Ось, 2006. - 480 с.

8. Соловейчик, С. Л. От интересов к способностям / С, Л. Соловейчик // Воспитание школьников. — 1968. - № 6. - С. 28—35.

9. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.

УДК 371. 487: 796

Е. С. Борисенкова

СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ НА ПАРКЕТЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Основы эстетического воспитания личности, как известно, закладываются с раннего возраста. Но ведущая роль в этом принадлежит школе, призванной создать фундамент для дальнейшего совершенствования данного процесса. Вопросы эстетического воспитания младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Объясняется это тем, что решение практических задач воспитания личности с широкими эстетическими запросами, высокой культурой эстетических способностей и потребностью в активной творческой деятельности - веление времени в изменяющихся социальных условиях. Всё это требует поиска новых подходов к гармоническому развитию личности, формированию эстетической компетенции как показателя уровня развития растущей личности.

Центральное место в решении данной проблемы педагогика отводит воздействию на субъект средствами искусства. Это отмечают многие учёные -

Л. С. Выготский, Г. Д. Гачев, Е. С. Громов, В. Г. Грязева, М. С. Каган,

О. А. Кривцун, А. А. Мелик-Пашаев, В. А. Петров и др. Будучи формой художественного освоения действительности, искусство, вместе с тем, является средством её эстетического познания. Отметим однако, что эстетическое воспитание осуществляется как в процессе познания жизни через восприятие произведений искусства, способных вызвать переживание, так и в процессе собственной спортивной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованных занятий спортивными танцами.

Известно, что эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства [3, с. 34], И на протяжении многих столетий эстетика ограничивала себя областью искусства. Но мир эстетических явлений, и в частности формы эстетической деятельности человека, значительно шире и многообразнее. Эстетические ценности создаются и воспринимаются людьми не только в искусстве, но и во взаимодействии с природой, в процессе труда, в быту, общении с другими людьми, в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности.

Тенденция к усилению эстетического содержания и стремление к совершенству движений - характерная особенность современного спорта. И, как показывает практика, наш собственный опыт, изучение эстетического содержания спортивных танцев на паркете требует трёх основных аспектов.

Первое, в ритме и движении человек черпает физическое и моральное наслаждение. Теоретики спорта и эстетики постоянно подчёркивают, что каждый исполнитель обогащает свои ощущения личным опытом, техникой, самосознанием и индивидуальным восприятием.

Второе, это наслаждение становится тем острее, чем совершеннее ритм и движение. Ритм, по существу, - синоним танца, который и задаёт движения. И эта гармония ритма и движений, по мнению ряда авторов, характеризуется соединением «эстетических элементов», их контрастностью и сопоставимостью.

Третье, существуют определяемые критерии эстетической деятельности [1, с. 243-244].

В современном спорте спортсмены стремятся придать своим действиям эстетическую выразительность и эстетическое совершенство. Это особенно характерно для технико-эстетических видов спорта (фигурное катание, художественная и спортивная гимнастика, спортивные танцы), где эстетическое впечатление от выполняемых спортсменом действий прямо и непосредственно влияет на спортивный результат (через судейскую оценку). Поэтому нами были проанализированы наиболее важные эстетические показатели спортивно-технического мастерства, которые учитываются при судействе [8, с. 134-136]:

- красота - лёгкость, геометрическая точность, согласованность, ритмичность, последовательность, гармоничность сочетания движений и музыки и т. п.;

- зрелищность, эффективность, яркость — оригинальность, широта движений, смена темпа, характер движений, эмоциональных нюансов, согласованность работы и высокое индивидуальное мастерство;

- гармоничность - наилучшее соотношение, установленное между составными элементами двигательного акта;

- естественность - лёгкость непринуждённость, отсутствие натянутости, непосредственность, простота;

- ритмичность - правильная организация движений во времени, закономерное чередование (длительность, паузы, акцентирование) отдельных элементов движения;

- амплитуда движений - размах движений отдельных частей тела по отношению друг к другу и всего тела по отношению к снаряду или партнёру;

- техничность - система действий спортсмена, соответствующая современным представлениям об образцовой технике исполнения, обеспечивающая максимальную эффективность его движений, уровень владения совокупностью необходимых двигательных навыков;

~ музыкальность - соответствие движений характеру музыки, соблюдение темпа, заданного композитором и ритма произведения;

- хореографичностъ - характеристика исполнительского мастерства, связанная с соответствием движений рук, ног, туловища и осанки принятым нормам хореографии;

- виртуозность - высшая ступень мастерства спортсмена при исполнении комбинаций в целом и особенно техничное исполнение какого-либо элемента с проявлением некоторых характеристик движения в «превосходной степени»;

- динамичность - результат соотношения внутренних и внешних сил, обуславливающих выполнение двигательного акта и выражающийся темпом, ритмом, амплитудой;

