Научная статья на тему 'Спортивная подготовка курсантов Академии Федеральной службы исполнения наказаний России по прикладным видам спорта, как базовая подготовка сотрудников отделов специального назначения'

Спортивная подготовка курсантов Академии Федеральной службы исполнения наказаний России по прикладным видам спорта, как базовая подготовка сотрудников отделов специального назначения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ-ЧЛЕНЫ ГРУПП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПО ПРИКЛАДНЫМ ВИДАМ СПОРТА / ЭТАПЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ / СОТРУДНИКИ ОТДЕЛОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / SPORT TRAINING / PHYSICAL TRAINING / CADETS-MEMBERS OF SPORT PERFECTING GROUP IN APPLIED SPORTS / STAGES OF LONG-TERM PRACTICE / EMPLOYEES OF DISCIPLINARY INTERVENTION AND RESPONSE TEAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузыревский Роман Валентинович, Трунтягин Андрей Андреевич, Донскова Валерия Валериевна, Давыдов Денис Николаевич, Макаров Виталий Иванович

В статье проводится исследование с целью обоснования спортивной подготовки курсантов Академии Федеральной службы исполнения наказаний России по прикладным видам спорта, как базовой подготовки сотрудников отделов специального назначения. В статье представлен опыт многолетней спортивной подготовки курсантов-членов групп спортивного совершенствования (далее ГСС) по прикладным видам спорта в Академии Федеральной службы исполнения наказаний России. Изучено современное состояние физической подготовки сотрудников отделов специального назначения, система отбора и проведен статистический анализ отбора выпускников Академии Федеральной службы исполнения наказаний России членов ГСС по прикладным видам спорта за семь лет в подразделения специального назначения. Анализ хода и результатов исследования, статистика отбора и успешное выполнение служебных задач на протяжении семи лет службы выявила положительную динамику готовности выпускников к физическим и психическим нагрузкам, стрессовым ситуациям, связанных с применением боевых приемов борьбы и оружия. В статье дается ряд предложений для целенаправленной подготовки курсантов, в отделы специального назначения, используя ведомственные образовательные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пузыревский Роман Валентинович, Трунтягин Андрей Андреевич, Донскова Валерия Валериевна, Давыдов Денис Николаевич, Макаров Виталий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Athletic instruction of cadets of the academy of the Federal penal service of Russia in applied combative electives as a basic training of disciplinary intervention and response teams

The article carries out the research with the goal to substantiate the sports training in applied sports for the cadets of the Academy of the Federal Penal Service (FPS), as a basis main training of disciplinary intervention and response teams (DIRTs). The article presents the experience of long-term sports training of the cadets members of the sport-perfecting group (referred as SPG) in applied sports at the Academy of the FPS of Russia. The current state of physical training of employees of DIRTs selection system is studied and the statistical analysis of the selection of graduates of the Academy of the FPS of Russia was carried out. The analysis of the progress and research results, statistics and the successful adherence to official duty performances within all seven-year service stages have proved the graduates' positive dynamic readiness for physical and mental stress, stressful situations associated with fighting methods of combat and weapons application. The article provides a number of suggestions for targeted training of the specialists in DIRT using departmental educational organizations.

Текст научной работы на тему «Спортивная подготовка курсантов Академии Федеральной службы исполнения наказаний России по прикладным видам спорта, как базовая подготовка сотрудников отделов специального назначения»

УДК 796.07

СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ ПО ПРИКЛАДНЫМ ВИДАМ

СПОРТА КАК БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Роман Валентинович Пузыревский, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Андреевич Трунтягин, доцент, Академия права и управления Федеральной службы

исполнения наказаний, г. Рязань; Валерия Валериевна Донскова, старший преподаватель, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, г. Рязань; Денис Николаевич Давыдов, аспирант, Виталий Иванович Макаров, аспирант,

Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

В статье проводится исследование с целью обоснования спортивной подготовки курсантов Академии Федеральной службы исполнения наказаний России по прикладным видам спорта, как базовой подготовки сотрудников отделов специального назначения. В статье представлен опыт многолетней спортивной подготовки курсантов-членов групп спортивного совершенствования (далее ГСС) по прикладным видам спорта в Академии Федеральной службы исполнения наказаний России. Изучено современное состояние физической подготовки сотрудников отделов специального назначения, система отбора и проведен статистический анализ отбора выпускников Академии Федеральной службы исполнения наказаний России членов ГСС по прикладным видам спорта за семь лет в подразделения специального назначения. Анализ хода и результатов исследования, статистика отбора и успешное выполнение служебных задач на протяжении семи лет службы выявила положительную динамику готовности выпускников к физическим и психическим нагрузкам, стрессовым ситуациям, связанных с применением боевых приемов борьбы и оружия. В статье дается ряд предложений для целенаправленной подготовки курсантов, в отделы специального назначения, используя ведомственные образовательные организации.

Ключевые слова: спортивная подготовка, физическая подготовка, курсанты-члены групп спортивного совершенствования по прикладным видам спорта, этапы многолетней подготовки, сотрудники отделов специального назначения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p228-233

ATHLETIC INSTRUCTION OF CADETS OF THE ACADEMY OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA IN APPLIED COMBATIVE ELECTIVES AS A BASIC TRAINING OF DISCIPLINARY INTERVENTION AND RESPONSE TEAMS

Roman Valentinovich Puzyrevsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrei Andreevich Truntyagin, the senior lecturer, the Academy of the Federal penal service of Russia, Ryazan; Valeria Valerievna Donskova, the senior teacher, Ryazan State University named for S. Yesenin; Denis Nikolaevich Davydov, the post-graduate student, Vitaliy Iva-novich Makarov, the post-graduate student, Moscow State Academy of Physical Education,

Malakhovka

Abstract

The article carries out the research with the goal to substantiate the sports training in applied sports for the cadets of the Academy of the Federal Penal Service (FPS), as a basis main training of disciplinary intervention and response teams (DIRTs). The article presents the experience of long-term sports training of the cadets - members of the sport-perfecting group (referred as SPG) in applied sports at the Academy of the FPS of Russia. The current state of physical training of employees of DIRTs selection system is studied and the statistical analysis of the selection of graduates of the Academy of the FPS of Russia was carried out. The analysis of the progress and research results, statistics and the successful adherence to official duty performances within all seven-year service stages have proved the graduates' positive dynamic readiness for physical and mental stress, stressful situations associated with fighting methods of combat and weapons application. The article provides a number of suggestions for targeted training of the specialists in DIRT

using departmental educational organizations.

Keywords: sport training, physical training, cadets-members of sport perfecting group in applied sports, stages of long-term practice, employees of disciplinary intervention and response teams.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций правоохранительных служб в последние годы приобретает особую значимость. Это связано с тем, что выпускникам приходится выполнять свои служебные обязанности в условиях опасных для жизни и здоровья, контактировать с лицами, имеющие высокую степень социально-нравственной деформации личности. И в большей степени с такими ситуациями сталкиваются сотрудники отделов специального назначения. Подготовка сотрудников в данные подразделения целенаправленно не ведется и основанием распределения в данные подразделения является тщательный отбор. В работе ряда авторов описываются экс-пертно-эмпирические основания отбора сотрудников подразделений специального назначения органов внутренних дел для выполнения специализированной служебной деятельности [1].

Однако проблема, которую мы сегодня обсуждаем, с одной стороны, относится к разряду вечных и неисчерпаемых, а с другой стороны, настолько остра, что требует скорейшего разрешения. В первую очередь, эта проблема связана с целенаправленной подготовкой специалистов по физической подготовке для отделов специального назначения используя ресурсы ведомственных образовательных организаций, а именно, целью исследования является обоснование спортивной подготовки курсантов Академии ФСИН России по прикладным видам спорта, как базовой подготовки сотрудников отделов специального назначения.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с поставленной целью ставились и решались следующие задачи:

- изучить современное состояние физической подготовки сотрудников отделов специального назначения, систему отбора и провести статистический анализ отбора выпускников Академии ФСИН России членов ГСС по прикладным видам спорта за семь лет в подразделения специального назначения;

- разработать предложения по реализации данных исследования.

