Научная статья на тему 'Спортивные мысленные образы: индивидуальные, специальные и общие'

Спортивные мысленные образы: индивидуальные, специальные и общие Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
155
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫСЛЕННЫЕ СПОРТИВНЫЕ ОБРАЗЫ / ГОЛЬФ / МИНИ-ГОЛЬФ / ВАЛИДНОСТЬ / КАТЕГОРИИ ОБЩЕГО / ОСОБЕННОГО И ЕДИНИЧНОГО / МЕТОДИКА САМООТЧЕТА / ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ВАЛИДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корольков Алексей Николаевич

Рассматриваются особенности использования общих и специальных мотивационных и когнитивных образов спортивной деятельности. Предполагается, что, кроме перечисленных образов, спортсменами используются и индивидуальные образы, соответствующие философской категории единичного. С помощью однофакторного дисперсионного анализа определена психометрическая валидность анкеты-опросника: «Sport Imagery Questionnaire». Установлено, что игроки в мини-гольф используют мотивационные и когнитивные общие образы с одинаковой частотой. Предлагаются перспективы дальнейших исследований в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корольков Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports mental imagery: the individual, specific and general

Features of the use of general and specific cognitive and motivational images of sporting activities are considered. It is assumed that in addition to these images, are used by athletes and individual images corresponding to the philosophical category of the single (una). Psychometric validity of the questionnaire: “Sport Imagery Questionnaire” installed using one-way ANOVA. The use of motivational and cognitive common images with the same frequency players in mini-golf set. Prospects for further research in this field are offered.

Текст научной работы на тему «Спортивные мысленные образы: индивидуальные, специальные и общие»

2. Туманян, Г.С. Стратегия подготовки чемпионов : настольная книга тренера / Г.С. Туманян. - М. : Советский спорт, 2006. - 494 с.

REFERENCES

1. Platonov, V.N. (2005), The system of training athletes in Olympic sports: general theory and practical application, Soviet sport, Moscow.

2. Tumanyan, G.S. (2006), The Strategy of Champions' preparation: coach's handbook, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: viki-as@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.06.2016

УДК 796:159.9

СПОРТИВНЫЕ МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ОБЩИЕ

Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета, Москва

Аннотация

Рассматриваются особенности использования общих и специальных мотивационных и когнитивных образов спортивной деятельности. Предполагается, что, кроме перечисленных образов, спортсменами используются и индивидуальные образы, соответствующие философской категории единичного. С помощью однофакторного дисперсионного анализа определена психометрическая валидность анкеты-опросника: «Sport Imagery Questionnaire». Установлено, что игроки в мини-гольф используют мотивационные и когнитивные общие образы с одинаковой частотой. Предлагаются перспективы дальнейших исследований в этом направлении.

Ключевые слова: мысленные спортивные образы, гольф, мини-гольф, валидность, категории общего, особенного и единичного, методика самоотчета, психометрическая валидность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p236-239

SPORTS MENTAL IMAGERY: THE INDIVIDUAL, SPECIFIC AND GENERAL

Alexey Nikolaevich Korol'kov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Moscow City Pedagogical University, Moscow

Annotation

Features of the use of general and specific cognitive and motivational images of sporting activities are considered. It is assumed that in addition to these images, are used by athletes and individual images corresponding to the philosophical category of the single (una). Psychometric validity of the questionnaire: "Sport Imagery Questionnaire" installed using one-way ANOVA. The use of motivational and cognitive common images with the same frequency players in mini-golf set. Prospects for further research in this field are offered.

Keywords: mental images of sports, golf, mini-golf, validity, and general categories, the particular and individual, self-report method, psychometric validity.

ВВЕДЕНИЕ

В спортивной деятельности в сознании спортсменов возникают различные образы, которые можно классифицировать по разным основаниям: по модальностям - их представлению в сознании с помощью разных относительно обособленных сенсорных систем (визуальные, мышечные, вестибулярные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые) и по различным сочетаниям этих сенсорных отражений; по отношению ко времени (образы совершенных, осуществляемых или будущих действий); по степени ясности или отчетливости образов; по возможности их описания в символьном виде (словесном или

количественном); по степени эмоционального напряжения при совершении спортивного действия и т.п.

Ясно, что таких оснований некоторое множество, которое может дополняться новыми элементами-основаниями. В сознании спортсмена в профессиональной деятельности всегда возникает некоторый сложный составной совокупный образ спортивной деятельности, содержащий в себе несколько образов, которые можно классифицировать по различным основаниям.