- лёгкость - характеристика движений, выполняемых с малым усилием, без физического напряжения;

- точность - качество двигательного акта, реализованное соблюдением заранее установленной системы характеристик;

- пластичность - закономерная последовательность сменяющихся положений человеческого тела, а также его отдельных частей, при условии их гармонической слаженности, непрерывности, слитности;

- мягкость - умение двигаться эластично, гибко, ритмично, способность расслабляться;

- элегантность - изящество, сдержанность, внимание к выразительности линии, мягкость, пластичность;

- художественность — система физических упражнений, преимущественно танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, особой утончённостью движений, органической связью с музыкой;

- выразительность - выполнение упражнения с эмоциональным отражением замысла и особенностей движений;

- артистичность — совершенство, законченность, выразительность, изящество, самобытность выполнения движений в целом;

- культура движений - это, в широком смысле, техника и школа исполнения движений, манера держаться, умение изменять в нужный момент направление, темп, амплитуду, скорость, ритм движений, динамичность, элегантность, пластичность и лёгкость движений, а в узком смысле, правильная осанка, точность положений частей тела, оттянутые носки и выпрямленные колени.

На наш взгляд, заслуживает внимания и точка зрения Б. Лоу на содержание эстетического аспекта спортивной деятельности. Автор выделяет два типа критериев [4, с. 32-33]: неуточняемые, интуитивно ясные, неопределяемые параметры красоты спорта (единство, гармония, форма, динамика, плавность, изящество, ритм, уравновешенность, усилие, наслаждение усилием); и более точные, определяемые параметры красоты спорта («быстрее, выше, сильнее», сила, скорость, точность, мощь, стратегия).

Поставим и проблемный вопрос, что же такое танец? По мнению

В. В. Пигулевского, танец - это [6, с. 46-47]: а) искусство пластических и ритмических движений тела, характеризующих внутреннее состояние человека; б) ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыки, а так же музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений.

Существует пять основных критериев судейства в спортивных танцах на паркете, которые апробированы в нашей опытной работе и позволяют объективно оценивать действия танцоров-спортсменов: тайминг (постановка ноги в соответствии с ударом музыки), линии пары, техника исполнения, имидж пары, музыкальность исполнения комбинаций.

Сегодня редко кто задумывается над тем, как возникла связь искусства и спорта. Мы научились воспринимать её как совершенно естественную. Однако необходимо обратить самое пристальное внимание на выявляемые при анализе спорта и искусства общность и разнообразие их элементов. Всегда перед нами встаёт вопрос: можно ли спорт, и в частности спортивные танцы на паркете, включить в область искусства хотя бы частично. Ведь спорт даёт человеку возможность самовыражения, а элементы зрелищности приносят спорту общественное признание и средства к существованию.

Сомнение в том, что основные ценности в спорте и искусстве совпадают, распространились уже давно и широко. Спорт - всегда соревнование. Искусству эта черта свойственна в меньшей степени, хотя бывают и исключения. Однако, существуют и мнения, что при сравнении спорта с искусством выявляется больше сходств, чем различий. Так, например, Б. Лоу утверждает, что они схожи в трех важных аспектах. Их объединяет, во-первых, большой эмоциональный подъём; во-вторых, наличие законов и правил, которые являются их неотъемлемой частью существования; наконец, в-третьих, созидательный и творческий характер спорта и искусства.

Как показал наш опыт обучения детей спортивным танцам на паркете, освоение духовно-ценностной стороны действительности требует [1, с. 245]:

а) художественно специфичных (психических) механизмов восприятия и представления жизненных явлений в единстве с их духовным переживанием;

б) фантазии, преобразующей в выразительную (т. е. раскрывающую и усиливающую смысл) предметность реального и ею же творимых возможных миров;

в) оперативного мышления, преображающего вместе с фантазией идеальные предметно-ценностные реалии во имя своей особой цели - постижения-обобщения мира в его ценностной логике.

Следует особенно подчеркнуть, что имеются, как считает ряд учёных [2; 5; 7], все основания предполагать: конкретная роль и характер художественной психики управляются в процессе творчества для определённой культурной общности и одновременно индивидуальной для каждого субъекта информационно-программирующей системой художественного сознания.

Физическое воспитание и танцевальная подготовка выступают как специализированные формы управления развитием способностей и свойств личности школьника посредством освоения культуры двигательной деятельности. Соответственно их содержание, состав задач и целей, средств, методов и технологий должны иметь общую матрицу (программу).

В основу организованного эксперимента нами положена авторская программа, цель которой, гармоничное развитие детей младшего школьного возраста. Программа включает общие и частные задачи, которые реализуются в базовой и вариативной частях, а также в теоретическом разделе. Она предусматривает использование на занятиях кроме основных средств физического воспитания, элементов игропластики, игроритмики, танцев и танцевальных упражнений различной направленности.

