Научная статья на тему 'Спорт как сфера исследования социальной экстремологии'

Спорт как сфера исследования социальной экстремологии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
620
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спорт как сфера исследования социальной экстремологии»

СПОРТ КАК СФЕРА ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСТРЕМО-ЛОГИИ

В. В. Кузнецова

Спорт - один из видов экстремальной деятельности.

Состояния предельного напряжения как человеческого духа, так и человеческого тела издавна привлекали внимание исследователей. Примеры осмысления пограничных состояний, поведения на грани возможного мы встречаем в литературе, искусстве, философии. Человек или группа людей в экстремальной ситуации всегда являлись объектом пристального внимания психологов, социологов, педагогов, историков. В начале нашего столетия вопросы, связанные с экстремальными состояниями, экстремальными ситуациями, экстремальными формами поведения становятся объектом исследования новой науки, которая получила название «социальная экстремология», «... появление новой дисциплины - не просто результат поисков ученых. На развитие подходов и методов экстремологии в сфере человекознания существует социальный заказ, который все отчетливей ощущается». [1]

Социальная экстремология ориентирована на исследование различного рода экстремальных состояний в социуме и человеческой деятельности.

Ехйешш (лат.): наиболее удаленный от центра или середины.

Ех81геше (англ.):

- находящийся в состоянии высокой или очень высокой степени напряжения;

- находящийся за пределами обычного или разумного (чрезмерный).

Исследование спорта, как деятельности моделирующей экстремальные

ситуации, с нашей точки зрения, представляет особый интерес для социальной экстремологии, поскольку именно в этой, естественным образом смоделированной, области появляется возможность четче провести границы различения таких понятий, как «экстремальная ситуация», «поведение в экстремальной ситуации» и «экстремальное поведение».

«Понятие «экстремальная ситуация» - одно из ключевых в социальной экстремологии, ибо им определяется сфера проявления собственно экстремального, то есть предмета данной дисциплины. А нижняя и верхняя ее границы (хотя подчас их бывает очень трудно определить и, что важно, истолковать) означают пределы, в которых человек или социальная система выходят (или вынуждены выйти) на режим жизнедеятельности, сопряженный с мобилизацией своих сил и возможностей (в ряде случаев до максимума), причем в условиях, когда правила и нормы обычного существования либо видоизменяются, либо меняются вовсе».[2]. Таким образом, экстремальная ситуация представляет собой максимальное отклонение условий существования человека или социальной системы от нормы, имеющее определенные временные параметры и локализованное в пространстве. Из экстремальной ситуации проистекает с необходимостью экстремальное поведение человека. В этом случае оно вызвано непреднамеренно, порождено внешней причиной. Экстремальная ситуация развивается по своим законам, навязывает свои условия, которые требуют от человека выхода на новый режим жизнедеятельности.

В спорте экстремальная ситуация создается (моделируется) преднамеренно, однако, поведение спортсмена в экстремальной ситуации обусловлено не только законами экстремальности, но и степенью подготовленности. В спортивной (моделируемой) экстремальной ситуации риски просчитываются, нагрузки распределяются таким образом, чтобы человек мог адекватно адаптироваться к состоянию высокой или очень высокой степени напряженности. Поведение спортсмена нельзя назвать экстремальным, оно нормально (от спортсмена ожидают высшего напряжения физических и духовных сил), будет более правильным говорить о поведении в экстремальной ситуации.

Поведение в экстремальной ситуации - это такой процесс взаимодействия человека с окружающей средой, при котором он вынужден выстраивать свои действия адекватно требованиям ситуации, в которой наблюдается максимальное отклонение системы от нормы.

Экстремальным поведением мы будем называть поведение, которое инициирует для индивида и окружающего его социума возникновение экстремальных ситуаций. Это понятие довольно близко к понятию «девиации» и в данной работе мы рассматривать его детально не будем.

Среди всех видов человеческой деятельности спорт занимает особое место. Спорт рождается как игра взрослых людей. В спорте игровая составляющая всегда присутствует с необходимостью в силу того, что спорт - это по сути своей всегда игра, хотя не всякая игра является спортом. С другой стороны, любая игра есть некоторая модель реальности. Отсюда мы можем заключить, что спорт суть один из способов моделирования реальности, а именно, игра, моделирующая экстремальные ситуации, в которых человек получает перспективу испытания предельных возможностей человеческого тела и человеческого духа.

