СПОРТИВНАЯ ХОДЬБА НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ А.Н. Базанов, старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11071
Аннотация. Ходьба как физическое упражнение является основным и самым естественным для человека. Несмотря на кажущуюся простоту, рациональная техника выполнения упражнения требует значительных усилий по ее постановке, коррекции (так как навык уже сформирован и доведен до автоматизма). В студенческие годы решить эту задачу вполне возможно. Актуальность работы вызвана также необходимостью проведения занятий по физической культуре на свежем воздухе, в период масштабной практики ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции. Важно отметить, что применяя спортивную ходьбу, как средство физической культуры на учебных занятиях можно значительно повысить уровень общей и специальной выносливости занимающихся, улучшить адаптационные возможности организма и психоэмоциональное состояние студентов.
Ключевые слова: спортивная ходьба, физическое упражнение, средство, учебные занятия, техника.
Ходьба как физическое упражнение является основным и самым естественным для человека. Несмотря на кажущуюся простоту, рациональная техника выполнения упражнения требует значительных усилий по ее постановке, коррекции (так как навык уже сформирован и доведен до автоматизма). В студенческие годы решить эту задачу вполне возможно. Актуальность работы вызвана также необходимостью проведения занятий по физической культуре на свежем воздухе, в период масштабной практики ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции. Важно отметить, что применяя спортивную ходьбу, как средство физической культуры на учебных занятиях можно значительно повысить уровень общей и специальной выносливости занимающихся, улучшить адаптационные возможности организма и психоэмоциональное состояние студентов.
Цель исследования - обосновать возможность и целесообразность применения спортивной ходьбы на занятиях по физической культуре, как одного из основных средств (в данный период - семестр) и целесообразность ее применения в течении одного семестра акцентировано во время всего периода обучения студентов. Разра-
ботать рекомендации для составления рабочих программ для учебных групп, группы спортсменов-гиревиков посещающих занятия факультатива «гиревой спорт и атлетическая подготовка», а также рекомендации для самостоятельных занятий сотрудников университета.
Организация и методы исследования. Были применены библиографический метод исследования, метод обработки данных по подготовке начинающих ходоков и более опытных спортсменов, метод экстраполяции с опорой на собственный многолетний опыт занятий этим видом спорта.
Результаты исследования и обсуждение. При спортивной ходьбе в работу вовлечены практически все группы мышц, их ритмичное сокращение и растяжение сочетается с усиленной работой сердечнососудистой и дыхательной систем. Ходьбой мы можем воздействовать на функции внутренних органов, на повышение уровня метаболизма.
При обучении спортивной ходьбе основное внимание следует уделить постановке правильной техники. Техника должна быть максимально экономичной и рациональной. Для сведения к минимуму энергозатрат следует исключить все лишние движения (плечами, корпусом, голо-
вой и т.д.). Так, например, не следует втягивать голову в плечи, что сопровождается излишним напряжением трапециевидных мышц. Не следует раскачиваться корпусом при ходьбе влево-вправо, что также будет понижать исходный энергетический потенциал. При этом, нарабатывая рациональную технику нужно, по-возможности, увеличить длину шага. Это достигается за счет поворота таза. Так при вынесении правой ноги вперед, таз поворачивается против часовой стрелки - т.е. в левую сторону и наоборот. Движения тазом здесь не будут лишними, так как увеличивается длина шага, соответственно сокращаем время прохождения дистанции при выбранном темпе движения. Руки согнуты в локтевых суставах, приблизительно под прямым углом, максимально расслаблены и находятся на уровне таза. Движение руками свободное, размашистое (вперед-назад, ни в коем случае не из стороны в сторону), руки к груди не прижимать. При постановке ноги на пятку, нога выпрямлена в коленном суставе. Далее перекатываясь с пятки на носок, по внешнему своду стопы проносим другую ногу близко к опорной ноге и выносим ее вперед на пятку. Постановка ноги мягкая, без ударов, затем плавно перекатываемся по внешнему своду стопы. Казалось бы все просто. Но понадобится довольно продолжительное время, чтобы закрепить навык.
