МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
СПОРТИВНАЯ ПОЛИТИКА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.А. ВОЛКОВ, НИУ ВШЭ, г. Москва
Аннотация
Сфера спорта во многих городах страдает от недостатка кадров, спортплощадок, а жители не имеют возможностей реализовать свой спортивный потенциал. Актуальной темой становится исследование перечисленных проблем, с которыми встречаются муниципалитеты, поскольку массовый спорт - это зона их ответственности. Для этого проведен анализ официальной статистики, а также исследование с помощью вопросника с 7 представителями муниципальных комитетов по спорту в различных муниципальных образованиях разных регионов. После выявления
проблем предложен ряд их возможных решений.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, местный уровень, запрос населения, проблемы.
SPORTS POLICY IN THE MUNICIPALITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
M.A. VOLKOV, NRU HSE, Moscow city
Abstract
The sphere of sports suffers from a lack of personnel, sports grounds in many cities. Residents do not have the opportunity to realize their sports potential to the full. Mass sports are the responsibility of municipalities, therefore, the study of the problems faced by municipalities becomes an urgent topic. For this purpose, an analysis of official statistics was carried out, as well as research was conducted using a questionnaire with 7 representatives of municipal sports committees in various municipalities of various regions. After identifying the problems, a number of possible solutions to these problems are proposed.
Keywords: physical culture, sports, local level, public demand, problems.
На спорт и физическую культуру на местном уровне тратится лишь 2,5% от бюджетов всех муниципалитетов России [7]. При этом учтем, что местный уровень отвечает лишь за массовый спорт [6]. Очевидно, что финансовых вложений часто не хватает, чтобы удовлетворить все запросы населения муниципалитета. Но только ли в финансах проблема? С какими же еще сложностями встречаются органы, отвечающие за спорт на муниципальном уровне?
В СССР система управления спортом была почти полностью централизированной [6]. В современной России управление спортом разделено между всеми уровнями власти. Всем спортом управляет Министерство спорта РФ, которое может передавать часть полномочий ниже
по иерархии уровней власти [1]. Если рассматривать расходные обязательства уровней власти, то федеральный уровень имеет наибольшее количество статей расходов. Основными являются расходы на подготовку и участие спортсменов в крупных международных соревнованиях, предотвращение нарушения антидопинговых правил, организацию и проведение официальных спортивных мероприятий разных уровней и др. [1]. Региональные власти же должны определять направления развития рассматриваемой сферы на территории субъекта, организовывать на ней разнообразные соревнования, устанавливать награды и премии спортсменам [1]. Местный уровень, как уже говорилось ранее, организует массовый спорт.
Для исследования состояния спорта на местном уровне и выявления проблем был проведен анализ статистики по теме, а также проанализированы ответы на вопросник представителей 7 комитетов, отвечающих за спорт на местном уровне.
Начнем с анализа статистики. На протяжении 10 рассматриваемых лет (2009-2019) численность людей, занимающихся любыми видами спорта, ежегодно растет, и за период выросла почти в два с половиной раза -с 25 до 59 млн чел. Методика подсчета, исходя из отчетов (критерии одинаковы на протяжении всех лет), не менялась, а значит, выросло именно количество людей, занимающихся физической культурой и спортом (ФКиС). Таким образом, можно понять, что популярность занятий спортом у людей растет, что может указывать на то, что политика по распространению и популяризации занятий ФКиС положительно влияет на население. Стоит отметить, что количество спортивных сооружений также непрерывно растет из года в год и по данным на 2019 г. составляет 322 758 ед., что почти на 100 000 больше,
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Год
— 300
(О
а 250 х 200 1- 150
3 100
о
8 50
га
о
чем в 2009 г. Большинство спортивных сооружений, порядка 75%, находится в муниципальной собственности [8].
Одна из самых важных частей спортивной политики - ее финансирование. Расходы на спорт в России также выросли за последние 10 лет, однако в период 2015-2018 гг. мы видим скачкообразный вид графика: расходы на спорт падают в 2016 и 2018 гг. по сравнению с предыдущим расчетным периодом (рис. 1). Схожая ситуация и с выделением средств на спорт из местных бюджетов (рис. 2). Рост расходов в 2017 г. может быть связан с завершением процесса подготовки к ЧМ по футболу в 2018 г. Кроме того, дополнительные средства могли выделяться на популяризацию спорта в стране в преддверии надвигающегося чемпионата. Существенный рост расходов в 2019 г. может быть связан с проведением Всемирной Универсиады в Красноярске в начале года или же с окончанием деятельности «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» [3].
