Научная статья на тему 'СПОРТИВНАЯ ЛЕКСИКА В ПРЕДВЫБОРНОМ ТЕКСТЕ: КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СПОРТИВНАЯ ЛЕКСИКА В ПРЕДВЫБОРНОМ ТЕКСТЕ: КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
118
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДВЫБОРНЫЙ ДИСКУРС / СПОРТИВНАЯ ЛЕКСИКА / МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ / СТРАТЕГИИ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДИСКУРСОВ / THE PRE-ELECTION DISCOURSE / SPORTS VOCABULARY / MENTAL REPRESENTATIONS / STRATEGIES / INTERPRETATION / THE INTERACTION OF DISCOURSES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тармаева Виктория Ивановна

В статье рассматриваются когнитивные и прагматические особенности взаимодействия предвыборного и спортивного дискурсов. В качестве материала исследования используется предвыборный дискурс, представляющий собойвид политического дискурса и имеющий отношение к конкретной избирательной кампании (он оказывает влияние на формирование определенного общественного мнения о ее проведении и участниках). Предполагается, что спортивные понятия привносят в предвыборный дискурс компонент состязательности, необходимый для повышения активности избирателей и эффективности предвыборных текстов. Цель данной статьи - выявление особенностей когнитивного механизма понимания (интерпретации) и функционирования спортивных понятий в гибридном тексте, выступающем в качестве продукта интердискурсивного взаимодействия политического (предвыборного) и спортивного дискурсов. Исследование стратегий использования спортивной лексики в предвыборном дискурсе показало, что данная лексика в предвыборном тексте может определять его стратегию воздействия. В зависимости от того, что обозначает спортивная лексика, различаются позиционирующие и оптимизирующие стратегии воздействия предвыборного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS VOCABULARY IN THE ELECTION TEXT: COGNITIVE-PRAGMATIC ASPECT

The article deals with cognitive and pragmatic peculiarities related to interaction of the pre-election and sports discourses. The pre-election discourse is a special type of political discoursewhich plays an important role in informing the electorate during the pre-election period (influencing public opinion on the election campaign and its participants). It is assumed thatsports terms build a competitive spirit andmake it possible to increase the effectiveness ofpre-election texts. The purpose of the article is to highlight peculiarities concerning the cognitive mechanism of understanding (interpretation) sports terms in the pre-election text that is the product of interdiscursive interaction of political and sports discourses. Analyzing strategies of using sports vocabulary in the pre-election discourse shows that such lexis can determine a strategy of influence in the pre-election text. It turned out that according to the meaning of sports lexis there are positioning and optimizing strategies. Positioning strategies build a certain perception while optimizing strategies helptoimprove communication.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНАЯ ЛЕКСИКА В ПРЕДВЫБОРНОМ ТЕКСТЕ: КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

DOI 10.23859/1994-0637-2020-5-98-7 УДК 801.73

Тармаева Виктория Ивановна

Доктор филологических наук, профессор, Сибирский федеральный университет (Красноярск, Россия); Сибирский юридический институт МВД России (Красноярск, Россия) ORCID 0000-0002-5784-1201 E-mail: vtarmaeva@mail.ru

СПОРТИВНАЯ ЛЕКСИКА В ПРЕДВЫБОРНОМ ТЕКСТЕ: КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматриваются когнитивные и прагматические особенности взаимодействия предвыборного и спортивного дискурсов. В качестве материала исследования используется предвыборный дискурс, представляющий собой вид политического дискурса и имеющий отношение к конкретной избирательной кампании (он оказывает влияние на формирование определенного общественного мнения о ее проведении и участниках). Предполагается, что спортивные понятия привносят в предвыборный дискурс компонент состязательности, необходимый для повышения активности избирателей и эффективности предвыборных текстов. Цель данной статьи - выявление особенностей когнитивного механизма понимания (интерпретации) и функционирования спортивных понятий в гибридном тексте, выступающем в качестве продукта интердискурсивного взаимодействия политического (предвыборного) и спортивного дискурсов. Исследование стратегий использования спортивной лексики в предвыборном дискурсе показало, что данная лексика в предвыборном тексте может определять его стратегию воздействия. В зависимости от того, что обозначает спортивная лексика, различаются позиционирующие и оптимизирующие стратегии воздействия предвыборного текста.

© Тармаева В. H., 2020

Tarmaeva Victoria Ivanovna

Doctor of Philology, Professor, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia); Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Krasnoyarsk, Russia) ORCID 0000-0002-5784-1201 E-mail: vtarmaeva@mail.ru

SPORTS VOCABULARY IN THE ELECTION TEXT: COGNITIVE-PRAGMATIC ASPECT

Abstract. The article deals with cognitive and pragmatic peculiarities related to interaction of the pre-election and sports discourses. The pre-election discourse is a special type of political discourse which plays an important role in informing the electorate during the pre-election period (influencing public opinion on the election campaign and its participants). It is assumed that sports terms build a competitive spirit and make it possible to increase the effectiveness of pre-election texts. The purpose of the article is to highlight peculiarities concerning the cognitive mechanism of understanding (interpretation) sports terms in the pre-election text that is the product of interdiscursive interaction of political and sports discourses. Analyzing strategies of using sports vocabulary in the pre-election discourse shows that such lexis can determine a strategy of influence in the pre-election text. It turned out that according to the meaning of sports lexis there are positioning and optimizing strategies. Positioning strategies build a certain perception while optimizing strategies help to improve communication.

