Научная статья на тему 'Спортивно-оздоровительный сервис: формирование новой учебной дисциплины'

Спортивно-оздоровительный сервис: формирование новой учебной дисциплины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2537
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортивно-оздоровительный сервис: формирование новой учебной дисциплины»

нительское мастерство и артистичность, удовлетворенность спортивной деятельностью. Это показывает необходимость разработки и применения программ управления социально-психологической адаптацией гимнасток для повышения эффективности их спортивной деятельности.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ СЕРВИС: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В.Г. Велединский, С.И. Росенко

Современная культурная ситуация рассматривается как переходная к новому типу взаимодействия человека, общества и культуры. Одно из свидетельств этого процесса - появление и распространение в научно-теоретическом обиходе такого бинома, как "социокультурный" или "социально-культурный". Этот факт понимается как показатель обретённого в наши дни нового понимания диалектики взаимовлияния и плодотворного взаимодействия культуры (в том числе и физической) и общества. Проявлением этого процесса стало также введение в перечень направлений вузовской подготовки специальности 100103 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм". Среди специализаций, предлагаемых абитуриенту по этой специальности, числится и «Спортивно-оздоровительный сервис».

Именно эта специализация реализуется в СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта. Перед кафедрой социальных технологий встала задача разработки дисциплин, охватывающих сущность, специфику, разные направления деятельности в пространстве будущей профессиональной деятельности выпускника. В этой связи в учебный план специальности была включена дисциплина «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса».

Прежде всего, о самом понятии «спортивно-оздоровительный сервис». Согласно Государственному стандарту ГОСТ Р 50646 «Услуги населению. Термины и определения», социально-культурный сервис - это предоставление услуг культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма. Из анализа положений Государственного стандарта ГОСТ Р 50646 «Услуги населению. Термины и определения» вытекает, что подавляющее большинство услуг, производимых и потребляемых в отрасли «физическая культура и спорт» (будем их называть в дальнейшем «услуги физической культуры и спорта»), относятся именно к социально-культурным услугам. Спортивно-оздоровительные услуги - лишь часть услуг физической культуры и спорта, а спортивно-оздоровительный сервис - часть физкультурно-спортивного сервиса.

Чтобы выявить специфику спортивно-оздоровительных услуг, нужно учесть, что эти услуги: удовлетворяют специфические потребности; связаны с оздоровлением и физическим развитием человека; относятся к услугам физической культуры и спорта. Опросы потребителей спортивно-оздоровительных услуг, проведенные с участием студентов ГУФК, позволили разработать группировку мотивов обращения к спортивно-оздоровительным услугам:

1) стремление к отдыху, разрядке, компенсации условий жизни;

2) стремление к изменению физической формы;

3) стремление к межличностному общению;

4) стремление в той или иной степени к познанию, обогащению;

5) стремление к самоутверждению, самореализации.

В реальной действительности, как правило, существуют несколько мотивов, обусловливающих выбор конкретной спортивно-оздоровительной услуги и взаимно усиливающих друг друга. Тем не менее, всегда есть главный, преобладающий мотив, который определяет вид или набор избираемых услуг. Мотивация занятий, как видим, прежде всего, связана с движением, оздоровлением и физическим развитием. Немалое значение также имеют мотивы обретения спортивности, обогащения социальных связей.

Большое значение имеет определение содержания спортивно-оздоровительных услуг. Спортивно-оздоровительные услуги - это, как правило, услуги платные, коммерческие, групповые или индивидуальные. Это - собственно физкультурноспортивные услуги, т.е. связанные с обеспечением занятий физическими упражнениями и видами спорта в целях оздоровления и физического развития, в разнообразных организационных формах. Это - активные занятия физическими упражнениями и видами спорта по определенной программе на базе научно обоснованных методик, регламентированного времени занятий, под руководством специалистов. Спортивнооздоровительные услуги могут включать в себя консультирование, а также дополнительные и сопутствующие услуги.

На основе этих соображение было предложено определение.

Спортивно-оздоровительный сервис - это система экономически обоснованного создания, предоставления и потребления услуг, удовлетворяющих комплекс специальных потребностей человека и связанных с программированием занятий специалистом (тренером, инструктором) в целях оздоровления и физического развития. Иначе говоря, это - часть отрасли «физическая культура и спорт», которая производит свободно реализуемые на рынке спортивно-оздоровительные услуги, или тот сектор экономики, где в качестве товара выступают спортивно-оздоровительные услуги. Спортивнооздоровительная услуга в этом случае - своеобразный по форме и назначению товар, удовлетворяющий специальные потребности и существующий не в качестве вещи, а в качестве деятельности.

