Научная статья на тему 'СПОРТ И ЕГО РАЗВИТИЕ'

СПОРТ И ЕГО РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ / МОЛОДЁЖЬ / РАЗВИТИЕ / СПОРТ / СПОРТСМЕН / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕЛЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корнев Сергей Владимирович

Все возрастающее значение спорта в жизни современного общества, и особенно его молодого поколения, сегодня общеизвестно. Сейчас в мире насчитываются сотни миллионов спортсменов, ежегодно регистрируется миллиарды посетителей спортивных соревнований. Спорт занимает все больше места в интернете и телевидении. Статья содержит сведения об особенностях развития спорта, его целенаправленности в зависимости от экономического и политического строя общества.The increasing importance of sport in the life of modern society, and especially its younger generation, is well known today. Now there are hundreds of millions of athletes in the world, billions of visitors to sports competitions are registered annually. Sports are taking up more and more space on the Internet and television. The article contains information about the peculiarities of the development of sports, its purposefulness depending on the economic and political structure of society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПОРТ И ЕГО РАЗВИТИЕ»

УДК 37

Психолого-педагогические науки

Корнев Сергей Владимирович, старший преподаватель КФК, Петрозаводский государственный университет, Россия, г. Петрозаводск

СПОРТ И ЕГО РАЗВИТИЕ

Аннотация: Все возрастающее значение спорта в жизни современного общества, и особенно его молодого поколения, сегодня общеизвестно. Сейчас в мире насчитываются сотни миллионов спортсменов, ежегодно регистрируется миллиарды посетителей спортивных соревнований. Спорт занимает все больше места в интернете и телевидении. Статья содержит сведения об особенностях развития спорта, его целенаправленности в зависимости от экономического и политического строя общества.

Ключевые слова: методика тренировки, молодёжь, развитие, спорт, спортсмен, физическое воспитание, цель.

Annotation: The increasing importance of sport in the life of modern society, and especially its younger generation, is well known today. Now there are hundreds of millions of athletes in the world, billions of visitors to sports competitions are registered annually. Sports are taking up more and more space on the Internet and television. The article contains information about the peculiarities of the development of sports, its purposefulness depending on the economic and political structure of society.

Key words: training methodology, youth, development, sport, athlete, physical education, goal.

Многие упражнения, составляющие основу физического воспитания человека, мало изменяются при различных формациях общества [1].

Но в связи с изменениями экономического и политического строя общества меняются взгляды на физическое воспитание, и прежде всего меняется его целенаправленность. В разные периоды развития общества физическое воспитание используется правящими классами в своих интересах.

При современном прозападном обществе оно используется для воспитания молодежи в духе идеологии либерализма, для подготовки к захватническим войнам, для отвлечения широких масс от уважительной спортивной борьбы. Так, известный французский социолог Маньян говорил: «То, что спорт может служить политическим целям, теперь совершенно ясно — гитлеровцы превратили коллективные игры в машину для антидемократической пропаганды, спорт служил порабощению молодежи».

Физические упражнения, применяемые с целью воспитания, обычно оформлялись в определенную систему. Так, в начале девятнадцатого столетия возникают немецкая и шведская гимнастическая системы. Во второй половине девятнадцатого века создается сокольская гимнастика. Однако различные гимнастические системы физического воспитания недостаточно отвечали задачам растущего капитализма. Политика западных стран требовала усиления физической подготовки молодежи, воспитания солдат для агрессивных войн. Вместе с тем обострение противоречий между пролетариатом и буржуазией заставляло искать все новые средства для отвлечения рабочих от политической борьбы, для воспитания их в духе буржуазной морали.

Одним из важнейших таких средств и явился спорт, возникший в начале второй половины девятнадцатого столетия в Англии и бурно развивавшийся в дальнейшем и в других странах. Буржуазия получила в свои руки новое, более притягательное для молодежи средство, нежели гимнастические и другие системы физического воспитания. В прозападном спорте стремлению к рекордам, к борьбе за победу придавали характер не всегда здоровой конкуренции, ажиотажа, скрытого и явного не профессионализма.

Удельный вес спорта в запросах современной молодежи растет, повышается интерес молодых людей к личности спортсмена.

