Научная статья на тему 'Спорадическое появление осоеда Pernis apivorus в парках Москвы'

Спорадическое появление осоеда Pernis apivorus в парках Москвы Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
75
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Бельский Н.В.

Второе издание. Первая публикация: Бельский Н.В. 1959. Спорадическое появление осоеда в парках Москвы // Орнитология 2: 150-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спорадическое появление осоеда Pernis apivorus в парках Москвы»

Коренберг Э.И., Руденская А.В., Чернов Ю.И. 1972. Пищевые связи лесных птиц с

насекомыми в условиях южной тайги // Орнитология 10: 151-160. Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 2: 1-504. Марочкина Е.А. 2011. Трофические и пространственные отношения воробьиных птиц лесных биотопов Мещерской низменности // Поведение, экология и эволюция животных: монографии, статьи, сообщения. Рязань, 2: 377-533. Никифоров М.Е., Яминский Б.В., Шкляров Л.П. 1989. Птицы Белоруссии: Справочник-определитель гнёзд и яиц. Минск: 1-480. Покровская И.В. 1976. Об использовании в пищу водной фауны лесными воробьиными

птицами // Об использовании внутренних вод. Информ. бюл. 32: 40-43. Прокофьева И.В. 1963. Материалы по питанию зяблика в Ленинградской области //

Учён. зап. Ленингр. пед. ин-та им. Герцена 9 (230): 71-86. Прокофьева И.В. 1997. Роль животных кормов в питании семеноядных вьюрковых // Рус.

орнитол. журн. 6 (13): 3-9. Прокофьева И.В. 2008. Долгоносики Curculionidae в пище птиц // Рус. орнитол. журн. 17 (431): 1119-1124.

Резанов А.Г. 2004. Оценка качественного разнообразия кормового поведения зяблика

Fringilla coelebs // Рус. орнитол. журн. 13 (269): 727-748. Тарлецкая Р.Ю. 1980. Да вывучэння харчавання фонавых вщау вераб'шых птушак у

лясах Беларускага Палесся // Весщ АН БССР. Сер. бiял. нав. 3: 109-111. Ташлиев А.О., Кекилова А.Ф. 1964. Питание некоторых птиц окрестностей Ашхабада //

Изв. АН ТССР. Сер. биол. наук 4: 69-74. Федюшин А.В., Долбик М.С. 1967. Птицы Белоруссии. Минск: 1-520. Френкина Г.И. 1983. О питании взрослых птиц и их птенцов в гнездовой период // Влияние антропогенных факторов на структуру и функционирование экосистем. М.: 166-178.

Шемякина О.А. 2009. Трофические и пространственные связи птиц в естественных и антропогенных местообитаниях // Поведение, экология и эволюция животных: монографии, статьи, сообщения. Рязань, 1: 151-294.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1359: 4257-4261

Спорадическое появление осоеда Pernis apivorus в парках Москвы

Н.В.Бельский

Второе издание. Первая публикация в 1959*

Как известно, осоед Pernis apivorus распространён на гнездовье в широких пределах от северных границ таёжной зоны до южных районов европейской части СССР. В небольшом числе эти птицы останавливаются на гнездование в Московской и в смежных с ней областях. Однако численность их подвержена здесь значительным изменениям,

* Бельский Н.В. 1959. Спорадическое появление осоеда в парках Москвы //Орнитология 2: 150-152.

возможно, в связи с годовыми вариациями условий размножения в при -роде, в частности, с колебаниями кормовых ресурсов, необходимых для нормального гнездования этих специализированных по питанию хищ -ников. К местам размножения осоед прилетает сравнительно поздно — с конца апреля до первой половины мая — и рано, вскоре по окончании гнездового периода, направляется в обратный путь на зимовку в тропические леса Африки (Дементьев 1951). Свои перелёты осоед совершает, вероятно, сначала медленно, перемещаясь к югу с остановками для кормёжки, более или менее длительными в зависимости от наличия корма.

На территории окраинных парков Москвы осоед теперь не гнездится, хотя, быть может, он и останавливался здесь на гнездование в далёкие годы, когда большие лесные массивы вплотную примыкали к границам города. Литературных указаний об этом нет. В настоящее время, надо полагать, что не только гнездование, но и залёты осоеда в лесопарки Москвы — явления довольно редкие. Так, в течение ряда лет (1949-1958) наших наблюдений за птицами на территории Главного бо -танического сада и парка имени Дзержинского, на северной окраине Москвы, был отмечен только один случай появления осоедов. В результате наблюдений на той же территории в 1929-1935 годах осоед был отнесён к группе редко встречающихся залётных птиц (Кротов 1941).

