Научная статья на тему 'СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ СТРАН - ЧЛЕНОВ БРИКС: РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ'

СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ СТРАН - ЧЛЕНОВ БРИКС: РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
422
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / БРИКС / «СТАДИОННАЯ ДИПЛОМАТИЯ» / «МЯГКАЯ СИЛА» / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Елена Георгиевна, Гадалин Дмитрий Юрьевич

Усиливающееся значение спортивной дипломатии позволяет рассматривать её как важный и эффективный ресурс внешней политики. В условиях пересмотра после начала СВО правил и норм международной коммуникации возникает объективная потребность в создании новых площадок и институтов презентации нашей страны, в частности, перспективны структуры БРИКС. В статье рассмотрены базовые направления спортивной дипломатии государств, входящих в БРИКС, сделан вывод, что ресурсы и возможности стран - членов БРИКС позволяют проводить альтернативные спортивные соревнования международного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS DIPLOMACY OF THE BRICS MEMBER COUNTRIES: RESOURCES AND OPPORTUNITIES

The importance of sports diplomacy, which has been growing in recent years, allows us to consider this direction as an important and effective resource of foreign policy. When the rules and norms of international communication are reconsidered after the start of the Special Military Operation, an objective need to create new platforms and institutions for the presentation of our country has been emerged. The most promising in this series are the BRICS structures. Based on the analysis, it was concluded that the resources and capabilities of the BRICS member countries make it possible to create alternative international sports grounds.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ СТРАН - ЧЛЕНОВ БРИКС: РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2023_4_75 УДК 327, 796.03

Спортивная дипломатия стран - членов БРИКС: ресурсы и возможности

Елена ПОНОМАРЕВА Дмитрий ГАДАЛИН

Во многих случаях спорт является более эффективным инструментом внешней политики, чем морковка или палка.

Дж.П. Кейн

Спортивная дипломатия (СД) давно занимает прочные позиции в практической политике, является одним из эффективных инструментов продвижения национальных достижений. Усиливающееся в последние годы значение спорта в мировой политике позволяет исследователям рассматривать спортивную дипломатию как самостоятельное направление внешней политики стран, выходящее далеко за рамки концепции «мягкой силы» [ 1].

Причин такого подхода несколько.

Во-первых, спортивная дипломатия позволяет перевести конкуренцию в международных отношениях и даже открытые конфликты на поля атлетических сражений.

ПОНОМАРЕВА Елена Георгиевна - доктор политических наук, профессор, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО(У) МИД России. SPIN-код: 9664-7471, E-mail: [email protected]

ГАДАЛИН Дмитрий Юрьевич - младший научный сотрудник Института системно-стратегического анализа (ИСАН). E-mail: [email protected]

Ключевые слова: спортивная дипломатия, БРИКС, «стадионная дипломатия», «мягкая сила», мировая политика.

1 Murray S. The Two Halves of Sports-Diplomacy // Diplomacy & Statecraft. 2012. Vol. 23. Iss. 3.

Предельно ёмко это сформулировал Дж. Оруэлл: «Серьёзный спорт - это война минус убийства» [2].

Однако одно дело иметь потенциал миролюбия, другое - его реализация. Современный спорт всё чаще становится, как выразился 40-й президент США Р. Рейган, способом «выражения ненависти друг к другу» [3].

Тем не менее на институциональном уровне ни одна международная, ни национальная структура не отказалась от принципа олимпизма: «поставить спорт на службу гармоничного развития человечества, способствуя созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства» [4].

Вторая причина понимания спортивной дипломатии как отдельного направления внешней политики заключается в единстве важных для дипломатии и международного спорта ценностей - победы, конкуренции, авторитета.

С одной стороны, спортивные состязания дают возможность проявления национальных ценностей и традиций, а с другой - формируют поликультурную среду и воспитывают уважение к представителям разных стран и народов.

Третьей причиной называют большую заинтересованность огромных масс людей в спорте в целом, что контрастирует, например, с культурой, элитарные элементы которой могут быть труднодоступны значительной части мирового сообщества, в то время как традиционный спорт утверждает всем понятные и простые ценности и идеалы [5].

Кроме того, спорт для многих стран, не имеющих разветвлённых гуманитарных ресурсов и достаточных финансовых ресурсов, даёт возможность быть достойно представленными на международной арене.

Таким образом, спортивная дипломатия сегодня - это «специфический вид дипломатической деятельности, при которой спорт используется как вспомогательный или самостоятельный политический инструмент для решения определённых внешнеполитических задач» [6].

Международная субъектность и ресурсность стран - членов БРИКС ни у кого не вызывает сомнений. В условиях глобального кризиса и перестройки всей системы международных отношений особый исследовательский и практический интерес представляет специфика и потенциал спортивной дипломатии государств, претендующих на региональное и (или) мировое лидерство.

2 Orwell G. The Sporting Spirit // Tribune. December. 1945 // URL: https://www.orwell.ru/li-brary/articles/spirit/english/e_spirit

3 Цит. по: Столяров В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект // Теория и практика физической культуры. 1997. № 7. С. 3.

4 Olympic Charter. P. 11 // International Olympic Committee // URL: https://olympics.com/ ioc/olympic-charter

5 Munt V. Game, Set, Match: Sport and the Future of Diplomacy. N.Y.: CUNY Academic Works, 2015. P. 23.

6 Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Геополитика спорта и основы спортивной дипломатии. М.: Юрайт, 2023. С. 31.