Теперь обратимся к учебной дисциплине, отражающей спортивнооздоровительный сервис в качестве своего объекта. В современных условиях есть все основания утверждать, что формируется отрасль знания, изучающая сущность, закономерности возникновения, развития и функционирования спортивнооздоровительного сервиса как специфического явления в сфере физической культуры и спорта - назовем ее с известной долей условности «теория и технология спортивнооздоровительного сервиса». Предметом интереса этой отрасли знания является деятельность по производству, продвижению и предоставлению спортивнооздоровительных услуг в ответ на потребности людей.

Зримой формой практической организации спортивно-оздоровительного сервиса являются многочисленные спортивные организации, предприятия, фирмы, клубы, предоставляющие спортивно-оздоровительные услуги. В своей практической деятельности сотрудники этих организаций каждый день решают взаимосвязанные задачи: производства, продвижения и предоставления спортивно-оздоровительных услуг; оздоровления, сближения человека с физической культурой, пропаганды здорового образа жизни и организации деятельности, достижения экономической устойчивости своего предприятия. В этом процессе происходит осознание, осмысление динамично развивающейся сферы спортивно-оздоровительного сервиса, привлекаются сведения из смежных областей, имеют место пробы, ошибки, удачи, делаются выводы, принимаются решения. В результате постепенно формируется массив знаний, нуждающийся в обобщении, систематизации, интеграции в особую отрасль знания, которая и может быть названа теорией и технологией спортивно-оздоровительного сервиса.

Этот комплекс или совокупность информации нуждается в оформлении и структурировании. Теория спортивно-оздоровительного сервиса как отрасль знания имеет различные аспекты, определяемые ее многоплановым содержанием:

• философско-культурологический;

• социологический

• социально-психологический;

• социально-педагогический;

• управленческо-правовой;

• сервисный;

• физкультурно-оздоровительный.

Таков основной круг вопросов, на которые должна дать ответ теория и технология спортивно-оздоровительного сервиса - составная часть сервисологии. Значительная часть информации, объединяемой этой отраслью знания, нашла отражение в публикациях научной печати, в специальных изданиях, обсуждалась на научных конференциях. Многие положения, касающиеся спортивно-оздоровительного сервиса, можно считать общепризнанными. Именно они и легли в основу учебной дисциплины «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса», целью которой является разработка научно-обоснованных представлений о сущности и основных понятиях, характеризующих спортивно-оздоровительный сервис; о процессах зарождения и развития спортивно-оздоровительного сервиса в историческом пространстве-времени; о функционировании предприятий спортивно-оздоровительного сервиса в современных условиях как сферы их будущей профессиональной деятельности; о современных видах спортивно-оздоровительного сервиса.

Исходя из изложенного понимания спортивно-оздоровительного сервиса, выделены следующие компоненты системы спортивно-оздоровительного сервиса.

1. Занятия и тренировки по видам спорта, осуществляемые в соответствии с характеристиками спортивно-оздоровительного сервиса (платные услуги, связанные с программированием занятий специалистом-тренером, инструктором, в целях оздоровления и физического развития). Здесь в равной мере могут быть представлены циклические, процессуальные, игровые виды спорта и единоборства.

2. Занятия и тренировки, использующие специфические природногеографические возможности в целях оздоровления и физического развития, опираясь на организационные возможности туризма. Это, как правило, - экстремальные, часто опасные для здоровья виды услуг с использованием возможностей гор, рек, моря, воздушной стихии, предоставляемые туристскими организациями и их партнерами (горные лыжи, рафтинг, дайвинг, кайтинг, виндсерфинг и т. п.). Сюда же можно отнести физкультурно-оздоровительные компоненты анимационных услуг в туризме.

3. Фитнес как комплексы специализированных занятий физическими и дыхательными упражнениями в целях оздоровления, поддержания физической формы и физического развития: аэробика всевозможных направлений и разновидностей; танцевальные классы (танцевальные направления в фитнесе); силовые классы с использованием специального оборудования; специализированные занятия с опорой на западные и восточные оздоровительные системы (дыхательная гимнастика, пилатес, калланети-ка, йога и др.).

4. Веллнес-технологии как сочетание методик оздоровления организма и достижения состояния физического и душевного благополучия.