Ключевые слова: предвыборный дискурс, спортивная лексика, ментальные репрезентации, стратегии, интерпретация, взаимодействие дискурсов

Keywords: the pre-election discourse, sports vocabulary, mental representations, strategies, interpretation, the interaction of discourses

Введение

Вопросы взаимодействия различных типов коммуникации являются объектом постоянного интереса исследователей. В данной статье коммуникативная деятельность анализируется в дискурсивном аспекте. Исследуя взаимодействие дискурсов, можно изучить взаимоотношения человека с окружающей его действительностью. Различные аспекты дискурса (социальный, культурно-этнографический, межличностный, информационный и т. д.) опосредуются когнитивной системой индивидуума.

Взаимодействие дискурсов, представляющее собой синергию сознаний, ведет к акту создания определенного текста. Взаимовлияние политического и спортивного дискурсов в пространстве предвыборного текста является объектом нашего исследовательского интереса.

Изучением предвыборного дискурса как жанра политической коммуникации занимались, в частности, такие ученые, как О. В. Гайкова1, Ю. Ю. Суханов2. Вопросы, связанные с реализацией речевых стратегий и тактик в предвыборной коммуникации, были исследованы Д. Р. Акоповой3, М. М. Бахтиным4, Т. М. Голубевой5.

Среди российских и зарубежных ученых, занимавшихся изучением разнообразных аспектов предвыборного дискурса, хотелось бы также выделить таких авторов, как С. И. Виноградов6, О. В. Гайкова7, Т. М. Голубева8, Д. А. Ежов1, М. Р. Желтухи-

1 Гайкова О. В. Предвыборный дискурс как жанр политической коммуникации: на материале английского языка: дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2003. - 211 с.

2 Суханов Ю. Ю. Семантические и когнитивные особенности предвыборной риторики в политическом дискурсе (на материале выступлений политиков США): дис. ... канд. филол. наук. - Москва: [б. и.], 2019. - 152 с.

3 Акопова Д. Р. Стратегии и тактики политического дискурса // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2013. - № 6 (1). - С. 403-409.

4 Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Социальная психолингвистика / составитель К. Ф. Седов. - Москва: Лабиринт, 2007. - С. 197-236.

5 Голубева Т. М. Языковая манипуляция в предвыборном дискурсе: на материале американского варианта английского языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2009. - 22 с.

6 Виноградов С. И. Выразительные средства в парламентской речи // Виноградов С. И., Граудина Л. К., Даниленко В. П. и др. Культура парламентской речи. - Москва: Наука, 1994. -С. 66-77.

7 Гайкова О. В. Предвыборный дискурс как жанр политической коммуникации: на материале английского языка: дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2003. - 211 с.

8 Голубева Т. М. Языковая манипуляция в предвыборном дискурсе: на материале американского варианта английского языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2009. - 22 с.

на2, Е. В. Кобец3, D. M. Abdel-Moety4, Н. А. Боженкова, Р. К. Боженкова, А. М. Бо-женкова5, K. Garimella, G. De Francisci Morales, A. Gionis, M. Mathioudakis6, R. Wodak7. В своих работах указанные исследователи определяют статус и особенности анализируемого феномена. Так, О. В. Гайкова отмечает, что предвыборный дискурс сочетает в себе характеристики институциональной, риторической и ритуальной коммуникации8. Т. М. Голубева9 к основным признакам предвыборного дискурса относит направленность на дискредитацию оппонента. С. И. Виноградов10, Д. А. Ежов11, М. Р. Желтухина12, Е. В. Кобец1 определяют предвыборный дискурс

1 Ежов Д. А. Проект «Собчак против всех» в российском предвыборном дискурсе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2018. - Т. 8. - № 4. DOI: 10.26794/2226-7867-2018-8-4-16-22. - URL: https://humanities.fa.ru/jour/article/view/247 (дата обращения: 10.05.2020).

2 Желтухина М. Р., Гавриш А. Д. Политический медиареслинг: целеполагание и дискурсивные манипуляции (на примере президентских предвыборных дебатов 2016 года в США) // Политическая лингвистика. - 2018. - № 5 (71). - С. 27-31.

3 Кобец Е. В. Коммуникативно-прагматическая специфика политического дискурса (на материале речей А. И. Лебедя): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2012. - 26 с.

4 Abdel-Moety D. M. American Political Discourse as Manifested in Hillary Clinton's Interviews: A Critical Approach // English Linguistics Research. - 2015. - Vol. 4. - № 1. - P. 1-13.