Спортивная дипломатия России -способ выхода из тупика международной изоляции

Советский спорт, победы и достижения нескольких поколений спортсменов практически во всех международных и олимпийских состязаниях навсегда останутся свидетельством триумфа первого в мире социалистического государства. Даже после разрушения СССР накопленные знания, созданные школы и уникальный тренерский корпус, несмотря на явное недофинансирование, позволяли стране держать высокую спортивную планку и обеспечивали авторитет России как спортивной державы.

В 2000-е годы государство стало уделять более пристальное внимание развитию спорта, используя его как важную сферу интеграции с зарубежными (прежде всего западными «партнёрами»), а также для демонстрации достижений страны после кризисных и провальных 90-х годов.

Успехи российских футбольных и хоккейных команд на разных уровнях повысили не только авторитет отечественных клубов, но и страны (справка).

Значимость спорта как важного внутри- и внешнеполитического ресурса потребовало законодательного обоснования. В декабре 2007 г. принят федеральный закон, в котором отдельно регламентировалось международное сотрудничество в области физической культуры и спорта [7].

Существующие формы международной деятельности отечественных спортивных институтов можно разделить на два больших блока:

Справочно:

В сезоне 2004/2005 г. ЦСКА стал первым российским клубом, выигравшим трофей УЕФА. В 2008 г. этот успех повторил «Зенит». На чемпионате Европы по футболу в 2008 г. Россия заняла 3-е место. На 0лимпиаде-2002 и на чемпионате мира сборная России по хоккею завоевала бронзу. В сезоне 2007/2008 г. сборная России впервые в своей истории выиграла все четыре турнира Еврохоккейтура, одержав 10 побед в 12 матчах. В 2008 г. чемпионат мира по хоккею стал для россиян триумфальным - сборная выиграла девять матчей из девяти.

- участие в международных соревнованиях;

- организация крупных международных соревнований на высшем уровне.

Активное и часто победное присутствие российских спортсменов на международных площадках радовало далеко не всех участников мировой политики.

После феноменального результата 0лимпиады-2014 в Сочи российскому спорту была объявлена настоящая допинг-война. Её итогом стали решения ВАДА, МОК и других международных спортивных организаций о допуске российских атлетов к участию в соревнованиях только в нейтральном статусе, без флага и гимна.

7 Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/?y sclid=liyhoiue8n664838277

Впервые идею коллективной ответственности за нарушение требований ВАДА в отношении тех или иных препаратов в мае 2016 г. озвучил глава Американского антидопингового агентства (USADA) Т. Тайгарт. Он призвал отстранить российских спортсменов не только от Олимпиа-ды-2016, но и от всех международных соревнований [8]. При этом принцип коллективной ответственности за допинг никогда не применялся в отношении как американских, так и атлетов из других стран.

Следует отметить, что Россия не единственная страна, против которой МОК применял санкции, но первая, получившая столь масштабные последствия за допинг (справка).

Справочно:

От участия в летних Олимпийских играх-1920 в Антверпене были отстранены пять стран: Австрия, Болгария, Венг-рия, Германия и Турция как организаторы Первой мировой войны.

В 1924 г. по той же причине Германия не участвовала в летних (Париж) и зимних (Шамони) играх. В 1948 г. Германия третий раз в истории была отстранена от летних игр, проходивших в Лондоне. Вместе с Японией она лишилась такой возможности из-за развязывания Второй мировой войны.

В 1962 г. МОК исключил из Комитета ЮАР - за политику расовой дискриминации. Вернуться в олимпийское движение страна смогла

только в 1991 г. после свержения режима апартеида.

В 2000 г. из-за дискриминации по половому признаку от участия в летних играх в Сиднее был отстранён Афганистан: талибы, находящиеся у власти, запрещали заниматься спортом женщинам.

Из-за вмешательства государства в дела национального Олимпийского комитета к участию в Сочинской олимпиаде 2014 г. не была допущена сборная Индии (трое индийских спортсменов выступали под олимпийским флагом).

Подобные решения стали возможны в том числе из-за активного использования информационных технологий: количество публикаций о допинг-нарушениях и обсуждении политических выводов из доклада ВАДА в период с 2016 по 2018 г. сопоставимо с публикациями о пандемии COVID-19 [9, с. 36].

Масштабная информационная кампания ставила своей целью подготовить «мировое общественное мнение» к решению о фактическом лишении России статуса великой спортивной державы, о дискредитации всех её спортивных заслуг. Это нанесло непоправимый удар по политическому имиджу страны.

Решение о начале СВО сразу отозвалось спортивным эхом.

МОК, все международные спортивные организации выступили за запрет на участие российских спортсменов даже в нейтральном статусе. Впоследствии некоторые федерации смягчили подход. Что касается лет-

8 USADA chief Travis Tygart urges IOC to ban Russia from Winter Olympics // URL: https:// www.theguardian.com/sport/2017/sep/23/usada-travis-tygert-ioc-mssia-winter-olympics_

9 Пономарева Е.Г., Макарова Л.В. Политические технологии спортивной дипломатии // Обозреватель-Observer. 2020. № 8.

них игр в Париже в (2024 г.), то МОК запретил участвовать сборным командам из России и Белоруссии, рекомендовал допуск только участников индивидуальных видов спорта, а также не связанных с отечественными властными структурами (например, ЦСКА) и не поддерживающих СВО.

