Научная статья на тему 'СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОТБОР В МИНИ-ФУТБОЛЕ'

СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОТБОР В МИНИ-ФУТБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
221
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛ / СПОРТСМЕНЫ / ОТБОР И СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / ИНФОРМАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дерипаско Т.Н., Воробей О.В., Черкасова Е.В.

Цель исследования - обосновать информативные параметры для отбора и спортивной ориентации юных спортсменов, занимающихся мини-футболом. Методика и организация исследования. Для прогнозирования перспективности юных футболистов использовались методики экспертных оценок. В роли экспертов выступили тренеры МБУ «Спортивная школа «Сергиев Посад» Сергиево-Посадского городского округа Московской области (всего 12 человек: три тренера высшей и девять первой категории). Экспертам предлагалось оценить юных спортсменов в условиях игровой и соревновательной деятельности по пятибалльной системе показателей, характеризующих различные стороны подготовленности игроков. Результаты исследования и выводы. В мини-футболе основным критерием успешности и спортивной пригодности является результат соревновательной деятельности. Сама же соревновательная деятельность зависит от множества факторов: физической, спортивно-технической, тактической и психической подготовленности каждого игрока в отдельности и слаженности игровых действий в команде. По мнению тренеров, важнейшим разделом подготовки, как для 10-летних юных спортсменов, так и для 14-летних, является техническая подготовка. В возрасте 10 лет ранжирование разделов подготовки выглядит следующим образом: техническая подготовка, физическая, психологическая, тактическая, морфологические особенности. Для юных игроков 14 лет по степени значимости разделы спортивной подготовки распределяются следующим образом: техническая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, психологическая подготовка и морфологические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT IDENTIFICATION AND SELECTION SERVICE FOR YOUTH FUTSAL

Objective of the study was to offer and analyze benefits of a set of informative criteria for the sport identification and selection service in youth futsal. Methods and structure of the study. Youth futsal prospects were rated by an expert team from the Sergiev Posad Sports School in Moscow Oblast (n=12) including the Top Class (n=3) and Class I (n=9) coaches. The expert team rated teamwork/ competitive performance of the junior prospects on a five-point scale using a set of informative criteria. Results and conclusion. Competitive performance is commonly applied as a key competitive fitness and potential success criterion in the modern futsal; whilst the competitive performance as such depends on a wide range of individual physical, athletic, technical, tactical and mental fitness factors and their contributions to the teamwork. The expert team ranked technical fitness as the key criterion and training element for the 10/ 14 year-old athletes. In case of the 10-year-olds, training systems will prioritize the training elements as follows: technical, physical, psychological and tactical elements, plus the individual anthropometrics; whilst the 14-year-olds’ training systems will be focused on the technical, tactical, physical and psychological training elements plus the individual anthropometric characteristics.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОТБОР В МИНИ-ФУТБОЛЕ»

спортивная ориентация и отбор в мини-футболе

УДК/UDC 796.015.82

Поступила в редакцию 25.10.2021 г.

Т.Н. Дерипаско1 О.В. Воробей1 Е.В. Черкасова1

Московский политехнический университет, Москва

SPORT IDENTIFICATION AND SELECTION SERVICE FOR YOUTH FUTSAL T.N. Deripasko1 O.V. Vorobey1 E.V. Cherkasova1

1Moscow Polytechnic University, Moscow

Информация для связи с автором: tania17_88@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - обосновать информативные параметры для отбора и спортивной ориентации юных спортсменов, занимающихся мини-футболом. Методика и организация исследования. Для прогнозирования перспективности юных футболистов использовались методики экспертных оценок. В роли экспертов выступили тренеры МБУ «Спортивная школа «Сергиев Посад» Сергиево-Посадского городского округа Московской области (всего 12 человек: три тренера высшей и девять первой категории). Экспертам предлагалось оценить юных спортсменов в условиях игровой и соревновательной деятельности по пятибалльной системе показателей, характеризующих различные стороны подготовленности игроков.

Результаты исследования и выводы. В мини-футболе основным критерием успешности и спортивной пригодности является результат соревновательной деятельности. Сама же соревновательная деятельность зависит от множества факторов: физической, спортивно-технической, тактической и психической подготовленности каждого игрока в отдельности и слаженности игровых действий в команде. По мнению тренеров, важнейшим разделом подготовки, как для 10-летних юных спортсменов, так и для 14-летних, является техническая подготовка. В возрасте 10 лет ранжирование разделов подготовки выглядит следующим образом: техническая подготовка, физическая, психологическая, тактическая, морфологические особенности. Для юных игроков 14 лет по степени значимости разделы спортивной подготовки распределяются следующим образом: техническая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, психологическая подготовка и морфологические особенности.

