Научная статья на тему 'Спорные положения главы 45. 1 гражданского процессуального кодекса Российской федерации'

Спорные положения главы 45. 1 гражданского процессуального кодекса Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНЫЙ ИММУНИТЕТ / JUDICIAL IMMUNITY / ЮРИСДИКЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ / JURISDICTIONAL IMMUNITY / ИНОСТРАННЫЕ ГОСУДАРСТВА / FOREIGN STATES / ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС / CIVIL PROCEDURE / ПРИНЦИП ВЗАИМНОСТИ / PRINCIPLE OF RECIPROCITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Еникеев Олег Анатольевич

В статье проанализирована история закрепления принципа юрисдикционного иммунитета иностранных государств на европейском и международном уровне. До периода распада СССР в стране действовала концепция абсолютного иммунитета. Рассматривая этапы становления концепции юрисдикционного иммунитета в России, анализируется и формирование концепции относительного (функционального) иммунитета, что явилось причиной принятия и введение в действие главы 45.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ). В работе показано, что данная глава содержит ряд противоречий с общей частью ГПК РФ (избыточность сроков, предоставляемых иностранному государству при рассмотрении и разрешении дел с его участием). Автор предлагает ввести в ГПК РФ обязанность Министерства иностранных дел РФ давать заключения по указанной категории дел, так как судья самостоятельно не может определить уровень юрисдикционных иммунитетов России в соответствующем иностранном государстве и применить принцип взаимности. Изменения, предложенные нами, позволят устранить дублирование отдельных положений главы 45.1 ГПК РФ с общей частью ГПК РФ и ускорить рассмотрение и разрешение дел указанной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Еникеев Олег Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEBATABLE PROVISIONS OF CHAPTER 45.1 OF THE CODE OF CIVIL PROCEDURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes historical background of the principle of jurisdictional immunity of foreign states on the European and international level. Before the collapse of the Soviet Union, the country had the concept of absolute immunity. Considering development stages of the concept of jurisdictional immunity in Russia, the author also analyses the formation of the concept of relative (functional) immunity, which was the reason to adopt and enact chapter 45.1 of the Code of Civil Procedure of the Russian Federation (CCP RF). It is shown that this chapter contains a number of contradictions with the general part of CCP RF (redundancy of terms granted to a foreign state while examining and resolving cases with its participation). The author proposes to introduce into CCP RF the obligation of the Ministry of Foreign Affairs to give an opinion on this category of cases, because the judge alone can not determine the level of jurisdictional immunities of Russia in the foreign country and apply the principle of reciprocity. These changes will eliminate the duplication of certain provisions of chapter 45.1 of CCP RF with general part of CCP RF and expedite consideration and resolution of cases of this category.

Текст научной работы на тему «Спорные положения главы 45. 1 гражданского процессуального кодекса Российской федерации»

УДК 347.91/.95

СПОРНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВЫ 45.1 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕНИКЕЕВ Олег Анатольевич

кандидат юридических наук, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан», г. Уфа, Россия. Email: enikeevo2013@yandex.ru

В статье проанализирована история закрепления принципа юрисдикционного иммунитета иностранных государств на европейском и международном уровне. До периода распада СССР в стране действовала концепция абсолютного иммунитета. Рассматривая этапы становления концепции юрисдикционного иммунитета в России, анализируется и формирование концепции относительного (функционального) иммунитета, что явилось причиной принятия и введение в действие главы 45.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ). В работе показано, что данная глава содержит ряд противоречий с общей частью ГПК РФ (избыточность сроков, предоставляемых иностранному государству при рассмотрении и разрешении дел с его участием). Автор предлагает ввести в ГПК РФ обязанность Министерства иностранных дел РФ давать заключения по указанной категории дел, так как судья самостоятельно не может определить уровень юрис-дикционных иммунитетов России в соответствующем иностранном государстве и применить принцип взаимности. Изменения, предложенные нами, позволят устранить дублирование отдельных положений главы 45.1 ГПК РФ с общей частью ГПК РФ и ускорить рассмотрение и разрешение дел указанной категории.

Ключевые слова: судебный иммунитет, юрис-дикционный иммунитет, иностранные государства, гражданский процесс, принцип взаимности.

