Научная статья на тему 'Спортивно-оздоровительный сервис: от специализации к магистерской программе'

Спортивно-оздоровительный сервис: от специализации к магистерской программе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ СЕРВИС / СЕРВИСОЛОГИЯ / УСЛУГА / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / BACHELOR'S PROGRAM / MASTER'S PROGRAM / SOCIAL AND CULTURAL SERVICE / SPORT AND HEALTH IMPROVING SERVICE / SPECIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Росенко Светлана Ивановна, Велединский Валерий Георгиевич

В настоящее время в связи с предстоящим переходом на ГОС ВПО третьего поколения происходит трансформация системы подготовки специалистов в области сервиса. Большое значение при этом имеет определение профессиональных компетенций бакалавров и магистров сервиса, формируемых соответствующими дисциплинами образовательных программ. Применительно к сфере физической культуры анализ содержания и видов спортивно-оздоровительного сервиса выступает в качестве необходимого условия реализации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport and health improving service: from specialisation to program of the master

In connection with forthcoming transition to Educational Standards of the third generation there is a transformation of higher education system in the field of service. Thus, the great value has a definition of professional competences of bachelors and masters, formed by disciplines of educational programs. Thereupon in the sphere of physical culture the analysis of the content and kinds of sports service represents by itself as a necessary condition of realization of educational process.

Текст научной работы на тему «Спортивно-оздоровительный сервис: от специализации к магистерской программе»

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А.А. Питание в туристическом походе / А.А. Алексеев. - S-е изд., доп. - М. і Изд-во ФиС, 199S. - 64 с. і ил.

2. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / под общ. ред. Н.А. Гросс. - М. і Советский спорт, 2005. - 235 с. і ил. - (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц отклонениями в состоянии здоровья).

3. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная і учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М. і Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. -520 с.

4. Туризм и спорт і коллективная монография / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта [и др.] ; под ред. В.Л. Мутко [и др.]. - СПб. і [б. и.], 2009. - 415 с. і ил.

Контактная информация! [email protected]

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ СЕРВИС: ОТ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ К МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ

Светлана Ивановна Росенко, доктор социологических наук, профессор, Валерий Георгиевич Велединский, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация.

В настоящее время в связи с предстоящим переходом на ГОС ВПО третьего поколения происходит трансформация системы подготовки специалистов в области сервиса. Большое значение при этом имеет определение профессиональных компетенций бакалавров и магистров сервиса, формируемых соответствующими дисциплинами образовательных программ. Применительно к сфере физической культуры анализ содержания и видов спортивнооздоровительного сервиса выступает в качестве необходимого условия реализации образовательного процесса.

Ключевые слова: социально-культурный сервис, спортивно-оздоровительный сервис, сервисология, услуга, специализация, бакалавриат, магистратура.

SPORT AND HEALTH IMPROVING SERVICE: FROM SPECIALISATION TO

PROGRAM OF THE MASTER

Svetlana Ivanovna Rosenko, the doctor of sociological sciences, professor,

Valery Georgievich Veledinsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

In connection with forthcoming transition to Educational Standards of the third generation there is a transformation of higher education system in the field of service. Thus, the great value has a definition of professional competences of bachelors and masters, formed by disciplines of educational programs. Thereupon in the sphere of physical culture the analysis of the content and kinds of sports service represents by itself as a necessary condition of realization of educational process.

Keywords: social and cultural service, sport and health improving service, specialization, bachelor's program, master's program.

Цель публикации - обсудить некоторые перспективные и проблемные моменты, связанные со специальностью "Социально-культурный сервис и туризм" и специализацией, с подготовкой специалистов в области спортивно-оздоровительного сервиса.

Перед кафедрой социальных технологий ФУЭП стояла задача разработки учебного плана специализации, определения набора дисциплин, охватывающих сущность,

специфику, разные направления деятельности в пространстве будущей профессиональной деятельности выпускника с акцентом на сервисную деятельность. В частности, речь шла о разработке учебной дисциплины, отражающей спортивнооздоровительный сервис в качестве своего объекта. И такая дисциплина была разработана на кафедре социальных технологий, причем в сравнительно короткий срок. Два фактора сыграли при этом основную роль: формирование сервисологии как науки о сервисе и наличие большого эмпирического материала, большого задела в предметной области, не обобщенного в понятиях сервиса.