Ключевые слова: мини-футбол, спортсмены, отбор и спортивная ориентация, экспертная оценка, информативные параметры, индивидуальные особенности.

Abstract

Objective of the study was to offer and analyze benefits of a set of informative criteria for the sport identification and selection service in youth futsal. Methods and structure of the study. Youth futsal prospects were rated by an expert team from the Sergiev Posad Sports School in Moscow Oblast (n=12) including the Top Class (n=3) and Class I (n=9) coaches. The expert team rated teamwork/ competitive performance of the junior prospects on a five-point scale using a set of informative criteria.

Results and conclusion. Competitive performance is commonly applied as a key competitive fitness and potential success criterion in the modern futsal; whilst the competitive performance as such depends on a wide range of individual physical, athletic, technical, tactical and mental fitness factors and their contributions to the teamwork. The expert team ranked technical fitness as the key criterion and training element for the 10/ 14 year-old athletes. In case of the 10-year-olds, training systems will prioritize the training elements as follows: technical, physical, psychological and tactical elements, plus the individual anthropometrics; whilst the 14-year-olds' training systems will be focused on the technical, tactical, physical and psychological training elements plus the individual anthropometric characteristics.

Keywords: futsal, athletes, selection and sport identification, expert valuations, informative criteria, individual features.

Введение. Изучение индивидуальных особенностей спортсменов и разработка оптимальной методики отбора для занятий тем или иным видом спорта является первым звеном в системе многолетней подготовки спортсменов высокого класса [2, 5].

Разработка эффективной технологии отбора и спортивной ориентации, а также подбор адекватных тренировочных средств особенно необходимы в так называемых «молодых» видах спорта, которые образовались в последние годы, но быстро набирают популярность. К таким видам спорта относится мини-футбол. Проблема отбора и спортивной ориентации, гарантирующих высокую эффективность организации тренировочного процесса спортсменов в мини-футболе, затрагивается лишь в отдельных научных трудах [1, 3, 4, 6], что не позволяет специалистам добиться существенного прогресса в решении задач многолетней подготовки спортивного резерва.

Таким образом, перспектива оптимизации подготовки спортивного резерва в мини-футболе во многом зависит от использования научно обоснованной методики оценки информативных параметров, определяющих качественную сторону отбора и спортивной ориентации юных спортсменов в мини-футболе.

Цель исследования - обосновать информативные параметры для отбора и спортивной ориентации юных спортсменов, занимающихся мини-футболом.

Методика и организация исследования. Для прогнозирования перспективности юных футболистов использовались методики экспертных оценок. В роли экспертов выступили тренеры МБУ «Спортивная школа «Сергиев Посад» Сергие-во-Посадского городского округа Московской области (всего 12 человек: три тренера высшей и девять первой категории). Экспертам предлагалось оценить юных спортсменов в усло-

виях игровой и соревновательной деятельности по пятибалльной системе показателей, характеризующих различные стороны подготовленности игроков.

Результаты исследования и их обсуждение. В мини-футболе основным критерием успешности и спортивной пригодности является результат соревновательной деятельности. Сама же соревновательная деятельность зависит от множества факторов: физической, спортивно-технической, тактической и психической подготовленности каждого игрока в отдельности и слаженности игровых действий в команде.

По мнению тренеров, важнейшим разделом подготовки, как для 10-летних юных спортсменов, так и для 14-летних, является техническая подготовка. В возрасте 10 лет ранжирование разделов подготовки выглядит следующим образом: техническая подготовка, физическая, психологическая, тактическая, морфологические особенности (см. таблицу).

Для юных спортсменов 10 лет на первое место поставили техническую подготовку восемь участников анкетирования (87 %), по мнению остальных четырех специалистов (33 %), для юного игрока 10 лет важнейшим разделом является физическая подготовка, структура которой соответствует требованиям, предъявляемым игрокам. Внутри раздела технической подготовки специалисты выделили основные составляющие: в возрасте 10 лет главное умение - ведение мяча, которое необходимо научиться выполнять в самых разных условиях, в разных направлениях, на различные дистанции. На втором месте расположено умение выполнять удары на дальность и точность.

Второй ранг по важности для отбора и прогнозирования получила физическая подготовка. Данному разделу, по мнению респондентов, необходимо уделять наиболее пристальное внимание, так как в младшем школьном возрасте можно с большой вероятностью выявить юных спортсменов, обладающих важными для игры в мини-футбол качествами, не упустив благоприятный период для их дальнейшего развития и совершенствования. Третье место получили обманные движения (финты).