5 Боженкова Н. А., Боженкова Р. К., Боженкова А. М. Современный политический дискурс: вербальная экземплификация тактико-стратегических предпочтений // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2017. - Т. 15. - № 3. -С. 255-284. DOI: 10.22363/2313-2264-2017-15-3-255-2.

6 Garimella K., De Francisci Morales G., Gionis A., Mathioudakis M. Political Discourse on Social Media: Echo Chambers, Gatekeepers, and the Price of Bipartisanship. - URL: https://arxiv.org/abs/1801.01665 (дата обращения: 10.05.2020).

7 Wodak R. Pragmatics and Critical Discourse Analysis. A Cross-disciplinary inquiry // Pragmatic and Cognition. - 2007. - № 15 (1). - P. 203-225. - URL: https://www.benjamins.com/catalog/ pc.15.1.13wod (дата обращения: 10.05.2020).

8 Гайкова О. В. Предвыборный дискурс как жанр политической коммуникации: на материале английского языка: дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2003. - 211 с.

9 Голубева Т. М. Языковая манипуляция в предвыборном дискурсе: на материале американского варианта английского языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2009. - 22 с.

10 Виноградов С. И. Выразительные средства в парламентской речи // Виноградов С. И., Граудина Л. К., Даниленко В. П. и др. Культура парламентской речи. - Москва: Наука, 1994. -С. 66-77.

11 Ежов Д. А. Проект «Собчак против всех» в российском предвыборном дискурсе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2018. - Т. 8. - № 4. DOI: 10.26794/2226-7867-2018-8-4-16-22. - URL: https://humanities.fa.ru/jour/article/view/247 (дата обращения: 10.05.2020).

12 Желтухина М. Р., Гавриш А. Д. Политический медиареслинг: целеполагание и дискурсивные манипуляции (на примере президентских предвыборных дебатов 2016 года в США) // Политическая лингвистика. - 2018. - № 5 (71). - С. 27-31.

как жанровую разновидность политической коммуникации. Названные выше зарубежные авторы исследуют структурно-композиционные характеристики изучаемого дискурса. В ходе их исследований разрабатывались трансформационно-генератив-ные модели, благодаря которым были созданы средства описания определенных синтаксических форм, обладающих политически прагматическими импликациями.

Однако представляется, что теоретические основы изучения предвыборного текста СМИ о ходе избирательной кампании остаются недостаточно проработанными. В нашей статье мы рассматриваем когнитивные и прагматические особенности взаимодействия политического и спортивного дискурсов. При предлагаемом подходе в фокусе внимания исследователя оказываются характерные признаки когнитивного механизма интердискурсивного взаимодействия и стратегии использования спортивных понятий в предвыборном дискурсе. Несмотря на обилие появившихся в последнее время работ, посвященных различным сторонам политической коммуникации, избирательным технологиям и предвыборным кампаниям, детальное изучение предвыборного дискурса с позиции взаимодействия политического и спортивного дискурсов в аспекте создания ими гибридного текста, в котором спортивная лексика носит определяющий характер, не проводилось.

Мы исследовали предвыборный дискурс, представляющий собой вид политического дискурса, имеющий отношение к конкретной избирательной кампании. Предвыборный дискурс как особая сфера коммуникации обслуживает определенную социальную сферу (политические выборы) и обладает следующими важнейшими особенностями: строгие временные ограничения (развитие предвыборного дискурса ограничено конкретными временными рамками) и единая тематическая направленность (в текстах предвыборного дискурса находит отражение деятельность тех кандидатов или политических объединений, которые участвуют в избирательной кампании). Политические кампании, кандидаты и вопросы политики освещаются в избирательном дискурсе в аспекте предвыборной гонки. Политическая конкуренция в ходе предвыборной кампании обусловлена принципами состязательности и альтернативности. Соответственно, данные принципы также обусловливают развитие предвыборного дискурса, а манипулятивность и аргументированность проявляются в качестве его конститутивных параметров. Нельзя не учитывать возможности влияния предвыборного дискурса на формирование определенного общественного мнения о ходе и участниках избирательной кампании. Многих беспокоит, что отсутствие аспекта гонки (состязательности) в предвыборных текстах может повлиять на активность избирателей, так как население, увидев, что результат выборов известен, с неохотой пойдет на избирательные участки для голосования. Как представляется, спортивные понятия привносят в предвыборный дискурс компонент состязательности, необходимый для повышения активности избирателей и эффективности предвыборных текстов. Соответственно, целью данной статьи является определение особенностей когнитивного механизма понимания и функционирования спортивных понятий в гибридном тексте, представляющего собой продукт интердискурсивного взаимодействия политического (предвыборного) и спортивного дискурсов.

1 Кобец Е. В. Коммуникативно-прагматическая специфика политического дискурса (на материале речей А. И. Лебедя): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2012. - 26 с.

Основная часть

Предвыборный текст как результат взаимодействия политического и спортивного дискурсов является основой для актуализации категории интердискурсивности. Необходимо отметить, что все виды интердискурсивного взаимодействия представляют собой составляющие смыслового уровня объективации данной категории, поскольку осуществление междискурсивной взаимосвязи происходит на уровне смысла.

