Научная статья на тему 'Спортивные развлечения в детском саду'

Спортивные развлечения в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1894
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ / РАЗВЛЕЧЕНИЕ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зацепина Мария Борисовна

Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечение должно быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют эстетическому и всестороннему развитию ребенка, так как в это время он может познакомиться с различными видами искусств: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. Они возбуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности. В это время формируются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, уважение к сверстнику, симпатия, жизнерадостность и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортивные развлечения в детском саду»



М. Б.Зацепина

Спортивные развлечения в детском саду

Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечение должно быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют эстетическому и всестороннему развитию ребенка, так как в это время он может познакомиться с различными видами искусств: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. Они возбуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности. В это время формируются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, уважение к сверстнику, симпатия, жизнерадостность и т. д.

В данной статье речь пойдет о спортивных развлечениях детей дошкольного возраста. В практике работы детских образовательных учреждений их чаще называют праздниками. Однако мы будем вести разговор о развлечениях, так как спортивный праздник - это олимпиады, соревнования, которые требуют значительного времени в подготовке, организации и более сложны по структуре.

Зацепина Мария Борисовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.

Что же представляют собой спортивные развлечения? Это, конечно, игры (подвижные, спортивные: волейбол, футбол и т. д.), катание на лыжах, санках, походы, пешие прогулки и т.п., а также организация тематических развлечений: «Веселые старты», «Папа, мама и я - спортивная семья», «Ловкие и умелые», «Спортивные старты» и др.

Сценарии таких развлечений связаны со спортивно-художественным действием, где воедино сплетены красочные действия спортивных упражнений и несколько видов искусств, ярко раскрывая задуманную тематику развлечения. При этом все подчинено одной общей логике развития действия, как в сюжетной линии, так и в пластичности выражения основной темы данного мероприятия. Необходимо подчеркнуть и тот факт, что дети-артисты становятся центром композиции, именно на них обращает внимание зритель. Для того чтобы возникла целостность восприятия, используют

разного рода перестроения, причем рисунок перестроения должен обеспечить непрерывность действия.

В последнее время в дошкольных учреждениях стали популярны театрализованные спортивно-художественные представления. Особенность их заключается в том, что одновременно используются выразительные средства спорта и искусства, вводя в действие реальных героев и опираясь на конкретный сюжет, который способен более тонко, глубже и увлекательнее решить тематические задачи представления.

При режиссуре такого вида развлечения необходимо учитывать, что главной структурной единицей композиции вместо отдельного спортивного выступления становится эпизод. Но это не означает, что в театрализованном спортивно-художественном развлечении не могут иметь место отдельные гимнастические выступления. Главное - они должны быть увязаны с сюжетом представления.

Помимо театрализованных спортивно-художественных представлений в зимний период есть много развлечений, которые любимы детьми. Это разные зимние катания и игры. Здесь уместно привести старинные народные развлечения, описанные В. М. Рябковым, которые можно рекомендовать использовать в работе с детьми.

Для катаний заливали водой естественные горки или специально сколоченные из дерева искусственные. Ледяной скат переходил в длинную ледяную дорожку, зачастую спускавшуюся к реке или озеру. Катальные горки старались украсить: рядом с ними ставили елки, развешивали бумажные фонарики и т. д. Ближе к вечеру около горки собиралась вся деревенская молодежь. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки - круглые расплющенные корзины, заледеневшие снизу; катульки - широкие выдолбленные доски, корежки - деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки, коротенькие скамейки, перевернутые вверх ножками. Дети садились на санки по несколько человек.

В условиях, когда на территории дошкольного учреждения нет горки, можно организовать забаву детей с использованием санок:

разделить дошкольников на две команды. В зависимости от местных условий снежную дорожку разбить на две равные части, обозначив двумя флажками середину (один флажок для одной команды, а второй - для другой). Одна команда стоит у начала дорожки (можно установить елочку), а другая - в конце (здесь уже стоит снеговик). По команде воспитателя ребенок везет напарника до флажка, затем они меняются местами и возвращаются в исходную позицию (в начало дорожки). Другая команда одновременно делает все так же: доезжая до второго флажка, дети меняются местами и возвращаются в конец дорожки (к снеговику). Кто быстрее закончит перемещение членов команды, та группа детей и объявляется победителем.