Рис. 1.
Суммарные (всех уровней бюджета) расходы на спорт в России*
* Составлено автором на основании статистики Министерства спорта РФ.
Л
п......П......
Рис. 2.
Расходы на спорт в России в структуре местных бюджетов*
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
ГОД
Таким образом, мы видим постоянный рост всех показателей в разрезе 10 лет. Местные бюджеты на спорт также существенно увеличились. Однако перейдем к результатам ответов на вопросник, который был направлен в 85 подразделений муниципальных администраций разных регионов России. Было получено 7 ответов: 3 - от представителей городских округов, 3 - от представителей муниципальных районов и 1 - от представителя муниципального округа. В числе респондентов: Гвардейский городской округ (Калининградская область), Черныш-ковский муниципальный район (Волгоградская область), Якшур-Бодьинский муниципальный район (Республика Удмуртия), Городской округ Усть-Катав (Челябинская область), Уинский муниципальный округ (Пермский край), Баевский муниципальный район (Алтайский
край), Светлогорский городской округ (Калининградская область).
По словам респондентов, финансирование ФКиС в данных муниципалитетах происходит за счет местных бюджетов. Безвозмездных поступлений от местных жителей нет. Представитель Уинского округа отметил, что спортивные мероприятия часто получают финансирование в рамках программы «Развитие физической культуры и спорта в Уинском муниципальном округе Пермского края на 2021-2024 годы». Кроме того, существуют партнеры, которыми являются акционерные общества и федерации. Представитель Светлогорска также упомянул гранты, выделяемые на ту или иную спортивную деятельность, и отметил, что финансирование, по его мнению, достаточное. Все муниципалитеты, кроме Свет-
логорска, отметили, что финансирование недостаточное и средств на удовлетворение всех запросов населения не хватает. Таким образом, почти все респонденты отмечают недостаточное финансирование отрасли, главным источником которого является именно местный бюджет.
На личный взгляд респондентов, реализации спортивного потенциала жителей муниципалитета препятствует малое количество тренерских ресурсов, спортивных объектов, отсутствие новых спорткомплексов. Часть респондентов также выделяла недостаток бюджета для поездок на соревнования, что не дает развиваться наиболее успешным спортсменам в муниципалитете. Кроме того, некоторые отмечали, что они не могут финансово стимулировать спортсменов. Респондент из Светлогорска отметил, что все условия созданы, и, по его мнению, жители могут полностью реализовывать свой потенциал. Таким образом, видим закономерность, по которой представители управления считают, что наиболее успешные спортсмены в их муниципалитете не получают должной заботы, что существует нехватка тренерских ресурсов, и это также не дает полноценно развиваться отрасли в муниципальном образовании.
Отвечая на вопрос о существующих на данный момент трудностях в отрасли, респонденты выделили ряд проблем:
1. Недостаточное финансирование и финансирование по остаточному принципу.
2. Нехватка специализированных кадров.
3. Маленькая заработная плата работников в сфере.
4. Отсутствие условий для развития и занятий спортом.
5. Старение кадрового состава тренеров.
6. Отсутствие современных спортивных сооружений в сельской местности.
7. Стереотипное мышление граждан, занимающихся спортом.
Ряд проблем вытекает из предыдущих ответов респондентов, из чего следует, что проблемы зависят от запросов населения, которые также примерно схожи в разных муниципалитетах.
Можно отметить, что представители подразделений администраций муниципалитетов выделили основные проблемы. В ответах прослеживается связь между проблемами, выделяемыми служащими, и запросами населения. Мы видим, что действительно существует ряд проблем у муниципальной спортивной политики, и часть из них вовсе не связана только с малым финансированием, как могло предполагаться. Как можно решить данные проблемы?
Первым решением может стать принцип инициативного бюджетирования. Предлагается ввести принцип частичной самостоятельности жителей муниципальных образований в делах ФКиС. Жители должны сами решать, на какие объекты будут направлены свободные бюджетные средства, остающиеся после планирования всех постоянных затрат в конкретном году. Так мы сможем решить 1, 4, 6 и частично 7 проблемы.