В июне 2023 г. МОК выступил с предложением разрешить россиянам участвовать в играх по правилам «команды беженцев», существующих с 2016 г. Эти «правила» предполагают выступление в нейтральном статусе, с флагом и гимном МОК, а также под названием «нейтральные атлеты» или «нейтральные олимпийские атлеты». Заявки на участие в Играх спортсмены должны подавать лично, без посредничества национальных Олимпийских комитетов, и только в соревнования, подразумевающие индивидуальное выступление. Сразу после одобрения заявки атлеты должны перестать принимать участие в российских стартах, а также отказаться от любой поддержки со стороны национальных федераций (в том числе от финансовой помощи).

Реакция на это унизительное предложение последовала довольно быстро. На площадке ПМЭФ-2023 министр спорта России О. Матыцин заявил: «Международное сообщество ведёт политику разрушения нашей национальной системы спорта, с этим, конечно, мы не можем согласиться» [10].

«Нейтральные атлеты», «команда беженцев» и иные подобного рода инициативы уничтожают принципы спортивной дипломатии. При таком подходе международных чиновников от спорта разрушается не столько национальная спортивная система, сколько публично унижается страна. Демонстрация достижений и привлекательного образа России в таких условиях невозможна. На откровенно враждебных площадках спортивная дипломатия бессильна. Выход один - нужно создавать новые. К тому же такой опыт есть -«Игры доброй воли». Впервые международные соревнования, ставшие ответом на бойкот Олимпиады-80 западными странами и их союзниками, прошли в Москве в 1986 г. Тогда более 3 тыс. спортсменов из 79 стран разыграли 182 золотые медали в 18 видах спорта. На соревнованиях было побито шесть мировых, восемь континентальных и 19 национальных рекордов [11].

Кризис советской системы и последующее разрушение СССР сделали этот проект неактуальным. Очевидно, что сейчас требуются альтернативные Олимпийским играм площадки.

Необходимая база уже есть: в сентябре 2021 г. в Казани прошли I Игры стран СНГ, было разыграно 182 комплекта медалей в 16 видах спорта [12]. II Игры должны состояться в августе 2023 г. в Минске [13].

10 Матыцин заявил, что Россия не согласится на участие спортсменов в Олимпиаде на правах беженцев // URL: https://rg.ru/2023/06/16/matycin-zaLavil-chto-rossiia-ne-soglasitsia-na-uchastie-sportsmenov-v-olimpiade-na-pravah-bezhencev.html?ysclid=liypypp0oh238214424

11 Игры доброй воли. Архив // Олимпийский комитет России // URL: https://web.archive. org/web/20051026165202/; http://www.olympic.ru/ru/moscow2012/goodwffl_games.asp

12 I Игры стран СНГ // URL: https://ciskazan2021.com/?ysclid=liyr20f9x9969595302

13 II Игры стран СНГ // URL: https://belarus2023games.by/?ysclid=liyqzhcvcy657873465

Ещё один перспективный проект, реализуемый при поддержке Министерства спорта России, - «Игры Будущего» [14]. Этот турнир под девизом «Фиджитал - спорт новой реальности», объединивший классические виды спорта (футбол, хоккей, баскетбол) с компьютерными, сетевыми аналогами, пройдёт с 23 февраля по 3 марта 2024 г. Принципиальной новацией будет трансляция на ведущих стриминговых платформах.

Ожидается до трёх млрд просмотров.

Две тысячи участников будут сражаться в реальном и цифровом формате. Серия тестовых спортивных мероприятий, среди которых гонки дронов, скоростное прохождение игр, трёхмерный тактический бой и др., прошла в сентябре 2022 г.

Новый формат позволяет привлечь максимальное количество участников из разных стран мира и продемонстрировать им возможности России как генератора перспективных идей.

Не менее эффективным видится использование региональных спортивных платформ. Одной из таких являются спортивные игры «Дети Азии» [15].

Первые Игры состоялись в 1996 г. в Якутске и были посвящены 100-летию олимпийского движения. Патронат МОК и ЮНЕСКО, отмеченные в Концепции Игр, не может в нынешних условиях стать ограничителями, так как проходят они в Рос-

сии при поддержке президента и правительства, Олимпийского комитета Азии и Олимпийского комитета России [16].

Интересным и успешным проектом могут стать Игры БРИКС [17]. По инициативе российской стороны активно разрабатывается модель международных соревнований к саммиту 2024 г. в Казани.

Основателем международных соревнований по линии БРИКС по праву считается Китай, который в 2022 г. организовал проведение онлайн-со-ревнований по трём видам спорта - шахматам, брейк-дансу и ушу [18].

Проведение Игр БРИКС в Казани в 2024 г. станет важной вехой в формировании общего для стран-участниц гуманитарного пространства, усилит позиции всех сторон и самое главное - позволит России прорвать изоляционистскую блокаду.

Наконец, Россия инициировала проведение на регулярной основе «Игр Дружбы».

Впервые «Игры Дружбы» - комплексные международные соревнования по плаванию, синхронному плаванию и прыжкам в воду под эгидой Министерства спорта России - состоялись в Казани в 2022 г.