В конце августа 1956 года в лесопарке Главного ботанического сада на участке разреженного смешанного леса нередко стали встречаться в почве разрытые гнёзда ос, напоминавшие следы кормёжки осоедов. Сами птицы были обнаружены позже сотрудниками Ботанического сада. Они встречались по две, иногда по три особи. Осоеды были очень доверчивы и близко подпускали человека. Это позволило садоводу Ф.В.Гусеву осторожно подойти к углубившейся в разрытую ямку птице и в момент кормёжки поймать осоеда руками.

В последующие дни число осоедов на территории Ботанического сада несколько увеличилось; они встречались чаще в разреженном лесу и в разных участках по окраинам сада. Так, по берегу прудов реки Каменки в последние дни августа и в начале сентября ежедневно появлялись то два, то три осоеда. Как раз в тех же местах садоводом Гусевым было обнаружено большое количество разорённых осиных гнёзд. Работники Ботанического сада ошибочно принимали этих птиц за вредных хищников, и один из них добыл осоеда для изготовления чучела. К сожалению, добытый экземпляр не был сохранён.

Автор впервые мог наблюдать осоедов на территории Ботанического сада только 16 сентября того же, 1956 года. В одном случае на окраине разреженного соснового леса (с примесью дуба) осоед поднялся с земли на близком расстоянии и сел на сосну в половине высоты дер ева. Окраска оперения птицы была хорошо заметна: общий тон сверху

коричневато-бурый, немного более светлый на хвосте. Тёмная поперечная полоса на конце рулевых хорошо выражена.

Через некоторое время поодаль был обнаружен второй осоед, более светлой окраски. Отчасти по доверчивости, а отчасти по тускло -окрашенному оперению этих птиц следует, скорее всего, отнести к молодым особям вывода данного года.

Во второй половине сентября осоеды встречались в Ботаническом саду реже. Самая поздняя встреча была отмечена 9 октября - осоед пролетел на небольшой высоте над окраиной сада в западном направлении. Характерно, что во всех случаях осоеды появлялись в разреженном участке лесопарка или в новых посадках, т.е. там, где между деревьями и кустарниками имеются свободные участки, занятые лугом -обычные местообитания гнездящихся в почве ос.

В связи с вышеописанным случаем спорадического появления осоеда на окраине Москвы следует затронуть некоторые общие вопросы, касающиеся биологии этого интересного хищника. Во -первых, следует отметить, что появление осоеда в 1956 году совпало с высокой степенью размножения и расселения разных видов ос, в первую очередь ос, гнездящихся в почве, и, следовательно, более доступных для этих хищ -ных птиц. Хотя специальных энтомологических наблюдений по этому вопросу у нас не имеется, по сообщению садовода Ф.В.Гусева, наблюдавшего осоедов, количество гнёзд ос в земле было в 1956 году наибольшим за все 12 лет его работы на данном участке сада.

Более объективными можно считать наши данные по видам ос, гнездящихся в дуплах и других закрытых местах. Часть из них поселяется в скворечниках. При систематическом контроле за заселением скворечников птицами на территории сада учитывались и гнёзда ос. Таким путём было установлено, что в 1949-1955 годах осы заселяли от 3 до 6% общего числа обследованных гнездовий. В 1956 году число скворечников, в которых поселились осы, возросло до 11%.

Добавим к этому, что в том же 1956 году, впервые за 9 лет нашей работы, от садоводов поступали жалобы, что шершни Уввра стаЪто из некоторых скворечников повреждают кору молодых побегов сирени. Следовательно, факт необычно сильного распространения ос в 1956 году можно считать несомненным.

Тем не менее, на основании приведённых данных едва ли можно признать наличие прямой зависимости между распространением ос и повышением численности осоедов. В общей форме можно предполагать возникновение природных условий, благоприятных как для размножения ос, так и для питающихся ими осоедов. Редкие случаи такого благоприятного совпадения в природе и объясняют, по -видимому, спорадичность повышения численности осоедов.

Следует остановиться далее на вопросе о возрасте залетевших на

окраину Москвы осоедов. Рано прилетавшие (вторая половина августа) и долго задерживавшиеся на кормёжке особи отличались, как уже ука -зывалось, неосторожностью и оперением тускловатого тона. Это, без сомнения, молодые птицы вывода того же года. Их налёт на территорию Ботанического сада ещё в августе может служить отчасти указанием на то, что место гнездования осоедов было расположено сравнительно недалеко. Как раз близ северной окраины Москвы находятся массивы «Лосиный остров» и Бескудниковский лес, в которых, возможно, и гнездились осоеды данной популяции.

