Научная статья на тему 'Спортивно-игровые практики в социокультурном измерении'

Спортивно-игровые практики в социокультурном измерении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
134
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВЫЕ ПРАКТИКИ / ЭТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТА / ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ / GAME / PLAY PRACTICE / THE ETHICAL POTENTIAL OF SPORT / CULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смойлов Андрей Александрович, Пурынычева Галина Михайловна

Рассмотрены функции игровых практик в традициях народа разных культур, роль спортивно-игрового события в жизнедеятельности нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смойлов Андрей Александрович, Пурынычева Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS-GAMBLING PRACTICES IN THE SOCIAL AND CULTURAL DIMENSION

An investigation of the functions of gaming practices in the folk traditions of various cultures and the role of sports and gaming events in the life of the nation.

Текст научной работы на тему «Спортивно-игровые практики в социокультурном измерении»

УДК 316.4

А.А. СМОЙЛОВ, Г.М. ПУРЫНЫЧЕВА СПОРТИВНО-ИГРОВЫЕ ПРАКТИКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ

Ключевые слова: игра, игровые практики, этический потенциал спорта, ценности культуры.

Рассмотрены функции игровых практик в традициях народа разных культур, роль спортивно-игрового события в жизнедеятельности нации.

А.А. SMOYLOV, G.M. PURYNYCHEVA SPORTS-GAMBLING PRACTICES IN THE SOCIAL AND CULTURAL DIMENSION

Key words: game, play practice, the ethical potential of sport, cultural values.

An investigation of the functions of gaming practices in the folk traditions of various cultures and the role of sports and gaming events in the life of the nation.

Опыт истории показывает, что в условиях системного кризиса оказываются поставленными под сомнение существующие модели политической, экономической, социальной организации общества в целом. В таких ситуациях вызова любая идея, истинная или ложная, но понятная большинству, способна овладеть массами, объединять и направлять их. Известно, что жизнеспособность нации, государства, поддерживается не только политическими методами, но и культурноисторическими корнями и традициями, верой в свою исключительность, самобытность и предназначение. Утрата духовных и культурных ценностей нации приводит к кризису любого государственного строя, поскольку государство помимо обеспечения материальными средствами и гарантией безопасности, устанавливает определенные системы ценностей и идеалов, предписывает этические нормы поведения. При этом одной из основных задач государства является формирование национальной идентичности населения на основе общих ценностей, культурных традиций, исторически сложившихся совместных форм деятельности.

Существует мнение, что потребность иметь врага заложена в самой человеческой природе, поскольку это связанно с борьбой за выживание. Образ врага очень важен для ориентации человека в жизненном пространстве. Он стимулирует различные формы человеческих взаимоотношений, такие как коллективизм, солидарность, конкуренция, оппозиционность, враждебность, неуживчивость и т.д. Следует отметить, что противопоставления «они и мы» внутри государства могут усиливаться в результате социального расслоения, действий, связанных с избирательным применением законодательства, непонятной системой распределения материальных благ и ресурсов, и т.п. Такое положение благоприятно для появления и развития различных клановых структур, движений экстремистской направленности, что ведет к атомизированности основной части населения. На наш взгляд, персонализация «образа врага» может быть преодолена и уступить место абстрактному его пониманию при взаимодействии культурных, религиозных и спортивных центров Российской Федерации.

В процессе взаимодействий этнических культур в ходе исторического развития России общих культурных ценностей и традиций сформировалось гораздо больше, чем различий. Спорт является одной из культурных универсалий, сохраняющейся в национальном многообразии, демонстрирующей огромный потенциал для объединения и сплочения людей в их совместной деятельности, которую можно эффективно использовать для пропаганды и продвижения ценностей, отвечающих интересам единства государства. Представляется, что отстаивание ценностного базиса, сформированного из общекультурных благодетелей (свобода, нравственность, трудолюбие, справедливость, и т.п.), в спортивных практиках будет наиболее эффективным как для личности, так и для

социума в целом. Так, олимпийская идея оказала сильное объединяющее воздействие потому, что пропагандировала честное ведение борьбы, демонстрировала открытость, истинное проявление силы и человеческой воли. Несмотря на современные практики рыночного «потребления» спорта, олимпийские идеалы продолжают служить формированию высшим ценностным ориентирам для всего человечества или, по крайней мере, для значительной его части.

Современный спорт все больше влияет на все сферы общественной деятельности и характеризуется взаимовлиянием и взаимопроникновением. Занимаясь тем или иным видом спорта, мы воспринимаем и осваиваем манеры ведения спортивного поединка, определенные формы поведения, которые могут не всегда соответствовать ментальным особенностям. Формирование психофизических качеств у разных этнических культур зависело и было связано с рядом особенностей (климат, внешние связи, промысел и т.п.). Вероятно, что и отдельные виды деятельности, в том числе спортивные игры, могут восприниматься неоднозначно. Так, англосаксонские игры по степени агрессивности (на взгляд представителя иной культуры) неприемлемы и крайне вредны для человека.