Смысл «схватывается» в отношении с миром, памятью и языком одновременно и является важнейшим предметом теории понимания. Для того, чтобы ориентироваться в смысловом устройстве текста, следовало бы проанализировать текст с точки зрения динамической природы производства, понимания и выполняемого с его помощью действия. Смысл и понимание существуют в единстве. При когнитивном понимании «строятся» динамические схемы - структуры самоорганизованного мыс-ледействования, в качестве которых выступают ментальные репрезентации. Смысл текста - в «голове» читателя / интерпретатора, поскольку, по сути, текст как бы «предлагает» для читающего «инструкции» по поводу того, как «строить» этот смысл1.

Для мыслительного процесса характерна саморегуляция. Речь идет об ориентации интерпретатора в его собственной когнитивной области. Интерпретатор должен взаимодействовать с возникающими и имеющимися у него метаязыковыми репрезентациями. При интерпретации элементы и единицы, освоенные из предшествующих сегментов текста, а также опытные сведения, наличествующие в памяти интерпретатора и представленные в виде метаязыковых репрезентаций, выступают как знание, способное влиять на процесс когнитивного понимания текста.

Обратимся к примерам.

«После окончания регистрационной кампании на одно место в МГД претендуют, таким образом, 5,1 кандидата»2.

В данном предложении мы находим слова, относящиеся к спортивным понятиям: «на одно место» и «претендуют». В этом случае возникает не цепочка «ассоциативных» интенций, характерных для восприятия, а непрерывное взаимодействие прошлого, будущего и настоящего, которое и создает фон понимания. Данные слова инициируют гармоничную триаду равновесных последовательных событий: вследствие того, что окончилась регистрационная кампания, были обнародованы ее результаты; в соответствии с ними на одно место претендуют более 5 кандидатов, а это предвещает жесткую политическую борьбу, результат которой станет ясен после голосования. Указанная триада проявляется как когнитивная гармония - состояние познания последовательных каузальных событий в прошлом, репрезентируемых и воспринимаемых как единый поток равновесных событий в настоящем, способствующих «рождению» будущего посредством дивинации (ожидания). Равновесие между данными типами ментальных репрезентаций ведет к пониманию текста. В контексте осуществляемого нами исследования интердискурсивных взаимодействий

1 Тармаева В. И. Герменевтические основы техники понимания вербальных текстов. -Москва: Флинта, 2019. - 176 с. ISBN 978-5-9765-4279-2.

2 Рожкова Е. Мосгоризбирком прибавил в безотказности. - URL: https://www.kommer-sant.ru/doc/4033773#id1772645 (дата обращения: 10.05.2020).

под термином «ментальная репрезентация» удобно понимать соответствующий ситуации образ события, индивидуальный способ видения происходящего. Предвыборный текст, относясь к политическому дискурсу, приобретает идеологические характеристики спортивного. Так, использование спортивной лексики способствует пониманию политической борьбы как спортивного состязания:

"The Conservatives are clean out of their minds to go head to head"1.

В данном газетном заголовке новостной заметки в период избирательной кампании спортивная идиома go head to head (рус. соревноваться с кем-либо на равных) характеризует борьбу членов двух политических партий как конкурентов, имеющих одинаковые или похожие возможности, иными словами, относящихся к одному и тому же функциональному классу. Представляется, что такая классификация противников по политической борьбе предполагает конкуренцию сродни спортивной. В аспекте манипулятивного потенциала, присущего политическим текстам, использование спортивной лексики в предвыборном тексте продиктовано необходимостью создания иллюзии спортивного единоборства.

При интерпретации предвыборного текста возникают ментальные репрезентации, которые, с одной стороны, связаны с ситуациями и событиями политического дискурса, а с другой - созданы при понимании значения спортивной лексики в предвыборном метатексте. Как показали результаты исследования, среди ментальных репрезентаций спортивных понятий в предвыборном метатексте можно выделить ситуации, соотнесенные с определенным видом спорта; со спортивным упражнением, техническим и тактическим приемом; со спортивным снаряжением (инвентарем, снарядом); со спортивным состязанием (с его этапами и итогами, в частности, наименованиями спортивных достижений и наград); со спортивным сооружением и местом проведения состязаний; с наименованием спортсменов и спортивных коллективов; с физическим состоянием и навыками спортсменов; с названиями правил игры и их нарушений.

В зависимости от того, с каким видом спорта (с каким спортивным занятием) соотносится спортивная лексика, различают несколько стратегий воздействия предвыборного текста.

Существуют такие спортивные занятия, как «жесткие» коллективные игры (регби, футбол и проч.), стандартизированные атлетические состязания, а также виды спорта, которыми следует заниматься на природе, демонстрируя головокружительное акробатическое мастерство и переживая максимум острых ощущений (серфинг, кайтсерфинг, затяжные прыжки с парашютом, маунтин-байк, экстремальные лыжи и др.).