Уже в древности можно увидеть различного рода игры, в которых у человека появляется возможность наслаждаться ловкостью и быстротой своего тела, хотя греческие атлеты не были спортсменами в том смысле, который мы вкладываем в современное значение данного понятия. «По мысли Гегеля, греки просто радовались и наслаждались собой, когда демонстрировали свои достижения. При этом важно отметить, что их понимание радости и наслаждения не тождественны современному пониманию удовольствия. Удовольствие имеет вещную направленность, а радость и наслаждение это ощущение внутреннего смысла и цельности, чтобы они возникли, вещь не нужна».[3]. Следует особо отметить, что для древнегреческой культуры наивысшей ценностью и целью в любой сфере деятельности были красота и благо, слитые в едином понятии «каллокагатии». Для того, чтобы получить возможность радоваться и наслаждаться процессом превращения человеческого тела в прекрасное человеческое тело, необходимо было моделировать ситуации, выходящие за рамки обыденной жизни, в результате чего достраивается реальность, испытывающая человека и человеческое тело на прочность.

Жизнь создает экстремальные ситуации случайным образом, спонтанно, спорт же, напротив, создает экстремальные ситуации целенаправленно. В спорте своим специфическим образом моделируются реальные жизненные ситуации. И на своей модели спорт позволяет выявить самых ловких, самых сильных, самых выносливых, - ряд можно продолжать до бесконечности. Экс-

тремальная составляющая является имманентно присущей деятельности человека в области спортивных достижений, поскольку спортсмен ориентирован на то, чтобы превзойти наивысший достигнутый результат (абсолютный рекорд), либо на преодоление сопротивления другого спортсмена равного или высшего ранга (абсолютное чемпионство).

Один из первых исследователей социальных групп, психолог и философ Якоб Леви Морено уже в начале двадцатого века обратил внимание на то, что в экстремальных ситуациях человек вынужден не только опираться на уже имеющийся опыт, но он должен открываться для творчества, «. сталкиваясь с непривычной ситуацией, он не имеет другой альтернативы, кроме использования 8-фактора как путеводителя или советчика, подсказывающего наиболее подходящие эмоции, мысли и действия. Иногда он испытывает большую необходимость обращения к этой, как мы ее называем, спонтанности, иногда меньшую - в зависимости от требований ситуации или задачи».[4].

По мнению Я.Л. Морено, спонтанность проявляется в различных формах.

В случае драматической формы реагирования мы встречаемся лишь только с повторением имеющегося опыта. Модели поведения, укорененные в сознании человека, реализуются в неизменном виде. Драматизация лишь только придает живость чувствам, действиям и вербализациям.

Следующая форма спонтанности: креативность - свойство, которое настраивает человека на диверсификацию существующих моделей поведения и вызывает к жизни новые формы, новые идеи и новые изобретения. Такая форма спонтанности открывает миру и человеку ранее неизвестные стороны действительности. Эта форма спонтанности особо значима для современной культуры, отличающейся от традиционной культуры производством все новых и новых жизненных явлений.

Третья форма спонтанности заключается в способности найти оригинальный способ выражения. Она не обязательно связана с креативностью, но всегда уникальна. Например, оригинальный способ подачи материала. Во главу угла в этом случае ставится не новое содержание, а именно поиск нового оформления для уже имеющегося материала.

И, наконец, последней формой спонтанности является адекватность реакции или релевантность, уместность. При столкновении с непривычной ситуацией, со стороны индивида возможны три типа реагирования.

Во-первых, отсутствие реакции на ситуацию. «Однако, отсутствие реакции чревато ужасными последствиями для индивида. Новая ситуация может быть угрозой его существованию или разрушить лелеемые им ценности»[5].

Во-вторых, старая реакция на новую ситуацию. Старая реакция на новую ситуацию в подавляющем большинстве случаев не продуктивна и не эффективна, она не дает возможности справиться с предельным состоянием.

В-третьих, новая реакция на новую ситуацию. Старая реакция лишена спонтанности, новая реакция возможна лишь при наличии фактора спонтанности. В то же время, следует отметить тот факт, что новая реакция может быть спонтанной, но неуместной, неадекватной, а может быть и спонтанной и уместной, адекватной ситуации максимального напряжения.

