УДК 796.035
спортивно-оздоровительный туризм как средство развития внимания у пожилых ЛЮДЕЙ
Аспирант, старший преподаватель Е. В. Филиппова,
Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону.
Контактная информация для переписки: 344022, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького 260, кв. 42.
в статье рассматриваются особенности внимания в пожилом возрасте. Представлена динамика развития внимания средствами спортивно-оздоровительного туризма. Даётся обоснование результатов экспериментальных исследований.
Ключевые слова: пожилые люди; внимание; спортивно-оздоровительный туризм; образование.
введение. Одним из важнейших психических процессов, обеспечивающих успешность запоминания и результативность всех мыслительных операций, является внимание.
Ещё в начале ХХ века учёные-психологи вели борьбу «за» и «против» понятия «внимание». Некоторые учёные считали, что данное понятие - всего лишь ярлык, служащий прикрытием при невозможности объяснить какое-либо явление. Сегодня уровнем внимания определяются все стороны повседневной жизни. Диагностика внимания проводится при приёме детей в школу, при отборе для различной профессиональной деятельности, для определения текущего состояния человека.
Основным критерием внимания считается сосредоточенность на выполнении определённой деятельности [5].
Русский психолог Н. Н. Ланге, объясняя понятие «внимание», говорил, что невозможно одновременно совершать два разных действия, например, слушать чью-то речь и решать математическую задачу. Психическое явление, которое господствует в данный момент, находится в центральном поле сознания. Остальные явления оттесняются доминирующим и занимают периферию нашего сознания. Такое господство данного психического явления в данный момент времени Н. Н. Ланге и назвал вниманием.
От того, насколько развито у человека данное качество, зависит его успех в обучении и в трудовой дея-
тельности.
Актуальность. В пожилом возрасте происходят специфические нарушения внимания, которые влекут за собой изменения поведения и невозможность выполнять определённую деятельность. Человек к старости становится рассеянным. Наиболее страдают в пожилом возрасте избирательность внимания - способность концентрироваться на предлагаемом задании во время других отвлекающих симптомов, и распределение внимания - способность одновременно воспринимать и обрабатывать несколько источников информации. Концентрация внимания (способность концентрироваться на предлагаемой задаче без отвлечения на что-либо другое) остаётся достаточно сохранной и лишь в старческом возрасте претерпевает незначительные ухудшения [2].
Снижение внимания в пожилом возрасте является следствием ухудшения восприятия. Пожилые люди медленнее, чем в более молодом возрасте воспринимают и обрабатывают информацию. Ослабление когнитивных способностей приводит к общему снижению интеллектуальных функций, что негативно сказывается на качестве жизни людей пожилого возраста.
Внимание, так же как и память, можно развивать. В изученной нами литературе мы выявили, что улучшить показатели внимания можно при занятиях спортивным ориентированием [7, 8]. При исследовании физкультурно-оздоровительных методик, разработанных для пожилых людей, мы также выявили улучшение показателей внимания [4, 6].
Методика проведения исследования. Анализируя вышеизложенные факты, мы предположили, что разработанная нами программа для пожилых людей на основе использования средств спортивного туризма является эффективной для развития внимания людей данной возрастной группы. В процессе реализации нашей программы использовались в основном познавательный, игровой и соревновательный методы.
№2 ! 2014
57
Познавательный метод включает изучение условных топографических знаков, топографических карт и схем местности, туристских узлов и способов их применения, а также изучение теоретического раздела программы по технике безопасности, об основах медицинских знаний и технике спортивно-оздоровительного туризма. Игровой метод содержит игры и конкурсы на основе изученного материала. Соревновательный метод предусматривает участие пожилых людей в соревнованиях по спортивному ориентированию и по туристскому многоборью в рамках изученного материала с учётом их физических возможностей и состояния здоровья.
Для развития внимания и памяти обучение по программе спортивно-оздоровительного туризма проводилось на основе специально разработанных учебно-тренировочных заданий с использованием дидактического материала и простого туристского снаряжения: карточек, с изображением топографических условных знаков, топографических карт и схем местности, верёвок различного диаметра и длины, туристских карабинов. Занятия строились по принципу - от простого к сложному.
Алгоритм выполнения заданий на примере занятий по теме «Туристские узлы» следующий: Сначала занимающимся разъяснялось для чего необходимо уметь завязывать туристские узлы, ставилась цель занятия -научиться завязывать туристские узлы. Затем инструктор показывал технику завязывания того или иного узла, после чего участникам предлагалось самим выполнить задание. И только после закрепления навыков вязания узла занимающимся предлагалось выполнить упражнение с его применением, например, при организации самостраховки.
Полученные результаты годового исследования позволили адекватно оценить развитие внимания у пожилых людей.