Теоретический анализ, изучение практики подготовки сотрудников Министерства

внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний (далее ФСИН), Федеральной службы судебных приставов и личный опыт авторов показал, что существующий механизм, организационные структуры и действующее законодательство в определенной степени устарели и не способствуют повышению уровня физической подготовленности личного состава. Отсутствует должный уровень контроля и ответственности кадровых аппаратов за организацией и содержанием профессионального обучения.

Например, действующее наставление по физической подготовке для сотрудников уголовно-исполнительной системы, на данный момент не может полностью урегулировать общественные отношения в области физической подготовки для всех категорий сотрудников в уголовно-исполнительной системе и в частности, отсутствует реализация пункта 3.1 приказа № 301 от 12 ноября 2001 года - организация переподготовки и повышения квалификации специалистов физической подготовки и спорта, преподавательского состава образовательных организаций ФСИН России [2]. Как факт, подготовка различных категорий сотрудников осуществляется или на общественных началах, или с приглашением специалистов из других структур.

В территориальных органах в большинстве случаях для проведения занятий с сотрудниками подразделений по разделу «Боевые приемы борьбы» привлекаются сотрудники специального назначения, как самых подготовленных, а ведь и этой категории

необходима соответствующая подготовка. Опыт специального факультета Академии ФСИН России готовивших начальствующий состав для подразделений ОСН ФСИН России и просуществовавшего два года с 1996-1998 года забыт. А ведь идея подготовки сотрудников отделов специальных назначения должен занимать внимание руководства в первую очередь.

В настоящее время подготовка сотрудников специального назначения направлена на обеспечение его постоянной боевой готовности, формирование у сотрудников высоких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, позволяющих своевременно и качественно выполнять поставленные служебно-боевые задачи в сложных условиях оперативной обстановки. Основными предметами обучения личного состава являются: специальная и тактико-специальная подготовка, общевойсковая тактика, огневая и физическая подготовка.

Подготовить отлично физически развитых, координированных, обладающих высокой степенью морально-психологической устойчивости, смелых, решительных, уверенных в своих силах и инициативных сотрудников, способных успешно действовать в сложной, быстроменяющейся, насыщенной опасными и критическими ситуациями обстановке при задержании и обезвреживании вооруженных преступников задача не простая и данная подготовка сотрудников осуществляется в соответствующих подразделениях, с затратами времени на обучение.

Хотелось бы отметить, что результаты статистического анализ отбора курсантов-спортсменов групп спортивного совершенствования по прикладным видам спорта Академии ФСИН России за семь лет в подразделения специального назначения подтвердили факт готовности выпускников к прохождению отбора в специальные подразделения.

Проведение опроса и бесед с выпускниками Академии ФСИН России, позволил авторам сделать вывод о том, что спортсмены-единоборцы в более чем в 50% распределяются в отделы специального назначения. В таблице 1 даны данные распределения выпускников - спортсменов групп спортивного совершенствования по дзюдо, самбо и рукопашному бою за 7 лет, распределенных в отделы специального назначения.

Таблица 1

№ Год выпуска Количество выпускников, распределенных в ОСН в %

п/п

1 2013 50

2 2014 58,3

3 2015 70,5

4 2016 45,4

5 2017 52,3

6 2018 81,8

7 2019 63,6

Анализ проведенного исследования показателей таблицы свидетельствует, что при отборе в ОСН УФСИН России предпочтение отдается спортсменам по самбо, дзюдо и рукопашному бою. Количество по годам их варьируется в зависимости от того сколько девушек-спортсменок выпускается с юношами.

Почему спортивная подготовка спортсменов - единоборцев является базовой или может стать таковой?

В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спортивная подготовка - тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки [3]. Спортивная подготовка включает

физическую, техническую, тактическую, психическую стороны подготовки спортсмена. Процесс многолетней подготовки спортсмена высокого класса начинается с 8-10 лет и продолжается до 35-40 лет. В среднем прикладными видами спорта начинают заниматься в 10-12 лет, а наивысшие достижения показывают: женщины в 20-25 лет, мужчины 23-26 лет. Становления спортивного мастерства от новичка до спортсмена высокой квалификации делится на подготовку в детско-юношеской спортивной школе (подготовка резервов) и в командах высших разрядов (высшее спортивное мастерство). Методики подготовки спортсменов в единоборствах и этапы многолетней подготовки описаны во многих исследованиях [4]. Отличительные особенности нашего связано со спецификой вуза.