Третий ранг по сумме всех рангов получила психологическая подготовка. Специалисты утверждают, что мини-футбол предъявляет особые требования мышлению игроков, к их игровой ответственности и активности. Психологические особенности могут быть выявлены только путем педагогических наблюдений во время проведения тренировок, учебных и контрольных игр, соревнований.

Морфологические особенности являются информативным показателем при начальном отборе юных спортсменов для занятий мини-футболом. Специалисты рекомендуют обращать внимание на соматический тип, длину и массу тела, а также выраженность мышечной массы.

Пятый ранг был отдан тренерами тактический подготовке, учитывающей такие показатели, как видение поля, время двигательной реакции, оригинальность принятых решений.

Для юных игроков 14 лет важнейшим разделом является техническая подготовка, внутри которой специалисты выделили основные составляющие: удар по мячу, ведение мяча, прием мяча (остановка), обманные движения, вбрасывание.

На втором месте по важности и информативности для юных спортсменов 14 лет находится тактическая подготовка. Данный раздел подготовки должен выйти не первые позиции уже на этапе спортивной специализации, так как для эффективного ведения игровых действий необходим высокий уровень мышления игроков, видения поля, предвидения ситуации, быстроты реакции и оригинальности принятых решений.

Третий ранг по важности для отбора и прогнозирования юных спортсменов 14 лет, занимающихся мини-футболом, получила физическая подготовка. В данный возрастной период на первый план выходят быстрота, которая в значительной степени обусловлена индивидуальными физиологическими особенностями организма, скоростно-силовая и силовая подготовка, выносливость, координация.

Четвертый ранг по информативности показателей для отбора получила психологическая подготовка. В возрасте 14 лет у игроков в достаточной мере сформировано игровое мышле-

Экспертная оценка информативности разделов подготовки юных спортсменов, занимающихся мини-футболом

Разделы подготовки Компоненты Возраст

10 лет 14 лет

Р I Р I

Физическая Быстрота 2 1 3 1

Координация 2 5

Сила 6 4

Выносливость 3 2

Гибкость 4 6

Скоростно-силовые качества 5 3

Техническая Удары по мячу ногой 1 2 1 3

Ведение мяча 1 2

Обманные движения 3 1

Остановка мяча 4 4

Вбрасывание 5 5

Тактическая Оригинальность принятых решений 5 3 3 4

Предвидение ситуации 4 2

Видение поля 1 1

Время сложной реакции 2 3

Психологическая Игровая ответственность 3 3 4 1

Активность 1 4

Стремление к победе 4 2

Стремление к взаимодействию 2 3

Морфологические особенности Длина тела 4 2 5 3

Масса тела 3 2

Соматический тип 1 1

Выраженность мышечной массы 4 4

ние и оценка психологических особенностей может быть информативной для отбора и внутривидовой ориентации.

На пятом месте по информативности показателей, по мнению тренеров, находятся морфологические особенности, а именно, соматический тип, длина и масса тела, а также мышечная масса.

Вывод. Успешность многолетней подготовки юных спортсменов в мини-футболе во многом зависит от качественной оценки информативных параметров, получаемых в процессе отбора и спортивной ориентации игроков по индивидуальным особенностям. При определении критериев для специализированных занятий мини-футболом необходима строгая диф-ференцировка в соответствии с возрастом спортсменов.

Литература

1. Айткулов С.А. Моделирование спортивной подготовки групп спортивного совершенствования: на примере мини-футбола // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. №10. С. 9-14.

2. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта: монография. М.: Советский спорт, 2008. 304 с.

3. Заул Рами М.А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Краснодар, 2011. 24 с.

4. Золотарев А.П. Критерии отбора юных футболистов к целенаправленной специализации в мини-футболе // Теоретико-методические аспекты современного футбола: монография. Краснодар, 2019. С. 149-154.

5. Левин В.С., Губа В.П., Чудин А.С. Отбор и подготовка юных футболистов в мини-футболе: научно-методическое пособие. Малаховка, 2009. 88 с.

6. Харченко Е.В., Коноплев В.В., Банку Т.А. Экспериментальное обоснование влияния занятий мини-футболом на развитие физических качеств у детей 12-13 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 3(169). С. 369-373.

References

1. Aitkulov S.A. Modelirovanie sportivnoy podgotovki grupp sportivnogo sovershenstvovaniya: na primere mini-futbola [Modeling training of sports excellence groups (case study of futsal)]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016. no.10. pp. 9-14.