Программа реализовалась на базе спортивных комплексов «Олимп» и «Содружество» города Волгодонска, а также на базе туристского клуба «Вертикаль» Волгодонской атомной станции и филиала «РГЭУ (РИНХ)» в городе Волгодонске Ростовской области. В исследовании принимали участие пожилые люди (55-74 года женщины, 60-74 года мужчины), занимавшиеся в группах спортивно-оздоровительного туризма по нашей программе в течение года (69 человек), и люди пожилого возраста, занимавшиеся в других группах здоровья спортивными играми, дозированным бегом, ходьбой, оздоровительной гимнастикой (67 человек).
Эксперимент состоял из следующих этапов:
входная диагностика.
Обучение занимающихся по разработанной нами программе.
Промежуточный срез уровня развития показателей внимания.
Итоговое тестирование. Сравнение результатов.
Полученные данные обрабатывались методами математической статистики с использованием компьютерной программы.
При исследовании динамики изменения внимания использовалась корректурная проба Бурдона-Анфимова и определялись следующие показатели [1]:
• Темп работы (А, знаков в с).
• Точность (Т, усл. ед.).
• Продуктивность внимания (Е, знаков).
• Концентрация внимания (К, %).
• Коэффициент умственной работоспособности (А ур, %).
Все измерения у пожилых людей проводились в состоянии покоя перед занятием. Испытуемые во время тестирования были разделены на небольшие группы - по 3-5 человек. Каждый участник эксперимента на момент тестирования имел хорошее самочувствие и настроение (согласно опросу).
Все испытуемые были разделены на 4 подгруппы:
• женщины 55-64 года;
• женщины 65-74 года;
• мужчины 60-67 лет;
• мужчины 68-74 года.
Полученные данные были рассчитаны с использованием методов математической статистики [3] и проверены в офисном приложении Microsoft Excel.
Для анализа эффективности проведенного эксперимента в каждой подгруппе в отдельности сравнивались средние результаты в начале и в конце эксперимента.
Установлено, что в начале эксперимента почти все значения внутри экспериментальных групп имели отклонения от средних показателей в норме, т. к. коэффициент вариации (V) < 35% (если коэффициент вариации < 35%, группа считается однородной по величине рассматриваемого признака) [3]. Лишь у женщин 65-74 лет группа не однородна по величине коэффициента умственной работоспособности, т. к. коэффициент вариации > 35%. В контрольных подгруппах все значения имели отклонения от средних показателей в норме (V < 35%). В конце эксперимента все значения коэффициента вариации в экспериментальных подгруппах существенно снизились. Это говорит о том, что все показатели стали более стабильными. В контрольных подгруппах существенного снижения значений коэффициента вариации не обнаружено.
Результаты сравнения полученных изменений в экспериментальных и контрольных группах по t-критерию Стьюдента представлены в таблице.
Найденные фактические значения t-критерия Стьюдента (Ыаб) в экспериментальной группе почти по всем показателям превышают критические значения 0:кр). Лишь у женщин в возрастной группе 65-74 года и у мужчин в возрастной группе 68-74 года фактическое значение t-критерия Стьюдента (Ыаб) < критического значения 0:кр) по показателю темпа работы (Л зн в с) (Р > 0,05). Также у женщин данной возрастной группы не наблюдалось значимое улучшение по показателю концентрации внимания (К %), а у мужчин возрастной группы 60-74 года - по показателю продуктивности внимания, где Ыаб < :кр.
Таблица
Пол возраст, лет Кол-во человек ЭГ Различия по Ькритерию Стьюдента Кол-во, человек КГ Различия по Ькритерию Стьюдента
Темп работы (Л зн в с)
Женщины 55-64 28 Н1 3,116±0,21 2,696 Р< 0,05 26 2,943±0,202 0,433 Р > 0,05
Н2 3,399±0,202 2,99±0,209
65-74 14 Н1 2,567±0,288 1,609 Р > 0,05 13 2,691±0,273 0,074 Р > 0,05
Н2 2,812±0,288 2,702±0,28
Мужчины 60-67 16 Н1 3,048±0,418 1,863 Р < 0,05 17 2,835±0,264 0,098 Р > 0,05
Н2 3,337±0,294 2,848±0,252
68-74 11 Н1 2,61±0,238 0,946 Р > 0,05 11 2,62±0,252 -0,165 Р > 0,05
Н2 2,739±0,255 2,599±0,238
Точность (Т ^ усл ед
Женщины 55-64 28 Н1 0,897±0,023 3,288 Р< 0,05 26 0,92±0,015 -1,04 Р > 0,05
Н2 0,929±0,019 0,912±0,015
65-74 14 Н1 0,868±0,047 4,891 Р < 0,05 13 0,906±0,029 0,684 Р > 0,05