В условиях объявленной Западом гибридной войны Россия может и должна не только разорвать изоля-

14 Игры Будущего. Казань, 2024 // URL: https://gofuture.games/

15 Международный комитет «Дети Азии» // URL: https://www.cagic.org

16 Концепция международных спортивных игр «Дети Азии» // URL: https://www.cagic.org/ ajax/doc/46

17 План БРИКС: у Олимпиады появится альтернатива // URL: https://iz.ru/1507817/leonid-muzhikbaev/plan-briks-u-olimpiady-poiavitsia-altemativa

18 Путин поручил представить предложения по проведению Игр БРИКС в России // URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/2023/05/17/975507-putin-predlozheniya-provedeniyu-igr-briks

цию, но и стать центром притяжения стран, стремящихся выйти из-под неолиберальной «опеки». Одним из

эффективных инструментов на этом пути является развитие новых международных спортивных проектов.

Спортивная дипломатия азиатских гигантов: опыт Индии и Китая

Стратегии спортивной дипломатии Индии и Китая, с одной стороны, отличаются организационными и концептуальными подходами, а с другой - имеют ряд общих характеристик. В ряду последних:

- богатая история и культура;

- множество уникальных страно-вых «визитных карточек», раскрывающих особенности древних цивилизаций и формирующих неугасаю-щий интерес к их наследию.

При этом Индия и Китай используют разные технологии спортивной дипломатии.

Спортивная дипломатия Поднебесной развивается в русле глобальной стратегии по формированию позитивного образа страны и усилению китайского влияния во всех сферах мировой политики и международной экономики [ 19]. Одной из эффективных технологий является «стадионная дипломатия», в рамках которой Пекин предлагает развивающимся государствам обширную программу инвестиций, направленную на создание крупных спортивных комплексов, в том числе многофункциональных стадионов.

За шесть десятилетий Китай построил в развивающихся странах

100 стадионов. Учитывая масштабность и технологическую сложность строительства такого рода сооружений, МОК признал это явление «впечатляющим в истории архитектуры и спорта» [20].

Наибольшую активность Пекин проявляет в Африке - 70 из 100 стадионов построено именно здесь.

По мнению экспертов, значительный политико-экономический эффект «стадионная дипломатия» достигла в Кении, Танзании и Сенегале. Построенные китайскими компаниями площадки для спортивных мероприятий имеют не только демонстрационный эффект экономико-технологического и социокультурного развития КНР. Стадионы:

- становятся центрами институциональной сети, позволяющей Пекину расширять своё влияние во всех значимых сферах конкретных стран;

- являются «эффективным катализатором укрепления двусторонних отношений между Китаем и принимающей стороной. Китайская "стадионная дипломатия" продемонстрировала "мягкий" и в конечном счёте прогрессивный спо-

19 Murray S. Moving beyond the ping-pong table: sports diplomacy in the modem diplomatic environment // Public Diplomacy Magazine. 2013. P. 14 // URL: https://www.eusportdiplomacy. info/files/2-sportsdiplomacy.pdf

20 Xuea Ch. Q.L., Dingb G, Changa W., Wan Y. Architecture of «Stadium diplomacy» China-aid sport buildings in Africa // Habitat International. 2019. Vol. 90 // URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/abs/pii/S0197397518312657?via%3Dihub

соб культурного взаимодействия в транснациональной архитектурной практике» [20].

В аналитических материалах можно встретить прозрачные намёки на то, что строительная щедрость Пекина предполагает поддержку спонсора страной-реципиентом по тайваньскому вопросу [ 21]. Полагаем, что это слишком узкий подход. Китайские стратеги мыслят масштабно, а потому решение проблемы Тайваня лишь одна из задач как внешней политики Поднебесной в целом, так и её спортивной дипломатии в частности.

Не менее значимым ресурсом СД являются достижения и победы на всех крупнейших спортивных соревнованиях. КНР продолжает оставаться одним из мировых лидеров спорта, занимает верхние строчки в медальных зачётах на Олимпийских играх. Помимо успехов на турнирах КНР активно демонстрирует собственные методики подготовки спортсменов, организации и контроля за этим процессом, отличающиеся жёсткостью, но эффективностью [22].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация крупных спортивных состязаний - ещё один значимый инструмент спортивной дипломатии КНР.

Зимние Олимпийские игры 2022 г. стали серьёзным испытанием организационной мощи страны. Сегодня очевидно, что пандемийная истерия использовалась западным истеблишментом в качестве инстру-

мента дискредитации и давления на официальный Пекин. Однако организация мероприятий на самом высоком с точки зрения эпидемиологической безопасности уровне поспособствовала росту авторитета и статуса КНР.

Стратегия и тактика спортивной дипломатии позволяет Китаю решать важные политические и экономические задачи. В первом случае это признание одного Китая и решение тайваньского вопроса; во втором - расширение возможностей проекта «Один пояс - один путь», в том числе и за счёт развития гуманитарного сотрудничества [23].

Государственное регулирование спорта, наличие большого числа программ подготовки профессиональных спортсменов создало основу для закрепления за Китаем статуса одной из ведущих спортивных держав.

Спортивная дипломатия Индии -во многом антипод Китая, поскольку существующие ресурсы используются крайне неэффективно и без должной стратегии. Более того, имеющиеся цели не отличаются масштабностью.

Например, если Китай сам инвестирует в спортивные объекты в перспективных регионах мира с тем, чтобы закрепить там своё экономическое и даже политическое влияние, то Индия прежде всего стремится привлечь зарубежные инвестиции в

21 Ding G., Xue Ch. China's architectural aid: Exporting a transformational modernism // Habitat International. 2015. Vol. 47 // URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/ S019739751500020X

22 Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм / под ред. С.Н. Бубки, В.Н. Платонова. М.: Спорт, 2019.