В рамках стратегий первого типа (позиционирующих) в зависимости от решаемых коммуникативных задач в качестве более частных можно назвать:

а) стратегии дифференциации, помогающие выделить тот или иной объект в ряду конкурирующих;

б) ценностно-ориентированные стратегии, позволяющие связать определенный объект с важными для целевой группы ценностными понятиями;

1 Martin I. Is Nick Clegg the Tories' biggest headache? - URL: https://www.tele-graph.co.uk/ news/politics/liberaldemocrats/10107778/Is-Nick-Clegg-the-Tories-biggest-headache. html (дата обращения: 10.05.2020).

в) стратегии, усиливающие восприятие отдельных свойств того или иного объекта.

Аналогично в рамках оптимизирующих стратегий можно выделить:

а) стратегии согласования языковой и дискурсивной (воплощенной в тексте) картин мира коммуникантов;

б) стратегии повышения распознаваемости текста, позволяющие адресату быстро соотнести тот или иной вид спорта с объектом предвыборной кампании, воспринять его основную тематику при беглом просмотре;

в) стратегии повышения притягательной силы и «читаемости» предвыборного текста, способствующие лучшей запоминаемости информации или ее части и, как следствие, активизирующие участие электората в процедуре голосования.

Вместе с тем возникает вопрос о манипулировании, поскольку одинаковые коммуникативные приемы в одних случаях служат для того, чтобы с их помощью умело вводить в заблуждение, а в других - чтобы сделать текст более выразительным, придать ему экспрессию. Следовательно, манипулятивным является не прием сам по себе, а его воздействующая нагрузка в конкретной ситуации: какие умозаключения на его основе может построить адресат, и будет ли он при этом введен в заблуждение относительно важных в его понимании характеристик того или иного объекта в избирательной кампании. Однако необходимо отметить, что политическая коммуникация, как правило, всегда носит манипулятивный характер.

Наиболее частотными стратегиями, как показало исследование, являются следующие:

1) стратегии, формирующие определенное восприятие

Следует отметить, что среди данных стратегий наблюдаются различные взаимодействия. Так, зачастую стратегия активизации участия (в выборах) пересекается

со стратегией создания иллюзии равных условий соревновательной модели:

"NDP leader announced the beginning of the race"1.

В данном примере лидер партии имплицитно уподобляется спортивному комментатору с целью создания у читателя иллюзии честной спортивной борьбы, происходящей на политическом поле. Как следствие, избиратель будет заинтригован ходом избирательной кампании и ее результатами. Возможно, это приведет к активному участию населения в процедуре голосования;

- стратегия развлечения аудитории / получения удовольствия:

"Obama savoring last round of his final campaign "2.

В этом примере мы обнаруживаем спортивную лексическую единицу last round (рус. последний раунд), а также savoring (рус. наслаждаясь, смакуя, с упоением думая), которые создают ментальную репрезентацию ситуации развлекательного характера;

1 Naumetz T. Three former leadership contenders. - URL: https://www.hilltimes.com/news (дата обращения: 10.05.2020).

2 Walsh K. T. The Election's Other Big Winner: David Axelrod. - URL: https://www.usnews. com/news/blogs/ken-walshs-washington/2012/11/12/the-elections-other-big-winner-david-axelrod (дата обращения: 10.05.2020).

- игровая стратегия:

«...Уголовные дела против Порошенко стали появляться с точной подачи юриста Андрея Портнова, который при Януковиче был заместителем главы администрации президента Украины»1.

В данном примере использован спортивный термин - точная подача;

- стратегия создания атмосферы доверия / сотрудничества:

«Так, не у дел оказался лидер Европейской народной партии (ЕНП) Манфред Вернер. ЕНП получила в Европарламенте нового созыва относительное большинство мест. Соответственно, главы государств и правительств должны были выдвинуть ее лидера. Однако они этого не сделали, отказавшись следовать прежним правилам игры. Борясь за председательское кресло, он победил лишь во втором туре»2.

Интерес представляет спортивное словосочетание следовать правилам игры, примененное в политическом контексте, а также словосочетание победить во втором туре, поясняющие события избирательной кампании; предпринимается попытка создать у читателя мнение о самом себе как о беспристрастном и объективном эксперте;

2) оптимизирующие стратегии, т. е. стратегии, направленные на оптимизацию воздействия текстового сообщения, на преодоление неблагоприятных условий коммуникации. Наиболее частотными из них оказались следующие:

- стратегия создания оптимальности (Говорящий всегда стремится минимизировать сложность поверхностной структуры своего высказывания и максимизировать тот объем информации, который может быть успешно сообщен адресату.):

«На этом поле преимущество получила сборная южных стран ЕС»3.

Эксперт клуба «Валдай» М. Энтин рассуждает о противоречивости избранного руководства Евросоюза. Он убеждает читателя, что в результате избрания именно этого руководства государства Южной Европы получили некоторое преимущество;

- стратегия облегчения интерпретации:

"Profiting from restructuring disadvantage... It was a last minute goal"4.