Курс состоит из 5-ти разделов. В двух первых излагается главным образом философско-культурологический аспект курса. В исторической части рассматривается возникновение соответствующих потребностей людей, происхождение и исторический опыт общественных институтов и частных инициатив, возникающих для удовлетворения этих потребностей, функционирование системы физкультурно-спортивного сервиса в различных исторических условиях.

В третьем и пятом разделах излагаются отдельные вопросы социологического, социально-педагогического, социально-психологического аспектов, подробно рассматриваются виды спортивно-оздоровительного сервиса. В четвертом разделе представлены вопросы управленческо-правового и физкультурно-оздоровительного аспектов. Сервисный аспект теории спортивно-оздоровительного сервиса подробно не рассматривается, так как входит в рамки учебной дисциплины «Сервисная деятельность».

Учебная дисциплина «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса» изучается в цикле специальных дисциплин (дисциплин специализации) на третьем курсе дневной и на четвертом курсе заочной форм обучения. Курс представляет собой синтез, сведение воедино знаний о спортивно-оздоровительном сервисе, полученных в курсах «Человек и его потребности», «Сервисная деятельность», «История физической

культуры и спорта», а также медико-биологической и экономической информации, содержащейся в курсах «Валеология», «Безопасность жизнедеятельности», «Экономика и предпринимательство». «Менеджмент, Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме», изучение которых предусмотрено учебным планом специальности.

Учебная дисциплина «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса» обеспечивает научный уровень выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ по спортивно-оздоровительному сервису и туризму, а также усиливает специальную сервисную подготовку, необходимую в сфере будущей профессиональной деятельности выпускника.

Опыт преподавания учебной дисциплины показал, что она вызывает интерес у студентов. Они активно посещают предприятия спортивно-оздоровительного сервиса, изучают периодику, выбирают проблематику дисциплины в качестве курсовых и дипломных работ. Дисциплина «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса» - новая для вуза, для кафедры социальных технологий. Формирование дисциплины продолжается, и мы будем благодарны за вопросы, замечания и предложения.

ИССЛЕДОВАНИЕ УСТАНОВКИ КАК ПЕРЦЕПТИВНОГО МЕХАНИЗМА ОШИБОК ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ АМПЛИТУД ДВИЖЕНИЙ

В.И. Гончаров

Объяснение ошибок воспроизведения амплитуд движений перцептивными механизмами не ново. Их связывают с недооценками и переоценками предъявляемых амлпитуд (Е.Г. Шумков, 1909; Браун, Кнауфт, Розенбаум, 1948; Н.Р. Богуш, 1962; Е.П. Ильин, 1972 и др). Считается, что малые амплитуды чаще всего недооцениваются, а большие - переоцениваются. Сами же недооценки и переоценки объясняются работой механизмов самооптимизации, которые при воспроизведении малых амплитуд (малый афферентный поток) увеличивают за счет перевода, а при воспроизведении больших амплитуд (большой афферентный поток) уменьшают за счет недовода афферентный приток к центру (Е.П. Ильин, 1972). В результате этого совершается движение по оптимальной амплитуде, средней по величине, которой соответствует оптимальный поток афферентного возбуждения.

Для анализа перцептивной природы характерных ошибок мы провели специальное исследование. Оно было выполнено в соответствии с нашей гипотезой о том, что недооценки и переоценки амплитуд движений связаны с действием установки, которую определяют как «складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано» (Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1983.- С.382).

Исследование состояло из нескольких серий опытов. В первой серии исследования было проведено два опыта. Испытуемыми в них были 14 студентов РГПУ им. А.И. Герцена. В первом опыте они запоминали и воспроизводили с использованием кинематометра М. Жуковского последовательно амплитуды в 20, 45 и 70 угловых градусов. Каждая из этих амплитуд предъявлялась пять и воспроизводилась 15 раз. Второй опыт отличался от первого тем, что запоминания и воспроизведения амплитуды 45° не было. Сразу же после последнего воспроизведения амплитуды в 20° шло предъявление и воспроизведение амплитуды в 70°.

Планируя эти опыты, мы исходили из следующего: если характерные ошибки происходят за счет действия установки, ориентированной на какие-либо привычные амплитуды, то это действие можно изменить, вырабатывая экспериментальным образом дополнительную установку. Так как экспериментальную перцептивную установку, называемую фиксированной, формируют посредством предъявления определенным образом подобранного однородного материала (вспомним классический опыт с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.