23 Tan T.-C. The Transformation of China's National Fitness Policy: From a Major Sports Country to a World Sports Power // The International Journal of the History of Sport. 2015. Vol. 3. Is. 8.

собственное культурное и спортивное пространство. Однако несмотря на значительные преференции, международный бизнес не стремится на индийский рынок. Причины тому -бюрократическая неразбериха, отсутствие государственного контроля, необязательность подрядчиков, некачественный труд, низкая платёжеспособность значительной части населения. Инвесторы предпочитают вкладываться на западном побережье, в глубь страны бизнес пока не стремится [24].

Гуманитарная политика Индии базируется на приверженности концепциям Индо-Тихоокеанской стратегии и ценностно ориентированной дипломатии. Многие эксперты в качестве особой характеристики внешней политики отмечают почёркнуто мягкий и компромиссный характер индийских инициатив [25].

Например, в стремлении противостоять растущему могуществу КНР Нью-Дели параллельно с политическими и экономическими каналами взаимодействия развивает сотрудничество в сфере культуры, спорта, искусства, молодёжной политики и т. д. Даже весьма сложные отношения с Пакистаном удаётся сглаживать посредством «крикетной дипломатии».

Этот вид спорта, доставшийся Индии и Пакистану в наследство от Британской империи, призван играть солидаризирующую роль. Не-

смотря на взаимное недоверие даже по вопросам места проведения международных соревнований, Исламабад и Нью-Дели за прошедшие десятилетия выработали практику примирительных раундов «крикетной дипломатии», что может сыграть позитивную роль в решении сложных политических вопросов [26].

Итак, цели, принципы организации и инструменты спортивной дипломатии Индии и Китая существенно разнятся.

Если КНР в рамках своей глобальной цели разрабатывает задачи для всех направлений международного взаимодействия, включая спортивное, и поступательно продвигает собственное видение мироустройства в рамках проекта «Один пояс -один путь», то Индия, несмотря на собственные интересы в сфере использования международного спорта как площадки, дающей возможность добиться укрепления собственного имиджа и авторитета, привлечь зарубежных инвесторов, пока не имеет ни чёткой стратегии СД, ни соответствующей современным стандартам системы подготовки спортсменов [ 27].

К общим недостаткам СД обеих стран стоит отнести недостаточное организационное внимание к наиболее популярным и коммерчески ёмким видам спорта, прежде всего к футболу.

24 Malone D.M. Does the Elephant dance? Contemporary Indian Foreign Policy. New Delhi: Oxford University Press, 2011.

25 Емельянова Н.Н. «Мягкая сила» Индии в Южной Азии: Стратегия на смену реактивности // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2017. № 4.

26 Mukherjee R. India-Pakistan Relations // The SAGE Handbook of Asian Foreign Policy. SAGE Publications, 2019 // URL: https://www.researchgate.net/publication/338208413_India-Pakistan_ Relations

27 Hazarika O. B, Mishra V. Soft Power Contestation between India and China in South Asia // Indian Foreign Affairs Journal. 2016. Vol. 11. Is. 2. P. 140-141.

Футбольная дипломатия Бразилии

В отличие от партнёров по БРИКС

Бразилия обладает главной визитной карточкой мирового спорта. Власти уделяют внимание развитию многих видов спорта, однако именно футбольные традиции предопределили выбор инструментария спортивной дипломатии страны. Бразильский футбол - экспортный продукт высочайшего класса и качества, удивительный симбиоз профессионализма спортсменов и яркой, темпераментной культуры, определяющий уникальную ресурсность спортивной дипломатии.

Бразильская стратегия СД в базовом подходе схожа с индийской: страна стремится привлечь иностранные инвестиции в национальную экономику через экономику спорта. Однако в Бразилии инвестиционные проекты ориентированы прежде всего на экспорт - футбол воспроизводит мировых звёзд, востребованных в самых престижных клубах.

«Фабриками» по производству суперигроков считаются «Фламенго» (Рио-де-Жанейро), «Ко-ринтианс» (Са-Паулу), «Сан-Паулу» (Сан-Паулу), «Палмейрас» (Сан-Паулу), «Васко да Гама» (Рио-де-Жанейро), «Греммио» (Порту-Алегри), «Крузейро» (Белу-Оризонти), «Сантос» (Сантос) и многие другие.

Однако успех футболистов не может сам по себе формировать позитивный образ страны, имеющей острые экономические и социаль-

ные проблемы. Поэтому инвестиции нужны не только для развития спортивной инфраструктуры и поддержания относительно благополучных туристических районов, но и для изменения социального климата прежде всего в неблагополучных штатах - Сан-Паулу, Риу-Гранди-ду-Сул, Минас-Жерайс. Инвестиции должны укрепить привлекательность Бразилии как туристической зоны, повысить внимание к футбольным школам, что в итоге увеличит количество выпускаемых звёзд.

Несмотря на то что результаты сборной страны на футбольных турнирах за более чем 20 лет оказались «-» *

далеки от ожиданий , но всё равно создан усилиями таких легенд, как Пеле, Гарринча, Роналдо, образ ко-манды-пентакампеона, что буквально означает пять побед.