На протяжении десятилетий преподавателями Академии ФСИН России ведется спортивная подготовка детей по прикладным видам спорта, таких как самбо, дзюдо, рукопашный бой. Опыт многолетней подготовки спортсменов в Академии включает четыре этапа, и он мало чем отличается от той, подготовки, которая проводится в различных детских спортивных клубах и секциях. Однако преподавательским составов ведется не только селекционная, но и агитационная работа по выявлению сильнейших спортсменов, с последующим поступлением в образовательные организации ФСИН России. Рассмотрим немного подробнее данные этапы и попробуем сформулировать основные рекомендации и выводы.

Первый этап начальной подготовки начинается с набора детей в группы по самбо, дзюдо и рукопашному бою с 12-14 лет (2 года группы начальной подготовки). В группы набираются до 30 спортсменов. Занятия проводятся на спортивной базе Академии ФСИН России. Основной задачей на данном этапе является всестороннее развитие навыков и умений, развития физических качеств, укрепление здоровья и воспитание морально-волевых качеств.

Второй этап - базовой специализации начинается по достижению возраста 15-16 лет. Длительность обучения 2 года.

Задачи данного этапа связаны со специализацией данного вида спорта и выступления на соревнованиях различного уровня:

- развитие специальных физических качеств;

- обучение тактическим действиям.

Третий этап - спортивного мастерства (17-22 года). Длительность обучения 5 лет. Данный этап предусматривает поступление спортсменов по прикладным видам спорта в Академию ФСИН России. Предпочтение дается спортсменам проявивших себя на Всероссийских и международных стартах. Ежегодно в академию поступают до 30 спортсменов по прикладным видам спорта.

Основные задачи:

1. Отбор спортсменов для поступления в образовательные организации ФСИН России и зачисление их в группы спортивного совершенствования по дзюдо, самбо, рукопашному бою, боевому самбо.

2. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям.

3. Повышение физической подготовленности до уровня требований команд высших разрядов.

4. Достижение высокой технической подготовленности на основе индивидуализации мастерства.

5. Достижение стабильности мастерства при выполнении технико- тактических действий.

6. Достижение высоких спортивных результатов.

Четвертый этап - профессионального становления начинается с 22-30 лет. Данный этап связан с окончанием вуза и профессиональной ориентацией выпускника. Выпускники - члены групп спортивного совершенствования по прикладным видам спорта Академии ФСИН России в большинстве случаев относятся к данной группе и соответственно,

находящиеся на данном этапе многолетней подготовки, хорошо адаптированы к самым разнообразным средствам тренировочного воздействия. Данные условия позволяют затратить намного меньше времени для подготовки сотрудника специального назначения ФСИН России с момента отбора до момента специального обучения в подразделениях.

ВЫВОДЫ

Из нашего опыта подготовки специалистов сотрудников УИС в образовательных организациях ФСИН России можно отметить:

- выпускники-члены ГСС после четырехлетнего цикла спортивной подготовки наиболее адаптированы к физическим и психическим нагрузкам, стрессовым ситуациям, связанных с применением боевых приемов борьбы и оружия. Статистика отбора выпускников-членов ГСС по прикладным видам спорта в специальные подразделения и положительная динамика прохождения службы на протяжении семи лет доказывает наши предварительные выводы;

- для решения проблемы целенаправленной подготовки специалистов по физической подготовке для отделов специального назначения используя ресурсы ведомственных образовательных организаций в законодательном плане необходимо переработать действующие нормативные документы, регламентирующие профессиональную подготовку курсантов и сотрудников ФСИН. Переработка данных документов в первую очередь связана с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и принятием федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования три плюс по специальностям и направлениям подготовки реализуемых в образовательных организациях силовых ведомств.