Западноевропейская культура, предложившая миру многие игровые виды спорта, тесно связана с ценностями католической церкви, которая исторически формировала основы мировоззрения населения и регулировала уклад жизни и отношения в этих странах. Следует также отметить, что спортивные практики были важны для буржуазии как способ конструирования внешнего облика и манеры поведения. Буржуазные элиты задавали моду и стремились к превосходству не только в труде. Культ тела, стремления оттачивать свои движения могут трактоваться как «практика делания самого себя» где формируются индивидуализм, обособленность и свобода от общественных регу-лятивов. Логическое разделение игровых практик на аристократические и народные напрямую отражало чувственные и духовные потребности определенных социальных сословий. Аристократическая игровая тенденция проявлялась в таких видах, как теннис, регби, гольф, верховая езда, где важно формирование умений и навыков в презентации себя как джентльмена. Тогда как народная тенденция в игре (игра в футбол в рамках карнавала) характеризовалась непосредственностью и спонтанностью в своем возникновении и развитии и отличалась способностью отражать миросозерцание народного сословия как враждебное всякому завершению и увековечиванию. Возрастающая активность человека в индивидуальной и социальной жизнедеятельности определила становление спорта, основанного на ценностях строгой рационализации, специализации и успешности жизнедеятельности, а также представляла собой сублимативную практику самореализации. Трансформация системы спортивного досуга, которая привела к существенной переоценке символических ценностей, и в современном мире нуждается в адаптации традиционных видов спорта, унаследованных от англосаксонского мира. Спорт воплощает в себе черты укоренившего его общества, поэтому при организации спортивных практик нужно внимательно исследовать опыт других стран, а не бездумно перенимать его. Анализ проблемы показывает, что существенную роль в определении характера организации спорта играют культурное наследие, политико-экономическая ситуация, качество и характер образования в стране.

Исследуя тему организации спортивно-досуговой деятельности, следует учитывать коммерческий аспект и его значительное влияние на спорт в целом. Так, современными социологами отмечено [1. С. 75], что чрезмерная коммерциализация профессионального спорта ведет к закату идеологии национального государства, а значит, и национальных команд (приобретение спортсме-

нов из-за рубежа) В условиях, когда главенствующим фактором является получение прибыли, стратегия развития спорта будет определяться соответствующим образом: победа любой ценой, даже за счет здоровья спортсмена. Вместе с тем и любительский спорт растворяется в индустрии платных оздоровительных услуг. Яркая атрибутика, разнообразие новейшего оборудования современных спортивных сооружений создают привлекательные условия для проведения активного досуга, но «элитарность» таких заведений делает их малодоступными для рядовых граждан.

Спорт всегда был всеобъемлющим социальным фактором, который способен решать важные социальные и институциональные задачи, оказывать воздействие на общественные взаимоотношения. Социальная роль спорта может и, на наш взгляд, должна состоять в консолидации общества, в том чтобы спорт способствовал созданию новой морали в социумах, где регулирующие отношения между людьми и традиционные нормы, особенно в конфликтных ситуациях, утрачивают свою значимость.

Спортивно игровые практики, получившие признание во всем мире, являются отличным инструментарием для интеграции и вовлечения масс в активную деятельность на благо страны. На наш взгляд, особое внимание следует уделять не содержанию спортивных игровых практик, а тому, кто и как в них играет. Игры могут быть брутальными, стимулировать агрессию, порождать конфликты, но, по сути, это лишь арена для выплеска накопившихся в социуме эмоций. Взаимозависимость и взаимовлияние процессов в спорте и обществе очевидны. Определенную работу по консолидации легче провести в спортивных практиках, чем в социуме в целом, поэтому реализация честной конкурентной борьбы, уважение, а не подавление соперника, должны стать приоритетными направлениями как в тренировочных процессах, так и на состязаниях.

Литература

1. Дубин Б.В. Спорт в современных обществах: пример России // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 2 (70). С. 70-80.

2. Парсонс Т. О структуре социального действия. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2002.

880 с.

3. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. 1054 с.

4. Степанянц М.Т. Культура как гарант российской безопасности // Вопросы философии. 2012. № 1. С. 3-14.

СМОЙЛОВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - доцент кафедры физической культуры, Поволжский государственный технологический университет, Россия, Йошкар-Ола (smoilof@yandex.ru).

SMOYLOV ANDREW ALEKSANDROVICH - associate professor of Physical Education Chair, Volga State University of Technology, Russia, Yoshkar-Ola.

ПУРЫНЫЧЕВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА - доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии, Поволжский государственный технологический университет, Россия, Йошкар-Ола.

PURYNYСРEVA GALINA MIKHAYLOVNA - doctor of philosophical sciences, professor, head of Philosophy Chair, Volga State University of Technology, Russia, Yoshkar-Ola.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.