В зимний период легко организовать игры со снеговиком, снежками или штурм крепости и т. д.

Игра «Царь горы»

На свободной площадке территории детского сада делается довольно высокая горка. Она строится таким образом, чтобы к ее вершине можно было дойти или доползти с любой

стороны. Из числа играющих выбирается «царь», который будет стоять на вершине горки, а все остальные участники игры - под горой. По команде воспитателя дети стараются взобраться на горку и стащить или столкнуть «царя» вниз. Он же должен устоять на вершине и не поддаваться играющим. Тот, кто его столкнет вниз, становится «царем горы», а все остальные спускаются к подножью горы. И игра начинается вновь.

Игра со снежной бабой

(для дошкольников младшего

возраста)

Дети стоят вокруг снежной бабы и в соответствии со словами воспитателя выполняют движения.

К снежной бабе близко, близко подойдем.

(Дети подходят.) Снежной бабе низкий, низкий наш поклон.

(Кланяются.) Мы поскачем вокруг бабы поскорей.

(Прыгают.) Мы похлопаем в ладоши веселей.

(Хлопают в ладоши.) Мы над бабой посмеемся ха-ха-ха.

(Дети повторяют ха-ха-ха.) Хороша, ты наша баба, хороша.

(Хлопают в ладоши.)

Игра со снежками

(для детей младшего возраста)

Мы танцуем со снежками. Посмотрите все на нас.

Вот так топаем ногами Дружно, дружно, раз - два - раз. (Дети стоят врассыпную с поднятыми вверх руками, опускают руки и топают в такт.)

А теперь снежки положим Прямо на пол, вот сюда. И похлопаем в ладоши, Раз - два - раз, два - раз - два.

(Хлопают в ладоши.)

Сценарий театрализованного спортивно-художественного представления «Здоровье дарит Айболит»1

Две группы детей в спортивных костюмах строятся вдоль боковых стен. Одна группа с мячами, другая - с флажками. Исполняется песня «Физкульт-ура»!

Ведущий. Мы живем в стране большой,

Щедрой и богатой,

И не жалко ничего

Ей для вас, ребята.

Стадионы новые

Дарит вам она,

Чтобы вы здоровыми

Выросли, друзья!

Чтобы каждый стал сильней,

Чтобы каждый стал смелей.

И хорошими делами

Помогал стране своей!

1-й ребенок.

Мы выходим на площадку, Начинается зарядка: Шаг на месте - два вперед, А потом наоборот.

2-й ребенок. Зарядка всем полезна, Зарядка всем нужна, От лени и болезней Спасает нас она!

(Дети выполняют упражнения с мячами, флажками.)

Ведущий. Садитесь, дети, поудобнее. К нам на праздник обещал прилететь на орле доктор Айболит. А вот он уже здесь! Как вы долетели?

Айболит. Ох, дети! Я еле-еле успел на ваш праздник.

1 В. Я. Лысова и др. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Сценарии. - М.: АРКТИ, 2000.

По полям, по лесам, по лугам я бежал, И два только слова шептал:

- Детский сад, детский сад, детский сад! Вдруг горы встают у меня на пути,

И я по горам начинаю ползти. А горы все выше, а горы все круче, А горы уходят под самые тучи! И сейчас же с высокой скалы Спустились ко мне орлы:

- Садись, Айболит, верхом, Мы живо тебя довезем!

И вот я здесь! Айболит. У вас ангина? Дети. Нет!

Айболит. Скарлатина? Дети. Нет! Айболит. Холерина? Дети. Нет!

Айболит. Аппендицит? Дети. Нет!

Айболит. Малярия и бронхит? Дети. Нет! Нет! Нет!

Айболит. Ох, какие вы здоровые дети! Вы только посмотрите!