Следует отметить, что спонтанная реакция не есть рефлекторная, дове-

денная до автоматизма. На самом деле, отработка автоматизма в действиях производится для того, чтобы освободить голову для решения творческих задач, задач более высокого уровня.

Экстремальная ситуация, моделируемая в спорте, предвосхищается, ожидается, к ней тщательно готовятся. Подготовка, как раз и позволяет реагировать спонтанно и релевантно, адекватно ситуации максимального напряжения. Пожалуй, соединение этих трех моментов в ситуации крайнего напряжения и дает человеку ощущение свободы: он смог сделать это!

Экстремальные виды спорта.

Виды спорта общепризнанные, включенные в спортивный институт общества, сплоченные международными федерациями мы назовем ортодоксальными. Без какого-либо негативного оттенка; мы только хотим подчеркнуть, что они являются частью социальной жизни общества и их положение в ней стабильно. Неортодоксальные виды спорта не обязательно являются экстремальными, но для экстремальных видов спорта переход к ортодоксальности, официальному признанию международным сообществом неизбежно связан со смещением ценностных установок от ощущения как такового к результату как таковому.

В любом виде спорта имеются моменты непредсказуемого изменения внешних условий в сторону создания экстремальной ситуации. Для разных видов спорта частота возникновения и острота этих ситуаций различна. Под остротой мы подразумеваем максимальный ущерб в случае неспособности справиться с ситуацией. Это может быть жизнь, здоровье, деньги, титул. Чем чаще и острее возникающие ситуации, тем экстремальнее вид спорта.

Международные сайты и чаты экстремалов по интересам посвящены не установлению стандарта правил и фиксации рекордов, а общению адептов по поводу технологий, приемов и ощущений: «Как классно, то, что мы делаем!» (Гонять ночью по городским улицам, летать на доске в поднебесье и так далее.)

Как мы выяснили, в спорте моделируются экстремальные ситуации. Казалось бы, эта сфера деятельности, оформившаяся в социальный институт, дает всем возможность испытать себя в предельных состояниях. Тем не менее, в социуме по каким-то причинам оформляются параллельно спорту как институту еще и экстремальные виды спорта, не имеющие официального статуса. С другой стороны, растут скорости, сложность и напряженность в классических видах спорта. Например, за четыре десятилетия фигурное катание прошло путь от прыжков в два с половиной оборота до сегодняшних четырех; в последние годы скорости в «королевских гонках» выросли до 310 км/час, притом, что множество правил направлено на снижение этих скоростей.

В исследовательской среде существует мнение, что в современной культуре наблюдается усиление экстремальной составляющей в жизни социума и личности.[6]. С нашей точки зрения, вопрос об усилении экстремальной составляющей в современном социуме является дискуссионным. Если обратиться к истории человеческой культуры, то мы обнаружим, что как индивид, так и общество в процессе своего развития переживают значительное количество ситуаций, связанных с очень высокой степенью напряжения, ситуаций, которые выводят и индивида, и общество на некоторые предельные состояния,

чреватые разрушением системы.

Если говорить об индивиде, то физические напряжения связаны с физиологическими возможностями человеческого организма. Физиология не изменилась радикально, степень нагрузок на человеческий организм возрастает, однако, порядок величин вполне сопоставим. Медиевисты, такие, например, как Жак Ле Гофф [7], исследуя средневековую культуру, обнаруживают тот факт, что люди той эпохи испытывали колоссальные физические напряжения. Это и физический труд, когда необходимо было преодолевать себя, и постоянные войны, которые держали человека на грани возможного, вспышки болезней (как известно в четырнадцатом веке чума унесла половину населения Европы).