DEBATABLE PROVISIONS OF CHAPTER 45.1 OF THE CODE OF CIVIL PROCEDURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

ENIKEEV Oleg Anatolievich

Candidate of Sciences (Law), Candidate of Sciences (Medicine), Assistant Professor of the Department of Civil Law and Procedure of the SEIHPE "Bashkir Academy of State Service and Administration under the Head of the Republic of Bashkortostan", Ufa, Russia. E-mail: enikeevo2013@yandex.ru

The article analyzes historical background of the principle of jurisdictional immunity of foreign states on the European and international level. Before the collapse of the Soviet Union, the country had the concept of absolute immunity. Considering development stages of the concept of jurisdictional immunity in Russia, the author also analyses the formation of the concept of relative (functional) immunity, which was the reason to adopt and enact chapter 45.1 of the Code of Civil Procedure of the Russian Federation (CCP RF). It is shown that this chapter contains a number of contradictions with the general part of CCP RF (redundancy of terms granted to a foreign state while examining and resolving cases with its participation). The author proposes to introduce into CCP RF the obligation of the Ministry of Foreign Affairs to give an opinion on this category of cases, because the judge alone can not determine the level of jurisdictional immunities of Russia in the foreign country and apply the principle of reciprocity. These changes will eliminate the duplication of certain provisions of chapter 45.1 of CCP RF with general part of CCP RF and expedite consideration and resolution of cases of this category.

Key words: judicial immunity, jurisdictional immunity, foreign states, civil procedure, principle of reciprocity.

Юрисдикционный иммунитет иностранных государств как принцип международного права в силу «par in parem non habet jurisdictionem» («равный над равными не имеет юрисдикции») (п. 1 ст. 2 Устава ООН) [34, с. 17] становится еще более актуальным в последние годы в связи с возрастанием числа исков к Российской Федерации за рубежом [13, с. 158; 9, с. 250; 19, с. 233].

В доктрине международного права обычно выделяют три вида юрисдикционного иммунитета: от предъявления иска (судебный иммунитет), от применения мер предварительной защиты права и обеспечения иска, от принудительного исполнения судебного решения [14,

c. 823; 20]. Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее ГПК РФ) [11, c.92] дополняет этот перечень иммунитетом иностранного государства от привлечения в качестве ответчика или третьего лица [15, с. 700]. Судебный иммунитет государства может быть конкретизирован следующим образом: 1) ни одно государство не может принудить иностранное государство быть ответчиком в национальных судах [18, с. 61]; 2) иностранное государство подсудно судам другого государства в случаях прямо выраженного согласия со стороны этого иностранного государства [7, с. 213-238]; 3) совершение одним государством на территории другого государства юридических действий (приобретение движимого или недвижимого имущества, осуществление торговых, кредитных и иных операций) не означает тем самым подсудность судам иностранного государства; 4) явно выраженное согласие одного государства на рассмотрение дела судом иностранного государства не является согласием в отношении предварительного обеспечения судебного решения [3, с. 750].

Впервые принцип юрисдикционного иммунитета был применен в 1968 году, когда иностранный суд признал незаконным арест трех испанских военных судов, которые были задержаны в связи с задолженностью испанского короля. Вместе с тем, с начала 70-х гг. прошлого века начала формироваться концепция ограниченного (функционального) иммунитета иностранных государств. Данная концепция устанавливает, что когда государство выполняет публичные функции, оно всегда имеет юрисдикционный иммунитет. В случае же занятия государством коммерческой деятельностью на территории другого государства - оно не обладает иммунитетом [4; 7, с. 216; 24, с. 156]. По мнению ряда авторов, развитие доктрины ограниченного иммунитета государств обусловлено прогрессивным вовлечением государств в гражданский оборот, получением кредитов и финансовой помощи от международных организаций и банков, и целым рядом других причин [1, с. 340; 35, с. 71].

Указанная теория была закреплена в Европейской конвенции о государственном иммунитете 1972 г. [30, с. 55] (РФ не ратифицирована [21, с. 69]), в законодательстве США (1976 г.), Великобритании (1978 г.), Австралии (1981 г.), Канады (1981 г.), Сингапура (1979 г.), ЮАР (1981 г.). На базе теории ограниченного иммунитета разработана Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности [22, с. 703;25; 38; 39; 40; 42]. Наряду с принципом ограниченного иммунитета в странах западного мира в ряде стран приняты законы запрещающие арест культурных ценностей во время их экспонирования в данных странах (Франция [5, с. 41-60; 41], США (в штатах Нью-Йорк и Техас), в четырех провинциях Канады, Австрии (Закон 1986 г.), Ирландии (Закон 1994 г.) [6, с. 256]).