В ряде работ [1, 4, 6, 7] образы разделяются на мотивационные, связанные с эмоциональной компонентой соревновательной деятельности, и когнитивные, отражающие в сознании спортсмена тактико-технические действия. И мотивационные, и когнитивные образы, в свою очередь, делят на общие и специальные [1, 6]. По классификации [7] мо-тивационные общие образы в основном связаны с представлением поведения на соревнованиях; мотивационные специальные связаны с представлением успеха (хотя ясно, что спортсменам часто являются и образы неудачного выступления [2]); когнитивные общие образы связаны с представлением спортивных действий в ходе всего соревнования; а когнитивные специальные - с представлением конкретных спортивных действий.

Очевидно, что общие и специальные образы можно соотнести с философскими категориями общего и особенного. Тогда в этой классификации легко устанавливается еще один класс образов, который должен соответствовать категории единичного: индивидуальные образы спортивной деятельности.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В этой связи представляется интересным установить полноту представления спортивных образов в виде общих и специальных образов, и оценить какая доля в таком представлении может быть отнесена к индивидуальным образам спортивной деятельности. Задача установления различий между частотой использования общих и специальных, мотивационных и когнитивных образов в различных видах спортивной деятельности также является актуальной.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Для этого решения этих задач был проведен опрос-анкетирование по анкете Sport Imagery Questionnaire (SIQ) [7], имеющей по сведениям [4] высокую психометрическую надежность, семи юных спортсменов с мастерством от 2 взрослого разряда до Мастера спорта непосредственно перед Первенством России по мини-гольфу в мае 2016 г. (г. Самара).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Оценивалась частота использования образов спортсменами в соревнованиях: мо-тивационных общих (МО), мотивационных специальных (МС), когнитивных общих (КО) и когнитивных специальных (КС) образов. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты опроса по анкете ^ Sport Imagery Questionnaire (SIQ)_

№№ ——фактора Объекты — МО МС КО КС

1 ЮК 22 13 22 22

2 ЛЧ 11 9 18 20

3 ЛШ 25 11 27 27

4 ТР 23 18 25 27

5 ТЛ 23 18 27 27

6 ЯН 24 21 27 31

7 ЕС 22 6 18 28

Медиана 23 18 25 27

К результатам, представленным в таблице 1, была применена процедура однофак-торного дисперсионного анализа: в качестве объектов рассматривались спортсмены, а в качестве уровней фактора частоты использования общих и специальных, мотивационных и когнитивных образов.

В результате по Б-критерию (р=0,05) была установлена справедливость гипотезы «Есть влияние фактора на отклик», т.е. общие и специальные образы действительно являются составляющими совокупного мысленного образа спортивной деятельности. Однако, при этом, оказалось, что факторная сумма квадратов составляет всего 54% общей суммы квадратов частоты использования спортивного образа. Другими словами около 46% вариации совокупного образа не входит в общие и специальные компоненты и видимо, составлено другими случайными причинами и образами, в том числе и индивидуальными (единичными), которые не учитываются анкетой 81р.

Также с использование критерия Вилкоксона для парных данных были определены различия в частоте использования общих и специальных мотивационных и когнитивных образов. Проверялась гипотеза: «Есть различия между медианами выборок» (р=0,05).

Установлено, что различия между частотой использования мотивационных общих образов (представление поведения на соревнованиях) и частотой когнитивных общих образов (представление спортивных действий в ходе всего соревнования) отсутствуют. Кроме того, коэффициент корреляции Спирмена между частотами использования спортсменами мотивационных общих и когнитивных общих образов равен 0,91 (2-критерий; р=0,05). Означает ли это, что образы поведения на соревнованиях и представление спортивных действий в ходе всего соревнования интериоризируются в сознании спортсменов одинаково, требует проведения дальнейших исследований.

Также было установлено, что, для этой группы спортсменов, характерно преобладание когнитивных образов спортивной деятельности по сравнению с мотивационными образами, что, впрочем, характерно и для большинства других видов спорта с преимущественным проявлением координационных способностей и эстетики движений [1, 4]. Различий в частоте использования общих и специальных образов не установлено, т.е. спортсмены обследуемой группы приблизительно одинаково часто представляют себе и общие, и особенные аспекты соревновательной деятельности.