В данном примере автор, рассуждая об экономической ситуации, вводит в текст спортивную лексику с целью облегчения понимания некоторых экономических терминов;

- стратегия поддержания интеллектуального тонуса у интерпретатора:

1 Мирная Е. Посадить Порошенко. Получат ли реальные сроки экс-президент и его команда? - URL: https://aif.ru/politics/world/posadit_poroshenko_poluchat_li_realnye_sroki_eks-prezi-dent_i_ego_komanda (дата обращения: 10.05.2020).

2 Энтин М. Новое лицо Евросоюза. - URL: https://iz.ru/899775/mark-entin/novoe-litco-evro-soiuza (дата обращения: 10.05.2020).

3 Там же.

4 Sheridan G. Second round to Paul Ryan. - URL: https://www.theaustralian.com.au/commenta-ry/common-sense-wins-in-the-end-not-revolution/news-story/e4a4e4331 de07631951 a807a581d1706 (дата обращения: 10.05.2020).

"Second-round race totals show a lower tier of candidates burning through cash trying to stay viable, while the leaders banked millions like invincible brilliant Carl Lewis "l.

Здесь мы находим словосочетание, принадлежащее сфере спорта, - second round race totals. Представляется, что упоминание американского легкоатлета Карла Льюиса, девятикратного чемпиона Олимпийских игр в спринтерском беге и прыжках в длину и восьмикратного чемпиона мира, одного из немногих спортсменов, сумевших завоевать «золото» на четырех Олимпиадах подряд в одном и том же виде спорта, призвано актуализировать в памяти читателя события прошлого и способствовать формированию взаимосвязи ментальных репрезентаций, событий прошлого и настоящего.

Выводы

При исследовании особенностей механизма интерпретации спортивной лексики в предвыборном тексте мы обнаружили следующее.

При интерпретации предвыборного текста возникают ментальные репрезентации, которые, с одной стороны, связаны с ситуациями и событиями политического дискурса, а с другой - созданы при интерпретации спортивной лексики в предвыборном метатексте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Элементы и единицы, освоенные из предшествующих сегментов политического текста, а также уже имеющиеся опытные сведения в памяти интерпретатора, инициируемые спортивной лексикой, при восприятии предвыборного дискурса выступают как знание, способное влиять на процесс когнитивного понимания текста. В результате возникает не цепочка «ассоциативных» интенций, характерных для восприятия, а непрерывное взаимодействие прошлого, будущего и настоящего. Данная триада проявляется как когнитивная гармония - состояние познания последовательных каузальных событий в прошлом, репрезентируемых и воспринимаемых как единый поток равновесных событий в настоящем, способствующих «рождению» будущего посредством дивинации (ожидания). Равновесие между этими типами ментальных репрезентаций ведет к пониманию текста.

Исследование стратегий использования спортивной лексики в предвыборном дискурсе показало, что данная лексика в предвыборном тексте может определять стратегию его воздействия.

Использование спортивной лексики в предвыборном дискурсе служит функционированию как стратегий, формирующих определенное восприятие, так и стратегий, направленных на улучшение (преодоление неблагоприятных условий) коммуникации.

Литература

Акопова Д. Р. Стратегии и тактики политического дискурса // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2013. - № 6 (1). - С. 403-409.

1 Goldmacher S. 5 Things We Learned From the 2020 Democratic Fund-Raising Reports. -URL: https://www.nytimes.com/2019/07/16/us/politics/democratic-candidates-fundraising.html (дата обращения: 10.05.2020).

Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Социальная психолингвистика / составитель К. Ф. Седов. - Москва: Лабиринт, 2007. - С. 197-236.

Боженкова Н. А., Боженкова Р. К., Боженкова А. М. Современный политический дискурс: вербальная экземплификация тактико-стратегических предпочтений // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2017. - Т. 15. - № 3. -С. 255-284. DOI: 10.22363/2313-2264-2017-15-3-255-2.

Виноградов С. И. Выразительные средства в парламентской речи // Виноградов С. И., Гра-удина Л. К., Даниленко В. П. и др. Культура парламентской речи. - Москва: Наука, 1994. -С. 66-77.

Гайкова О. В. Предвыборный дискурс как жанр политической коммуникации: на материале английского языка: дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2003. - 211 с.

Голубева Т. М. Языковая манипуляция в предвыборном дискурсе: на материале американского варианта английского языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2009. - 22 с.

Ежов Д. А. Проект «Собчак против всех» в российском предвыборном дискурсе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2018. - Т. 8. - № 4. DOI: 10.26794/2226-7867-2018-8-4-16-22. - URL: https://humanities.fa.ru/jour/article/view/247 (дата обращения: 10.05.2020).

Желтухина М. Р., Гавриш А. Д. Политический медиареслинг: целеполагание и дискурсивные манипуляции (на примере президентских предвыборных дебатов 2016 года в США) // Политическая лингвистика. - 2018. - № 5 (71). - С. 27-31.

Кобец Е. В. Коммуникативно-прагматическая специфика политического дискурса (на материале речей А. И. Лебедя): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2012. - 26 с.