Европейским Судом по правам человека по делу «Кордова против Италии» сформулирована позиция, согласно которой государство не может безоговорочно и бесконтрольно изъять из юрисдикции судов группу гражданских исков или освободить определенную категорию лиц от всякой ответственности, не проигнорировав при этом принцип верховенства права и п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [27]. По мнению Коноваловой Л.Г. «данная позиция с учетом обстоятельств конкретного дела распространяется, в том числе и на применение судебного иммунитета государств» [16, с. 15-24; 31, с. 314]. Основываясь на правовых позициях ЕСПЧ, теорию функционального иммунитета широко применяют суды Бельгии, Финляндии, Австрии, Италии, Германии [21, с. 70], Греции и иных государств Европейского союза. Более того принцип ограниченного иммунитета распространился и в законодательстве бывших республик СССР [20].

Ранее суды СССР придерживались концепции абсолютного иммунитета, судебный иммунитет государства понимался довольно широко, едва ли не безгранично. Например, все торговые морские суда СССР объявлялись находящимися под его судебным иммунитетом [24, с. 153; 17, с. 66]. В 1994 г. статья 124 Гражданского кодекса Российской Федерации [10] установила, что «Российская Федерация ... выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, . если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов». Процедура отказа от судебного иммунитета России в иностранных судах прямо

предусмотрена статьей 23 Федерального закона "О соглашениях в разделе продукции" [28; 15, с. 756, 32, с. 158].

Нешатаева Т.Н. в 2001 г. отмечала, что «современная судебная практика в РФ склоняется в сторону ограниченного иммунитета иностранного государства на основе принципа определения цели сделки - извлечения прибыли или выполнения публичной функции» [23, с. 91]. Еще до принятия действующего ГПК и АПК РФ факт обращения иностранного государства в суд или арбитражный суд в связи со спором по коммерческому контракту нашими высшими судебными инстанциями признавался свидетельством отказа от судебного иммунитета по этому контракту [12, с. 93].

В 2005 г. в Государственной Думе в первом чтении был принят законопроект "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности" [26; 15, с. 755; 8, с. 257]. К сожалению оставшиеся два чтения удалось пройти только к 3 ноября 2015 [29]. А в Гражданском процессуальном кодексе глава 45.1 «Производство по делам с участием иностранного государства», конкретизирующая порядок реализации вышеупомянутого закона, появилась лишь 29.12.2015. Далее мы обсудим спорные вопросы главы 45.1 ГПК РФ, затрудняющие реализацию принципа юрисдикционного иммунитета в гражданском процессе.

К спорным моментам рассмотрения и разрешения дел с участием иностранных государств можно отнести положения п.3 ст. 417.1 устанавливающего 9-месячный срок рассмотрения и разрешения указанной категории дел. Тогда как, общепринятый срок рассмотрения дел в судах первой инстанции согласно ст. 154 ГПК РФ составляет 2 месяца. Мы полагаем целесообразным указанный пункт либо полностью исключить из ГПК РФ, либо ограничить срок рассмотрения таких дел четырьмя месяцами, что соответствует максимальному сроку рассмотрения и разрешения дел Верховным Судом РФ в качестве суда надзорной инстанции согласно п. 2 ст. 391.6 ГПК РФ.

К избыточным положениям главы можно отнести положения п.4 ст. 417.3 ГПК РФ буквально дословно дублирующим положения статьи 54 ГПК РФ. Мы полагаем необходимым в п. 4 указанной статьи сохранить лишь положения о международных специальных процессуальных полномочиях представителей иностранных государств: 1) право представителя этого иностранного государства на отказ от судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска, иммунитета в отношении исполнения судебного решения.

Статья 417.6 ГПК РФ устанавливает порядок вручения судебного извещения иностранному государству посредством взаимодействия министерства юстиции и иностранных дел с указанным государством. Между тем до сих пор отсутствуют Приказы или письма указанных министерств, конкретизирующих порядок реализации данных вопросов в гражданском процессе России.

Вышеупомянутая статья 417.6 в пункте 3 устанавливает такой способ извещения иностранного государства как «дипломатическая нота». Между тем для процессуального законодательства эта новинка появилась в процессуальных кодексах только с 29.12.2015 как в гражданском так и в арбитражном процессуальном кодексе (АПК РФ) [2] в сходных главах. Процедурных механизмов оформления, фиксации и определения данного способа судебного извещения ни в одном из указанных нормативных актах не содержится, также как и в международных договорах Российской Федерации с иностранными государствами [33].

Интересным представляется срок извещения иностранного государства о дате предварительного судебного заседания или обычного судебного заседания, который п.6 ст. 417.6 определяется как 6 месяцев, что представляется нам крайне избыточным в эпоху интернета и развитого авиасообщения. Мы полагаем целесообразным сократить указанный срок до месяца.