Среди стилей спортивной ходьбы основными являются «английский» (спортивная ходьба) и «французский» (быстрая обычная ходьба). Главная особенность английской ходьбы - в постоянном выпрямлении ноги в период опоры, за исключением окончания фазы отталкивания и фаз периода переноса ноги. В спортивной ходьбе основная трудность заключается в необходимости раскрепощения мышц маховой ноги после статодинамиче-ского напряжения в период опоры и мышц боковой части туловища с той же стороны. Признаком хорошего раскрепощения может служить положение колена переносимой ноги мимо опорной: оно должно быть чуть ниже колена опорной ноги. Положение туловища должно быть прямое или с небольшим наклоном. Руки работают
энергично, как в беге, пальцы мягко сжаты в кулак.
Французская ходьба отличается от английской постоянно согнутым положением туловища и ног во всех фазах ходьбы, за исключением окончания фазы отталкивания в период опоры, более узким положением следа относительно линии движения, с постановкой сразу на всю стопу, а не на пятку, как в спортивной ходьбе. Низкое расположение таза при французской ходьбе дает возможность расставить конечности в передне-заднем направлении более амплитудно, чем при обычном шаге. Вертикальные колебания уменьшаются за счет пружинистого действия постоянно согнутых ног. При длительной ходьбе стилем французской ходьбы наибольшую нагрузку получает четырехглавый разгибатель голени и мышцы спины, при постановке на всю подошву меньше растягиваются мышцы голени, чем при спортивной ходьбе [1].
В статье рассматривается и предлагается для обучения «классический», спортивный - английский стиль, как менее энергозатратный и более экономичный. Тем более что, овладев этим стилем, легко может быть освоен и французский стиль. В ходьбе на сверхдлинные дистанции (более 300 км), где технические требования не являются очень жесткими, могут использоваться оба стиля - смена стилей на этих дистанциях дает своеобразный отдых и разгружает эмоционально.
Ходьба оздоровительно действует на организм, стимулирует обмен веществ, поднимает мышечный тонус, укрепляет костную ткань, развивает координацию движений и многое другое. Прежде всего, она стимулирует работу сердечной мышцы. Так же ходьба способствует снижению веса, благотворно влияет на нервную систему [2].
При построении рабочей программы следует учесть важность общефизической и специальной подготовки. При этом техническая подготовка является приоритетной.
Из всех видов ходьбы, спортивная ходьба является наиболее сложной по технике выполнения, но, вместе с тем, она и самая эффективная для развития функцио-
нальной подготовленности систем организма. Используя спортивную ходьбу на занятиях по физической культуре, можно акцентировано воздействовать на кардио-респираторную систему студентов, так как (при правильной технике) мышечная нагрузка привычна и минимальна. Отсутствуют вибрационные воздействия на внутренние органы.
Главное место в содержании занятий должна занимать работа, выполняемая в аэробной зоне мощности, вначале на пульсе менее 130 уд/мин в сочетании с кроссовой подготовкой на пульсе 130-170 ударов в минуту. Далее (при поставленной технике) необходимо применять спортивную ходьбу на пульсе менее 130 уд/мин и на пульсе 130-170 ударов в минуту (1/3 от общего недельного объема), бег на пульсе 130-170 уд/мин.
Ожидаемый тренировочный эффект: повышение производительности сердца, т.е. увеличение максимального сердечного выброса (за счет систолического выброса); повышение эффективности (экономичности) работы сердца; увеличение систолического объема; снижение ЧСС (брадикар-дии) как в условии покоя, так и при стандартной работе; усиление капилляризации тренируемых мышц и других активных органов, и тканей тела (в частности сердца) [3].
На начальном этапе (а это весь семестр) занятия должны быть в основном построены по принципам равномерной, интервальной и переменной тренировки. В общем-то выбор не очень велик.
В связи с этим актуальна разработка новых методик, технологий совершенствования двигательных действий, а также нахождения эффективных средств, методов и форм проведения занятий [4].