ВЫВОДЫ

Приблизительно 50% вариаций существующих образов, возникающих в сознании спортсменов, не описывается и не учитывается классификацией, предложенной в [6, 7] и используемой на практике [1, 4]. В этой связи, представляется перспективным создать опросник-анкету, оценивающую совокупный образ спортивной деятельности, включающей не только общие и специальные, но и единичные индивидуальные образы или разработать систему оценки и фиксации последних. Это позволит, в дальнейшем, исследовать ортогональность пространства общих, специальных и единичных образов, и, в конечном счете, исследовать зависимости между исходным вегетативным тонусом, лабильностью нервных процессов, темпераментом и акцентуациями характера и спортивными результатами [1, 3].

С помощью однофакторного дисперсионного анализа также можно производить оценку психометрической валидности и других методик самоотчета, применяемых в спортивной практике, устанавливая их полноту и выявляя неучтенные ими уровни исследуемого фактора или случайные причины.

Также представляется перспективным исследование возможных зависимостей между частотой использования различных образов с мастерством и спортивными результатами, и когнитивных специальных образов с точностью реализации спортивных действий и их кинематическими параметрами [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Доронина, М.Н. Исследование влияния методов развития воображения на спортивный результат / М.Н. Доронина // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-18. - С. 4017-4022.

2. Корольков, А.Н. Ментальные опасения при игре в мини-гольф (на примере миниатюр-гольфа в пансионате «Олимпийский-Дагомыс») / А.Н. Корольков, О.И. Фризен // Известия Сочинского государственного университета. - 2015. - № 1 (34). - С. 33-36.

3. Корольков, А.Н. Мини-гольф : теоретические и методические основы спортивной подготовки : монография / А.Н. Корольков. - М. : Эдитус, 2015. - 263 с. - ISBN 978-5-00058-310-4.

4. Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена : научная монография / А.Н. Веракса, А.Е. Горовая, А.И. Грушко, С.В. Леонов. - М. : Спорт, 2016. - 208 с. -ISBN 978-5-9907240-6-8.

5. Фризен, А.И. Возможности применения устройства для измерения скорости мячей в паттинге и мини-гольфе / А.И. Фризен, О.И. Фризен, А.Н. Корольков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 225-231.

6. Martin, K. Imagery used in sport: A literature review and applied model / K. Martin, S. Moritz, C. Hall // Sport Psychologist. - 1999. - № 13. - P. 245-268.

7. The Sport Imagery Questionnaire (Imagery use by athletes: Development of The Sport Imagery Questionnaire) / C. Hall, D. Mack, A. Paivio, H. Hausenblas // International Journal of Sport Psychology. - 1998. - № 29. - P. 73-89.

REFERENCES

1. Doronina, M.N. (2015), "Investigation of the influence of the imagination on the development of methods of athletic performance", Basic Research, No. 2-18, pp. 4017-4022.

2. Korol'kov, A.N. and Friesen, O.I. (2015),"Mental worries while playing mini golf (on thumbnails golf example, in a boarding house "Olympic-Dagomys")", Proceedings of the Sochi State University, Vol.34, No. 1, pp. 33-36.

3. Korol'kov, A.N. (2015), Mini Golf: theoretical and methodological foundations sports training: monograph, Editus, Moscow, ISBN 978-5-00058-310-4.

4. Veraksa, A.N., Gorovaya, A.E., Grushko, A.I. and Leonov, S.V. (2016), Mental training in the psychological preparation of the athlete: monograph, Sport, Moscow, ISBN 978-5-9907240-6-8.

5. Friesen, A.I., Friesen, O.I. and Korol'kov, A.N. (2016), "Possibilities of use of the device for measuring the speed of balls at the putting and mini-golf", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp. 225-231.

6. Martin, K., Moritz, S. and Hall, C. (1999), Imagery used in sport: literature review and applied model, Sport Psychologist, No. 13, pp. 245-268.

7. Hall, C., Mack, D., Paivio, A. and Hausenblas, H. (1998), "The Sport Imagery Questionnaire (Imagery use by athletes: Development of The Sport Imagery Questionnaire)", International Journal of Sport Psychology, No. 29, pp. 73-89.

Контактная информация: korolkov07@list.ru

Статья поступила в редакцию 22.06.2016

УДК 796.853.23:159.9

АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ К ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алексей Григорьевич Левицкий, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) Андрей Александрович Близневский, соискатель, Михаил Дмитриевич Кудрявцев, доктор педагогических наук, доцент, Сибирский федеральный университет, (СФУ), г. Красноярск

Аннотация

В статье представлен анализ отношения юных дзюдоистов к тренировочной и спортивной деятельности. Для анализа отношения юных дзюдоистов к тренировочной и соревновательной дея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.