Статья 417.7 ГПК РФ в пункте 5 устанавливает такое дополнительное основание для прекращения производства по делу как вывод суда о наличии у иностранного государства судебного иммунитета. Мы полагаем целесообразным положения указанного пункта перенести в статью 220 ГПК РФ «основания для прекращения производства по делу», что облегчило бы работу и понимание ГПК РФ правоприменителями.

Статья 417.8 ГПК РФ определяет порядок участия государственных органов в производстве по указанной категории дел. Между тем главным упущением данной статьи мы полагаем формулировку о том, что Министерство иностранных дел может предоставлять заключения о наличии или отсутствии юрисдикционных иммунитетов у России в иностранных государствах. Мы полагаем необходимым данное полномочие сделать обязанностью Министерства иностранных дел по указанной категории дел. Так как суды Российской Федерации не могут располагать информацией о юрисдикционных иммунитетах России за рубежом и соответственно о применимости принципа взаимности в каждом конкретном деле.

Спорными представляются и положения п.3 ст. 417.10 ГПК РФ в 8 раз увеличивающий общепринятый срок подачи заявления об отмене заочного решения суда при наличии в материалах дела данных о надлежащем извещении иностранного государства (ст. 237 ГПК РФ). Мы считаем возможным п.3 исключить из данной статьи ГПК РФ.

Пункт 1 ст. 417.11 ГПК РФ устанавливает невозможность наложения судебного штрафа на иностранное государство в гражданском процессе. Памятуя о поведении наших «партнеров» - иностранных государств хотя бы в Совете безопасности ООН, лишение суда права наложения судебного штрафа представляется преждевременным [36].

Анализ истории и современного состояния закрепления юрисдикционного иммунитета иностранных государств в процессуальном законодательстве России и изученный зарубежный опыт [37, с. 121] позволяют нам предложить к обсуждению потенциально спорные положения главы 45.1 ГПК РФ и, тем самым, ускорить рассмотрение и разрешение дел с участием иностранного государства.

Библиографические ссылки

1. Ануфриева Л.П. Международный гражданский процесс. М. : БЕК, 2001. Том 3.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 23.06.2016): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июня 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 июля 2002 г.: ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012.

3. Арбитражный процесс: учебник / А.В. Абсалямов, И.Г. Арсенов, Е.А. Виноградова и др.; отв. ред. В.В. Ярков. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Инфотропик Медиа, 2010.

4. Арсентьева Н.А. Правовое регулирование платных образовательных услуг в условиях модернизации системы образования // Международный академический вестник. 2015. № 4. С. 40-44.

5. Богуславский М.М. Иск Ирины Щукиной // Московский журнал международного права. 1994. № 2. С. 41-60.

6. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Норма, Инфра-М, 2012.

7. Богуславский М.М. Практика применения принципа иммунитета государств и проблема законодательного регулирования // Международное частное право: современная практика : сб. ст. / под ред.: М.М. Богуславский, А.Г. Светланов. М. : ТОН-Остожье, 2000.

8. Болдырев В.А. Юридические лица - несобственники в системе субъектов гражданского права: монография / под ред. В.А. Сысоева. Омск : Омская академия МВД России, 2010.

9. Государство и бизнес в системе правовых координат: монография / В.Р. Авхадеев, С.Б. Бальхаева, Ю.В. Боброва и др.; отв. ред. А.В. Габов. М. : ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 20 нояб. 1994 г. : ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 30 нояб. № 52-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

11. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 нояб. 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 23 окт. 2002 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 30 окт. 2002 г. : ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 14 нояб. № 139-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.

12. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2001 № 58 <Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов> // Хозяйство и право. 2001. № 4. С. 92-106.

13. Кайсин Д.В. Иммунитет государства и защита иностранных государственных капиталовложений в России // Закон. 2015. № 5. С. 158-163.

14. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.В. Абсалямов, Д.Б. Абушенко, И.Г. Арсенов и др.; под ред. В.В. Яркова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Ин-фотропик Медиа, 2011.

15. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Д.Б. Абушенко, А.М. Гребенцов, С.Л. Дегтярев и др.; под общ. ред. В.И. Нечаева. 3-е изд., перераб. и доп. М. : НОРМА, 2008.

16. Коновалова Л.Г. Иммунитет депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ // Российский юридический журнал. 2010. № 6. С. 15-24.

17. Лунц Л.А. Вопросы правового положения иностранцев и применения иностранных законов в Основах гражданского законодательства и Основах гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик // Новое в гражданском и гражданском процессуальном законодательстве Союза ССР и союзных республик. Труды научной сессии ВИЮН. М., 1962. С. 63-74.