Сборная Бразилии самая успешная в истории чемпионатов мира: на её счету пять чемпионских титулов (1958 г., 1962 г., 1970 г., 1994 г. и 2002 г.). При этом Бразилия -единственная страна, участвовавшая во всех чемпионатах мира. Бразильцы первыми выиграли титулы на четырёх различных континентах: в 1958 г. - в Европе, в 1962 г. - в Южной Америке, в 1970 г. - в Северной Америке и в 2002 г. - в Азии. За красоту игры селесао (португ. - избранные) прощали даже проигрыши. Всё это вместе - история, техника, артистичность, темперамент -

* С 2006 г. на чемпионатах мира сборная Бразилии в матчах на выбывание проигрывала всем европейским командам, с которыми ей пришлось встречаться, при этом обыгрывая всех из других конфедераций. После поражения от Хорватии на ЧМ-2022 бразильская серия проигрышей европейским сборным в плей-офф ЧМ составила шесть матчей и 16 лет по длительности. На ЧМ-2014 команда Бразилии заняла 4-е место; в 2018 и 2022 гг. - вышла в У4 финала.

составляет ресурсы и возможности спортивной дипломатии.

Поддержание интереса к футбольным брендам, использование имён кумиров в интересах страны -важная составляющая современного пиара. Знаковым событием стало увековечивание памяти Короля футбола, трёхкратного чемпиона мира легендарного Пеле. С 2002 г. Pelé -синоним слова «лучший». Вехи и лица бразильского футбола вписаны в международную повестку. Например, после кончины Пеле на уровне

ФИФА прозвучали инициативы переименовать стадионы в его честь по всему миру.

Отсутствие каких-либо иных инструментов и образов продвижения СД, кроме футбола, приводит к излишне упрощённому пониманию правительством Бразилии этой формы внешнеполитической деятельности. А между тем именно спорт может стать главным якорем для зарубежных инвестиций и сделать стану более привлекательной для туризма.

«Регби-дипломатия» ЮАР

Несмотря на имеющиеся проблемы социально-криминогенного характера, Южно-Африканская Республика является одной из наиболее развитых стран Африки. Как и многие страны континента, обладающие значительными ресурсами и потенциалом роста (например, Алжир, Египет, Намибия), Претория видит возможность укрепления международной субъектности за счёт взаимодействия в гуманитарной сфере, в том числе со странами БРИКС. В контексте гуманитарного и - шире - гуманистического сотрудничества спорт является ресурсом возможностей формирования актуальной для страны и региона в целом, учитывая наследие апартеида, антидискриминационной и антирасовой повестки.

На данном направлении ЮАР могла бы сконцентрировать свою активность на проведении в рамках спортивных соревнований информационных кампаний, касающихся не только расширения программ поддержки чернокожего населения со стороны ООН, ЮНЕСКО и иных

международных организаций, но способствующих изменению самой сути современной антидискриминационной политики. Это связано с тем, что в западной трактовке антидискриминационные меры касаются прежде всего процедур социализации мигрантов с Африканского континента в странах Европы, Канады и США и преференций, которые они получают. Иными словами, Запад видит проблему только внутри себя, а на то, что происходит на Чёрном континенте, закрывает глаза. Проведение широких информационных кампаний с привлечением чернокожих спортсменов под эгидой ЮАР способствовало бы поднятию престижа страны не только на континенте, но и на мировой арене в целом.

Стартовой площадкой для такой дипломатии может стать регби -спорт номер один в ЮАР. Овальный мяч вместе с принципами расового превосходства в Южную Африку привезли англичане: в регби играли только белые. Для местного населения был доступен футбол. Итогом

политики апартеида стал запрет в середине 60-х годов на участие страны в Олимпийских играх, но Международная федерация регби только в 1981 г. ввела санкции против сильнейшей команды мира - «Сприн-бокс» - за дискриминацию игроков по расовому признаку.

Спортивная изоляция завершилась с падением режима апартеида, но отношение в стране со стороны темнокожих болельщиков к белой национальной сборной было крайне негативным.

В 1995 г. на международном турнире, проходившем в ЮАР, «Спринг-боксу» пришлось бороться не только с соперниками, но и с собственными зрителями.

«Ситуацию переломил избранный за год до этого президентом страны Нельсон Манделла, призывавший чёрное население ЮАР поддержать национальную сборную. На финальный матч он пришёл в регбийке капитана команда Франсуа Пиенаара - бура по национальности. По окончании игры он вручил Кубок мира Пие-наару, и этот момент стал символом объединения страны» [28].

Показательно, что в 2009 г. Клинт Иствуд снял фильм «Непокорённый», в котором главные роли сыграли Морган Фримен (Манделла) и Мэтт Дэймон (Пиенаар). Картина получила три премии Национального совета кинокритиков США и две номинации на «Оскар». Это лучший пример эффективности «регбийной дипломатии», когда спорт является способом решения политических и социальных проблем, становится символом примирения.

Спорт может дать дипломатии или философии убунту, в соответствии с которой в Южно-Африканской Республике задекларировано не многорасовое, а безрасовое общество, дополнительные ресурсы сплочения общества, обеспечить «африканский ренессанс» [29]. Создание по типу Бразилии культа наиболее популярных видов спорта в стране представителями всех рас и национальностей помогло бы нивелировать межнациональные различия. Гуманистическая сила спорта заключается в концентрации внимания не на национальности, а на профессионализме спортсменов, что также проецируется на болельщиков и влечёт за собой снижение градуса напряжённости.

В новом веке сборная ЮАР по регби дважды - в 2009 и 2019 гг. -выиграла Кубок мира, причём в Японии (2019 г.) сборную выводил на матчи первый темнокожий капитан - Сийя Колиси.

Как и Бразилия, ЮАР масштабирует эффект спортивной дипломатии за счёт школы и тренерских традиций: регбийные академии в ЮАР выпускают классных игроков, которые востребованы во всём мире вне зависимости от цвета кожи, в том числе и в России.