Н2 0,929±0,045 0,915±0,025
Мужчины 60-67 16 Н1 0,936±0,022 2,952 Р < 0,05 17 0,928±0,021 -0,57 Р > 0,05
Н2 0,958±0,014 0,921±0,023
68-74 11 Н1 0,847±0,038 5,576 Р < 0,05 11 0,907±0,038 0,767 Р > 0,05
Н2 0,915±0,023 0,918±0,027
Продуктивность внимания (Е зн)
Женщины 55-64 28 Н1 840,536±61,346 3,873 Р< 0,05 26 812,423±56,536 0,198 Р > 0,05
Н2 943,893±51,367 818,462±58,687
65-74 14 Н1 682,929±95,116 2,112 Р < 0,05 13 731,077±82,405 0,384 Р > 0,05
Н2 779,357±86,224 747,615±81,141
Мужчины 60-67 16 Н1 885,375±121,137 1,728 Р > 0,05 17 789,706±80,085 -0,004 Р > 0,05
Н2 961,75±83,867 789,529±76,947
68-74 11 Н1 663,273±71,185 2,454 Р < 0.05 11 712,909±75,315 0,159 Р > 0.05
Н2 750,909±66,73 718,909±70,3
Концентрация внимания (К %)
Женщины 55-64 28 Н1 78,797±4,612 3,631 Р< 0,05 26 84,262±3,904 -0,956 Р > 0,05
Н2 85,895±3,762 82,875±2,788
65-74 14 Н1 73,577±9,43 1,735 Р > 0,05 13 81,296±5,729 -0,065 Р > 0,05
Н2 82,369±9,573 81,092±5,926
Мужчины 60-67 16 Н1 87,278±4,509 2,216 Р < 0,05 17 85,662±4,381 -0,741 Р > 0,05
Н2 90,881±3,086 81,811±9,883
68-74 11 Н1 69,578±7,739 5,411 Р < 0,05 11 82,026±7,756 0,351 Р > 0,05
Н2 83,119±4,677 83,148±5,971
Умственная работоспособность (Л ур)
Женщины 55-64 28 Н1 2,47±0,23 4,23 Р< 0,05 26 2,487±0,188 -0,052 Р > 0,05
Н2 2,885±0,189 2,482±0,184
65-74 14 Н1 1,916±0,368 3,393 Р < 0,05 13 2,295±0,301 -0,754 Р > 0,05
Н2 2,413±0,277 2,175±0,3
Мужчины 60-67 16 Н1 2,672±0,402 2,384 Р < 0,05 17 2,435±0,262 0,254 Р > 0,05
Н2 3,097±0,338 2,469±0,255
68-74 11 Н1 1,836±0,259 3,79 Р < 0,05 11 2,165±0,291 0,059 Р > 0,05
Н2 2,267±0,213 2,173±0,252
Примечание: Н1- до эксперимента; Н2 - после.
№2 I 2014
59
вывод. В целом, наши расчёты свидетельствуют о статистической значимости полученных результатов. Таким образом, с вероятностью > 95% (Р < 0,05) мы можем говорить о том, что результаты, полученные в ходе исследования, не случайны. А это подтверждает эффективность проведения физкультурно-оздоровительных занятий по разработанной нами программе на основе использования средств спортивного туризма.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бруннер, Е. Ю. Лучше, чем супервнимание: методики диагностики и психокоррекции: [психология внимания; оценочные тесты; развивающие игровые упражнения] / Бруннер Е. Ю. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 317 с. - Серия: Психологический практикум.
2. Геронтопсихология: учеб. пособие / под ред. проф. Г. С. Никифорова. - СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 391 с.
3. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2003. - 479 с.
4. Ладыгина, Е. Б. Содержание и направленность рекреационных занятий женщин пожилого возраста в группах здоровья: дис. ... канд. пед. наук / Е. Б. Ладыгина. - СПб., 2005.
- 307 с.
5. Психология: учебник для экономических вузов / под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 672 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»). - С. 155-165.
6. Савенко, М. А. Детерминанты активного долголетия людей пожилого возраста: дис. ... докт. мед. наук / М. А. Савенко.
- СПб., 2009. - 272 с.
7. Суханова, М. Г. Спортивное ориентирование как одно из средств воспитания физических и интеллектуальных способностей студентов: дис. ... канд. пед. наук / М. Г. Суханова. - М., 2004. - 170 с.
8. Фёдорова, Т. А. Педагогическая модель обучения спортивному ориентированию детей с нарушением слуха на основе использования упражнений креативного характера: дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Фёдорова. - Пермь, 2011. - 159 с.
SPORT AND HEALTH-IMPROvING TOURISM AS A MEANS OF
development of attention at elderly people
Lecturer, post-graduate student E. Filippova,
Rostov State University of Communication Lines, Rostov-on-Don.
Contact information: 344022, Rostov-on-Don, M.Gorky Str., 260, app.42.
Abstract. The article describes features of attention in old age. It presents the dynamics of development of attention by means of sport and health-improving tourism. The article also presents the substantiation of the results of experimental studies.
Key words: old people, attention, sport and health-improving tourism, topography signs, education.