Научная статья на тему 'СПОРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ГРАЖДАН'

СПОРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / государственная идентичность / патриотизм / медиадискурс / медиа-повестка / интернет-сообщества / Россия / sport / state identity / patriotism / media discourse / media agenda / Internet communities / Russia

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Надежда Владимировна Казанцева

Формирование государственной идентичности граждан является одной из приоритетных задач государства. Цель исследования состояла в определении возможностей использования спорта в качестве инструмента для формирования государственной идентичности граждан. Достижение поставленной цели осуществлялось посредством использования общенаучных методов, в основе которых лежали анализ, систематизация, обобщение теоретических данных научной литературы. В статье представлен анализ возможностей для использования спорта в качестве инструмента для формирования государственной идентичности граждан и патриотического воспитания подрастающего поколения. Также описаны механизмы, ориентированные на разрушение репутационных и имиджевых характеристик государства в результате влияния на граждан негативно-оценочного информационного поля медиадискурса в СМИ и социальных сетях и нивелирования международного спортивного и политического авторитета России. Технология такого воздействия основана на постепенной радикализации общественного мнения в капсулированных закрытых интернет-сообществах с переходом медиа-повесток из системных в политически-управляемые. Представлены пути по использованию воспитательного и просветительского потенциала системы образования в качестве фундамента для формирования государственной идентичности через сферу спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Надежда Владимировна Казанцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT AS A TOOL FOR FORMING THE STATE IDENTITY OF CITIZENS

The formation of the state identity of citizens is one of the priority tasks of the state. The purpose of the study was to determine the possibilities of sport as a tool for the formation of the state identity of citizens. The achievement of the set goal was carried out through the use of general scientific methods, which were based on the analysis, systematization, and generalization of the theoretical data of scientific literature. The article presents an analysis of the possibilities of sport as a tool for the formation of the state identity of citizens and the patriotic education of the younger generation. It also describes the mechanisms focused on the destruction of the reputational and image characteristics of the state as a result of the impact of the negative-evaluative information field of media discourse in the media and social networks on citizens and the leveling the international sport and political authority of Russia. The technology of such influence is based on the gradual radicalization of public opinion in encapsulated closed Internet communities with the transition of media agendas from systemic to politically controlled. The authors present ways of using the educational potential of the education system as a foundation for the formation of state identity through the field of sports.

Текст научной работы на тему «СПОРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ГРАЖДАН»

Научная статья УДК 355.233.231.1

СПОРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ГРАЖДАН

Надежда Владимировна Казанцева

Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Иркутск, Россия, Kazanseva.inet@inbox.ru

Аннотация. Формирование государственной идентичности граждан является одной из приоритетных задач государства. Цель исследования состояла в определении возможностей использования спорта в качестве инструмента для формирования государственной идентичности граждан. Достижение поставленной цели осуществлялось посредством использования общенаучных методов, в основе которых лежали анализ, систематизация, обобщение теоретических данных научной литературы. В статье представлен анализ возможностей для использования спорта в качестве инструмента для формирования государственной идентичности граждан и патриотического воспитания подрастающего поколения. Также описаны механизмы, ориентированные на разрушение репутационных и имиджевых характеристик государства в результате влияния на граждан негативно-оценочного информационного поля медиадискурса в СМИ и социальных сетях и нивелирования международного спортивного и политического авторитета России. Технология такого воздействия основана на постепенной радикализации общественного мнения в капсулированных закрытых интернет-сообществах с переходом медиаповесток из системных в политически-управляемые. Представлены пути по использованию воспитательного и просветительского потенциала системы образования в качестве фундамента для формирования государственной идентичности через сферу спорта.

Ключевые слова: спорт, государственная идентичность, патриотизм, медиадискурс, медиаповест-ка, интернет-сообщества, Россия.

Для цитирования: Казанцева Н. В. Спорт как инструмент формирования государственной идентичности граждан // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. № 3 (101). С. 188-193.

Original article

SPORT AS A TOOL FOR FORMING THE STATE IDENTITY OF CITIZENS

Nadezhda V. Kazantseva

Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Irkutsk, Russia, Kazanseva.inet@inbox.ru

Abstract. The formation of the state identity of citizens is one of the priority tasks of the state. The purpose of the study was to determine the possibilities of sport as a tool for the formation of the state identity of citizens. The achievement of the set goal was carried out through the use of general scientific methods, which were based on the analysis, systematization, and generalization of the theoretical data of scientific literature. The article presents an analysis of the possibilities of sport as a tool for the formation of the state identity of citizens and the patriotic education of the younger generation. It also describes the mechanisms focused on the destruction of the reputational and image characteristics of the state as a result of the impact of the negative-evaluative information field of media discourse in the media and social networks on citizens and the leveling the international sport and political authority of Russia. The technology of such influence is based on the gradual radicalization of public opinion in encapsulated closed Internet communities with the transition of media agendas from systemic to politically controlled. The authors present ways of using

©КазанцеваH. В., 2023

the educational potential of the education system as a foundation for the formation of state identity through the field of sports.