2. Guba V.P. Teoriya i praktika sportivnogo otbora i ranney orientatsii v vidyi sporta [Theory and practice of sports selection and early orientation in sports]. M.: Sovetskiy sport publ., 2008. 304 p.

3. Zaul Rami M.A. Soderzhanie otbora v mini-futbol sportsmenov 13-17 let [Content of selection of 13-17 year-old athletes in futsal]. PhD diss. abstract: 13.00.04. Krasnodar, 2011. 24 p.

4. Zolotarev A.P. Kriterii otbora yunykh futbolistov k tselenapravlennoy spetsializatsii v mini-futbole [Criteria of players' selection for targeted specialization in youth futsal]. Teoretiko-metodicheskie aspekty sovremennogo futbola [Theoretical and methodological aspects of modern football]. Krasnodar, 2019. pp. 149-154.

5. Levin V.S., Guba V.P., Chudin A.S. Otbor i podgotovka yunykh futbolistov v mini-futbole [Selection and training of junior futsal players]. Scientific and methodological manual. Malakhovka, 2009. 88 p.

6. Kharchenko E.V., Konoplev V.V., Banku T.A. Eksperimentalnoe obosnovanie vliyaniya zanyatiy mini-futbolom na razvitie fizicheskikh kachestv u detey 12-13 let [Experimental substantiation of effect of futsal lessons on physical progress in 12-13-year-olds]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. no. 3(169). pp. 369-373.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

обучение основам физкультурно-оздоровитЕльного и спортивного туризма

Кандидат технических наук, доцент Б.Х. Ланда1

Кандидат биологических наук, доцент Р.С. Сафин1

1Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, Казань

УДМ^С 796:379. 85 (075.8)

Ключевые слова: методика, технология, день туризма, зачетный поход.

Введение. Актуальность работы подчеркивает необходимость в специалистах направления «Туризм и сервис», готовящихся в ИФК [4], и руководителей походов ВФСК ГТО.

Цель исследования - разработка эффективной методики и технологии подготовки кадров физкультурно-оздоровительного и спортивного туризма.

Методика и организация исследования. На первом этапе студенты получали знания посредством изучения учебных пособий [1]. Обучение деятельностному и компетентностному подходам осуществлялось на втором технологическом этапе. Перед студентами была поставлена задача: организовать, подготовить и провести праздник «День туризма». Для 10 команд факультетов колледжа, преподавателей разработаны 10 видов туристских соревнований, которые помогли бы выполнить требования тестового испытания «Туристский поход». Все практические занятия студенты специализации проводили на местности, составляя положение о судействе и формы протоколов, по которым оценивались результаты соревнований в набранных командой очках. Полученные при такой деятельности умения и навыки студенты смогли продемонстрировать при проведении праздника [3]. Третий этап включал прохождение зачетного похода и подведение итогов пройденного курса. Как пример работы преподавателей со студентами можно отметить практические учебно-исследовательские занятия в условиях природной среды в поселении Болгар Нижнекамского района Татарстана. Два дня мы занимались

TEACHING HEALTH AND SPORTS TOURISM BASICS

PhD, Associate Professor B.Kh. Landa1 PhD, Associate Professor R.S. Safin1 1Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov, Kazan

Поступила в редакцию 25.01.2022 г.

работой по обустройству родников, разработкой экологических туристских троп здоровья. Туристы совершенствовали свои навыки по разбивке палаточного лагеря для организации ночевки, экологи готовились к измерениям чистоты воды из близлежащих родников. Учеба должна быть активной - такой вывод сделали студенты, заявив на конкурс инновационных проектов тему - «Долой аудитории», которую готовы защищать перед экспертной комиссией.

Вывод. Для развития спортивно-оздоровительного туризма в регионах России и совершенствования подготовки кадров по туризму предложены методика и технология обучения, показавшие свою эффективность.

Благодарность. Научная статья выполнена при поддержке гранта Казанского инновационного университета им. Тимирясова В.Г.

Литература

1. Ланда Б.Х. Туристский поход с проверкой приобретенных навыков: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2015 42 с.

2. Ланда Б.Х. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): структура, содержание, технология внедрения: учебное пособие. Казань: Изд-во «Познание», 2021 96 с.

3. Ланда Б.Х., Сулейманов Р.Ф., Челнокова Т.А. Здоровье на службе качественного образования // Теория и практика физ. культуры. 2021. № 11. 107 с.

4. Лубышева Л.И. Методология профессиональной подготовки кадров в условиях диверсификации физкультурного образования. X Международный Конгресс «Спорт-человек-здоровье», материалы Конгресса. СПб, 2021. С. 404-406.

Информация для связи с автором: b-landa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.