Невозможно также не затронуть отношение к телу, которое папа Григорий Великий объявил «мерзким сосудом греха», тем самым, вызвав к жизни практику преодоления телесности. «Понтификат Григория Великого (590604), наиболее славный в эту эпоху, являлся и наиболее показательным. Избранный папой во время страшной чумы в Риме, Григорий, бывший монах, считал, что эти бедствия возвещают конец света. И что долгом всех христиан является покаяние, отвращение от этого мира и приготовление к миру будущему. Он помышлял о распространении христианской веры и обращении в нее англосаксов и лангобардов, дабы лучше выполнить свои пастырские обязанности, ибо Христос не сегодня-завтра потребует на Страшном суде отчитаться за паству. В качестве образцов для подражания он в своих духовных наставлениях предлагал св. Бенедикта с его монашеским отрешением от мира и всего лишившегося, но непреклонного в вере Иова. «Зачем снимать жатву, если жнецу не суждено жить? Пусть каждый окинет взором течение своей жизни, и он поймет, сколь мало ему было нужно». Эти слова верховного понтифика, которые оказали столь сильное влияние на средневековую мысль, знаменовали начало Средневековья, эпохи презрения к миру и отречения от всего земно-го».[8]

Путь отречения от всего земного, это тяжелейшее испытание для человека, именно на этом пути испытываются предельные духовные и физические возможности человека. Таким образом, экстремальная составляющая, по всей вероятности, величина постоянная. Она, скорее всего, является производной от индивидуальной психофизиологии. Т.е., человек испытает в своей жизни ровно столько экстремального, сколько он способен испытать! Если количество экстремальных переживаний превысит индивидуальный предел, человек погибнет, если это количество недостаточно для индивида, человек начинает искать экстремальные ситуации, создавать их искусственно, в том числе в сфере спорта.

Экстремальные ситуации, экстремальные состояния в процессе исторического движения общества скорее изменяются качественно, чем нарастают. И соответственно, причины, побуждающие людей заниматься экстремальными видами спорта, становятся каждый раз иными, а не просто меняют свою интенсивность.

Спорт - это состязательная (агональная) игра. Состязательность является необходимым условием любого вида спорта. Спортсмен, выходя на предельные состояния, получает оценку как лучший, превзошедший всех. Вне всякого

сомнения, спортсмен состязается и с самим собой, в том смысле, что он преодолевает себя, испытывая колоссальные нагрузки. Экстремальный же спорт -это, в первую очередь и, прежде всего, состязание с самим собой. На сайте, посвященном экстремальным видам спорта, размещены результаты опроса [9]:

«Что означает для вас слово экстрим?»

ничего 7,41%

нервотрепка 3,70%

неуправляемая ситуация 11,11%

жизнь взаймы у случая 11,11%

возможный вариант отдыха 7,41%

виды спорта 7,41%

возможность проверить себя на что -либо 29,63%

способ достижения цели 11,11%

привычный стиль жизни 3,70%

другое 7,41%

Этому опросу можно доверять с некоторыми оговорками, необходимы более основательные исследования в данной области, тем не менее, прослеживается определенная тенденция. Видами спорта экстремальные занятия считает незначительное количество опрошенных - 7,41%. Большая часть опрошенных - 29,63% утверждают, что слово экстрим для них означает возможность проверить себя на что - либо. Термин «экстрим» появляется в среде экстрема-лов и означает практическое занятие экстремальной деятельностью и ощущения, получаемые от этого.

Можно ли экстрим назвать спортом? В институт спорта в современном обществе демонстративно экстремальные виды спорта не входят. Тем не менее, термин в культуре укоренен достаточно прочно и такие виды экстремального спорта как дайвинг, кайтсерфинг, виндсерфинг, скаддайверн известны достаточно широкому кругу людей. Появление столь опасных, на первый взгляд, видов спорта в какой-то степени объясняет ассоциативное связывание экстрима с «возможностью проверить себя на что - либо».

Действительно, занятия экстремальными видами спорта не носят откровенно состязательного характера. Экстремальная ситуация создается искусственно, однако, она содержит в себе некоторое количество факторов, независимых от человека, но угрожающих его жизни и здоровью. Эта ситуация создается для того, чтобы проверить, испытать, насколько человек способен овладеть ситуацией, насколько его поведение окажется спонтанным, уместным и адекватным. Целью этого испытания является выход с наименьшими потерями из ситуации, которую сам человек и создает. Овладевая ситуацией, человек способен принимать нестандартные решения, проявлять свои способности и, в итоге получать наслаждение и радоваться свободе, абсолютному царству свободы, как радовались и наслаждались древние греки. Освобождение, через преодоление предела, когда рассыпаются ограничения, и то, что считалось невозможным, возможно. Как считают сами экстремалы, в экстриме цель - выжить, пройти, сделать ситуацию, стать сильнее ее, овладеть запредельной си-

туацией. Человек создает ситуацию, он сам является первопричиной. Он в этой ситуации вступает в борьбу с самим собой за себя, овладевающего неов-ладеваемым. Поведение в данной ситуации, вне всякого сомнения, экстремальное, поскольку, задача связана с максимальной изощренностью, то, что называется пройти по грани. Отсюда высокая степень риска. В спорте риск присутствует, но в нем нет этого явного ощущения конечности человеческого бытия, холодного дыхания вечности. А в экстриме цель - выжить, поскольку угроза для жизни экстремала становится осязаемо реальной.