(Подходит, осматривает детей.)

Все веселые, загорелые, Нет болезней никаких. А я сейчас осмотрю и послушаю капитанов команд. Если капитаны здоровы - то и команды должны быть здоровы. Ну-ка, капитаны, подойдите ко мне, но сначала, говоря без лишних слов, одного желать нам надо: каждый должен быть здоров Дети. Мы здоровы! Айболит. А к проверке вы готовы? Дети . Да, готовы! Ведущий. Доктор, эти все ребята -В нашу школу кандидаты. Я прошу вас дать ответ: Все годятся или нет? Айболит. Все дышите! Не дышите!

Все в порядке, отдохните! Руки вместе поднимите. Превосходно, опустите, Наклонитесь, станьте прямо, Улыбнитесь!

(Осматривает детей. Обращается к ведущей.)

Да, доволен я осмотром.

Здоровы, действительно здоровы! Можно начинать состязания. Ведущий. Есть у нас одна игра, Вам понравится она. Посмотрим, чья же команда сильнее! Набирают две команды (перетягивание каната ).

Ведущий. Отгадайте загадку: Он и круглый, он и гладкий, Очень ловко скачет. Что же это? Дети. Мячик!

Ведущий. А теперь проведем соревнования с мячом.

(Передача мяча через голову и между ног.)

Айболит. Вам лениться не годится!

Помните, ребята!

Даже звери, даже птицы

Делают зарядку.

Ведущий. Как?

Айболит. А вот так!

(Дети встают вдоль боковых стен. Проводится игра-упражнение «У всех своя зарядка».)

Айболит. Раз - присядка, два - прыжок, И опять - присядка, А потом опять - прыжок -Заячья зарядка. Покажите, как?

(Дети выполняют упражнения.) Айболит. Птичка скачет, словно пляшет, Птичка крылышками машет, И взлетает без оглядки -Это птичкина зарядка. Так сумеете?

(Дети выполняют движения.) Айболит. А щенята, как проснутся, Обязательно зевнут, Ловко хвостиком махнут. Как?

(Дети по-разному выполняют движения.)

Айболит. А котята спинки выгнут

И неслышно с места прыгнут.

Перед тем, как прогуляться,

Начинают умываться

Как?

(Дети показывают.)

Айболит. Ну, а мишка косолапый

Широко разводит лапы:

То - одну, то - обе вместе,

А когда зарядки мало,

Начинает все сначала.

Как?

(Дети показывают.)

Айболит. Белки скачут очень быстро, Машут хвостиком пушистым. Целый час играют в прятки. Это - беличья зарядка. Так сумеем?

(Дети имитируют движения белки.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1-й ребенок.

Мы зарядкой заниматься Начинаем по утрам, Чтобы реже обращаться За советом к докторам.

2-й ребенок. Широко раскинул ветки Возле дома старый клен. Выгнул спину кот соседский, Физкультуру любит он.

3-й ребенок.

Раз, два - шире шаг, Делай с нами так! Раз, два - не зевай, С нами повторяй!

4-й ребенок.

Не надо бояться, что будут смеяться,

Зарядку свою не бросай никогда.

Лишь тот, кто не плачет, добьется удачи,

Ничто не дается легко, без труда.

Айболит. А сейчас вам, ребята,

Я один вопрос задам.

Школу юных космонавтов

Собираются открыть.

Вы хотели бы, ребята,

В эту школу поступить?

Дети. Да, хотим!

Айболит. А придет пора лететь,

Вы не станете реветь?

Дети. Нет!

Ай болит. Очень рад я: Из ребят никто не болен. Каждый весел и здоров И к занятиям готов. Ведущий. Начинаем подготовку, Выходи на тренировку! Вызываются команды, и проводятся аттракционы:

1. Продвижение с обручем через кегли.

2. Передача флажка.

3. Прыжки с мячом между ног. Айболит. Ну, ребята, тренировку Провели вы очень ловко.

А сейчас та команда, которая показала себя самой ловкой, сильной, находчивой, получит награды.

(Награждение детей.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.