Появление монографии [12] дало основание утверждать, что складывается новая научная отрасль, междисциплинарный комплекс знаний о сфере сервиса, который может быть назван сервисологией. В словаре-справочнике "Туризм. Гостеприимство. Сервис" дано определение: "Сервисология - наука о сервисе, теоретико-прикладное направление исследований, связанное с изучением сервиса, сферы обслуживания" [13.

- С. 254.].

Теперь о самом понятии "спортивно-оздоровительный сервис". Согласно Государственному стандарту ГОСТ Р 50646 "Услуги населению. Термины и определения", социально-культурный сервис - это предоставление услуг культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма [15].

Таким образом, спортивно-оздоровительный сервис - это система экономически обоснованного создания, предоставления и потребления услуг, удовлетворяющих специальные потребности человека и связанные с программированием занятий специалистом (тренером, инструктором) в целях оздоровления и физического развития.

В современных условиях есть все основания утверждать, что на пересечении теории и практики физической культуры, валеологии и сервисологии формируется отрасль знания, изучающая сущность, закономерности возникновения, развития и функционирования спортивно-оздоровительного сервиса как специфического явления в сфере физической культуры и спорта - назовем ее с известной долей условности теория и технология спортивно-оздоровительного сервиса.

Теория и технология спортивно-оздоровительного сервиса - составная часть сервисологии. Многие положения, касающиеся спортивно-оздоровительного сервиса, можно считать общепризнанными. Именно они и легли в основу учебной дисциплины, которая в НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург получила название "Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса"

Цель и задачи учебной дисциплины "Содержание и виды спортивнооздоровительного сервиса", ее содержательные аспекты, компоненты системы спортивно-оздоровительного сервиса, их краткая характеристика были даны в наших предыдущих публикациях [3].

В настоящее время учебная дисциплина "Содержание и виды спортивнооздоровительного сервиса" изучается в цикле специальных дисциплин (дисциплин специализации) на третьем курсе дневной и на четвертом курсе заочной форм обучения. Однако сегодня перспективы этой учебной дисциплины в связи с предстоящим переходом на ГОС ВПО третьего поколения представляются достаточно туманными.

Дело в том, что с переходом на систему многоуровневого высшего образования специальность 100103 "Социально-культурный сервис и туризм" разделяется на направление 100200 "Туризм" и направление 100101 "Сервис", в рамках которых будет и профиль "Технология и организация спортивно-оздоровительных услуг" [1].

Анализ выяснения связей спортивно-оздоровительного сервиса как общественного явления позволил заключить, что он является подсистемой, по крайней мере, трех больших метасистем.

Во-первых, спортивно-оздоровительный сервис есть часть физической культуры, определенная форма ее функционирования и как часть этого целого обладает определенными технологическими функциями и свойствами физической культуры.

Во-вторых, так как речь идет преимущественно о сфере услуг, спортивно-

оздоровительный сервис оказывается частью экономики и несет в себе функции экономической деятельности.

В-третьих, спортивно-оздоровительный сервис предполагает конструирование услуги. Отсюда необходимость ориентации на функции сферы сервисной коммуникации, на обеспечение личностного подхода и индивидуализации физкультурноспортивного сервиса.

При этом удовлетворение запросов потребителя - физического лица становится, по существу, доминирующим, системообразующим элементом структуры, содержания, самой сущности спортивно-оздоровительного сервиса. Ориентация на потребителя выступает в качестве методологически значимого, принципиального положения при рассмотрении, сравнительном анализе и оценке результатов деятельности конкретного предприятия [14]. Таким образом, речь о трех группах функций, причем существующих не порознь, а в виде определенного единства.

При исследовании этих функций следует иметь в виду и то, что первые две метасистемы являются естественными в том смысле, что представляют собой продукт объективного общественно-исторического процесса. Принадлежность к ним определяет объективную же природу физкультурно-спортивного сервиса, которая проявляется спонтанно. Соответственно, и группы функций, вытекающих из принадлежности спортивно-оздоровительного сервиса к физической культуре и экономике, имеют характер предназначения для удовлетворения потребностей людей. Что же касается третьей метасистемы - сферы сервисной коммуникации, то эта система формируется целенаправленно конкретными специалистами (тренерами, инструкторами), владеющими соответствующими технологиями.