18. Лунц Л.А. Международный гражданский процесс. М. : Юрид. лит., 1966.

19. Лыгин Н.Я., Ткачев В.Н. Международно-правовые стандарты и конституционная законность в российской судебной практике: научно-практическое пособие. М. : Статут, 2012.

20. Ляпина О.А., Колоколов А.В., Свечникова И.В., Кощеев С.А., Артемьев Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2012.

21. Международное гражданское процессуальное право : учебник / пер. с нем. Х. Шак. М. : БЕК, 2001.

22. Международное право = Volkerrecht / Вольфганг Граф Витцтум, М. Боте, Р. Дольцер и др. ; пер. с нем. Т. Бекназара, А. Насыровой, Н. Спица; науч. ред. Т.Ф. Яковлева; пред., сост. В. Бергманн. М. : Инфотро-пик Медиа, 2011. Серия "Германская юридическая литература: современный подход". Кн. 2.

23. Нешатаева Т.Н. Международный гражданский процесс. М. : Дело, 2001.

24. Нешатаева Т.Н. Решения Европейского суда по правам человека: новеллы и влияние на законодательство и правоприменительную практику: монография. М. : Норма, ИНФРА-М, 2013.

25. О подписании Конвенции Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 27 окт. 2006 г. № 1487-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 45. Ст. 4720.

26. О проекте Федерального закона № 127618-4 "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности" : Пост. Гос. Думы Федер. Собр. Рос. Федерации от 11 марта 2005 г. № 1590-IV ГД // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 12. Ст. 994.

27. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней : федер. закон Рос. Федерации от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 февр. 1998 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 13 марта 1998 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 14. Ст. 1514.

28. О соглашениях о разделе продукции : федер. закон Рос. Федерации от 30 дек. 1995 г. № 225-ФЗ (ред. от 29.06.2015) : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 6 дек. 1995 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 19 дек. 1995 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1. Ст. 18.

29. О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 3 нояб. 2015 г. № 297-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 23 окт. 2015 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 28 окт. 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 45. Ст. 6198.

30. Резолюция N (72) 2 Комитета министров Совета Европы <О Европейской конвенции об иммунитете государств (ETS N 74)> (Принята 18.01.1972 на 206-ом заседании представителей министров) // Международное частное право. Сборник документов. М. : БЕК, 1997.

31. Российский ежегодник Европейской конвенции по правам человека (Russian yearbook of the European convention on human rights) / Д.В. Афанасьев, М. Визентин, М.Е. Глазкова и др. М.: Статут, 2015. Вып. 1: Европейская конвенция: новые "старые" права.

32. Салиева Р.Н. Механизмы арбитража по условиям соглашений о разделе продукции и проблема иммунитета государства // Исполнительное производство: процессуальная природа и цивилистические основы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Д.Х. Валеев, М.Ю. Че-лышев. М. : Статут, 2009.

33. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики от 27.05.1994 (с изм. от 13.10.2014) "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" // Бюллетень международных договоров. 2003. № 5.

34. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами". Вып. XII. М., 1956. С. 14-47.

35. Хлестова И.О. Вопросы иммунитета государств в законодательстве и в договорной практике РФ // Проблемы международного частного права : сб. ст. / авт. кол. : О.Н. Садиков, А.И. Минаков, Е.Т. Усенко и др.; под ред. Н.И. Марышевой; Институт законодательного и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М. : Контракт, 2000.

36. Чуркин рассказал о странном поведении Пауэр на заседании Совбеза ООН // URL:https://russian.rt.com/article/321415-churkin-rasskazal-o-vyzyvayuschem-povedenii-pauer-na (дата обращения: 5.11.2016).

37. Шакирова М.Л., Биккулова А.М. Правовое регулирование установления происхождения детей при применении вспомогательных репродуктивных технологий: актуальные вопросы теории и практики // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2011. № 1. С. 117-125.

38. Denza. The 2005 UN Convention on State Immunity in Perspective, ICLQ 55 (2006) 395ff.

39. Dickinson. Status of Forces under the UN Convention on State Immunity, ICLQ 55 (2006) 427ff.

40. Hall. UN Convention on State Immunity - The Need for a Human Rights Protocol, ICLQ 55 (2006) 411ff; Gardiner. UN Convention on State Immunity, ICLQ 55 (2006) 407ff.