Разработанная нами и апробированная авторская программа состоит из следующих разделов:

— теоретическая подготовка детей, занимающихся спортивными танцами на паркете;

- изучение различных танцевальных жанров, отражающих региональную (этнохудожественную) специфику;

- современное спортивное направление;

- художественно-эстетическое направление актуальное для детей данного возрастного ценза.

Теоретическая подготовка детей подразумевает формирование художественного сознания, определённых знаний по специфике и терминологии спортивных танцев на паркете.

Раздел «Изучение различных танцевальных направлений» включает в себя овладение практическими умениями и навыками по народному, классическому, современному и, в большей степени естественно, по спортивным танцам на паркете. Следует отметить, что изучение различных танцевальных направлений способствует эффективному формированию двигательной координации детей младшего школьного возраста.

Помимо средств общей физической подготовки, раздел Спортивной направленности включает в себя также средства и методы йоги и аэробной гимнастики, которые специфичны для формирования специальных двигательных умений и навыков в спортивных танцах на паркете.

Художественно-эстетический раздел предполагает посещение театров, музеев, спортивных мероприятий, а также сообщение сведений о различных музыкальных и танцевальных жанрах, уроки сценического поведения.

Как видно из содержания разработанной и апробированной программы, довольно широк её диапазон по направлениям деятельности. Необходимо сделать акцент на формировании и развитии специфичных для спортивных танцев на паркете знаниях, умениях и навыках. Однако при этом, именно овладение широким спектром двигательной художественно-спортивной деятельности позволит сформировать гармонически развитую личность с высоким уровнем эстетической культуры.

Сегодня, как известно, в России остро стоит проблема отсутствия специалистов по спортивным танцам на паркете. Хотя этот вид спорта довольно уверено зарекомендовал себя на международной арене. Тренер по спортивным танцам, никогда не стоявший у «станка», не исполнявший конкурсно-танцевальной программы, не получивший системного образования и не знающий принципы спортивной тренировки, всегда будет ограничен в танцевально-спортивном творчестве. Он будет склонен к ремесленнической передаче спортивных навыков и лишь ограниченного числа танцевальных текстов. Тренеру необходимо знать не только танцевально-спортивный материал, но и иметь уровень профессионализма руководства танцевально-спортивным коллективом. Более того, быть духовно, эстетически, нравственно богатой личностью. Ведь дети, зачастую подражают своему окружению, тем взрослым, которые активно участвуют в процессе их воспитания. Поэтому

уровень эстетической воспитанности самого тренера имеет приоритетное значение в процессе становления юных танцоров на паркете.

К сожалению, сегодня происходит коммерциализация и дегуманизация искусства, культуры и самой жизни. Той среды, в которой школа, система образования, родители и само общество должны решать вопросы эстетического воспитания детей и подростков. Это и является проблемой, предметом тревоги для тех, кто занимается воспитанием. Появляется необходимость в расширении диапазона средств и методов эстетического воспитания школьников, чтобы противостоять этому пагубному явлению. Необходимо подобрать такие средства и методы эстетического воспитания, которые были бы приемлемы и интересны современному молодому поколению, содержали бы в себе высокий морально-эстетический ценз как организованные занятия спортивными танцами на паркете.

Библиографический список

1. Борисенкова, Е. С. Спортивные танцы на паркете: сочетание спорта и искусства / Е. С. Борисенкова // Саморазвитие человека: инновации в образовательном пространстве: материалы международной науч.-практич. конф. — Н. Новгород : Изд-во ВГИПУ, 2007. - Ч. 2. - С. 242-247.

2. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1996. - 389 с.

3. Г ромов, Е. С. Основные эстетические категории / Е. С. Г ромов. - М.: Знание, 1981.-64 с.

4. Лоу, Б. Красота спорта: междисциплинарные исследования / Б. Лоу; пер. с англ. И. Л. Моничева; под ред. В. И. Столярова; послесл. В. И. Столярова, М. Я. Сараф. - М. : Радуга, 1984. - 256 с.

5. Педагогика: учебник / Л. П. Кривщенко [и др.]; под ред. Л. П. Кривщенко. -М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 432 с.

6. Пигулевскин, В. В. Системный анализ танцевальной музыки / В. В. Пигу-левский // Спортивные танцы: бюллетень / под ред. А. А. Ковалепко; РГАФК. - М., 2000. -№ 1 (9).-С. 46-49.

7. Роман с тайцем / сост. М. Ерёмина. - СПб : Созвездие, 1998. - 252 с. .

8. Спорт, духовные ценности, культура: теоретические концепции и прикладные программы / В, В. Кузин, В. И. Столяров, Н. Н. Чесноков. - М. : РГАФК. -Вып. 5: Спорт, эстетика, искусство. — 1997. — 266 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.