Регбисты из ЮАР, несмотря на то что Исполнительный комитет Всемирной федерации регби 1 марта 2022 г. принял решение временно отстранить российскую сборную от участия в соревнованиях под эгидой организации до дальнейшего уведомления, продолжают выступать за российские клубы.

28 Кошкин А. Победа на Кубке мира после 10 лет изоляции // Ведомости. 2022. 2 апреля // URL: https://www.vedomosti.ru/sport/rugby/articles/2022/04/02/916329-po-beda-na-kubke-mira-posle-desyati-let-izolyatsii-yuar?ysclid=lj 1nniuhqk746452022

29 Problematising the African Renaissance / Ed. by Maloka E., Le Roux E. Pretoria: Africa inst. of South Africa, 2000.

Таким образом, Южно-Африканская Республика имеет собственное видение спортивной дипломатии, обладает определёнными ресурса-

ми, которые в совокупности со странами - членами БРИКС могут создать новые условия представительства и развития страны.

Современная спортивная дипломатия - сложная палитра институтов и инструментов, «особый вид деятельности правительственных и негосударственных структур в рамках реализации внешнеполитического курса страны посредством включённости в международные спортивные мероприятия, а также во все сопряжённые с ними и сопутствующие им сферы (реклама, медицина, СМИ, шоу-бизнес и т. п.)» [9, с. 33].

В условиях глобализации и информатизации на спортивных площадках продвигаются достижения стран, формируются национальные бренды. Всё вышесказанное позволяет рассматривать спортивную дипломатию как комплексное явление, спрятанное под зонтиком «мягкой силы»: если «традиционная дипломатия является средством для достижения внешнеполитических целей государства, то спортивная дипломатия является средством к средству достижения таких целей» [30].

Спортивная дипломатия стран - членов БРИКС имеет значительные возможности и серьёзный потенциал, умелое использование которых может дать не только необходимую, назревшую к настоящему моменту более глубокую интеграцию в гуманитарной сфере, но позволит создать альтернативные во многом дискредитировавшим себя международным спортивным институциям площадки.

Важным преимуществом потенциала спорта БРИКС является его многообразие: страны - члены содружества имеют уникальный опыт и могут наполнить организацию спортивных мероприятий новым содержанием.

Библиография • References

I Игры стран СНГ // URL: https://ciskazan2021.com/?ysdid=Uyr20f9x9969595302 [I Igry stran SNG // URL: https://ciskazan2021.com/?ysclid=liyr20f9x9969595302]

II Игры стран СНГ // URL: https://belarus2023games.by/?ysclid=liyqzhcvcy657873465 [II Igry stran SNG // URL: https://belarus2023games.by/?ysdid=Uyqzhcvcy657873465] Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Геополитика спорта и основы спортивной дипломатии. М.: Юрайт, 2023. - 282 с.

[BogolyubovaN.M., Nikolaeva YU.V. Geopolitika sporta i osnovy sportivnoj diplomatii.

M.: YUrajt, 2023. - 282 s.] Емельянова Н.Н. «Мягкая сила» Индии в Южной Азии: Стратегия на смену реактивности // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2017. № 4. С. 35-51. [Emel'yanova N.N. «Myagkaya sila» Indii v YUzhnoj Azii: Strategiya na smenu reaktivnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12. Politicheskie nauki. 2017. № 4. S. 35-51]

30 Murray S. Sports-Diplomacy: a hybrid of two halves. 2012. Р. 8-9 // URL: https://ru.scribd. com/document/250873199/Sports-Diplomacy-a-Hybrid-of-Two-Halves-by-Dr-Stuart-Murray

Игры Будущего. Казань, 2024 // URL: https://gofuture.games/

[Igry Budushchego. Kazan', 2024 // URL: https://gofuture.games/|

Игры доброй воли. Архив // Олимпийский комитет России // URL: https://web.

archlve.org/web/20051026165202/ [Igry dobroj voli. Arhiv // Gllmpijsklj komitet Rossii // URL: https://web.archlve.org/

web/20051026165202/| Игры доброй воли. Архив // Олимпийский комитет России http://www.olympic.

ru/ru/moscow2012/goodwill_games.asp [Igry dobroj voli. Arhiv // Glimpijskij komitet Rossii http://www.olympic.ru/ru/

moscow2012/goodwill_games.asp| Концепция международных спортивных игр «Дети Азии» // URL: https://www.

cagic.org/ajax/doc/46 [Koncepciya mezhdunarodnyh sportivnyh igr «Deti Azii» // URL: https://www.cagic. org/ajax/doc/46|