41. Loi N 94-679. 08.08.1994 // Journal Oficiel. 1994. N 184. Art 61.

42. Stewart. The UN Convention on Jurisdictional Immunities of States and Their Property, AJIL 99 (2005) 194.

References

1. Anufrieva L.P. Mezhdunarodnyj grazhdanskij process. (International civil process). Mоscow, BEK, 2001, Vol. 3.

2. Arbitrazhnyj processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii (Arbitration procedure code of the Russian Federation) ot 24 ijulja 2002 g. № 95-FZ (red. ot 23.06.2016). prinjat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 14 ijunja 2002 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 10 ijulja 2002 g. vvod. Feder. zakonom Ros. Federacii ot 24 ijulja 2002 g. № 96-FZ. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii, 2002, No 30, St. 3012.

3. Arbitrazhnyj process: uchebnik (Arbitration process: Textbook). A.V. Absaljamov, I.G. Arsenov, E.A. Vinogradova i dr.; otv. red. V.V. Jarkov. fourth ed., Moscow, Infotropik Media, 2010.

4. Arsent'eva N.A. Pravovoe regulirovanie platnyh obrazovatel'nyh uslug v uslovijah modernizacii sistemy obra-zovanija (Legal regulation of paid educational services in the conditions of modernization of the education system). Mezhdunarodnyj akademicheskij vestnik, 2015, No 4, pp. 40-44.

5. Boguslavskij M.M. Isk Iriny Shhukinoj (The Lawsuit of Irina Shchukina), Moskovskij zhurnal mezhdunarod-nogo prava, 1994, No 2, pp. 41-60.

6. Boguslavskij M.M. Kul'turnye cennosti v mezhdunarodnom oborote: pravovye aspekty (The cultural values of international transactions: legal aspects). 2 ed., Moscow, Norma, Infra-M, 2012.

7. Boguslavskij M.M. Praktika primenenija principa immuniteta gosudarstv i problema zakonodatel'nogo reguliro-vanija (The practice of application of the principle of state immunity and the problem of legislative regulation), Mezhdunarodnoe chastnoe pravo: sovremennaja praktika. Sbornik statej. Under edition Boguslavskij M.M., Svet-lanov A G. Moscow, TON - Ostozh'e, 2000.

8. Boldyrev V.A. Juridicheskie lica - nesobstvenniki v sisteme sub#ektov grazhdanskogo prava (Legal entities - owners in the system of subjects of civil law), Under edition V.A. Sysoeva, Omsk, Omskaja akademija MVD Rossii, 2010.

9. Gosudarstvo i biznes v sisteme pravovyh koordinat (Government and business in the system of legal coordinates). V.R. Avhadeev, S B. Balhaeva, Ju.V. Bobrova i dr.; chief editor A.V. Gabov, Moscow, IZiSP, INFRA-M, 2014.

10. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. Chast' pervaja (The Civil Code of the Russian Federation. Part one), ot 30 nojab. 1994 g. № 51-FZ (ed. ot 31.01.2016): prinjat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 okt. 1994 g.

odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 20 nojab. 1994 g. vvod. Feder. zakonom Ros. Federacii ot 30 nojab. № 52-FZ, Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii, 1994, No 32, St. 3301.

11. Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii (Civil Procedural Code of the Russian Federation), ot 14 nojab. 2002 g. № 138-FZ (ed. ot 30.12.2015) prinjat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 23 okt. 2002 g. odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 30 okt. 2002 g. vvod. Feder. zakonom Ros. Federacii ot 14 nojab. № 139-FZ, Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii, 2002, No 46, St. 4532.

12. Informacionnoe pis'mo Prezidiuma VAS RF ot 18.01.2001 № 58 <Obzor praktiki razreshenija arbitrazhnymi sudami sporov, svjazannyh s zashhitoj inostrannyh investorov> (Review of practice of permission of arbitration courts of the disputes connected with protection of foreign investors), Hozjajstvo i pravo. 2001, No 4, pp. 92-106.

13. Kajsin D.V. Immunitet gosudarstva i zashhita inostrannyh gosudarstvennyh kapitalovlozhenij v Rossii (State immunity and state protection of foreign investments in Russia), Zakon, 2015, No 5, pp. 158-163.

14. Kommentarij k Arbitrazhnomu processual'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) (The comment to the Arbitration procedural code of the Russian Federation (itemized)). A.V. Absaljamov, D.B. Abushenko, I.G. Arsenov etc. under ed. V.V. Jarkov. 3 ed.. Moscow, Infotropik Media, 2011.

15. Kommentarij k Grazhdanskomu processual'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) (The commentary to the Civil procedural code of the Russian Federation (itemized)). D.B. Abushenko, A.M. Grebencov, S.L. Degtjarev etc. under ed. V.I. Nechaev, 3 ed. Moscow, NORMA, 2008.