Участники форумов проводят классификацию экстремалов. Они выделяют группу «экстремалов - профессионалов» и «экстремалов - идиотов». Это, так сказать, деление эмпирическое, когда социальная группа рассуждает сама о себе. Дело в том, что экстремальные виды спорта диктуют достаточно высокие требования к участникам по всем позициям, малейшие ошибки в технике могут привести к травме и гибели. В связи с этим, «экстремалы - профессионалы» тщательно готовятся, тренируются, просчитывают риски. «Экстре-малы - идиоты», мы будем называть их «экстремалы - фаталисты» либо слабо подготовленные, либо считающие, что модно жить с риском. При этом степень риска не осознается, будь, что будет, повезет, не повезет. Такой тип экстрема-лов не гнушается разогреться различного рода напитками, а то и наркотики в качестве средства, снимающего страх, используют. (Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что на форумах по интересам, посвященным экстриму, тема наркотиков возникает постоянно). По-видимому, существует глубинная психологическая связь между причинами, побуждающими заниматься экстремальными видами спорта и причинами употребления наркотиков, но на данном этапе эта область тоже слабо исследована.) Но, «будь, что будет» - это не экстрим, это фатум, судьба. Экстремал не полагается на судьбу, он рассчитывает на свои собственные наработанные сверхрезервы, которые спонтанно и адекватно раскрываются в экстремальной ситуации, то есть ситуации на пределе возможного.

В связи с вышеизложенным, экстремалов не устраивают правила, которые существуют в спорте. Они бунтуют и создают свои собственные предельные ситуации, неподвластные формальному регламенту и как следствие, свою субкультуру, противостоящую официальной культуре спорта. Этот процесс достаточно наглядно прослеживается на тех видах спорта, которые возникли в последние десятилетия, затем были официально признаны и, наконец, влились в русло ортодоксального спорта. А искатели острых ощущений сегодня осваивают новые сферы, которые через некоторое время тоже обрастут правилами, легализуются и станут обычными.

Экстремальная ситуация, создаваемая экстремалом, создается для него самого и им самим преодолевается, а если и не преодолевается, то опасности подвергается он сам. Для общества в целом, экстремальные виды спорта полезны, поскольку они канализируют потребность экстремальных состояний, направляя экстремальное поведение не на других, а на самого нуждающегося в переживании предельных, пограничных состояний, в отличие от экстремистского поведения, которое направлено на причинение ущерба окружающим. «Экстремизм - это любое превышение пределов допустимого при наличии злого смысла или умысла».[10] Вместе с тем, следует заметить, что экстре-

мальные виды спорта являются областью слабо исследованной, хотя потребность в осмыслении данного явления в социуме назрела и приобретает особую актуальность и значимость. Исследование данного феномена, выяснение его внутренних закономерностей позволит на теоретической основе выстраивать разумный баланс между потребностью человека к переживанию экстремальных ситуаций и фактическими рисками при создании этих ситуаций, что в конечном итоге позволит свести к минимуму общественные потери от экстремальных видов спорта.

Литература:

1. Томалинцев, В.Н. Социальная экстремология /В.Н. Тамалинцев, А. А. Козлов СПб. 2005. С.4.

2. Там же. С. 150 - 151.

3. Тимофеев, А.И. Гегель: радостные древнегреческие игры / А.И. Тимофеев // Вестник Балтийской Педагогической академии. Вып. 62 - 2005 г. теория и практика управления образовательным и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы. СПб. С.212.

4. Морено, Я.Л. Психодрама / Я.Л. Морено М.: 2001. - с.129.

5. Там же. С.135.

6. Томалинцев, В.Н., Козлов А.А.. С. 4.

7. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М.1992.

8. Там же. С.39.

9. Томалинцев, В.Н., Козлов А.А.. С.84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.