Мирная Е. Посадить Порошенко. Получат ли реальные сроки экс-президент и его команда? - URL: https://aif.ru/politics/world/posadit_poroshenko_poluchat_li_realnye_sroki_eks-prezident_i_ego_komanda (дата обращения: 10.05.2020).

Рожкова Е. Мосгоризбирком прибавил в безотказности. - URL: https://www.kommer-sant.ru/doc/4033773#id1772645 (дата обращения: 10.05.2020).

Суханов Ю. Ю. Семантические и когнитивные особенности предвыборной риторики в политическом дискурсе (на материале выступлений политиков США): дис. ... канд. филол. наук. - Москва: [б. и.], 2019. - 152 с.

Тармаева В. И. Герменевтические основы техники понимания вербальных текстов. -Москва: Флинта, 2019. - 176 с. ISBN 978-5-9765-4279-2.

Энтин М. Новое лицо Евросоюза. - URL: https://iz.ru/899775/mark-entin/novoe-litco-evrosoiuza (дата обращения: 10.05.2020).

Abdel-Moety D. M. American Political Discourse as Manifested in Hillary Clinton's Interviews: A Critical Approach // English Linguistics Research. - 2015. - Vol. 4. - № 1. - P. 1-13.

Garimella K., De Francisci Morales G., Gionis A., Mathioudakis M. Political Discourse on Social Media: Echo Chambers, Gatekeepers, and the Price of Bipartisanship. - URL: https://arxiv.org/abs/1801.01665 (дата обращения: 10.05.2020).

Goldmacher S. 5 Things We Learned From the 2020 Democratic Fund-Raising Reports. - URL: https://www.nytimes.com/2019/07/16/us/politics/democratic-candidates-fundraising.html (дата обращения: 10.05.2020).

Martin I. Is Nick Clegg the Tories' biggest headache? - URL: https://www.telegraph.co.uk/news/ politics/liberaldemocrats/10107778/Is-Nick-Clegg-the-Tories-biggest-headache.html (дата обращения: (дата обращения: 10.05.2020).

Naumetz T. Three former leadership contenders. - URL: https://www.hilltimes.com/news (дата обращения: 10.05.2020).

Sheridan G. Second round to Paul Ryan. - URL: https://www.theaustralian.com.au/commenta-ry/common-sense-wins-in-the-end-not-revolution/news-story/e4a4e4331 de07631951 a807a581d1706 (дата обращения: 10.05.2020).

Walsh K. T. The Election's Other Big Winner: David Axelrod. - URL: https://www.usnews. com/news/blogs/ken-walshs-washington/2012/11/12/the-elections-other-big-winner-david-axelrod (дата обращения: 10.05.2020).

Wodak R. Pragmatics and Critical Discourse Analysis. A Cross-disciplinary inquiry // Pragmatic and Cognition. - 2007. - № 15 (1). - P. 203-225. - URL: https://www.benjamins.com/cata-log/pc.15.1.13wod (дата обращения: 10.05.2020).

References

Akopova D. R. Strategii i taktiki politicheskogo diskursa [Strategies and tactics of political discourse]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod], 2013, no. 6 (1), pp. 403-409.

Bakhtin M. M. Problema rechevy'kh zhanrov [Problem of speech genres]. Sotsial'naia psikholingvistika [Social psycholinguistics; ed. by K. F. Sedov]. Moscow: Labirint, 2007, pp. 197-236.

Bozhenkova N. A., Bozhenkova R. K., Bozhenkova A. M. Sovremennyi politicheskii diskurs: verbal'naia ekzemplifikatsiia taktiko-strategicheskikh predpochtenii [Modern political discourse: verbal exemplification of tactical and strategic preferences]. Vestnik RUDN. Seriia: Russkii i ino-strannye iazyki i metodika ikh prepodavaniia [RUDN Journal of Russian and Foreign Languages, Research and Teaching], 2017, vol. 15, no. 3, pp. 255-284. DOI: 10.22363/2313-2264-2017-15-3255-2.

Vinogradov S. I. Vyrazitel'nye sredstva v parlamentskoi rechi [Expressive means in a parliamentary speech]. Vinogradov S. I., Graudina L. K., Danilenko V. P. i dr. Kul'tura parlamentskoi rechi [Culture of parliamentary speech]. Moscow: Nauka, 1994, pp. 66-77.

Gaikova O. V. Predvybornyi diskurs kak zhanr politicheskoi kommunikatsii: na materiale an-gliiskogo iazyka [The pre-election discourse as a genre of political communication: by the English Language material: PhD thesis in Philology]. Volgograd: Volgogradskii gosudarstvennyi universitet, 2003. 211 p.

Golubeva T. M. Iazykovaia manipuliatsiia v predvybornom disburse: na materiale amerikan-skogo varianta angliiskogo iazyka [Language manipulation in the pre-election discourse: by the material of the American variant of the English Language: abstract PhD thesis in Philology]. Nizhnii Novgorod: NGLU im. N. A. Dobroliubova, 2009. 22 p.