Keywords, sport, state identity, patriotism, media discourse, media agenda, Internet communities, Russia. For citation: Kazantseva N. V. Sport as a tool for forming the state identity of citizens // Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. No. 3 (101). P. 188-193. (In Russ.)

В настоящее время формирование государственной идентичности граждан является одной из приоритетных задач государства. Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года1 в части мер, связанных с патриотическим воспитанием и формированием российской идентичности, предусмотрено повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны.

На сегодняшний день существует несколько подходов к пониманию идентичности граждан в контексте взаимоотношений с государством. Эти взаимоотношения рассматриваются как категории национального, гражданского и государственного поля. Понятие государственной идентичности используется в контексте образа государства, осуществляющего роль главного актора во внешней и внутренней политике государства. Понятия гражданской и национальной идентичности рассматриваются в контексте индивидуальных представлений личности о его месте и роли в структуре национальной культуры, национального языка, гражданской позиции, социальной солидарности. Для целей данной статьи мы использовали термин «государственная идентичность», так как предметом нашего исследования являлась роль спорта в формировании самоидентификации граждан как части государства.

Внутренней стороной развития любого государства, в отличие от внешней, создаваемой институциональными и административными механизмами, является формирование в сознании индивидов феномена государственной идентичности, которая реализуется в их повседневности [1, с. 32]. При этом такие отношения развиваются в двух взаимообусловленных направлениях, связанных с обязанностью следования нормам, правилам и добровольностью их соблюдения.

В настоящее время в силу процессов глобализации, индивидуализации и авто-номизации общества в России и во всем мире наблюдается кризис государственной идентичности. Согласно Ж. Бодрийяру, общество в эпоху потребления разобщено и демонстрирует отсутствие структурированности, социальную апатию и безразличие, снижение социальной активности. Все это связано, прежде всего, с информационным смысловым рассеиванием, усреднением и нивелированием человека как пассивного потребителя информации [2], перераспределением жизненной энергии на экран, в созданное информационное пространство, а не в реальное деятельностное поле, когда реальная активность трансформируется в интерактивность с помощью средств интернет-коммуникации. Процессы глобализации, в свою очередь, способствуют изменению социальных отношений, в основе которых лежат межнациональные связи и объединения [3, р. 18].

Однако существует иная позиция, согласно которой благодаря интернет-коммуникациям общественные отношения становятся активными и управляемыми, а масса приобретает черты системности. При этом

1 Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 23. Ст. 3357.

предполагается, что системность возникает не с помощью механизмов самоорганизации, а в результате целенаправленного имплицитного управления массой через специально организованные интернет-технологии. Если сравнительно недавно проявление политической активности граждан было основано на спонтанной мобилизации политического участия, то в настоящий момент технологические изменения в цифровой интернет-среде (появление многочисленных сетевых сообществ, характеризующихся наличием устойчивых горизонтальных связей, лояльностью участников, демонстрирующих потребление, интерпретацию и формирование коллективных ответных реакций на меди-аповестку) способствуют возникновению ярко выраженных социальных и общественно-политических эффектов (формируются феномены общественной оценки, общественной позиции, общественной реакции), что непосредственным образом влияет на формы взаимодействия государственных институтов власти и общественных групп [4, с. 343].

Таким образом, практически любая медийная повестка в результате спонтанной или управляемой комментарийной активности может перерасти в политическую с заданной реакцией. Для объяснения этого эффекта можно воспользоваться концептом «информационная капсула», введенным С. В. Володенковым, который подразумевает многократное усиливающееся действие любого инфоповода в закрытом пространстве поддерживаемых в сообществах идей, мнений, позиций в результате многократного повторения, обсуждения и одобрения их среди единомышленников через призму события [4, с. 346].

Спорт в широком смысле, как социально значимая и социально одобряемая сфера человеческой жизнедеятельности, представляет, по нашему мнению, широкий спектр как для формирования, так и для размывания государственной идентичности граждан в зависимости от формирования и влияния информационного поля медиадискурса в СМИ и социальных сетях. В практике со-

ОБРАЗОВАНИЯ

временных СМИ активно прослеживается процесс, негативно влияющий на репутаци-онные и имиджевые характеристики спорта. Часть ученых выделяют эту деятельность как спортивный фронт гибридной войны против России [5, с. 272], главной задачей которого являются нивелирование международного спортивного и политического авторитета России и исключение спорта как одного из инструментов арсенала «мягкой силы» России, проявляющиеся через медиатизацию спорта.