В ГОС ВПО третьего поколения особо подчеркивается значение сервисной составляющей в компетенциях выпускника [8], что обусловливает необходимость особого внимания к методологическим аспектам подготовки в сфере высшего профессионального образования (ВПО) специалиста по спортивно-оздоровительному сервису. Основу подготовки такого специалиста составит триада: сервисная, специальнотехнологическая и экономическая подготовка, причем каждая составляющая из этой триады имеет отчетливо выраженную специфику применительно к сфере спортивнооздоровительного сервиса.

Сервисная подготовка такого специалиста предполагает знания, умения и навыки, необходимые для конструирования новой услуги; для разработки инструкции или регламента на услугу; для управления качеством услуг; для обеспечения условий обслуживания; для обеспечения сервисной коммуникации с потребителем.

Конструирование услуги предполагает разработку на основе вновь выявленных потребностей и новых возможностей оборудования, модных тенденций документов на услугу: описаний, инструкций и т.д., устанавливающих характеристики услуги. Разрабатываются правила и условия обслуживания, обеспечивающие качество обслуживания, безопасность для здоровья потребителя. Совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов обеспечивают общее руководство качеством услуг и создают систему качества услуг, обеспечивающих удовлетворенность потребителя. Перечисленные аспекты характеризуют сервисную составляющую конструирования новой услуги.

Специально-технологическая подготовка специалиста по спортивно-

оздоровительному сервису должна обеспечивать свободную ориентацию в процессе оказания услуг, в требованиях и нормах, регламентирующих порядок и условия обслуживания в сфере спортивно-оздоровительного сервиса. Экономическая подготовка специалиста дает возможность создавать новые предприятия спортивнооздоровительного сервиса и организовывать эффективное функционирование уже существующих в условиях рыночной экономики, использовать комплекс методов и средств при создании и продвижении инноваций.

Таким образом, для обеспечения оптимального функционирования предприятия

спортивно-оздоровительного сервиса в современных условиях необходима сервисная подготовка: нужно научиться определять потребности - направленности потенциального и реального контингента потребителей и выстраивать деятельность в опоре на эти потребности.

Предметом деятельности специалиста в этом случае является взаимодействие людей в области спортивно-оздоровительного сервиса, т. е. в организациях, учреждениях, производящих, продвигающих, реализующих и предоставляющих спортивнооздоровительные услуги. Важнейшей задачей при этом выступает выявление оптимальных организационных и методических условий, при которых процесс сервисного взаимодействия будет наиболее эффективным. Установление закономерностей, действующих в этой сфере, разработка рекомендаций для сотрудников сервисных учреждений и потребителей позволит лучше использовать возможности организаций спортивно-оздоровительного сервиса для удовлетворения нужд потребителей.

Экономическая составляющая конструирования новой услуги обусловлена также тем, что выпуск такой услуги на рынок имеет существенное внутреннее противоречие: с одной стороны, необходимы предварительные организационные меры, подготовка, требующая времени, а порой и вложения немалых средств, с другой - скорый и скорейший выпуск новой услуги имеет свои неоспоримые преимущества. Это противоречие предприятиями спортивно-оздоровительного сервиса разрешается, как правило, в пользу инновации.

Однако одной мобильности, быстрой приспособляемости к требованиям изменяющегося спроса, открытости к достижениям научно-технического прогресса и модным тенденциям недостаточно. Необходима деятельность специалиста - профессионала в сфере сервиса, который выступает движущей силой всего процесса создания новой услуги. Это - предприниматель, способный к самостоятельному (рисковому) организационно-хозяйственному творчеству в сфере спортивно-оздоровительного сервиса с целью получения прибыли. В зависимости от уникальных особенностей вновь конструируемых и производимых услуг, уровня квалификации персонала, наличия и состава услуг конкурентов, предприятие занимает определенное положение на рынке услуг, завоевывает только ему принадлежащее положение, свою "нишу", концентрирует свои усилия на наиболее перспективных сегментах рынка. Предоставление услуг, имеющих рыночную новизну, дает возможность создавать новые предприятия и организовывать эффективное функционирование уже существующих, использовать комплекс методов и средств для продвижения инноваций [4].