Ezhov D. A. Proekt "Sobchak protiv vsekh" v rossiiskom predvybornom diskurse [The project "Sobchak against all" in the Russian electoral debates]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta [Humanities and social sciences. Bulletin of the financial university], 2018, vol. 8, no. 4. DOI: 10.26794/2226-7867-2018-8-4-16-22. Available at: https://humanities.fa.ru/jour/article/ view/247 (accessed: 10.05.2020).

Zheltukhina M. R., Gavrish A. D. Politicheskii mediaresling: tselepolaganie i diskursivnye ma-nipuliatsii (na primere prezidentskikh predvybornykh debatov 2016 goda v SShA) [Political media wrestling: goal setting and discursive manipulations (by the example of the 2016 United States presidential election debates)]. Politicheskaia lingvistika [Political linguistics journal], 2018, no. 5 (71), pp. 27-31.

Kobets E. V. Kommunikativno-pragmaticheskaia spetsifika politicheskogo diskursa (na materiale rechei A. I. Lebedia) [Communicative-pragmatic specificity of political discourse (by the material of A. I. Lebed's speeches): abstract PhD thesis in Philology]. Abakan: Khakasskii gosudarstven-nyi universitet im. N. F. Katanova, 2012. 26 p.

Mirnaia E. Posadit' Poroshenko. Poluchat li real'nye sroki eks-prezident i ego komanda? [Get Poroshenko to prison. Will the ex-president and his team get real jail terms?]. Available at: https://aif.ru/politics/world/posadit_poroshenko_poluchat_li_realnye_sroki_eks-prezident_i_ego_ko-manda (accessed: 10.05.2020).

Rozhkova E. Mosgorizbirkom pribavil v bezotkaznosti [Moscow City Election Commission began to register more candidates]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4033773#id1772645 (accessed: 10.05.2020).

Sukhanov Iu. Iu. Semanticheskie i kognitivnye osobennosti predvybornoi ritoriki v politicheskom disburse (na materiale vystuplenii politikov SShA) [Semantic and cognitive peculiarities of the preelection rhetoric in political discourse (by the material of politicians' speeches in the USA): PhD thesis in Philology]. Moscow, 2019. 152 p.

Tarmaeva V. I. Germenevticheskie osnovy tekhniki ponimaniia verbal'nykh tekstov [Hermeneuti-cal foundations of the technique for verbal text understanding]. Moscow: Flinta, 2019. 176 p. ISBN 978-5-9765-4279-2.

Entin M. Novoe litso Evrosoiuza [A new face of the European Union]. Available at: https://iz.ru/899775/mark-entin/novoe-litco-evrosoiuza (accessed: 10.05.2020).

Abdel-Moety D. M. American Political Discourse as Manifested in Hillary Clinton's Interviews: A Critical Approach. English Linguistics Research, 2015, vol. 4, no. 1, pp. 1-13.

Garimella K., De Francisci Morales G., Gionis A., Mathioudakis M. Political Discourse on Social Media: Echo Chambers, Gatekeepers, and the Price of Bipartisanship. Available at: https://arxiv.org/abs/1801.01665 (accessed: 10.05.2020).

Goldmacher S. 5 Things We Learned From the 2020 Democratic Fund-Raising Reports. Available at: https://www.nytimes.com/2019/07/16/us/politics/democratic-candidates-fundraising.html (accessed: 10.05.2020).

Martin I. Is Nick Clegg the Tories' biggest headache? Available at: https://www.telegraph.co.uk/ news/politics/liberaldemocrats/10107778/Is-Nick-Clegg-the-Tories-biggest-headache.html (accessed: 10.05.2020).

Naumetz T. Three former leadership contenders. Available at: https://www.hilltimes.com/news (accessed: 10.05.2020).

Sheridan G. Second round to Paul Ryan. Available at: https://www.theaustralian.com.au/com-mentary/common-sense-wins-in-the-end-not-revolution/news-story/e4a4e4331 de07631951 a807a581 d1706 (accessed: 10.05.2020).

Walsh K. T.. The Election's Other Big Winner: David Axelrod. Available at: https://www.us-news.com/news/blogs/ken-walshs-washington/2012/11/12/the-elections-other-big-winner-david-axe-lrod (accessed: 10.05.2020).

Wodak R. Pragmatics and Critical Discourse Analysis. A Cross-disciplinary inquiry. Pragmatic and Cognition, 2007, no. 15 (1), pp. 203-225. Available at: https://www.benjamins.com/cata-log/pc. 15.1.13wod (accessed: 10.05.2020).

Для цитирования: Тармаева В. И. Спортивная лексика в предвыборном тексте: когнитивно-прагматический аспект // Вестник Череповецкого государственного университета. -2020. - № 5 (98). - С. 97-108. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-5-98-7

For citation: Tarmaeva V. I. Sports vocabulary in the election text: cognitive-pragmatic aspect. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 5 (98), pp. 97-108. DOI: 10.23859/19940637-2020-5-98-7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.