Реконструкция и строительство новых спортивных объектов также могут быть реализованы с помощью механизма государственно-частного партнерства. Данный механизм выгоден как государству, так и бизнесу -инвесторам. На данный момент более 50 объектов спортивной инфраструктуры в различных регионах России реконструируются или строятся по ГЧП [5]. И это необходимо развивать, чтобы механизм затрагивал большее количество объектов. Положительные стороны такого партнерства (разделение рисков, право пользоваться государственным имуществом и др.) привлекают инвесторов, которые способны помочь в развитии спортивной сферы.
Проблема нехватки и старения тренеров может быть, прежде всего, решена введением государственной программы, схожей с программами «Земский врач» и «Земский учитель». Инициатива по проведению данной программы была выдвинута в 2020 г. Борисом Пайкиным, главой комитета по спорту в Государственной Думе [4], однако пока она не была реализована. Идея данной программы действительно достойная, условия реализации и преференции для молодых тренеров, участвующих в программе, по моему мнению, должны быть аналогичными для участников схожих программ.
Заключение
В ходе реализации полномочий в сфере ФКиС муниципалитеты сталкиваются с рядом проблем, которые не могут быть решены в кратчайшие сроки. О проблемах работники сферы, представители местных спортивных комитетов, депутаты разных уровней высказываются в интервью средствам массовой информации. Кроме того, ряд проблем можно проследить в официальной государственной статистике по динамике различных показателей, связанных с развитием физической культуры и спорта в муниципалитетах.
Таким образом, представляется возможным отметить следующее: на данный момент у муниципальной спортивной политики существует ряд проблем, который мешает удовлетворять все запросы населения. Все уровни власти РФ стараются их решать, однако выявленные трудности пока остаются нерешенными.
Вскрытые проблемы и пути их устранения могут быть использованы представителями различных уровней власти для совершенствования системы управления спортом в России.
е»)
Литература
1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. № 1661 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
4. «Земский тренер» [Электронный ресурс] // Тасс: [сайт]. - URL: https://tass.ru/sport/9526317 (дата обращения: 15.03.2021).
5. ГЧП в спорте [Электронный ресурс] // РосИнфра: [сайт]. - URL: https://rosinfra.ru/specials/sport (дата обращения: 19.03.2021).
6. Зотов, В.Б. Система муниципального управления. - М.: Кнорус, 2021.
7. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации за 2019 год [Электронный ресурс] // Министерство Финансов Российской Федерации: [сайт]. - URL: https: //minfin.gov.ru/ru/document/?id_4 = 130321-informatsiya_o_rezultatakh_provedeniya_ monitoringa_ispolneniya_mestnykh_byudzhetov_i_ mezhbyudzhetnykh_otnoshenii_v_subektakh_rossiiskoi_ federatsii_za_2019_god (дата обращения: 21.02. 2021).
8. Статистическая информация [Электронный ресурс] // Министерство Спорта Российской Федерации: [сайт]. - URL: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 21.02. 2021).
References
1. Government of the Russian Federation (2007), Federal Law No. 329-FZ of 04.12.2007 "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation".
2. Government of the Russian Federation (2021), Federal Law No. 131-FZ of 06.10.2003 (as amended on 30.12.2021) "On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation".
3. Government of the Russian Federation (2021), Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1661 of September 30, 2021 "On Approval of the State Program of the Russian Federation 'Development of Physical Culture and Sports' and on Invalidation of Certain Acts and Certain Provisions of Certain Acts of the Government of the Russian Federation" (with amendments and additions).
4. Tass (2021), "Zemskiy trainer" [Online], URL: https:// tass.ru/sport/9526317 (access date: 15.03.2021).
5. RosInfra (2021), PPPin sports [Online], URL: https:// rosinfra.ru/specials/sport (access date: 19.03.2021).
6. Zotov V.B. (2021), Municipal management system, Moscow: Knorus.
7. Ministry of Finance of the Russian Federation (2018), Information on the results of monitoring the execution of local budgets and inter-budgetary relations in the subjects of the Russian Federation for 2019 [Online], URL: https:// minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=130321-informatsiya_o_ rezultatakh_provedeniya_monitoringa_ispolneniya_ mestnykh_byudzhetov_i_mezhbyudzhetnykh_otnoshenii_ v_subektakh_rossiiskoi_federatsii_za_2019_god (access date: 21.02.2021).
8. Ministry of Sports of the Russian Federation (2021), Statistical information [Online], URL: https://minsport. gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf / (access date: 21.02.2021).