16. Konovalova L.G. Immunitet deputata zakonodatel'nogo (predstavitel'nogo) organa gosudarstvennoj vlasti sub#ekta RF (Immunity of the Deputy of legislative (representative) body of state power of a subject of the Russian Federation), Rossijskij juridicheskij zhurnal, 2010, No 6. pp. 15-24.

17. Lunc L.A. Voprosy pravovogo polozhenija inostrancev i primenenija inostrannyh zakonov v Osnovah gra-zhdanskogo zakonodatel'stva i Osnovah grazhdanskogo sudoproizvodstva Sojuza SSR i sojuznyh respublik (Issues of legal status of foreigners and use of foreign laws in the Fundamentals of civil legislation and civil procedure of the USSR and Union republics), Novoe v grazhdanskom i grazhdanskom processual'nom zakonodatel'stve Sojuza SSR i sojuznyh respublik. Trudy nauchnoj sessii VIJuN, Moscow, 1962, pp. 63-74.

18. Lunc L.A. Mezhdunarodnyj grazhdanskij process (International civil process), Moscow, Jurid. Lit, 1966.

19. Lygin N.Ja., Tkachev V.N. Mezhdunarodno-pravovye standarty i konstitucionnaja zakonnost' v rossijskoj sudebnoj praktike: nauchno-prakticheskoe posobie (International legal standards and constitutional legality in the Russian judicial practice: scientific and practical guide), Moscow, Statut, 2012.

20. Ljapina O.A., Kolokolov A.V., Svechnikova I.V., Koshheev S.A., Artem'ev E.V. Kommentarij k Feder-al'nomu zakonu ot 30 dekabrja 1995 g. N 225-FZ "O soglashenijah o razdele produkcii" (postatejnyj) (The commentary to the Federal law of 30 December 1995 No. 225-FZ "On agreements on production section" (itemized)), SPS Konsul'tantPljus, 2012.

21. Mezhdunarodnoe grazhdanskoe processual'noe pravo. Uchebnik (International civil procedural law. Tutorial), Perevod s nemeckogo. Shak H., Moscow, BEK, 2001.

22. Mezhdunarodnoe pravo (International law) = Volkerrecht. Vol'fgang Graf Vitctum, M. Bote, R. Dol'cer etc. per. s nem. T. Beknazara, A. Nasyrovoj, N. Spica; science editor T.F. Jakovleva; pred., sost. V. Bergmann, Moscow, Infotropik Media, 2011, Serija "Germanskaja juridicheskaja literatura: sovremennyj podhod", Vol. 2.

23. Neshataeva T.N. Mezhdunarodnyj grazhdanskij process (International civil process), Moscow, Delo, 2001.

24. Neshataeva T.N. Reshenija Evropejskogo suda po pravam cheloveka: novelly i vlijanie na zakonodatel'stvo i pravoprimenitel'nuju praktiku (The decisions of the European court of human rights: news and influence on legislation and law enforcement practice), Moscow, Norma, INFRA-M, 2013.

25. O podpisanii Konvencii Organizacii Ob#edinennyh Nacij o jurisdikcionnyh immunitetah gosudarstv i ih sobstvennosti (The signing of the Convention of United Nations on jurisdictional immunities of States and their property). rasporjazhenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 27 okt. 2006 g. № 1487-r. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii, 2006, No 45, St. 4720.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. O proekte Federal'nogo zakona № 127618-4 "O jurisdikcionnom immunitete inostrannogo gosudarstva i ego sobstvennosti" (Draft Federal law No. 127618-4 "On jurisdictional immunity of a foreign state and its property"), Post. Gos. Dumy Fed. Sobranija Ros. Federacii ot 11 marta 2005 g. № 1590-IV GD, Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii, 2005, No 12, St. 994.

27. O ratifikacii Konvencii o zashhite prav cheloveka i osnovnyh svobod i Protokolov k nej (On ratification of the Convention on the protection of human rights and fundamental freedoms and the Protocols thereto), feder. zakon Ros. Federacii ot 30 marta 1998 g. № 54-FZ. prinjat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 20 fevr. 1998 g.

odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 13 marta 1998 g, Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii, 1998, No 14, St. 1514.

28. O soglashenijah o razdele produkcii (On agreements on production section), feder. zakon Ros. Federacii ot 30 dek. 1995 g. № 225-FZ (ed. ot 29.06.2015). prinjat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 6 dek. 1995 g. odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 19 dek. 1995 g., Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii, 1996, No 1, St. 18.