Таким образом, становится очевидной необходимость сервисной подготовки в системе высшего профессионального образования (ВПО) в сфере физической культуры. Основу компетентности такого специалиста и составит сервисная, специальнотехнологическая и экономическая подготовка, в комплексе обеспечивающая возможности развития спортивно-оздоровительного сервиса как части досуговой инфраструктуры современной экономики. Именно по этим причинам было высказано предложение о включении учебной дисциплины "Спортивно-оздоровительный сервис" в программу подготовки магистров, что обеспечит расширенное изучение этой сферы сервиса, получение комплекса компетенций в результате подготовки в основных сферах спортивно-оздоровительного сервиса. Перспективные исследовательские проекты, обширные возможности производственной практики, расширение профессиональной ниши для выпускников - все это позитивные аспекты высказанной идеи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьева, Т.Н. Инновационная деятельность УМО / Т.Н. Ананьева //Образование в области сервиса и туризма: сб. статей. /Под ред. А.А. Федулина, Т.Н. Ананьевой. - М.: ИЦ "Маска", 2008.

2. Велединский, В.Г. Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса / В.Г. Велединский, А.Н. Чудных; СПб ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб.:[б.и.], 2007.

- 225 с.

3. Велединский, В.Г. Спортивно-оздоровительный сервисі формирование новой учебной дисциплины / В.Г. Велединский, С.И. Росенко // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. - 2007. - 9. С. 2S-31

4. Велединский, В.Г. Теоретические аспекты подготовки специалистов по сервису и туризму / В.Г. Велединский // Туризмі подготовка кадров, проблемы и перспективы развития! Труды 5-й Междунар. науч.-пр. конф. - М.і МГУ сервиса, 2003.- С. 2030.

5. Концептуальные и методологические аспекты формирования сервисологии

- науки синергийного типа / Т.Н. Ананьева, В.Э. Багдасарян, М.Н. Буткевич и др.; рук. авт. кол. В.Э.Багдасарян. - М.і Собрание, 200S.

6. Круглова, Т.Э. Магистерская подготовка. / Т.Э. Круглова; СПб ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб.і[б.и.], 2007.

7. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. - М.і ИЦ"Академия", 2004.

S. Морозова, Л.В. Особенности компетентстного подхода к разработке проекта ФГОС ВПО по направлению "Сервис" / Л.В. Морозова //Образование в области сервиса и туризмаі сб. статей. /Под ред. А.А. Федулина, Т.Н. Ананьевой. - М.і ИЦ "Маска", 200S. - С. 4S-52.

9. Росенко, С.И Спортивно-оздоровительный сервисі особенности учебной дисциплины в контексте сервисологии/ С.И. Росенко, В.Г. Велединский // Современные проблемы сервиса и туризма. - 200S. - 2.

10. Сервис и туризмі словарь-справочник /Под ред. Ю.П. Свириденко, О.Я. Гойхмана. - М.і Альфа-М, 200S.

11. Социально-культурный сервис и туризм. Вопросы истории, теории, техно-логииі Сб. науч. трудов. /Сост. В.Г. Велединский, Л.Н. Коптев. - СПб.і Изд-во СПб ГУСЭ. 2007.

12. Сфера услугі проблемы и перспективы развития. В 4-х т. / Под ред. Ю.П. Свириденко. - Т.1. Формирование сферы услуг. - М.і Вега Интел XXI, 2000. .

13. Туризм. Гостеприимство. Сервис. Словарь-справочник /Под ред. Л.П. Воронковой. - М.і Аспект Пресс, 2002.

14. Туризм и спорт. Коллективная монография. - СПб.і Изд-во НГУ им. П.Ф.Лесгафта, 2009. 229 с.

15. Услуги населению. Термины и определения. Государственный стандарт РФ Р 50646-94 // Мир качества. - 199S. - 15 с.

Контактная информация: [email protected]

СОСТАВ СРЕДСТВ ВЕДЕНИЯ ПОЕДИНКОВ ФЕХТОВАЛЬЩИКАМИ -РАПИРИСТАМИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ И МОТОРНЫМИ ТИПАМИ СПОРТСМЕНОВ

Михаил Анатольевич Рыдник, Заслуженный тренер России, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием эффективности соревновательной деятельности фехтовальщиков-рапиристов с учётом особенностей взаимосвязи двигательных качеств, моторных типов и технико-тактических компонентов соревновательной деятельности.

Ключевые слова: двигательные качества, двигательная подготовленность, моторный тип, соревновательная деятельность, уровни взаимосвязей, технико-тактическая подготовленность, тестирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.