Самым мощным, с нашей точки зрения, в этом отношении является антидопинговый дискурс, который начал формироваться в конце 2015 года, предположительно, после публикации доклада расследования независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства, заявившей о наличии массовых и систематических сокрытий применения допинга российскими спортсменами при содействии государственных структур. Таким образом, Россия была обвинена в создании системы поддержки допинга на уровне государства, что самым негативным образом отразилось на имидже страны как спортивной державы и, соответственно, на отношении граждан к спорту и роли страны в части регулирования сферы спорта. Проблемы в российском спорте, которые постоянно находятся в фокусе внимания средств массовой информации и, как следствие, широко обсуждаются в социальных сетях, в форме общественного мнения по большей части капсулированных закрытых интернет-сообществ сначала переходят в системную, а затем в институциональную (политическую) медиаповестку [6, с. 376]. При этом чем более капсулированными являются интернет-сообщества, тем быстрее, радикальнее и шире распространяются и укрепляются в них негативно-оценочные представления о российском спорте и о России в целом.

С другой стороны, спорт может и должен проявляться как площадка для формирования государственной идентичности граждан, как стержень их консолидации. Так, Д. Магуайр определяет спортивные победы

на международной арене как инструмент укрепления уважения к нации [7], способной проявить себя как спортивная держава, воспитать и вывести на международный уровень талантливых представителей своего народа, а ее представителям осознать себя частью, приобщенной к общей победе. Спорт высших достижений представляет инструмент «умной силы», востребованной для актуализации и воспроизводства государственной идентичности граждан [8, с. 213]. В спорте в большей степени, чем в других сферах человеческой жизнедеятельности, предоставляются возможности для демонстрации и выражения государственных и национальных идей, культуры, символов. На Олимпийских играх страны-хозяева предлагают зрителям всего мира погрузиться в самые значимые для государства культурные и исторические ценности. Так, на церемонии открытия Олимпийских игр в 2004 г. в Афинах Греция была представлена в виде культурной колыбели Европы, на Олимпиаде 2008 г. в Пекине Китай олицетворял самую древнюю цивилизацию в мире, на Олимпиаде 2014 г. в Сочи представленный на церемонии открытия визуализированный алфавит был прошит культурными кодами России в виде русского балета, достижений в космосе, русских ученых и культурных деятелей с мировым именем.

Кроме этого, сам спорт, включающий такие этические ценности, как дух спорта и принципы фэйр-плей (с англ. fair play - честная игра), имеет педагогический потенциал, связанный прежде всего с патриотическим воспитанием и приобщением к моральным ценностям. В широком смысле спорт через крупные спортивные мероприятия может использоваться для продвижения таких ценностей, как командный дух и дисциплина, уважение и взаимопомощь, терпимость и солидарность [9, р. 227]. Однако в настоящее время можно наблюдать устойчивый декларативный характер принципов фэйр-плей в спорте, неофициальный статус которых позволяет многим участникам спортивных отношений игнорировать или демонстративно нарушать их, используя это как спо-

соб оскорбления и морального давления на соперника, команду или страну. Для борьбы с этим явлением предлагается ввести правила, предписывающие соблюдение этических норм в отношении поведения спортсменов во время соревнований и связанных с ними официальных церемоний [10, с. 190].

В силу отсутствия в большинстве своих проявлений элитарности для многих граждан спорт является привлекательной сферой. Спорт выступает как общедоступный социальный лифт, как народное достояние всех граждан независимо от их приобщенности к определенным слоям общества. Таким образом, спорт является значимым общественно одобряемым институтом, в сущность которого вкладываются значимые социальные и общечеловеческие ценности.

Считаем, что необходимо осуществлять осмысленное и системное воздействие спорта на граждан через воспитательную и просветительскую работу среди подрастающего поколения, в том числе в системе образования. Такая работа должна быть сосредоточена на реабилитации российского спорта в глазах молодого поколения, на морально-нравственном потенциале спорта; необходимо объяснить причины масштабных допинговых скандалов, разъяснить возможности и технологии формирования негативно-оценочной медиаповестки по отношению к российскому спорту и России в целом. Приоритетной должна быть просветительская работа в сфере правовых и этических принципов развития мирового спорта, его исторических начал, основанных на гуманистических идеалах. Представленные задачи в рамках вузовского образования предлагаем осуществлять посредством использования следующих средств: включение в теоретический курс модулей по физической культуре и спорту тематики, связанной с раскрытием исторических и этических аспектов ценности спорта; проведение лекториев по вопросам противодействия отрицательному информационному воздействию негативно-оценочной медиаповестки по отношению к российскому спорту, направленной на нивелирование патриотических чувств; прове-

дение массовых физкультурно-спортивных мероприятий для целей государственно-патриотического воспитания с использованием государственных символов.