Кошкин А. Победа на Кубке мира после 10 лет изоляции // Ведомости. 2022. 2 апреля // URL: https://www.vedomosti.ru/sport/rugby/articles/2022/04/02/916329-pobeda-na-kubke-mira-posle-desyatl-let-lzolyatsll-yuar?ysclid=lj1nnluhqk746452022 [KoshkinA. Pobeda na Kubke mira posle 10 let izolyacii // Vedomosti. 2022. 2 aprelya // URL: https://www.vedomostl.ru/sport/rugby/artlcles/2022/04/02/916329-pobeda-na-kubke-mira-posle-desyati-let-lzolyatsll-yuar?ysclld=lj1nnluhqk746452022| Матыцин заявил, что Россия не согласится на участие спортсменов в Олимпиаде на правах беженцев // URL: https://rg.ru/2023/06/16/matycin-zalavll-chto-rossiia-ne-soglasitsia-na-uchastie-sportsmenov-v-olimpiade-na-pravah-bezhencev. html?ysclid=liypypp0oh238214424 [Matycin zayavil, chto Rossiya ne soglasitsya na uchastie sportsmenov v Gllmpiade na pravah bezhencev // URL: https://rg.ru/2023/06/16/matycin-zalavll-chto-rossiia-ne-soglasitsia-na-uchastie-sportsmenov-v-olimpiade-na-pravah-bezhencev. html?ysclid=liypypp0oh238214424| Международный комитет «Дети Азии» // URL: https://www.cagic.org [Mezhdunarodnyj komitet «Deti Azii» // URL: https://www.cagic.org! Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским играм / под ред. С.Н. Бубки,

В.Н. Платонова. М.: Спорт, 2019. - 480 с. [Menedzhment podgotovki sportsmenov k Gllmpijsklm igram / pod red. S.N. Bubki,

V.N. Platonova. M.: Sport, 2019. - 480 s.| План БРИКС: у Олимпиады появится альтернатива // URL: https://lz.ru/1507817/

leonid-muzhikbaev/plan-briks-u-olimpiady-poiavitsia-alternativa [Plan BRIKS: u Gllmpiady poyavitsya alternativa // URL: https://iz.ru/1507817/

leonid-muzhikbaev/plan-briks-u-olimpiady-poiavitsia-alternativa| Пономарева Е.Г., Макарова Л.В. Политические технологии спортивной дипломатии // Обозреватель-Gbserver. 2020. № 8. С. 30-44. [Ponomareva E.G., Makarova L.V. Politicheskie tekhnologii sportivnoj diplomatii //

Gbozrevatel'-Gbserver. 2020. № 8. S. 30-44.| Путин поручил представить предложения по проведению Игр БРИКС в России // URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/2023/05/17/975507-putin-predlozheniya-provedeniyu-igr-briks [Putin poruchil predstavit' predlozheniya po provedeniyu Igr BRIKS v Rossii // URL: https://www.vedomostl.ru/society/news/2023/05/17/975507-putin-predlozhenlya-provedeniyu-igr-briks|

88

0Б0ЗPEBAТEЛЬ-0BSERVER

4/2023

Столяров В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект //

Теория и практика физической культуры. 1997. № 7. С. 2-5. [Stolyarov V.I. Sport i sovremennaya kul'tura: metodologicheskij aspekt // Teoriya i

praktika fizicheskoj kul'tury. 1997. № 7. S. 2-5] Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_73038/?ysclid=liyhoiue8n664838277 [Federal'nyj zakon ot 4 dekabrya 2007 g. № 329-FZ «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_73038/?ysclid=liyhoiue8n664838277] Ding G, Xue Ch. China's architectural aid: Exporting a transformational modernism // Habitat International. 2015. Vol. 47 // URL: https://www.sciencedirect.com/ science/article/abs/pii/S019739751500020X Hazarika O. B, Mishra V. Soft Power Contestation between India and China in South

Asia // Indian Foreign Affairs Journal. 2016. Vol. 11. Is. 2. P. 139-152. Malone D.M. Does the Elephant dance? Contemporary Indian Foreign Policy. New

Delhi: Oxford University Press, 2011. - 425 p. Mukherjee R. India-Pakistan Relations // The SAGE Handbook of Asian Foreign Policy. SAGE Publications, 2019. P. 1021-1041 // URL: https://www.researchgate.net/ publication/338208413_India-Pakistan_Relations Munt V. Game, Set, Match: Sport and the Future of Diplomacy. N.Y.: CUNY Academic Works, 2015. - 75 р.

Murray S. Moving beyond the ping-pong table: sports diplomacy in the modem diplomatic environment // Public Diplomacy Magazine. 2013 // URL: https:// www.eusportdiplomacy.info/files/2-sportsdiplomacy.pdf Murray S. Sports-Diplomacy: a hybrid of two halves. 2012. - 24 р. // URL: https:// ru.scribd.com/document/250873199/Sports-Diplomacy-a-Hybrid-of-Two-Halves-by-Dr-Stuart-Murray Murray S. The Two Halves of Sports-Diplomacy // Diplomacy & Statecraft. 2012. Vol.

23. Is. 3. P. 576-592. Olympic Charter // International Olympic Committee // URL: https://olympics.com/ ioc/olympic-charter

Orwell G. The Sporting Spirit // Tribune. December. 1945 // URL: https://www.

orwell.ru/library/articles/spirit/english/e_spirit Problematising the African Renaissance / Ed. by Maloka E., Le Roux E. Pretoria: Africa

inst. of South Africa, 2000. - 92 p. Tan T.-C. The Transformation of China's National Fitness Policy: From a Major Sports Country to a World Sports Power // The International Journal of the History of Sport. 2015. Vol. 3. Is. 8. Р. 1071-1084. USADA chief Travis Tygart urges IOC to ban Russia from Winter Olympics // URL: https://www.theguardian.com/sport/2017/sep/23/usada-travis-tygert-ioc-russia-winter-olympics Xuea Ch. Q.L., Dingb G, Changa W., Wan Y. Architecture of «Stadium diplomacy» China-aid sport buildings in Africa // Habitat International. 2019. Vol. 90 // URL: https:// www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0197397518312657?via%3Dihub

Статья поступила в редакцию 20 июня 2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.