- в рамках дополнительных профессиональных программ для курсантов-членов групп спортивного совершенствования по прикладным видам спорта, а в будущем, как мы предполагаем сотрудников специальных подразделений ввести курсы подготовки инструкторов по физической культуре и спорту. Дополнительные профессиональные образовательные программы для получения дополнительной квалификации могут осваиваться параллельно с освоением основных образовательных программ по направлениям или специальностям высшего или среднего профессионального образования. Соответственно, в подразделения специального назначения будет приток сотрудников не только с базовым образованием и необходимой спортивной подготовкой, но и специалистов с соответствующим физкультурным образованием, что в первую очередь приведет к реализации пункта 3.1 приказа № 301 от 12 ноября 2001 года указанного в начале статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беребин, М.А. Экспертно-эмпирические основания отбора сотрудников подразделений специального назначения органов внутренних дел для выполнения специализированной служебной деятельности / М.А. Беребин, С.Н. Кондратенков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2014. - Т. 7. - № 1. - С. 82-92.

2. Москвичев, М.А. Наставление по физической подготовке (НФП-2001) сотрудников уголовно-исполнительной системы / М.А. Москвичев, Н.Н. Маргацкий, Ф.М. Зезюлин. - М. : Фонд С. Столярова, 2002. - 136 с.

3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ. - URL : https://base.garant.ru/12157560/ (дата обращения: 01.01.2020).

4. Ашкинази, С.М. Совершенствование системы специальной физической подготовки спортсменов комплексных (смешанных) единоборств / С.М. Ашкинази, Е.А. Бавыкин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 6. - С. 94-98.

REFERENCES

1. Berebin M.A. and Kondratenkov, S.N. (2014), "Expert-empirical basis for the selection of employees of special units of the internal affairs bodies to perform specialized service activities", Bulletin of

the South Ural State University, Vol. 7, No. 1, pp. 82-92.

2. Moskvichev, M.A., Margatsky, N.N. and Zezyulin, F.M. (2002), Manual on physical training (NFP-2001) of employees of the Penal System, S. Stolyarov Foundation, Moscow.

3. The Federal Law "About Physical Culture and Sport in the Russian Federation" dated December 4, 2007No. 329-FZ, available at: https://base.garant.ru/12157560/.

4. Ashkinazi, S.M. and Bavykin, E.A. (2014), "Improving the system of special physical training for athletes of complex (mixed) martial arts", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 94-98.

Контактная информация: roman.val68@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2020

УДК 796. 422.14

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ЮНОШЕЙ 13-14 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Юлия Николаевна Роганова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Александровна Осокина, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Евгеньевич Хромцов, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановский государственный университет; Анна Алексеевна Головкина, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановский государственный университет Шуйский филиал

Аннотация

В учебно-тренировочном процессе по подготовке юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции, особо важное значение имеет повышение уровня функциональных возможностей. Возраст 13 лет является сенситивным в развитии кардиореспираторной системы, а ее целенаправленное развитие будет способствовать успешному процессу спортивной подготовки в целом. Использование равномерного и переменного метода с учетом компонентов тренировочной нагрузки и режимов энергообеспечения (аэробный, аэробно-анаэробный, анаэробный) позволило в значительной степени повысить развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма юношей 13-14 лет, о чем свидетельствуют представленные результаты функциональных проб, проведенных в ходе экспериментального исследования.

Ключевые слова: бег на средние дистанции, юноши 13-14 лет, учебно-тренировочный процесс, функциональные возможности, равномерный и переменный метод.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p233-237

METHODOLOGY OF INCREASING FUNCTIONAL CAPABILITIES OF CARDIORESPIRATORY SYSTEM OF THE YOUNG BOYS AGED 13-14 YEARS OLD SPECIALIZING IN THE RUN FOR MIDDLE DISTANCES

Yulia Nikolaevna Roganova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Aleksandrovna Osokina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nikolay Evge-nievich Khromtsov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ivanovo State University; Anna Alekseevna Golovkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Shuya branch of Ivanovo State University

Abstract

While training the young athletes specializing in middle-distance running, the increasing of the level of functionality is especially important. Athletes of 13 years old reach the critical stage, which is especially significant in the development of the cardiorespiratory system, and its development will contribute to the successful process of sports training in general. The use of the uniform and variable method, taking into account the components of the training load and energy supply modes (aerobic, aerobic-anaerobic, anaerobic), allowed to significantly increase the development of the respiratory and cardiovascular systems of the body of 13-14-year-old boys, as evidenced by the presented results of functional tests carried out during the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.