Таким образом, спорт имеет широкий спектр возможностей как для консолидации и объединения общества, так и для его разобщения, и может использоваться, с одной стороны, как инструмент для формирования государственной идентичности граждан, как площадка для патриотического воспитания подрастающего поколения, с другой

ОБРАЗОВАНИЯ

же стороны, спорт может использоваться как инструмент разрушения репутационных и имиджевых характеристик государства посредством влияния на граждан негативно-оценочного медиадискурса в СМИ, социальных сетях и интернет-сообществах. Задачей государства является организация мер для использования спорта с целью государственно-патриотического воспитания и системного противодействия негативному информационному воздействию сферы медиа на репутацию спорта.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Санина А. Г., Павлов А. В. Государственная идентичность: содержание понятия и постановка проблемы // Политика и правовое государство. 2015. № 9 (51). С. 30-40.

2. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Издательство Уральского ГУ, 2000. 95 с.

3. Castells М. Materials for an exploratory theory of the network society // British Journal of Sociology. 2000. № 1. P. 5-24.

4. Володенков С. В. Влияние технологий интернет-коммуникаций на современные общественно-политические процессы: сценарии, вызовы и акторы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 5 (153). С. 341-363.

5. Корнеева В. А. Актуализация спортивного дискурса «мягкой силы» в условиях эскалации политического напряжения // Дискурс-Пи. 2017. № 3-4 (28-29). С. 269-274.

6. Казанцева Н. В., Амосова Т. В. Допинг в российском спорте: технология формирования негативно-оценочной медиаповестки // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 4 (43). С. 375-379.

7. Maguire J. Sport and globalization. Entry for: sport and development Web-Based Platform. Swiss Academy For Development, 2009.

8. Титов В. В., Хаметов Э. Ш. Спорт как инструмент формирования национально-государственной идентичности // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 3. С. 213-220.

9. Kersting N. Sport and national identity: A comparison of the 2006 and 2010 FIFA World Cups // Poli-tikon. 2007. Volume 34. Issue 3. P. 277-293.

10. Казанцева H. В., Казанцев В. С. Кризис этических принципов фэйр-плей в современном спорте // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2022. № 2 (204). С. 188-192.

REFERENCES

1. Sanina A. G., Pavlov А. V. State identity: the content of the concept and the formulation of the problem // Politics and the rule of law. 2015. No. 9 (51). P. 30-40. (In Russ.)

2. Baudrillard J. In the Shadow of the Silent Majority, or the End of the Social. Yekaterinburg: Publishing House of the Ural State University, 2000. 95 p. (In Russ.)

3. Castells M. Materials for an exploratory theory of the network society // British Journal of Sociology. 2000. No. 1. P. 5-24.

4. Volodenkov S. V. Influence of Internet communication technologies on modern socio-political processes: scenarios, challenges and actors // Public opinion monitoring: economic and social changes. 2019. No. 5 (153). P. 341-363. (In Russ.)

5. Korneeva V. A. Actualization of the sports discourse of "soft power" in the context of escalation of political tension // Discourse-P. 2017. No. 3-4 (28-29). P. 269-274. (In Russ.)

6. Kazantseva N. V., Amosova Т. V. Doping in Russian sport: technology for the formation of a negative evaluative media agenda. Scientific Notes of Novgorod State University. 2022. No. 4 (43). R 375-379. (In Russ.)

7. Maguire J. Sport and Globalization. Entry For: Sport and Development Web-Based Platform. Swiss Academy For Development, 2009.

8. Titov V. V., Khametov E. Sh. Sport as a tool for the formation of national-state identity // Social and humanitarian knowledge. 2019. № 3. P. 213-220. (In Russ.)

9. Kersting N. Sport and national identity: A comparison of the 2006 and 2010 FIFA World Cups // Politikon. 2007. Volume 34. Issue 3. P. 277-293.

10. Kazantseva N. V., Kazantsev V. S. The crisis of the ethical principles of fair play in modern sport. Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft. 2022. No. 2 (204). P. 188-192. (In Russ.)

Информация об авторе:

H. В. Казанцева, кандидат педагогических наук, доцент.

Author information:

N. V. Kazantseva, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 10.01.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 10.01.2023; approved after reviewing 20.03.2023; accepted for publication 15.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.