Позже (в сентябре и отчасти в октябре) появлявшиеся в лесопарке Ботанического сада осоеды были заметно осторожнее. Они останавливались обычно ненадолго и отличались более светлым тоном оперения. С большой вероятностью этих птиц надо отнести к старым, уже размножавшимся особям. Возможно также, что места их гнездования на -ходятся в более северных районах, а их более поздние перемещения являются типичным пролётом на зимовку.

Наконец, следует высказать некоторые соображения о путях проникновения осоедов. Участок Ботанического сада в настоящее время с трёх сторон окружён крупными строениями жилых домов, служебных зданий ВДНХ и др. И с северной (четвертой) стороны за линией Окруж -ной железной дороги высятся жилые корпуса на значительной площади. Однако сравнительно узкая свободная полоса, связывающая зелёный массив Ботанического сада с лесом северных окрестностей стол и-цы, сохранилась. Это сады, огороды, питомники и декоративные посадки учебно -опытного хозяйства Тимирязевской сельскохозяйственной академии «Отрадное», вплотную примыкающего к Окружной железной дороге и к Ботаническому саду. Через этот участок, возможно, и осуществляется проникновение птиц, в том числе и редких видов, на территорию Главного ботанического сада, а затем и в парки по направ -лению к центру большого города. С закрытием этого пути для птиц жилыми кварталами следует ожидать резкого сокращения залётов многих видов птиц в парки столицы.

Поэтому надо признать весьма полезной планировку строительства новых кварталов на окраинах города, по крайней мере в некоторых случаях, не по окружности, а в радиальных направлениях, соответст -венно расположению имеющихся парков и садов. Как показывает описанный случай залёта осоеда в Ботанический сад, это обеспечило бы в известной мере дальнейшие возможности привлечения птиц в массивы зелёных насаждений Москвы.

Литер атур а

Дементьев Г.П. 1951. Отряд хищные птицы Аар^гев или ЕакотЮгшев // Птицы Советского Союза. М., 1: 70-341.

Кротов А. 1941. Фауна окрестностей Москвы. (Фауна Останкина) // Природа и соц. хоз-во 8, 2: 349-354.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1359: 4261

Краснозобая казарка Rufibrenta ruficollis в Приазовье

Н.С.Олейников, Б.А.Казаков, Ю.И.Решетников

Второе издание. Первая публикация в 1976*

Краснозобая казарка Rufibrenta ruficollis в Приазовье встречается нерегулярно и в небольшом числе. Это в полной мере можно отнести как к прошлому, так и к настоящему этого вида в Приазовье. С.Н.Ал -фераки (1877) указывает на случаи добычи этого вида в сентябре 1870 под Бердянском и Таганрогом, осенью 1875 под Азовом, 15 октября 1876 под Таганрогом. Кроме того, в коллекции Зоологического музея Московского университета есть экземпляры краснозобых казарок, добытых Корнелио в окрестностях Ростова 30 марта и 3 октября 1914.

Осенью казарки встречаются здесь в очень небольшом числе. Кроме того, одиночные птицы и стайки отмечены нами в стаях белолобых гусей Anser albifrons на Дону и Маныче. Их появление связано с массовым пролётом белолобых гусей, который происходит обычно в конце октября - начале ноября. Самые поздние встречи казарок зарегистрированы нами в Ахтарско-Гривенских плавнях 28 ноября 1962 и 5 декабря 1963.

Весной краснозобые казарки в Приазовье встречаются ещё реже. Поэтому сообщение В.И.Харченко и В.А.Миноранского (1965) вызывает недоумение: ими только за один день наблюдений в марте на косе Долгой (окрестности Ейска) учтено 1450 краснозобых казарок и белолобых гусей. Нами за довольно продолжительный период постоянных наблюдений (1960-1966 годы) в Ахтарско-Гривенских плавнях этот вид зарегистрирован дважды: 6 особей 17 марта 1962 и 13 - 22 марта 1964.

Литер атур а

Алфераки С.М. 1877. Заметки о некоторых редких птицах Таганрогского уезда // Журнал охоты 6, 2.

Харченко В.И., Миноранский В. А. 1965. О современном состоянии водоплавающей дичи в Восточном Приазовье // География ресурсов водоплавающих птиц в СССР. М., 1.

* Олейников Н.С., Казаков Б.А., Решетников Ю.И. 1976. Краснозобая казарка в Приазовье IIТр. Окского .заповедника 13: 49-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.