Профессор Э. Иокль утверждал, что спорт стал за последние столетие одним из основных занятий людей в свободное время. Такой интерес не мог быть не использован в совершенно определенных целях. Спорт стал заметным фактором воспитания молодежи в целях, угодных правящим кругам общества. Спорт используется как значительный социальный фактор для формирования нужных моральных и духовных категорий. По словам того же французского социолога, как только обнаруживается «социальный двигатель определенной силы его окружают изобретательные люди, которые применяют все средства, чтобы заставить его лучше работать».

В связи с этим спорт в большинстве стран мира получает все большее развитие. Вместе с тем в ряде стран мира принимаются все меры для маскировки истинных целей спорта, провозглашается его аполитичность, рекламируют как средство достижения социального мира.

Особенно ярко проявляется эта тенденция сейчас в период жестокого кризиса мировой идеологии и культуры. Мысль превратить спортивную деятельность в платформу некоего социального равенства повторяется многими социологами то открыто, то завуалировано. Один из видных бельгийских специалистов Макс Вастерлен говорил, что «спорт выполняет общие социальные функции вследствие активного сотрудничества людей различных профессий, взглядов, классов». Рене Майо утверждал, что спорт — это своеобразный рыцарский орден, членов которого, представителей всех классов, объединяет чувство согласия. О спорте как о форме социального подъема, средстве достижения свободы и равенства говорил также уже упоминавшийся ранее Йокль. Какими бы ни были утверждения о социальной роли современного спорта, о его значении для широких масс, одним из его основополагающих начал является достижение высоких результатов избранными единицами.

Развитие спорта в этом направлении вызвало поиски все более эффективных методов подготовки к соревнованиям, потребовало создания условий, обеспечивающих спортсменам достижение наивысших результатов.

Так стали формироваться методики тренировки в отдельных видах спорта. Системы спортивной тренировки и их развитие обусловлены в современном обществе стремлением найти путь «элиты» к более высоким достижениям. Такова направленность современного физического воспитания, таковы задачи современного спорта. Естественно, что это влияет на методику тренировки и ее роль в воспитании спортсменов.

Кроме того, серьезное влияние на методику тренировки и ее развитие оказывали конкретные условия каждой страны: уровень экономического развития, географические особенности, особенности системы физического воспитания, его практическая постановка и др.

Казалось бы, более раннее начало распространения спорта в Англии, Америке и других странах должно было дать им преимущество в накоплении опыта, в уровне методической и научно обоснованной спортивной тренировки. Но этого не случилось прежде всего потому, что правительства многих стран в то время не были заинтересованы в высоком уровне спортивных достижений. Только в нескольких европейских и американских высших учебных заведениях в тот период проводилась ограниченная научно-методическая работа в области спорта.

Даже в одном и том же виде спорта тренеры и спортсмены не обменивались опытом, не создавали сообща единую, наиболее рациональную систему, а, наоборот, делали секрет из своей работы. Такое, исходящее лишь из личных интересов, отношение, закономерное для тренеров и спортсменов конкурирующих стран, не могло не отразиться на развитии методической и научной мысли, на теории спорта.

В более позднее время в развитых странах стали проводить различные конференции по вопросам научной работы в спорте, в том числе и по методике тренировки. Но это были обобщения прежде всего физиологических и врачебных наблюдений. Методику лишь затрагивали в самых общих, легко наблюдаемых сторонах тренировки: планирование занятий, их продолжительность, выполнение спортивной техники и др. Более сложные

стороны тренировки, в особенности методы развития силы, быстроты, выносливости и других качеств, а также вопросы творческой работы тренера оставались ещё недостаточно раскрытыми.

В связи с этим не удивительно, что на протяжении почти столетия многочисленные книги по разным видам спорта многих авторов содержали в наибольшей мере описание техники и в значительно меньшей мере изложение методики тренировки [2].

Библиографический список:

1. Крикунов, Г.А. Воспитательная деятельность тренера / Г.А. Крикунов // Вопросы педагогики - 2021. - №3. - с.45-49.

2. Озолин, Н. Буржуазный спорт и его развитие / Н. Озолин // Легкая атлетика — 1968. - № 1. - с.27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.