29. O jurisdikcionnyh immunitetah inostrannogo gosudarstva i imushhestva inostrannogo gosudarstva v Rossijskoj Federacii (On jurisdictional immunities of a foreign state and the property of a foreign state in the Russian Federation), feder. zakon Ros. Federacii ot 3 nojab. 2015 g. № 297-FZ. prinjat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 23 okt. 2015 g. odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 28 okt. 2015 g. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii, 2015, No 45, St. 6198.

30. Rezoljucija N (72) 2 Komiteta ministrov Soveta Evropy <O Evropejskoj konvencii ob immunitete gosudarstv (Resolution N (72) 2 of the Committee of Ministers of the Council of Europe "On the European Convention on state immunity"), (Prinjata 18.01.1972 na 206-om zasedanii predstavitelej ministrov), Mezhdunarodnoe chastnoe pravo, Sbornik dokumentov, Moscow, BEK, 1997.

31. Rossijskij ezhegodnik Evropejskoj konvencii po pravam cheloveka (Russian yearbook of the European convention on human rights), D.V. Afanas'ev, M. Vizentin, M.E. Glazkova etc. Moscow, Statut, 2015, Vol. 1, Evrope-jskaja konvencija, novye "starye" prava.

32. Salieva R.N. Mehanizmy arbitrazha po uslovijam soglashenij o razdele produkcii i problema immuniteta gosudarstva (The arbitration mechanisms under the terms of agreements on production sharing and the problem of state immunity), Ispolnitel'noe proizvodstvo: processual'naja priroda i civilisticheskie osnovy: Sbornik materialov Vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chief editor D.H. Valeev, M.Ju. Chelyshev, Moscow, Statut, 2009.

33. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom Kitajskoj Narodnoj Respubliki ot 27.05.1994 (s izm. ot 13.10.2014) "Ob izbezhanii dvojnogo nalogooblozhenija i predotvrashhenii uklonenija ot nalogooblozhenija v otnoshenii nalogov na dohody" (Agreement between the Government of the Russian Federation and the government of the people's Republic of China from 27.05.1994 (Rev. from 13.10.2014) "On the avoidance of double taxation and prevention of fiscal evasion with respect to taxes on income"), Bjulleten' mezhdunarodnyh dogovorov, 2003, No 5.

34. Ustav Organizacii Ob#edinennyh Nacij (The Charter of the United Nations), (Prinjat v g. San-Francisko 26.06.1945). "Sbornik dejstvujushhih dogovorov, soglashenij i konvencij, zakljuchennyh SSSR s inostrannymi gosudarstvami", Vol. XII, Moscow, 1956, pp. 14-47.

35. Hlestova I.O. Voprosy immuniteta gosudarstv v zakonodatel'stve i v dogovornoj praktike RF (Questions of state immunity in legislation and in Treaty practice of the Russian Federation), Problemy mezhdunarodnogo chastnogo prava, Sbornik statej. Avt. kol. O. N. Sadikov, A. I. Minakov, E. T. Usenko etc. under ed. N. I. Maryshevoj, Institut zakonodatel'nogo i sravnitel'nogo pravovedenija pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii, Moscow, Kontrakt, 2000.

36. Churkin rasskazal o strannom povedenii Paujer na zasedanii Sovbeza OON (Churkin told about strange behaviour of Power on the UN security Council meeting). URL:https://russian.rt.com/article/321415-churkin-rasskazal-o-vyzyvayuschem-povedenii-pauer-na (5.11.2016)

37. Shakirova M.L., Bikkulova A.M. Pravovoe regulirovanie ustanovlenija proishozhdenija detej pri primenenii vspomogatel'nyh reproduktivnyh tehnologij : aktual'nye voprosy teorii i praktiki (Legal regulation of the establishment of origin of children in the application of assisted reproductive technologies: current issues of theory and practice), VestnikBIST (Bashkirskogo instituta social'nyh tehnologij), 2011, No 1. pp. 117-125.

38. Denza. The 2005 UN Convention on State Immunity in Perspective, ICLQ 55 (2006) 395ff.

39. Dickinson. Status of Forces under the UN Convention on State Immunity, ICLQ 55 (2006) 427ff.

40. Hall. UN Convention on State Immunity - The Need for a Human Rights Protocol, ICLQ 55 (2006) 411ff; Gardiner. UN Convention on State Immunity, ICLQ 55 (2006) 407ff.

41. Loi N 94-679. 08.08.1994, Journal Oficiel, 1994, No 184, Art 61.

42. Stewart. The UN Convention on Jurisdictional Immunities of States and Their Property, AJIL 99 (2005) 194.

Дата поступления: 5.10.2016 Received: 5.10.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.