В перспективе доминирующими должны стать нагрузки в аэробной (75%), аэробно-анаэробной (15%) и анаэробно-аэробной (10%) зонах. «Беговая тренировка» по пересеченной местности превышающая 10% занятий, как и ходьба по пересеченной местности, может оказывать отрицательное влияние на техническую подготовленность занимающихся.
Техническую подготовленность можно повысить путем использования и совершенствования существующих специальных упражнений, разработки и применения специальных упражнений на базе тренажёрных систем, использования и совершенствования инструментальных средств и методов контроля технической подготовки [5].
В прикладном плане актуальность проблемы заключается в важности и, более того, в необходимости научения экономичной и рациональной технике спортивной ходьбы. Это безусловно приведет к улучшению техники обычной ходьбы [6].
При работе со студентами следует учитывать психологические особенности личности, динамику изменения биоэнергетического потенциала в течение суток, целей поставленных на данную тренировку (ряд тренировок), состояния здоровья и степень восстановления занимающегося в настоящий момент [7].
Осваивая специфические навыки, новые (непривычные) двигательные действия, которые повышают уровень его общей физической подготовленности [8].
Выводы. В прикладном плане актуальность проведения занятий по спортивной ходьбе заключается в важности и, более того, в необходимости научения экономичной и рациональной технике спортивной ходьбы. Это, безусловно, приведет к улучшению техники ходьбы обычной.
Польза занятий заключается в повышении производительности сердца, увеличении максимального сердечного выброса (за счет систолического выброса), повышении эффективности (экономичности) работы сердца, увеличении систолического объема, снижении частоты сердечных сокращений, как в условии покоя, так и при стандартной работе, усилении капил-ляризации тренируемых мышц, других активных органов и тканей.
Овладев определенными навыками, в результате проведенных занятий студентов не будут пугать длинные дистанции. Так дистанция в 5-10 км покажется легкой и полезной прогулкой.
Библиографический список
1. Фурсов В.В. Экстремальная разновидность спортивной ходьбы на сверхдлинные дистанции и ее спортивное развитие в мире // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2018. - Т. 9. №3 (35). - С. 228-237.
2. Зуева И.А. Влияние спортивной (оздоровительной) ходьбы на здоровье человека / Зуева И.А., Кутузова А.А. // В сборнике: Современное образование: актуальные вопрсы, достижения и инновации. Сборник статей победителей V международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 54-56.
3. Матюхов Д.М. Методология построения многолетней подготовки спортсменов, специализирующихся в спортивной ходьбе // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-7. - С. 65-71.
4. Туишева В.С. Особенности тренировки легкоатлетов, специализирующихся в спортивной ходьбе // В сборнике: Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам. Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. - 2014. - С. 306-307.
5. Королев Г.И. Пути совершенствования современной системы подготовки в спортивной ходьбе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №10 (44). - С. 5055.
6. Базанов А.Н. Психологическое сопровождение в гиревом спорте // Педагогикопсихо-логические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2020. -№15 (3). - С. 42-47. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-3-42-47.
7. Базанов А.Н. Выбор оптимального времени для проведения тренировок по гиревому спорту // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 11-1. -С. 56-58.
8. Базанов А.Н. Подходы к определению уровня физической готовности гиревиков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №1-1 (40). - С. 5861.
SPORTS WALKING IN TRAINING SESSIONS A.N. Bazanov, Senior Lecturer
The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications (Russia, St. Petersburg)
Abstract. Walking as a physical exercise is basic and most natural for a person. Despite the seeming simplicity, the rational technique of performing the exercise requires significant efforts to formulate it, correct it (since the skill has already been formed and brought to automatism). In student years, it is quite possible to solve this problem. The relevance of the work is also caused by the need to conduct physical education classes in the fresh air, during the period of large-scale practice of restrictions due to the spread of coronavirus infection. It is important to note that using race walking as a means of physical culture in training sessions, one can significantly increase the level of general and special endurance of those involved, improve the adaptive capabilities of the body and the psycho-emotional state of students.
Keywords: sports walking, physical exercise, means, training sessions, technique.